Открытый урок по ОМРК. Тема "Религиозные праздники"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Открытый урок был дан на районном методическом объединении учителей ОРКСЭ Иволгинского района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 201.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МО «Иволгинский район»
МОУ Гильбиринская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по ОРКСЭ
Тема: Религиозные праздники
Выполнила: Батомункуева Т.В.,
учитель начальных классов
Кокорино, 2018 г
Учитель: Батомункуева Татьяна Васильевна
Класс: 4 « А» МОУ Гильбиринская СОШ, УМК «Школа России»
Дата: 14.03.2018
Предмет: курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Тема: «Календари и праздники. Праздники в религиях мира» в данной теме 2 урок.
Урок опирается на знания, умения, полученные ранее по теме «Религиозные обычаи и ритуалы» и тему « Календари»
Тип урока: урок построения системы знаний (сообщения новых знаний).
Цель: познакомить учащихся и систематизировать знания о праздниках в религиях мира.
На уроке решались следующие задачи:
- предметные – формировать первоначальные представления обучающихся о многообразии праздников в религиях мира; расширить представление о праздниках в религиях мира;
- метапредметные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общие цели и пути достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- личностные - формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий развивать доверие и уважение к религиозным праздникам. воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к культурным традициям народов мира; развивать познавательную сферу, внимание, память и творческое воображение.
Методы:
- - проблемного обучения,
- - деятельностного подхода в обучении (познание идет от ученика),
- - словесно – продуктивной (на этапе рефлексия),
- - личностно – ориентированного обучения (каждый ребенок сможет ответить).
- -приемы технологии игры «Веришь или нет?»
Основные термины и понятия: Пейсах, Шавоут, Суккот, Ханука, Рождество, Пасха, Крещение, Курбан-байрам, Ураза-Байрам, Дончод, Сагаалган.
Оборудование:
- мультимедийная презентация
- иллюстративный материал
- карточки с заданиями, раздаточный материал,
Виды деятельности: беседа, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с разными источниками информации.
Планируемые результаты:
1 уровень – приобретение социальных знаний об обществе;
2 уровень – получение опыта переживания;
3 уровень – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
- умение выбирать и систематизировать нужную информацию;
- умение применять полученные знания
- умение составлять связной текст
- умение вести исследование в группе
Ход урока.
- Оргмомент: - Здравствуйте, ребята! У нас сегодня много гостей, давайте поздороваемся с ними.
II. Мотивация учебной деятельности:
-Есть такая пословица «Гость в доме, радость в доме»,
- А по какой причине люди приходят в гости?
Самоконструкция (самостоятельное первоначальное исследование по теме)
- Перед вами на парте лежат календари, рассмотрите листок календаря.
- Какие дни в них отмечены?
- Что мы делаем в праздничные дни?
- Какие бывают праздники? (семейные, государственные, детские, народные, спортивные, международные, национальные и т.д.)
- А в рамках нашего предмета нас интересуют прежде всего какие праздники?.......
- Правильно, ребята, религиозные!
Сформулируем тему нашего урока «Праздники в религиях мира».
А теперь давайте подумаем вместе, какова цель нашей работы?
В ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:
- проследить, как отмечают праздники в разных религиях
- что общего у них; - чем отличаются; - какого их значение.
- Правильно, молодцы! Вот вы и сформулировали цель нашей работы: раскрыть значение религиозных Праздников в жизни человека и общества.
III. Актуализация знаний (выявление мест затруднений)
- Кто знает, что такое религиозный праздник? (работа со словарями)
ПРАЗДНИК. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. 3. Выходной, нерабочий день. 4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь. 5. День игр, развлечений. Словарь Ожегова
ПРАЗДНИК 1. В религиозном обиходе - день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого-н. религиозного (исторического или легендарного) события или так наз. святого (церк.). 2. день торжества в память какого-н. выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т. п. 3. Официально установленный общий день отдыха 4. Веселье, бал, устраиваемый кем-н. 5. День массовых игр, развлечений 6. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-н. важным, приятным событием, удачей и т. п. Словарь С.А. Ушакова
В мире существует очень много различных религий и все они имеют большое количество своих религиозных праздников. У каждой религии свои ритуалы, традиции и обряды, сопровождающиеся грандиозными празднествами.
