Примерное планирование внеклассного чтения 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Утробина Ольга Ивановна

В разработке представлен примерный план уроков внеклассного чтения по теме "Пермские писатели". Дополнительно представлены карточки по биографии пермских писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon perm.pisateli.zip37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное планирование по внеклассному чтению по разделу «Пермские писатели» 3 класс

ФИО писателя

Дата рождения

Произведения

Л. Давыдычев.

1927—1988

Как медведь кашу ел. Сказка. (1954)

Чужой чемодан. Сб. рассказов. (1959)

Мой знакомый воробей. Сказка. (1960)

Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника. (1961)

Лёлишна из третьего подъезда. Повесть. (1963)

Руки вверх! Или Враг № 1. Роман. (1969)

Эта милая Людмила. Роман. (1980)

Чумазый Федотик. Сб. рассказов. (1983)

О мышке с золотым хвостиком... Сказка (1960)

Капризный Вася и послушный пёс Атос. Рассказ.

Генерал Шито-Крыто.

Е. Пермяк

1902- 1982

Бумажный змей

рассказы

Е. Трутнева

1884-1959

Сборники стихов: «Подарок», «Снежный город», «Родина», «Победа», «Тропинка», «Грибы», «В родном краю», «Времена года», «У золотого колоса», «Мой календарь» , «Кукушонок», «Четыре художника», «Серебряные гвозди», «Золотой дождик», «Родные голоса» и др.

Л. Кузьмин

1928 — 2000

Капитан Коко и Зеленое Стеклышко, а также другие веселые истории : [стихи, повесть-сказка]

Повести-сказки

В. И. Воробьёв

1916 -1993

Сказки, «На одном коньке», «Капризка», «Капризка  -вождь ничевоков»

Д. Н. Мамина-Сибиряка

1852-1912

Аленушкины сказки

И.П.Христолюбова

1938

«Вася Кочкин, человек лет двенадцати»

« Загадочная личность» Колокольчики мои»  

« Топало»  

А. Л. Решетов

1937-2002

Зернышки спелых яблок : повесть

Стихи

О. К. Селянкин

1917-1995

Будни войны : повести и рассказы.

Есть так держать! : повесть –

Когда труба зовет : рассказы. –

На пути к Победе : повесть и рассказы.

В. Телегина

1945

Стихи

В. И. Радкевич

(1927-1987)

Стихи

В. Астафьев

1924-2001

 

"Капалуха"

"Васюткино озеро"

В.В.Бианки

(1894— 1959),

Рассказы Первая охота

Лесные домишки

Лис и мышонок

Чей нос лучше?

Хвосты

Сказки

Баталов В.Я.

1926-

Волк и гусь. Сказка

Край мой милый.

 На Иньве. Рассказ

Нехоженой тропой. Повесть

Паньковы пчелы. Сказка

А.П.Гайдар

1904-1941

Военная тайна

Голубая чашка

Четвертый блиндаж

Тимур и его команда

А.М.Домнин

1928-1982

Сказа о Кудым-Оше и Пере-охотнике

Молния на кочерге. Сказка

 Ночь в трубе. Сказка

 Почему чихали деревья. Сказка

Про рыбу, которая надулась. Сказка

Литературная гостиная.

Литература:

Литература Прикамья, хрестоматия для начальной школы

Интернетресурсы

Карточки. Биография пермских писателей.

Л. Давыдычев. Лев Иванович Давыдычев родился 1 января 1927 году в городе Соликамске. После окончания школы-семилетки, с 1941 по 1945 годы, учился в Пермском нефтяном техникуме. В годы войны юноша-студент проходил практику в геологической партии.  После окончания техникума около года был техником-оператором электроразведки на Краснокамском нефтепромысле. Но душа просила другого дела. И он уходит в журналистику, работает в газетах, Пермском книжном издательстве. Одновременно учится в Пермском университете на историко-филологическом факультете, который оканчивает в 1952 году.

Первый рассказ писателя был напечатан в газете «Звезда» в 1949 году. А после написания повести «Трудная любовь (1955) Давыдычев полностью посвятил себя писательскому труду. Вероятно, писатель обрел себя именно в творчестве для детей, где счастливо соединился его личностный темперамент – склонность к юмору, насмешливость, даже ехидство, въедливость, непримиримость к низости – с талантом писателя. В литературе для детей Давыдычев нашел собственную писательскую манеру, естественно проявив себя как личность.

