Урок по ОМРК. Милосердие.
план-конспект урока (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 27
Тема урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
Цели:
Образовательные: Продолжить знакомство с религиозными культурами, формировать представление о том, как разные религии учат милосердию, состраданию, взаимопомощи.
Развивающая: Развивать навыки сотрудничества, культуры речи. Выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать милосердие, чувство заботы о близких, уважение к окружающим.
Оборудование, материалы к уроку: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова; «Словарь устаревших слов»- авт.Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская; «Большой толковый словарь правильной русской речи» - авт. Л.И. Скворцов; карточки для групповой работы, индивидуальной работы, презентация к уроку; мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Виды деятельности: учебный диалог, работа с иллюстративным материалом, работа с толковым словарём, работа в группах, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа с учебником, выполнение коллективной творческой работы.
Ход урока.
- Организационный момент.
Слово учителя:
Прекрасно все на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно все во мне.
И вот такие прекрасные дети садятся за парты и начинают прекрасно работать на уроке.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.
Итак, начинаем урок.
- Актуализация знаний.
На уроке вы сможете не только показать свои знания, а также умение работать.
Вспомните название курса.
Что такое религия?
Какие религии считаются традиционными? (христианство, иудаизм, буддизм, ислам)
- Индивидуальная работа на доске ( 4 человека)
Определите и скажите, что из перечисленного относится к христианству, буддизму, исламу, иудаизму.
(Приложение1)
Тора, апостол, ступа, раввин, мечеть, икона, мантра, алтарь, кипа, лама, семисвечник, имам, дьякон и хафиз.
Христианство | Буддизм | Иудаизм | Ислам |
2. Работа с классом (фронтальный опрос)
(Работа на интерактивной доске)
Что объединяет слова каждого ряда?
а)коран, хафизы, мечеть – ислам;
б) алтарь, икона, фреска – христианство;
в) тора, менора, кипа – иудаизм.
- Мусульманский храм? (Мечеть)
- Буддийский храм? (Пагода)
- Основная часть христианского храма, означает небо, место жилища божьего? (Алтарь)
- Священная книга мусульман? (Каран)
- Молитва в исламе? (Намаз)
- Ученик Иисуса Христа? (Апостол)
- В исламе духовное лицо, которое заведует мечетью? (Имам)
- Культурное сооружение иудеев? (Синогога)
- Основатель ислама? (Мухаммад)
- Молитва в буддизме? (Мантра)
- Духовный наставник, учитель иудеев? (Раввин)
- Священная книга иудаизма? (Тора)
Молодцы!
Игра «Да или Нет»
- Декоративное искусство, умение создавать орнамент – арабески. (Да)
- На Руси наиболее почитаемой иконой является Владимирская Божья Матерь. (Да)
- Иконы писали на любом материале, который попадался под руку. (Нет)
- Слово «икона» переводится как изображение (Да)
- Художник каллиграф долго рисовал лик Аллаха. (Нет)
Ребята, назовите культовые сооружения христиан, мусульман, буддистов, иудеев.
- Православный храм.
- Мечеть.
- Буддийский храм.
- Иудейская синагога.
Распределите слова на несколько групп.
Иисус Христос, Мечеть, Библия, Синагога, Моисей, Коран, Ступа, Церковь, Мухаммад, Трипитака, Сиддихартха, Гаутама.
1 группа: Основатели религии
Священные книги.
Священные сооружения
2 группа: по принадлежности к той или иной религии. (буддизм, иудаизме, ислам, христианстве)
Проверка индивидуальной работы (слайд )
- Мотивация, целеполагание.
Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на последних уроках? (О нравственных заповедях)
Что же такое заповеди? (Правила, которые помогают различать добро и зло)
Какая религия учит, не убивать, не воровать, не лгать? (Все)
Ребята, сегодня у нас очень интересный урок и тот материал, который вы услышите сегодня, вам пригодится в жизни.
Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, пожалуйста, внимательно послушайте.
(Приложение 2)
Какие чувства должны быть в каждом добром сердце?
Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?
Вы считаете тему урока серьезной? Почему?
На доске появляется слово
« милосердие»
- Работа над темой урока.
- - Ребята, а зачем нам милосердие? Какая в нём выгода? (Ответы детей)
Сегодня мы узнаем, как разные религии учат быть милосердными и помогать людям.