Постановка проблемы
Давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…»
1. В каждой религии свои праздники?
2. Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?
3. Сагаалган – буддийский Новый год?
4. Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы, мацу?
5. Курбан-байрам праздник жертвоприношения?
6. В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?
7. Мавлид - крашеные яйца?
8. Рождество – день рождения Иисуса Христа?
9. Ханука – еврейский праздник свечей?
10. Ураза-Байрам – праздник окончания поста?
11. Пейсах – праздник освобождения еврейского народа
12. Дончод Хурал – это 3 главных события в жизни Будды?
13. В Крещение обязательно нужно прыгнуть в прорубь?
- В каких вопросах вы не сомневаетесь? Почему?
- А какие вопросы вызвали затруднение? Почему?
Хотите найти правильный ответ на эти вопросы, тогда нам нужно найти информацию.
IV. Работа над новым материалом.
1. Информационный блок.
1. Работа с текстом. Игра «Верите ли вы» нам показала, что о некоторых праздниках у вас недостаточно информации. Откуда мы можем получить информацию? (Интернет, энциклопедии, справочнике, газет, журналов, телевидения.)
2. - Из какого источника будем добывать знания сегодня? (учебник, раздаточный материал). Распределимся на 4 группы по 4 основным религиям мира и выберите праздники, о которых вы бы хотели узнать больше.
2. Работа в группах.
Для вас приготовила информацию о праздниках религий мира.
Чья группа точнее опишет праздник, значит, ребята в группе умеют ориентироваться в особенностях праздников.
Памятка-подсказка:
• Название праздника
• В чем заключается суть?
• Традиционное угощение
• Какие ритуалы, вещи с ним связаны. Каждая группа должна заполнить таблицу, рассказать о выбранном празднике
3. Выступление групп. Выводы. Оценивание.
V. Выступление гостей
- Хотите узнать какой сегодня праздник? Мы попросим наших гостей прочитать информацию о праздниках, которые отмечаются в этот день.
VI. Закрепление материала
- Вернемся к игре «Верите ли вы…». Ответы да или нет.
- В какой праздник вы угоститесь?...
- Крашеными яйцами и куличом (Пасха)
- Горькими травами и мацой (Пейсах)
- Жертвенным барашком? (Курбан-Байрам)
- Молочными продуктами, боовами (Сагаалган)
VII. Рефлексия. Игра «Выскажи своё мнение»
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать…
Мне больше всего удалось…
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
Мои достижения на уроке…
Оцените свою работу и работу своих групп (смайлики).
VIII. Домашнее задание.
- Кроссворд на тему «Религиозные праздники»;
- Нарисуйте свой любимый праздник.
Игра «Верите ли вы, что…»
1. В каждой религии свои праздники?
2. Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?
3. Сагаалган – буддийский Новый год?
4. Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы, мацу?
5. Курбан-байрам праздник жертвоприношения?
6. В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?
7. Мавлид - крашеные яйца?
8. Рождество – день рождения Иисуса Христа?
9. Ханука – еврейский праздник свечей?
10. Ураза-Байрам – праздник окончания поста?
11. Песах – праздник освобождения еврейского народа
12. Дончод Хурал – это 3 главных события в жизни Будды?
13. В Крещение обязательно нужно прыгнуть в прорубь?
Памятка-подсказка
- Название праздника
- В чём заключается суть?
- Традиционное угощение
- Какие ритуалы, вещи с ним связаны?
