Примерный план урока-викторины по внеклассному чтению по сказкам Андерсена
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Содержит примерный план урока внеклассного чтения по сказкам Г.Х. Андерсена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon andersen1.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

Описание материала: Почти все поколения воспитывались на сказках великого датского писателя Ганса Христиана Андерсена, сопереживая его героям и веря в победу добра над злом. Предлагаю примерный план урока внеклассного чтения по сказкам Г.Х. Андерсена.

Тема: Сказки Ганса Христиана Андерсена

Цели урока: ознакомить с биографией, творчеством Андерсена; расширить познания детей о писателе Г. Х.Андерсене, привить любовь к его творчеству

Оборудование: выставка книг со сказками Андерсена; рисунки детей,  карточки для литературной игры; иллюстрации, портрет Г.Х. Андерсена.

Задачи: Научить понимать занимательность сюжетов сказок писателя, изюминка его языка. На произведениях Андерсена показать, что добро постоянно побеждает зло, воспитывать у детей чувство сострадания к слабеньким и беззащитным. Развивать эстетический вкус. Сформировать устойчивый энтузиазм к чтению.

Ход мероприятия: Ребята! В 2015 году исполняется 210 лет со дня рождения великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена

Г. X. Андерсен родился в городе Оденсе в Дании. Он жил в бедной семье, мать его была прачкой, отец - сапожником.

В детстве он слышал истории и сказки отца и старушек-соседок. Он по своему переделывал эти сказки, придумывал новые необычайные приключения героям сказок и... рассказывал свои сказки старому коту по имени Карл.

Однажды он увидел спектакль гастролирующего театра и полюбил театр на всю жизнь. С детства он писал стихи, пел, танцевал, шил кукол и наряды для них в своем маленьком домашнем театре.

В 14 лет, после смерти отца, он уезжает в Копенгаген. Андерсен много работал, чтобы свести концы с концами. Но сочинять продолжал. И его юношеские сказки уже публикуются в печати.

Русский писатель К. Паустовский отмечает в Андерсене удивительное умение увидеть прекрасное в обычных окружающих нас предметах.

Как и другие сказочники, Андерсен многие сюжеты для своих сказок брал из народных, но фантазия его любую обыденную вещь в сказке делала волшебной, удивительной.

Сказки писателя сделали его любимцем народа еще при жизни. А сегодня имя этого писателя известно во многих странах мира. По сюжетам его сказок снимаются художественные и мультипликационные фильмы, ставятся спектакли.

В честь его дня рождения - 2 апреля - проводится Международный
день детской книги. В 1958г. учреждена Международная Золотая медаль
Г.Х. Андерсена, которая присуждается лучшему современному автору раз в
два года.        

Сказки Андерсена знакомы нам с раннего детства. Волшебное царство превращается у Андерсена в понятный, знакомый нам мир. Действительность и волшебство переплетаются в сказках самым расчудесным образом. Сказки писателя (всего 168) переведены наиболее чем на 100 языков мира, почти все их них экранизированы. Давайте с вами вспомним эти сказки. (Просмотр отрывков из кинофильмов и рисунков детей)

Вспомнили? А сейчас проведём викторину по сказкам писателя:

1 тур (общие вопросы)

- Какое слово в ряде слов лишнее?

Зачин, присказка, волшебные предметы, рифма, троекратный повтор.

Пушкин, Ершов, Барто, Линдгрен, Перро.

Дюймовочка, Русалочка, Герда, Василиса Прекрасная, Элиза.

- Какие слова остались?

- Что их объединяет? (Это все относится к сказкам.)

Из сказок какого писателя сказочные герои в последней строке?

2 тур (общие вопросы)

 «Огниво»

- Назовите главных героев сказки. (Солдат, ведьма, три собаки, принцесса.)

- Какие сказочные предметы есть в сказке? (Огниво, волшебное подземелье.)

- Назовите сказочных персонажей. (Ведьма, три собаки)

«Русалочка»

- Какими волшебными событиями встречаются в сказке? (Сказочный подводный мир. Ведьма дала Русалочке ноги в обмен на голос. Русалочка превратилась в пену, потому что не захотела убивать принца.)

- О чем же эта сказка? Какие темы она затрагивает? (Это сказка о любви, верности, самопожертвовании.)

- Русалочка погибла. Значит в этой сказке побеждает зло? (Нет, она приобрела бессмертную душу, превратилась в Дочь воздуха, потому что ее полюбил человек.)