На конкретных жизненных ситуациях писателем показано, как должен поступать маленький ответственный человек, настоящий мальчик, как давать отпор хулиганам, бороться с ленью, чтобы стать хорошим учеником. И хотя это были первые литературные опыты Давыдычева, детской аудиторией они воспринимались с благодарностью, потому что дети послевоенных лет не были избалованными и ценили внимание взрослого человека, который учил добру так ненавязчиво и увлекал детей желанием стать хорошими.

Дети нескольких поколений знают и любят книги Давыдычева. Они изданы большими тиражами на многих языках мира, по ним ставились спектакли, снимались кинофильмы.

Детское творчество писателя – это праздник смеха, веселья, юмора, праздник детства.

Назовите годы жизни писателя.

В каких учебных заведениях обучался?

Какие чувства вызывают произведения?

Чему учат детские произведения Л.Давыдычева?

Е. Пермяк Родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк.Отец Евгения Виссова, мелкий почтовый служащий, скончался от чахотки, когда сыну было три года. Матери было нелегко одной воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в Воткинске, в обществе бабушки, деда и тетки, сестры матери, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием.В Воткинске Женя учился в церковноприходской школе, прогимназии и гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и производственное обучение. Виссов освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Вполне возможно, что тогда юноша совсем не думал, что ему придется овладеть еще одним очень важным ремеслом - писательским. В Воткинске молодой человек взялся за перо. Его первые рабселькоровские заметки и стихи были подписаны псевдонимом "мастер Непряхин".В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре он переехал в Москву, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. В годы Великой Отечественной воины Пермяк вместе с московскими литераторами находился в Свердловске. В это время он очень подружился с Павлом Петровичем Бажовым, помогал ему руководить местной писательской организацией. Выходец из коренной уральской среды, Евгений Пермяк принес в литературу свой опыт, свою трудовую биографию, во многом определившую творческую самобытность писателя. Ему не нужно было выдумывать героев. Его книги населены живыми людьми, выхваченными из самой жизни. Они прошли через сердце писателя, наделены его радостями и болями. Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка "поет" живое народное слово.

Когда родился? Назовите его настоящую фамилию.

В окружении кого рос в детстве?

Какие ремесла освоил?

Что лежало в основе его рассказов? О чем его произведения?

Е. Трутнева Детская поэтесса. Точная дата рождения не известна, поскольку младенцем была подкинута к дому Федора Петровича и Юлии Егоровны Вишневских. В 1891 г. получила фамилию Вишневская и отчество Федоровна. В 1895 – 1904 гг. училась в Мариинской женской гимназии, которую окончила с золотой медалью. После окончания гимназии устроилась на работу в Управление Перм. железной дороги. В 1904 г. вышла замуж за Николая Николаевича Трутнева. В 1905 г. у четы родился сын (умер в 1920 г.). В 1908 – 1911 гг. работала в отделе статистики Перм. губернского земства, в 1911 – 1919 – секретарем педагогического совета и классной наставницей в Перм. женской гимназии им. И. С. Тургенева. В 1935 г. стихотворение Е. Ф. Трутневой было опубликовано в перм. газете «Звезда». Также в 1940 г. был издан первый сборник стихов «Подарок», и с этого же года она становится постоянной сотрудницей детского журнала «Мурзилка». В годы Великой Отечественной войны находилась на общественной работе – вела переписку с бойцами, ее стихи печатались во фронтовых газетах, а инсценировки ставились в частях. В 1942 г. ею были написаны две пьесы для кукольного театра «В тылу врага» и «Сказка», выпущенные одним спектаклем, в 1944 г. – «Снегуркина елка». Систематически писала сценарии, конферансы, частушки для гастролей театра. Ряд песен, написанных ею, был положен на музыку композиторами Фарди, Прицкером, Ковнером. Ее стихи переведены на др. языки, в частн., болгарский, чешский, словацкий, польский, казахский, украинский. Сборники ее стихов (более шести десятков, при жизни более 40) выходили не только в пермском, но и в издательствах др. городов страны и за рубежом, неоднократно в Москве. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» и почетными грамотами.

Какие трудности испытала в детстве?

В каком году опубликовано первое стихотворение?

Какую работу проводила в годы Великой Отечественной войны?

На каких языках печатались её стихи?

Какие награды имела?

Л. Кузьмин. Родился 6 января 1928 годя в селе Задорино Костромской области.