Праздники 14 марта 2018 года
Всемирный праздник — день сна
Впервые День сна был проведен, как Всемирный праздник 14 марта 2008 года. С тех пор он проводится каждый год в рамках проекта (ВОЗ) — Всемирной организации здравоохранения по проблемам сна и здоровья. Сон — это особая форма существования организма, которая нужна человеку на протяжении всей его жизни.
Международный праздник — День рек
Во многих странах мира 14 марта отмечается Международный день рек, этот праздник ранее назвался Международный день борьбы за реки, воду и жизнь против плотин….
Славянский праздник Овсень малый
Славяне в древности встречали свой Новый год, он наступал всегда по старому стилю 1 марта — в первый весенний день, а сегодня, по новому стилю, этот праздник пришелся на 14 марта.
Необычные праздники
День отличного настроения
Как хорошо, когда день начинается с хорошего настроения! Сегодня в вашей жизни не будет места для вредной тоски и печали, ведь 14 марта очень необычный праздник — День отличного настроения. Сегодня нельзя грустить и печалиться. Все, что вы сегодня делаете, должно приносить вам радость.
День рождения Альберта Эйнштейна
Крупнейший физик XX столетия и создатель теории относительности Альберт Эйнштейн родился в этот день в 1879 году в Германии. В 1933 году после прихода к власти фашистов, Эйнштейн эмигрировал в США.
Чтобы опередить разработки ученых фашистской Германии Эйнштейн в 1939 году написал письмо президенту США Рузвельту о необходимости создания ядерного оружия.
Эйнштейн убедил в ее необходимости правительство США, а потом об этом горько сожалел и от имени всех ученых мира Эйнштейн подписал манифест с требованием полностью запретить ядерное оружие.
Международный праздник — День числа «Пи»
Этот день тоже является необычным праздником. Впервые он был отмечен в Сан-Франциско в 1988 году в научно-популярном музее Эксплораториум по инициативе физика из Сан-Франциско Ларри Шоу. Именно он подметил, что в американской системе дат (месяц, число) сегодняшний день 14 марта 3.14 совпадает с первыми разрядами числа π = 3,14. В связи с этим этот день был назван Днем числа «Пи».
Праздник по народному календарю
Евдокия Свистунья, Авдотья Плющиха
В этот день православные христиане чтят память Святой Евдокии Илиопольской — раннехристианской мученицы.
День Евдокии приходился по старому стилю на начало весны — на 1 марта. Этот праздник крестьяне праздновали торжественно и весело, святую в это время прозвали Весновка. Женщины на Евдокию залезали на пригорки и на крыши амбаров, откуда громко пели: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!».
Крестьяне подыскивали работников и задумывались о будущем урожае. В этот день заканчивались сроки зимнего найма и начинались сроки найма весеннего.
Праздник 14 марта на Евдокию еще называли Свистунья — это было связано с тем, что в этот праздник еще дули и свистели сильные ветры. В этот день также многие животные просыпаются от зимнего сна и своим свистом и криком возвещают о приближении весны.
Этот день крестьяне еще называли Авдотьей Плющихой. Именно в этот весенний день весенний лед и снег раздирает на клочки и «плющит».
В народе считали, что талая вода, полученная в этот день из снега, обладает особой целебной силой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Праздник первого десятка"
Праздник первого десятка...

открытый урок на тему "Пасха-светлый праздник"
Знакомство с традициями и главными церковными праздниками....

"Священные сооружения". Урок №12 (ОМРК)
Презентация к уроку №12 "Священные сооружения". Знакомство с древними сооружениями, сравнение храма и синагоги....
План – конспект открытого урока "Светлый праздник Пасха!"
Открытый урок "Светлый праздник Пасха!". Урок творчества с применением групповых форм работы....
Открытый урок по музыке "Народные праздники"
Открытый урок по музыке "Народные праздники"...

Открытый урок по литературному чтению "Праздник букваря"
Открытый урок по литературному чтению "Праздник букваря"...