«Дикие лебеди»

– Где и с кем происходят события, описанные в сказке?

– Как изменилась чудесная жизнь во дворце и почему?

– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей)

– А что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви)

– Что же происходит дальше?

 - Почему злая колдунья  невзлюбила принцев, наговорила королю, что он не захотел их больше видеть?

– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)

– Мы сказали, что мачеха – чёрная душа, доказали это на примере того, как она расправилась безжалостно с принцами.

– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья? (Так же как и братья Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, безобразной, и сердце её не стало злым.
И прикоснувшись к этой теплоте и доброте, три холодные жабы превратились в три красных мака.)

3 тур. Командная игра.

А теперь разделимся на три команды. Каждая получит вопросы. В течение некоторого времени команда готовится, затем отвечает на вопросы. За правильный ответ 1 балл. В том случае, когда команда не знает ответ на вопрос, соперники могут ответить и получить дополнительный балл.

Вопросы по сказке Г.Х.Андерсена «Огниво».

  1. Что обещала ведьма солдату? (Денег.)
  2. Какие глаза были у 1 собаки? (Словно 2 чайных блюдца.)
  3. Какие глаза были у 2 собаки? (Мельничные колёса.)
  4. Какие глаза были у 3 собаки? (С башню.)
  5. Какие деньги были в 1, 2. 3 сундуках? (Медь, серебро, золото.)
  6. Что просила ведьма? (Старое огниво.)
  7. Как можно справиться с собаками? (Посадить на клетчатый передник.)
  8. Кем стал солдат? (Барином.)
  9. Кого хотел увидеть солдат? (Повидать принцессу.)
  10. Сколько денег осталось у солдата? (2 денежки, обеднел.)
  11. Почему солдат вспомнил про огниво? (Не было денег на свечку, думал высечь огонь.)
  12. Что принесла 1 собака? (Мешок медных денег.)
  13. Какой 2 приказ дал солдат собаке? (Принести принцессу.)
  14. Как старуха фрейлина узнала про солдата? (Надела непромокаемые сапоги и пустилась вдогонку.)
  15. Как отметила старуха дом солдата? (Крест мелом.)
  16. В чём хитрость королевы? (Мешочек с крупой на спину принцессе.)
  17. Кто принёс огниво солдату в тюрьму? (Мальчик.)
  18. Кто спас солдата? (3 собаки.)
  19. Как радовались собаки? (Плясали перед каретой и кричали «ура».)
  20. Сколько времени длился пир? (Неделю.)
  21. Где сидели 3 собаки? (За столом, ели, пили и вертели громадными глазами.)

Вопросы по сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди».

  1. Сколько детей было у короля? (11 сыновей и 1 дочь Элиза.)
  2. Что случилось в семье короля? (Умерла мать и король женился на мачехе.)
  3. Что задумала злая мачеха? (Избавиться от Элизы.)
  4. Что она сделала? (Отправила её в деревню к чужим людям.)
  5. Что она сделала с принцами? (Хотела превратить в воронов.)
  6. Удалось ли ей довести своё злое дело? (Нет, они превратились в красивых диких лебедей.)
  7. Какие игрушки были у Элизы? (1 листок от дерева.)
  8. Кто помогал королеве? (3 жабы.)
  9. Что сделала королева во 2 раз? (Натёрла Элизу соком грецкого ореха, она стала чёрной.)
  10. Почему за книгу Элизы отдано полкоролевства? (Картинки были живые.)
  11. Что сделала Элиза в лесу? (Смыла в ручье черноту.)
  12. Кого встретила она у моря? (11 лебедей с коронами на головах.)
  13. Где живут братья? (За морем.)
  14. Как братья решили перенести Элизу через море? (Плели сетку из ивовой коры и тростника.)
  15. Кто рассказал Элизе как расколдовать братьев? (Фея Фата – Моргана.)
  16. Какое растение должна нарвать Элиза? (Крапиву.)
  17. Условие феи? (Не разговаривать, пока работает.)
  18. Сколько рубашек успела сплести? (6.)
  19. Кто помогал плести последнюю рубашку? (Мыши, дрозд.)
  20. Кому не успела доплести рубашку? (Младшему брату левый рукав, осталось крыло.)
  21. Что появилось на месте костра? (Куст красных роз.)