Давайте прежде всего разберемся с темой. Начнем с того, что попроще. Что такое взаимопомощь? (забота о слабых).
Что значит забота о слабых?
А теперь по сложнее – присмотримся к слову милосердие.
Как вы понимаете это слово?
О каком сердце идет речь? (которому каждый человек мил, которое милует)
Давайте разберем значение этого слова, слова милосердия.
Милосердие – милое сердце.
Доброта
Сострадание Какое из этих слов на ваш взгляд является главным?
Любовь Правильно, ЛЮБОВЬ! Запомним его!
Сочувствие
Дайте определение слову милосердие.
Милосердие – это любовь, выраженная в действии.
2. Работа со словарями.
- Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете о лексическом значении слова «милосердие».
(Ученики находят значение слова в словаре, представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова.)
Итак, милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающим.
3.Физминутка.
4.Работа с учебником.
- А теперь давайте прочитаем в учебнике о том, как разные религии учат милосердию и найдем в тексте на странице 72-73 ответы на вопросы:
(Учебник «Основы мировых религиозных культур» )
1 группа – формы выражения милосердия в христианстве;
2 группа - формы выражения милосердия в исламе;
3 группа - формы выражения милосердия в буддизме;
4 группа - формы выражения милосердия в иудаизме.
- Закрепление полученных знаний.
Рассказ представителей от группы, как разные религии учат милосердию.
- Какой можете сделать вывод? (Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным).
Какими бы мы не были разными, понятие милосердия одинаково для всех. Формы выражения и милостыни и осторожное обращение с природой. Помочь можно не только деньгами, но добрым словом и улыбкой и еще много чего. Но и в мировой художественной литературе есть много замечательных произведение посвященной теме милосердия. Это стихи Есенина, Пушкина, Бальмонта и др.
(Учащиеся зачитывают отрывки стихотворений)
Все религии основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, то он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлый, радостным.
VI. Рефлексия.
- Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как? ( Делать добрые дела и совершать добрые поступки)
Вернёмся к нашей схеме. Какие добрые, милосердные дела вы можете совершить уже сейчас?
Творческая коллективная работа.
Перед вами красные ладошки из бумаги, вы их сегодня принесли к уроку. Напишите на них слова напутствия, обращения к окружающим с призывом к милосердию. Из этих ладошек мы сделаем большое красное сердце – символ милосердия.
(Уч-ся пишут пожелания, примеры добрых дел и поступков, выходят и клеят «ладошки» на доску. Варианты ответов «Помоги близким тебе людям в трудную минуту!», «Береги родную природу!», « Покорми птиц зимой!» )
- Итог урока:
Захотелось ли вам сделать доброе дело?
Как бы жизни не летела
Дней своих не жалей
Делай доброе дело
Ради счастья людей
Чтобы сердце горело
А не тлело во мгле
Делай доброе дело
Тем живем на земле.
Я желаю всем Вам, жить среди милосердных людей, и быть, а не казаться милосердными. И хочу подарить памятки «Жизненных правил».
ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»
- Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
- Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
- Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
- Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
- Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
- Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
- Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
- Домашнее задание.
Вспомнить пример из своей жизни, где вы встречались с милосердием. Нарисуйте символ милосердия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Что такое милосердие"
Данная презентация является приложением к методической разработке " Русский язык, 2 класс. Педагогическая мастерская. Сочинение «Что такое милосердие»"...
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»
Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...
"Священные сооружения". Урок №12 (ОМРК)
Презентация к уроку №12 "Священные сооружения". Знакомство с древними сооружениями, сравнение храма и синагоги....
Урок по ОРКСЭ. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Данный урок направлен на воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.Цель данного урока - дать знания о том, как разные рели...
Сценарий урока по ОРКСЭ(модуль ОМРК) "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь". Разработала Свистун Е.Б., МБОУ г.Иркутска Сош №23
Представляю Вашему вниманию материал по одному из уроков по ОРКСЭ, модуль ОМРК, который содержит конспект урока и презентацию к нему. Проведенное занятие позволит решить задачи по формированию ценност...
Презентация к уроку ОРКСЭ Тема "Милосердие"
Данная презентация к занятию по предмету ОРКСЭ.Рекомендовано провести на 2 занятиях...
Открытый урок по ОМРК. Тема "Религиозные праздники"
Открытый урок был дан на районном методическом объединении учителей ОРКСЭ Иволгинского района...