Первое его детское произведение называлось «Бармалей в Ленинграде» и представляло собой продолжение знаменитой сказки К. Чуковского. Писал его мальчик тайком, на чердаке, в толстой амбарной книге.

Потом война. Школу пришлось бросить в 14 лет и идти на курсы сельских механизаторов. Вместе с такими же юными сверстниками он работает на колхозных полях трактористом и комбайнером. И только после войны, в Ленинграде, Л. И. Кузьмин продолжил учебу. Эти четыре года в строительном техникуме, в городе на Неве, послевоенном, голодном, он считал лучшими, самыми солнечными годами своей жизни. Производственная практика была в Пушкине. Работал лепщиком. Помнит, как в опаленном войной Лицее, вдруг стало снова чисто и светло, как открылись комнатки Пушкина и его друзей, как восстановили зал, в котором Пушкин читал стихи Державину.   Студент техникума  решился опубликовать в местной газете (в Пушкине) свои первые стихи.

В 1963 году в Перми вышел первый поэтический сборник для взрослых «Апрель», а в 1964 году увидела свет первая детская книга – сборник стихов и сказок для самых маленьких читателей «Кто что умеет?». Следующая книга «Башмаки-простаки» (1967 г.) состоит из шести веселых и остроумных стихотворных сказок. В них живут смелые, дружелюбные, находчивые герои.

Пишет Лев Иванович много и, как всякий хороши писатель, имеет любимую тему и любимых героев. Действие в его рассказах и повестях происходит, как правило, в северных областях Средней России, а речь идет о немудрящей жизни мальчишек и девчонок, о событиях деревенской жизни. Многие страницы книг лиричны.

И во всех этих произведениях описывается средство от невзгод, которое он открыл для себя и с детства испытал – искать среди взрослых отзывчивых, надежных и сильных людей, потому что Детство – подготовка входа в длинную, сложную. Бывает, даже горькую жизнь.

Составьте вопросы к тексту?

В. И. Воробьёв Родился в Самаре 7 марта 1916 года. Учился в Пятигорском медицинском институте, но не закончил его из-за тяжёлой болезни. Во время Великой Отечественной Войны, в 1943 году Воробьёв ушёл добровольцем на фронт и служил в качестве солдата-артиллериста. Получив ранение, был демобилизован. За мужество, проявленное при участии в боевых действиях, был награждён орденом Красной Звезды,орденом Отечественной войны II степени и шестью медалями. После демобилизации работал в разных организациях и был внештатным корреспондентом Пятигорского радио. В 1949 году приехал в городПермь (носивший в то время название Молотов) и работал на строительстве Камской ГЭС. Был внештатным корреспондентом Молотовского областного радио и газеты «Звезда». В 1949 году был опубликован первый рассказ Воробьёва — «Первый урок», а в 1955 году — сборник рассказов для детей «Честное пионерское». В 1960 году была напечатана сказка «Капризка», впоследствие переработанная в повесть «Капризка — вождь ничевоков». В общей сложности при жизни писателя различными издательствами Москвы, Перми и Екатеринбурга была издано 28 его книг. По мнению писателя В. Богомолова, особое место в творчестве Воробьёва занимает последняя книга «Такое кино» — сборник рассказов о его детстве. Скончался Владимир Иванович Воробьёв 23 января 1992 года.

Когда родился?

Как проявил себя в годы Великой Отечественной войны? Какие награды получил?

Какое произведение наиболее известное?

6 ноября – 160 лет со дня рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка (1852-1912) Родился в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище (1866—1868) и в Пермской духовной семинарии (до 1872, полный курс семинарии не окончил). В 1872году поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужден оставить университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулёз).

Летом 1877 вернулся на Урал к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр Екатеринбург, где Дмитрий Наркисович женился на Марии Алексеевой, ставшей для него не только женой и другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы будущий писатель совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.

С начала 1880-х занимался литературным трудом, неоднократно выезжал в Санкт-Петербург.

В 1890 развёлся с первой женой и женился на артистке Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. Через год Абрамова умерла, оставив больную дочь Аленушку на руках потрясенного этой смертью отца.

Умер от обострения туберкулёза 15 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.

Когда родился?

В каких направлениях пытался получить образование?

Кто помогал ему в литературном развитии?

Кому посвящал сказки?

Христолюбова Ирина Петровна (род. 25.10.1938, с. Пижанка Кировской обл.), прозаик, детская писательница.

Родители, выходцы из крестьянской семьи Яранского уезда, были служащими. Отец погиб в 1941 г.