Вопросы по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

1. Где живёт Русалочка (в подводном царстве)

2. Какой она была? (Тихой, задумчивой)

3.Сколько сестер было у Русалочки? (5)

4. Кем был отец Русалочки? морским царем

5. Из чего сделаны окна во дворце морского царя в сказке «Русалочка»: из янтаря

6. Что больше всего любила делать Русалочка? слушать рассказы бабушки о людях, кораблях и животных

7. Время суток, когда русалки не спали (ночь)

8. В каком возрасте русалкам позволялось всплывать на поверхность моря, сидеть в лунном свете на скалах и смотреть на плывущие мимо корабли, на леса и города? ) в 15 лет

9. Кого встретила Русалочка, когда подошла ее очередь подняться на поверхность моря? принца на трехмачтовом корабле

10. Что сделала Русалочка, когда началась буря, и корабль был разбит бушующими волнами? бросилась к юному принцу и вытащила его на берег

11. Почему Русалочка спасает принца? Какими чертами характера обладает Русалочка (смелость, доброта)

12. Что ответила бабушка Русалочки на ее вопрос: может ли она пожить среди людей? сможет, если кто-нибудь из людей полюбит Русалочку так, что она станет ему дороже отца и матери, женится на ней и поклянется в вечной верности

13. К кому решила обратиться Русалочка, чтобы получить вместо рыбьего хвоста две человеческие ноги? к морской ведьме

14. Что потребовала морская ведьма за то, что она поможет Русалочке принять облик человека? ее чудный голос

15. Почему принц не женился на Русалочке? потому что он влюбился в принцессу соседнего королевства

16. Почему она выдерживает и душевную и физическую боль. Какие здесь проявляются черты (мужественная, любит принца терпеливая)

17. Могла ли Русалочка спастись? Что для этого она должна была сделать.

Какое решение она приняла?

18. А кто пытается помочь Русалочке не погибнуть? (сестры).

19 .Когда русалочка может обрести бессмертную душу? (когда её полюбит человек)

20 . Что отдали Ведьме сестры Русалочки? (Волосы)

21. Что случилось, когда Русалочка поняла, что принц не любит ее так, чтобы сделать ее своей женой? она превратилась в морскую пену

Тур «Кроссворд»

А теперь вспомним сказки, которые мы с вами читали и попробуем отгадать кроссворд.

Отгадай все слова по горизонтали, и ты узнаешь, в каком детском журнале в 19 веке были опубликованы сказки Андерсена для детей России.

По горизонтали:

1. Как звали сестру одиннадцати принцев-лебедей? 2. Какое волшебное средство нашел солдат в дупле старого дерева? 3. Как звали подругу Кая? 4. Какие цветы любили Кай и Герда? 5. Кто помог Русалочке получить ножки вместо рыбьего хвоста? 6. Кто смастерил злое зеркало, осколок которого попал Каю в сердце? 7. Какое слово должен был составить из льдинок Кай? 8. За кого мышь должна была выдать Дюймовочку? 9. Что подарила фея Счастья людям?

По вертикали: 1. Журнал, в котором были опубликованы сказки Андерсена для детей России в 19 веке. («Звездочка»)

 (Ответы. По горизонтали: 1. Элиза. 2. Огниво. 3. Герда. 4. Розы. 5. Ведьма. 6. Тролль. 7. Вечность. 8. Крот. 9. Калоши. По вертикали: 1. «Звездочка».)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

- Какая сказка Андерсена вам понравилась больше всего? По
чему?


Викторина по сказке Г.Х.Андерсена «Огниво».

  1. Что обещала ведьма солдату?
  2. Какое задание получил солдат?
  3. Какие глаза были у 1 собаки?
  4. Какие глаза были у 2 собаки?)
  5. Какие глаза были у 3 собаки?
  6. Какие деньги были в 1, 2. 3 сундуках?
  7. Полушка – это сколько?
  8. Что просила ведьма?
  9. Как можно справиться с собаками?
  10. Что взял солдат?
  11. Куда пришёл солдат?
  12. Чему удивился слуга, который чистил сапоги?
  13. Кем стал солдат?
  14. Кого хотел увидеть солдат?
  15. Как стал жить солдат?
  16. Сколько денег осталось у солдата?
  17. Почему солдат вспомнил про огниво?
  18. Что принесла 1 собака?
  19. Какой 2 приказ дал солдат собаке?
  20. Как старуха фрейлина узнала про солдата?
  21. Как отметила старуха дом солдата?
  22. В чём хитрость королевы?
  23. Кто принёс огниво солдату в тюрьму?
  24. Сколько монет и каких он получил?
  25. Кто спас солдата?
  26. Как радовались собаки?
  27. Сколько времени длился пир?
  28. Где сидели 3 собаки?

