"Зачем делать добро?"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Белова Надежда Борисовна

Урок по основам православной культуры в 4 классе позволяет раскрыть смысл понятий добро и зло; формировать умение правильно оценивать себя и других; развивать связную речь, обогащать словарный запас; воспитывать доброжелательность,уважительное отношение друг к другу; осознать, что нужно человеку, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывать духовную радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Зачем творить добро»

Цель урока: 

сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи:

  1. раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»;
  2. формировать умение правильно оценивать себя и других;
  3. развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;
  4. воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу;
  5. осознать, что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить с ладу со своей совестью, испытывая духовную радость.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний:

…Крошка-сын к отцу пришел,

и спросила кроха:

- Что такое хорошо

и что такое плохо?

Учитель: - Знакомы ли Вам эти строки?

-Слово «хорошо»- новое слово в литературе. Вспомните, как это слово звучит на старославянском языке? ( «есть, добро»)

- Назовите антоним  к слову добро? (зло)

-Определите тему сегодняшнего урока…

-Как вы думаете, какие вопросы мы будем сегодня обсуждать на уроке? (Высказывания детей)

-Что такое добро и что входит в это понятие?  

-Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?

-Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

-Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Учитель: - Ответы на эти вопросы мы будем искать не только сегодня на уроке, но и всю жизнь.

           

Формирование новых понятий и способов действий.

а) Беседа.

Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познание законов жизни человеческого общества, закрепим имеющиеся знания по изучаемому курсу, узнаем новое.

        Для этого потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и конечно хорошее настроение.

  1. Понятны ли вам слова добро и зло?
  2. Что такое добро?

-Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель… (дети продолжают)

  1. Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.

 Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?

Добро и зло всегда существовали на Земле? (Добро было всегда, зло появилось позже.)

 -Когда было первое упоминание о зле?

 Учитель:  - Библия говорит о том, что Бог создал вначале ангелов  (духи, у которых нет тела). Они все были добрыми. Но один из ангелов позавидовал Богу, захотел быть равным Ему. Он начал спорить с Богом и превратился в темного злого духа – сатану.

        Тогда против дьявола выступил один из высших ангелов – Архангел Михаил.  Он сказал: «Кто равен Богу? Никто как Бог!» И произошла на небе война…

        

б) Работа с учебником.

Учитель: Прочитайте текст и скажите, как вы понимаете притчу о дикаре и царе?

Самостоятельное чтение текста.

Работа по вопросам:

  1. Как называется нарушение правил доброго поведения человека, данных Богом? (грех)
  2. Какими плохими качествами проявилось зло в Небесном мире? (зависть, гордыня)
  3. Найдите в тексте, почему христиане благодарны Христу?
  4. Почему такая благодарность побуждает их к совершению добра?

Учитель: - А теперь мы понаблюдаем за ситуацией  в современном мире.

в) Чтение стихотворения Л.Л.Серафимовой «Какой я?»

Вы послушаете  стихотворение «Какой я?» (Читает ребенок)

«Какой я?»

На кого я похож? Что несу я в себе?

Я подумать решил о добре и о зле...

Утром в школу проспал. Сам с кровати не встал:

Всё лежал и дремал. С мамой спорить я стал...

В школу быстро бежал. Всех с дороги толкал.

Извиняться уж не было времени:

Ведь никто не упал, лишь чуть-чуть запищал

Рыжий пёсик без рода, без племени.

   …День сегодня плохой! Честно я признаю.

На душе как-то, вот, неспокойно...

Я подумать решил о добре и о зле

И услышал в ответ…

 «Зло в тебе, коль душе твоей больно!».

Вопросы:

  1. Не похожи ли мы на героя?
  2. Что  подсказало мальчику ответ на его размышления?(совесть)
  3. Отчего стало неспокойно и больно душе? (нагрешил, стало стыдно)
  4. А что делать, если не спокойно и больно душе? (сделать доброе дело, попросить прощения, покаяться)

Физминутка.

3. Обсуждение проблемного задания «Как можно управлять и побеждать зло».

Учитель:

-Что делать, когда вы чувствуете злость, гнев?

-Где у нас закипает? (Показывает на грудь ученика.)

-Куда злость движется дальше?  Сначала она приводит в движение руки и ноги.

Люди пускают в ход кулаки. Потом движется в область шеи. Здесь было широко, а здесь узко. Буль-буль-буль – закипает злость и ищет выход. Вот здесь бы ее и перехватить, в народе говорят проглотить. Но это удается не всем. Зло часто оказывается сильнее.

 «В гневе человек теряет свой человеческий облик»)

- Что нужно сделать, для того, чтобы к ним вернулся человеческий облик?

(1-осознать ошибку; 2- попросить прощение.) 

4. Коллективная работа.

Учитель:

- Я предлагаю вам   построить надежный щит  на пути зла. В  помощь я вам даю слова-кирпичики, из которых вы сложите стену-щит.

(Добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласку, заботу, гнев, сострадание, добродетель, улыбку, зависть, послушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность).

Учитель:

-Посмотрите, ребята, какие слова остались? Почему они не пригодились? Давайте сделаем вывод: « От зла можно закрыться только добром!»

5.Работа с пословицей.

Учитель:

- О добре и зле народ сложил много пословиц.

- Какие пословицы знаете вы? (Ответы детей)

1. Хорошо тому, кто добро делает; еще лучше тому, кто добро помнит.

2. Добро творить - себя веселить.

3. Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

4. Что худо, того бегай, что добро, тому следуй.

5. За Христом пойдешь, добрый путь найдешь.

6. Добрым путем Бог правит.

Работа в тетради:  рисуем «Дерево добра»

6. Итог урока

Учитель: - Скажите, все ли вопросы мы разобрали на уроке? Все ли понятно?

-Что такое добро и что входит в это понятие?  

-Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?

-Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

-Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Учитель: (Чтение стихотворение)

Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.

Учитель:

- И в заключение нашего урока давайте послушаем  песню: «Дорогою добра»

(Звучит  песня)

Список используемой литературы:

1 А.В.Кураев «Основы православной культуры» М. «Просвещение» 2012г.

2Л.Л.Шевченко  « Добрый мир. Хорошо – плохо»  Православная культура для малышей. 2011г.

МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок по основам православной культуры (ОРКСЭ)

в 4 классе по теме:

«Зачем творить добро?»

 Учитель Белова Н.Б.

2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её делать?

В первом классе ребёнок осваивает новый вид речевой деятельности – письмо. Письмо формируется на основе устной речи, поэтому  недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. ...

Конспект классного часа "Зачем делать добро?"

Коассный час на нравственную тему  заставляет обучающихся задуматься над мотивами своих поступков....

Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда»(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением, устройством, разнообразием автомобилей, автомобилями разных времен. познакомить с назначением и устройством ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем строят корабли Зачем строят самолеты»(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением различных судов, с устройством корабля, рассказать о спасательных средствах на корабле; формировать представл...

Консультация для родителей на тему: «Как и зачем делать артикуляционную гимнастику»

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для дет...