В 1956 г. окончила Пижанскую среднюю школу. После ликвидации Пижанского района переехала в Пермскую область. Работала в районной газете в селе Сива, затем в межрайонной газете "Северная звезда" в Соликамске. С 1963 г. живет в Перми. Заочно окончила филологический факультет Пермского государственного университета.

В Перми первое время работала корректором в газете "Звезда".

В 1964 г. была принята литературным сотрудником в областную молодежную газету "Молодая гвардия". Некоторое время работала литературным сотрудником газеты "Звезда", методистом в областной детской станции туризма. В 1971-1973 гг. редактор главной редакции кинопроизводства Пермской студии телевидения. Писала сценарии документальных и мультипликационных фильмов.

С 1978 г. сотрудничает с газетой "Звезда" как журналист.

Публиковаться начала с 1957 г. в Пижанской paйонной газете. Но серьезная литературная работа началась в Перми.

Назовите ее трудовую деятельность.

А. Л. Решетов (1937-2002) Алексей Леонидович [3.4.1937, Хабаровск — 29.11.2002, Екатеринбург; похоронен в г.Березники Пермской области] — поэт.

 Родился в семье ярко заявившего о себе на Дальнем Востоке журналиста, расстрелянного через год после рождения поэта. Отлученный и от матери Решетов воспитывался у бабушки. «Может быть, поэзия от Пушкина до Петра Комарова, — признавался он позднее,— и стала мне родной благодаря бабе Оле...» О своем военном детстве Решетов рассказал в автобиографической повести «Зернышки спелых яблок» (Пермь, 1963). Воссоединение с матерью произошло только в 1945. Спустя 2 года семья оказалась в г.Березники Пермской обл. Здесь после семилетки Решетов поступил в горно-механический техникум, по окончании которого стал работать на соледобыче.

 Начальные литературные опыты Решетов связаны с прозой — в 1953 пермская молодежная газета напечатала его первый рассказ. С 1956 наряду с рассказами в местной периодике стали публиковаться и его стихи. В 1960 Пермское книжное издательство выпустило дебютную книгу стихов Решетова — «Нежность».  

Решетов имел звание заслуженного работника культуры Российской Федерации (1994), был лауреатом премий Пермской обл. в сфере культуры и искусства (1995), премии журнала «Урал» (1998), премии губернатора Свердловской обл. (2002). В г.Березники, где, начиная с 1999, ежегодно проводится открытый фестиваль литературного творчества «Решетовские чтения», одной из площадей в 2002 присвоено имя Решетова — почетного гражданина города.

Назовите автобиографическую повесть?

Какие награды заслужил?

О. К. Селянкин (1917-1995) Родился в Тюмени, с 1929 жил в г. Чусовом Пермской области. В марте 1941 окончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе (г. Ленинград) по классу подводного плавания. С первых дней Великой Отечественной войны – на фронте в должности командира морских пехотинцев. Участвовал в боях за оборону Ленинграда: командовал ротой под Нарвой и Кингисеппом. В декабре сорок первого был переведен в Волжскую флотилию, где прослужил почти год. Участвовал в битве за Сталинград, воевал на Дону во главе отряда матросов-подрывников, был командиром дивизиона катеров-тральщиков, служил на Онеге. В марте 1944 года назначен командиром дивизиона Днепровской флотилии.  Участвовал в боевых операциях на реках Березине и Припяти, позднее – в Польше. Войну закончил в Германии в звании капитана-лейтенанта. Был четырежды ранен.

 С 1946 года Селянкин живет в Перми, преподает навигацию в Пермском речном училище. В Перми началась его литературная биография. Первый рассказ «Из дневника морского пехотинца» появился в альманахе «Прикамье» в 1948 году, первая книга – сборник рассказов «Друзья-однополчане» – в 1951. Селянкин-писатель остался верен памяти своей военной юности. Из тридцати трех книг, написанных им, тридцать – о Великой Отечественной, о замечательных людях, с которыми довелось встретиться на дорогах войны. Особенно широкую известность получили его романы «Вперед, гвардия!», «Стояли насмерть», «Быть половодью», «Перед расплатой», повесть для юношества «Есть так держать!», последняя книга писателя «Когда смерть рядом».

 Писательское творчество – лишь одна из сторон деятельности Селянкина. С 1955 г. он занимается литературно-организаторской работой: является редактором художественной литературы в Молотовском книжном издательстве, с 1966 г. работает редактором литературно-драматического вещания Пермского комитета по радио и телевидению. Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красного Знамени, «Знак Почета», Дружбы народов, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина».