Викторина по сказке Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди».

  1. Сколько детей было у короля?
  2. Чем занимались сыновья и дочь?
  3. Как учились сыновья?
  4. Что случилось в семье короля?
  5. Что задумала злая мачеха?
  6. Что она сделала?
  7. Что она сделала с принцами?
  8. Удалось ли ей довести своё злое дело?
  9. Какие игрушки были у Элизы?
  10. Что изменилось в жизни Элизы?
  11. Кто помогал королеве?
  12. Выполнили жабы задание?
  13. Что сделала королева во 2 раз?
  14. Почему за книгу Элизы отдано полкоролевства?
  15. Что сделала Элиза в лесу?
  16. Кто встретился на пути Элизы?
  17. Где она оказалась?
  18. Кто встретился в чаще леса?
  19. Кого встретила она у моря?
  20. Где живут братья?
  21. Где отдыхают, перелетая море?
  22. Как братья решили перенести Элизу через море?
  23. Каким был утёс?
  24. Кто рассказал Элизе как расколдовать братьев?
  25. Какое растение должна нарвать Элиза?
  26. Условие феи?
  27. Где оказалась Элиза?
  28. Что она увидела в маленькой комнатке?
  29. Сколько рубашек успела сплести?
  30. Кто нашёл её в сыром подземелье?
  31. Кто помогал плести последнюю рубашку?
  32. Кому не успела доплести рубашку?
  33. Что появилось на месте костра?

«Русалочка»

1. Где живёт Русалочка

2. Какой она была?

3.Сколько сестер было у Русалочки?

4. Кем был отец Русалочки?

5. Из чего сделаны окна во дворце морского царя в сказке «Русалочка»:

6. Что больше всего любила делать Русалочка?

7. Время суток, когда русалки не спали

8. В каком возрасте русалкам позволялось всплывать на поверхность моря, сидеть в лунном свете на скалах и смотреть на плывущие мимо корабли, на леса и города?

9. Кого встретила Русалочка, когда подошла ее очередь подняться на поверхность моря?

10. Что сделала Русалочка, когда началась буря, и корабль был разбит бушующими волнами?

11. Почему Русалочка спасает принца? Какими чертами характера обладает Русалочка

12. Что ответила бабушка Русалочки на ее вопрос: может ли она пожить среди людей?

13. К кому решила обратиться Русалочка, чтобы получить вместо рыбьего хвоста две человеческие ноги?

14. Что потребовала морская ведьма за то, что она поможет Русалочке принять облик человека?

15. Почему принц не женился на Русалочке?

16. Почему она выдерживает и душевную и физическую боль. Какие здесь проявляются черты

17. Могла ли Русалочка спастись? Что для этого она должна была сделать.

18. Какое решение она приняла?

19. А кто пытается помочь Русалочке не погибнуть?

20 .Когда русалочка может обрести бессмертную душу?

21 . Что отдали Ведьме сестры Русалочки?

22. Что случилось, когда Русалочка поняла, что принц не любит ее так, чтобы сделать ее своей женой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения по сказке Г. Андерсена

Презентация к уроку внеклассного чтения во 2 классе по сказке Г. Х. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...

презентация к уроку внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Мальчик-Звезда"

презентация к уроку внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Мальчик-Звезда"...

Материалы для внеклассного чтения "Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы"

Материал для уроков внеклассного чтения в 1-4 классах включает беседы  с вопросами, играми и заданиями по прочитанным произведениям: А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители», В. Одое...

Урок внеклассного чтения по сказке А.Погорельского "Черная курица"

Урок проводился в рамках изучения темы "Литературные сказки"...

Презентация по внеклассному чтению по сказкам А С. Пушкина для 4-го класса "Что за прелесть эти сказки"

Презентация поможет сделать урок внеклассного чтения или классный час увлекательным путешествием по сказкам А. С Пушкина. Учащиеся сами выбирают кликом мышки номинацию, чтобы отправиться в ту или иную...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Внеклассное чтение. Тема: Сказки А.С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане»

Цель: знакомство с творчеством русского классика А.С. Пушкина....