Инновационные технологии работы библиотекаря образовательного учреждения
методическая разработка по теме

Сахарова Ева Лаславна

Инновационные технологии в работе школьной библиотеки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №611

Курортного района Санкт-Петербурга

Выступление на районном

семинаре заведующей

 библиотекой школы

Сахаровой Е.Л

г.Зеленогорск

2009/2010 уч.год

        

В современном мире информационные технологии становятся основным средством достижения приоритетных образовательных целей. Новые информационные технологии в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять его познавательные интересы. Использование компьютерных технологий в библиотеке приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией.

Оснащение школьной библиотеки компьютером и техническими средствами открыло новые возможности для работы. Процесс получения и обработки информации поднялся на качественно новый уровень.

Компьютер является бесценным помощником в работе с библиотечным фондом: мониторинг обеспеченности учебниками, работа с бланком заказа, диагностика фонда, прием, учет и обработка, списание документов.

В современных условиях проведение библиотечных уроков требует особого подхода. Компьютер становится помощником библиотекаря, появляются новые методы и организационные формы проведения библиотечных уроков и мероприятий.

В начальной школе огромное значение имеет использование наглядного материала. Поэтому библиотечные занятия я стараюсь проводить с использованием информационных технологий.

Преимущества использования информационных технологий в библиотеке:

- ИТ позволяют представить материал более доступно и понятно.

- Способствует организации исследовательской деятельности.

- Применение компьютерных тестов.

- Позволяют разрядить высокую эмоциональную напряжённость.

- Использованием ИТ не только оживляют библиотечные занятия ( что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительного  преобладания наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

- При помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности.

Благодаря использованию информации на современных электронных носителях (DVD,CD и слайдах) проведение библиотечных уроков стало возможным с использованием энциклопедий на электронных носителях, таких как «Природа России», «Большая детская энциклопедия», «Большая Советская энциклопедия», «Энциклопедия Санкт-Петербурга». Дети получают не только информацию, но и имеют возможность увидеть красочные иллюстрации, посмотреть видеофрагменты.

В практике работы библиотеки появилась такая форма работы, как презентация. Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Библиотека располагает более 100 презентациями, которые можно использовать в предметных областях и в воспитательной работе. С использованием презентации разработаны библиотечные уроки различных направлений: патриотическое воспитание, знакомство с окружающим миром, знакомство с обычаями и традициями русского народа, овладение детьми информационной грамотностью. На занятиях с использованием презентаций дети воспринимают информацию более непосредственно и эмоционально, легче и глубже усваивают материал выполняют  различные задание и упражнения в более интересной форме.

Библиотечные уроки, мероприятия проводятся в рамках учебного процесса и во внеклассной деятельности.  

Библиотека принимает участие в проведении общешкольных линеек (9 мая, День освобождения Ленинграда от Блокады, день учителя, 8 марта,), праздниках. Большая работа проведена по подготовке ежегодных праздников посвящёных толерантности «Дружат дети всей земли», «Страны мира», «Дружба народов». Каждый класс представлял свою страну, республику  в сопровождении презентации.

Проведение библиотечно-библиографических уроков планируются в течении года на каждый класс.

В рамках патриотического воспитания разработаны мероприятия: Пионеры герои, Узники концлагерей.  Совместно с муниципальным образованием Серово разработан проект «Цветы для героя». В феврале провели мероприятие «Имя на карте», на котором познакомили детей с подвигом нашего земляка В.Г. Серова, раздали детям семена цветов и предложили вырастить рассаду, чтобы на празднование девятого мая высадить их к памятняку В.Г. Серова.

Библиотечные занятия проводятся в виде беседы или игровые мероприятия.

Например: беседа «История древней книги». Мы с ребятами отправляемся в путешесвии по разным  древним странам, чтобы узнать где и как выглядела книга в далёком прошлом. В конце занятия дети выполняют задания, которые выполнены в режиме презентации, разгадывают кроссворд. Это гораздо интереснее для детей, нежели просто отвечать на вопросы о том, что нового они узнали.

Учащиеся 3-4 классов очень любят играть в «Поле чудес». Программа PowerPoint позволяет открывать буквы прямо на экране. Учащиеся выполняют другие задания, тем самым пополняя свои знания. Данные презентации могут быть использованы как для  фронтальной работы, так и для индивидуальной работы учащихся в читальном зале. Все презентации есть на электронных носителях.

В этом году на библиотечных занятиях я использовала такие инновационные технологии, как проектная деятельность, коллективные средства обучения, развивающее обучение, тестовая технология.

Сегодня вы увидите некоторые технологии и их элементы на занятиях.

Об использовании проектной деятельности в совместной внеклассной работе классного руководителя и школьной библиотеки Вам расскажет и покажет мероприятие классный руководитель 3а класса Логинова Г.А.

Совместно с классным руководителем Богдановой Р. И. разработали занятие ко дню космонавтики. Мы разделили класс на космические экипажи. Каждый экипаж подбирал материал на заданную тему, используя для поиска информации интернет и электронную энциклопедию.  Некоторые учащиеся свой материал представили в сопровождении презентации. Помимо этого дети написали сочинения на тему «Космос», подготовили творческие работы. Результатом проекта стала совместная презентация и мероприятие. В конце мероприятия для закрепления знаний - викторина.

Надеюсь, что та информация, которую мы предоставили была интересной и  пригодиться Вам в дальнейшей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие кафедры дошкольного и начального обучения МРИО и лицея как фактор оптимизации опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении.

Выступление на межрегиональной научно-практической конференции "Дополнительное профессиональное образование в инновационном образовательном пространстве Республики Мордовия"...

«Применение современных образовательных технологий в коррекционном образовательном учреждении»

В статье представлен опыт применения современных образовательных технологий в работе с детьми, имеюшими ограниченные возможности здоровья в коррекционой школе....

Управление инновационными процессами в современном образовательном учреждении

Правительством Российской Федерации развитие образования определено в качестве одного из национальных проектов. В этих условиях особую роль играет модернизация системы образования, главной задачей кот...

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовательном учреждении

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок - успешный ребенок», считается невозможным р...