Программа по развитию творческих способностей.
рабочая программа на тему
Программа по развитию творческих способностей детей с ОВЗ посредством проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по развитию творческих способностей
«Творцы своих идей».
Пояснительная записка.
Основным направлением Концепции модернизации российского образования, утвержденного Правительством Российской Федерации, является развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Внедрение в образовательный процесс метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения в свете Концепции модернизации российского образования. Это совпадает с концепцией технологического образования, основной задачей которого является подготовка учащихся к преобразовательной деятельности на основе научных знаний по созданию материальных и духовных ценностей, что позволит каждому учащемуся раскрыть свой творческий потенциал, а впоследствии реализовать свои личные планы. Этому способствует включение учащихся в проектную деятельность.
Актуальность программы.
Актуальность данной программы заключается в том, что до недавнего времени вообще не рассматривался вопрос о возможности развития творческих способностей у умственно отсталых детей, о наличии их вообще. Настоящая работа демонстрирует возможность развития творчества у умственно отсталых детей через систему внеурочных занятий, проводимых планово, системно, с учётом специфики физиолого-психических особенностей детей с нарушением интеллекта, и достаточный уровень эффективности данного коррекционно-развивающего воздействия.
Художественно-творческая деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, даёт ребёнку возможность самовыражаться, расширяет общий кругозор ребёнка, реализует познавательные интересы детей, развивает их личность. Творческая активность ребёнка складывается из его познавательных способностей.
Анализ имеющихся исследований личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у него накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально-эстетические впечатления могут стимулировать ребёнка заниматься творчеством.
Отличительные особенности данной программы.
Метод проектов относится к активной форме обучения, которая является наиболее актуальной и перспективной для современной коррекционной школы. Но метод проекта в коррекционной школе имеет и свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.
Проектная деятельность в коррекционной школе позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и в контроле своей деятельности. В основе метода проектов лежит:
- развитие познавательных навыков учащихся,
- развитие творческого мышления,
- умение ориентироваться в информационном пространстве,
- умение самостоятельно либо с помощью педагога добывать и конструировать необходимые знания, ·
- умение видеть, формулировать и искать способы решения проблемы.
Цель программы: развитие творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями посредством участия их в проектной деятельности.
Задачи программы:
- Формирование творческого потенциала ученика с ОВЗ через создание грамотно организованного коррекционно-развивающего пространства.
- Формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.
- Пробуждение интереса к окружающему миру и общее развитие детей средствами художественного творчества.
- Создание условий для стимулирования осознанного обучения, развития творческого потенциала, самореализации.
- Формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
от 14 до 17 лет.
Срок реализации программы:
программа реализуется 2 года. Проводится в 8-9 классах в объеме 34 часов в год .
Формы занятий:
- индивидуально практическая деятельность на занятиях;
- коллективно-творческая деятельность на занятиях;
- проведение тематических, конкурсных мероприятий.
Методы и принципы обучения, реализуемые в рамках программы.
Учитывая своеобразие педагогической и воспитательной работы с детьми с нарушениями в развитии, акцент в группировке методов обучения и воспитания мы делали с учетом специфики воздействия разных видов творчества, и опирались на классификацию, предложенную Ю. К. Бабанским, который выделяет три основные группы методов:
‒ методы организации учебно-воспитательной деятельности;
‒ методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
‒ методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
Проектируя и организуя систему работы, основывались на учете следующих принципов:
‒ принцип учета структуры дефекта;
‒ деятельностный принцип;
‒ принцип создания ситуации успеха;
‒ принцип доступности материала;
‒ принцип эмоциональной насыщенности;
‒ принцип взаимосвязи разных видов деятельности;
‒ принцип реализации потребности в социальной принадлежности;
‒ принцип создания ситуаций, способствующих формированию социальных навыков и умений.
Ожидаемые результаты освоения программы по социализации:
Личностные
- Развитие мыслительных операций (познавательного интереса), инициативы и творческих способностей;
- Формирование навыков самообразования и самостоятельной работы.
- Воспитание настойчивости, уверенности в своих силах, положительного отношения к учебе и труду.
- Формирование навыков рефлексии, критического и творческого мышления.
- Формирование умений публично выступать и работать в команде.
- Воспитание элементов трудовой культуры: умение определять эффективность трудовой деятельности, обеспечивать условия соблюдения техники безопасности, умение организовать свое рабочее место, соблюдать технологическую дисциплину.
Метапредметными результатами освоения программы являются
- Способность к сотрудничеству и коммуникации.
- Способность к решению личностных и социально значимых проблем.
- Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Рефлексировать личные затруднения при работе с информацией, формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений.
- Находить необходимую информацию в интернете, у специалистов.
- Пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять ее.
- Различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них.
- Выполнять проект.
- Называть правила работы, участвовать в планировании действий.
- Владеть начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения.
- Организовывать самостоятельную практическую деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий.
Этапы работы над проектом | теория | практика | |||
8кл. | 9кл. | 8кл. | 9кл | ||
подготовительный | Планирование проекта | 2ч | 1ч | 1ч | |
Составление плана проекта | 1ч | 1ч | 2ч | 2ч | |
Обсуждение источников информации | 1ч | 2ч | 1ч | ||
основной | Поиск материала по теме | 1ч | 4ч | 4ч | |
Систематизация материала по теме | 1ч | 1ч | 3ч | 3ч | |
Индивидуальные организационно-консультационные занятия | 1ч | 4ч | 4ч | ||
Обработка материалов | 2ч | 1ч | 2ч | 4ч | |
Подготовка к презентации по проделанной работе | 1ч | 1ч | 2ч | 4ч | |
заключительный | Отчет о проделанной работе | 1ч | 1ч | 1ч | |
Защита проектов | 1ч | 1ч | 1ч | 1ч | |
Подведение итогов | 1ч | 1ч | 1ч | 1ч |
Список использованной литературы:
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1999.
- Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Л.Н.Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
- Лук. А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. – М., 1991.
- Сборник олимпиадных заданий по технологии. 2003/04 учебный год / под ред. И. В. Золотухиной и А. М. Новосёловой. - Йошкар-Ола: ГОУДПО(ПК)С «Марийский институт образования». - 2004.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998.
- Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида / под ред. А. М. Щербаковой. - М.: НЦ ЭНС, 2001.
- Хохлина Е. П. Исследование психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными возможностями // Дефектология. - № 3. - 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРОГРАММА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ»
развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРОГРАММА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ»
Методы развития творческих способностей у детей в начальной школе...
Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.
Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...
Рабочая программа по развитию творческих способностей, 3 класс
Рабочая программа по развитию творческих способностей к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нач...
Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.
В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...
Программа по развитию творческих способностей для детей с ОВЗ в условиях надомного обучения
Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры р...
Рабочая программа по развитию творческих способностей обучающихся "Калейдоскоп" для 2 класса
Рабочая программа по развитию творческих способностей обучающихся "Калейдоскоп"...