 Умер 22 сентября 1995 г.

 В 2002 году в Перми на здании вечерней школы № 2 по ул. Александра Матросова, 13 установлена мемориальная доска с надписью: «В этом здании (бывшем речном училище) с 1946 г. по 1953 г. заведовал кафедрой военно-морской подготовки писатель-фронтовик Селянкин Олег Константинович (1917–1995 гг.)».

В. И. Радкевича (1927-1987) Владимир Ильич Радкевич родился в г. Белом Смоленской области в семье учителей. В 1929 году семья переехала в Ржев, где Владимир учился в школе. В 1941 году он вместе с матерью был эвакуирован в с. Шарап Башкирской АССР, где закончил среднюю школу. В годы войны, как и все его сверстники, Владимир Радкевич учился понимать главные ценности жизни – цену мужеству и горю, цену человеческой доброты, цену хлеба, наконец. И это понимание станет потом основой его поэтического мировоззрения и его жизненной позиции.

    В 1943 Радкевич переехал в Пермь и поступил на историко-филологический факультет Пермского университета. После окончания университета, до июня 1951 года, Радкевич работал инспектором Пермского областного отдела культуры, затем корреспондентом областного радио. С 1955 по 1957 - он литсотрудник многотиражной газеты «Лесник Прикамья», а в 1958г. – областной молодежной газеты «Молодая гвардия». Еще, будучи студентом университета, В. Радкевич начал печататься в пермских областных газетах. Первые его стихи опубликованы в 1947г..А в 1951 году появилась первый сборник стихов В. Радкевича с символичным названием «В добрый путь», изданный Пермским книжным издательством.

Печатался Радкевич и в московских журналах. Стихи из сборника «Над Камой» были переведены на китайский язык и передавались по пекинскому радио. В 50-е годы вышли сборники: «Разговор о счастье» (1955), «Просека к солнцу» (1958). В 1959 году Радкевич был принят в Союз писателей СССР. В 1964 году выходит новый сборник его стихов «Под звездами», в 1968г. - «Уральская Лирика», в 1972г.- «Камский мост», в 1977- «Избранное».

В каком литературном жанре проявил себя?

Его основная тема стихов?

На каких языках печатались его произведения?

В. Телегина Родилась в маленьком железнодорожном поселке, куда в начале Великой Отечественной войны из Саратовской области была эвакуирована семья. Отец работал на железной дороге. Мать была домохозяйкой, растила детей (а их было девять человек), обихаживала дом.

Жили в бедности, в деревянном бараке, где не было ни электричества, ни водопровода; печи топили углем, а уроки учили при керосиновой лампе. Валентина была вторым ребенком в семье. Из-зa тяжелой болезни до десяти лет лечилась в больницах и санаториях.

В 1963 г. окончила школу и уехала в Республику Коми, работала экспедитором, секретарем в республиканском Верховном суде, затем переведена на должность нотариуса в Воркуту. Далее работала архивариусом в народном суде Воркуты, техником в РКРМ-6 (район кабельных и радиорелейных магистралей).

В 1967 г. участвовала в работе семинара молодых писателей в Казани, где московский поэт Алексей Смольников убедил поступить в Литературный институт имени А. М. Горького (1967-1972). Руководителем поэтического семинара был известный поэт Лев Ошанин, автор текстов знаменитых песен "Эх, дороги", "Течет река Волга", "Гимн демократической молодежи", "Песня о тревожной молодости" и множества других. Здесь судьба подарила встречу с Николаем Рубцовым, стихикоторого стали впоследствии для Телегиной "живой водой". В то же самое время входили в поэтическую силу студенты Литературного института Юрий Кузнецов, Борис Примеров, Сергей Чухин, - они высоко подняли планку русской лирики, и нужно было дотянуться до ихвысоты.

Первые стихотворные опыты опубликованы в школьной стенгазете. В тринадцать лет напечатала первое стихотворение в казахстанской газете "Дружные ребята".

С 1972 г. живет в Перми. Работала литературным сотрудником в газетах "Звезда" и "Большая Кама".

Награждена многочисленными Почетными грамотами и медалью в честь 100-летия со дня рождения Георгия Жукова.

В. Астафьев Русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).  В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража, 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.

 В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская.

Умер Астафьев в с.Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.

В каких учебных заведениях обучался?

Как проявил в годы Великой Отечественной войны?

Основные темы его произведений?

Виталий Бианки родился в 1894 году. С природой его познакомил отец. Он брал сына с собой на охоту и на прогулки. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверюшку. Научил его узнавать птиц по полёту, зверя – по следу и – самое главное – научил сына записывать свои наблюдения. К двадцати семи годам жизни у Виталия Валентиновича Бианки накопились целые тома дневников. И опять, как в детстве, ему захотелось найти то волшебное слово, которое заставило бы ожить всех этих птиц и зверей.

 Таким словом и стало художественное слово рассказчика писателя.

 Первая В. В. Бианки для детей – «Лесные домишки» – вышла в 1923 году. За двадцать пять лет своей литературной работы Бианки написал около двухсот сказок, рассказов, повестей. Юным читателям хорошо известны его сборники: «Сказки», «Лесная газета», «По следам», «Где раки зимуют», «Рассказы об охоте», «Последний выстрел» и многие другие.

  Гайдар Аркадий Петрович родился 9 января 1904 года в семье учителя во Льгове. Свое детство он провел в Арзамасе. Аркадий Петрович окончил пехотные курсы, а когда началась первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули. Позже, в четырнадцать лет, он встретился с большевиками и в 1918 пошел добровольцем в Красную армию. Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. Ему пришлось воевать и на Украине, и на польском фронте, и на Кавказе. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом. Со времен гражданской войны Аркадий Петрович отличался жестокостью, страдал запоями, часто его мучили кошмары. Его детская психика не выдержала жестокостей Гражданской войны.

    В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни после ранения и контузии. Он начал писать книги. В этом деле его помощниками стали К.Федин, М.Слонимский и С.Семенов, которые разбирали с ним каждую строчку, критиковали его и объясняли основы литературного мастерства.

    Осенью 1932 года Гайдар решил поселиться в Москве. В те времена он был еще мало известен и небогат. Но его произведения уже начинали публиковаться в Москве и вскоре принесли ему широкую известность и славу. В середине 30-х он женился во второй раз, от первого брака у него уже был сын Тимур, он также удочерил дочь своей второй жены Женю. Именами своих детей Гайдар назвал главных героев книги «Тимур и его команда», вышедшей в 1940 году. В 30-е годы были опубликованы многие из его самых известных произведений, такие как: «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Дым в лесу», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика».

    Во время второй мировой войны Гайдар отправился на фронт военным корреспондентом. Он много ездил по стране, встречался со многими людьми, вел насыщенную жизнь. Свои книги он писал на ходу, в поездах, в дороге. Твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в тетрадях.

    Однажды его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами.

    Лучшими своими сочинениями он считал повести "P.B.C." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж" и "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940). Многие книги Гайдара стали неотъемлемой частью школьной программы, они были переведены для читателей других стран, а по некоторым из них даже снимались художественные фильмы для детей.

А. Домнин Родился в Пензе в 1928 году. С 1934 года жил в Перми. В 1946 году окончил школу, а в 1951 году — историко-философский факультет Пермского государственного университета. После окончания университета работал в редакциях газет, в книжном издательстве и на радио. Автор ряда поэтических сборников, произведений для детей. Член СП СССР (1967). Архив Домнина хранится в собрании С. С. Воинова.С 1949 года издан ряд его книг, среди которых наиболее известные:

Дикарь. — Пермь, 1959 год;

Матушка-Русь. — Пермь, 1960 год;

Поход на Югру. — Пермь, 1964 год.

Также А. М. Домнин известен как переводчик произведений коми-пермяцких авторов и коми-пермяцких легенд, в частности, «Сказа о Кудым-Оше и Пере-охотнике».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по внеклассному чтению, 2 класс.

Календарное планирование уроков внеклассного чтения....

Примерное тематическое планирование уроков чтения в период обучения грамоте.

Тематическое планирование уроков литературного чтения в соответствии с ФГОС. 1 класс. УМК "Гармония"...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

Планирование для 1 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...

Планирование для 2 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...

Примерный план урока-викторины по внеклассному чтению по сказкам Андерсена

Содержит примерный план урока внеклассного чтения по сказкам Г.Х. Андерсена....

Отчет об апробации Примерной программы внеклассных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-4 классов "Дорожная азбука"

В отчете представлена информация о целях и задачах программы "Дорожная азбука", указаны какие мероприятия проведены по выполнению данной программы....