Статья "Работа над техникой речи"
статья (1 класс) по теме
В статье я использовала свою работу над техникой речи в начальной школе. Надеюсь, что этот материал пригодиться в работе на уроках чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ ЧТЕНИЯ
Я учитель начальных классов. С каждым набором заметила рост детей, у которых есть нарушение речи, а это значит, что у учеников возникнут проблемы на уроках русского языка и чтения. Много литературы и методик есть по данной теме, но мне очень понравилась и я стала использовать в своей работе «Практикум по выразительному чтению» авторов: А.И. Черноморов и А.И. Шустова. Из этой книги я беру «Занятия по технике речи».
Как мы знаем, овладение грамотой всегда начинается с азбуки, поэтому эту работу лучше начинать с первого класса.
Азбукой искусства чтения является техника речи, освоение которой предполагает выработку определенных умений и навыков, что позволит исполнителю впоследствии не думать о технической стороне искусства, выполнять более сложные творческие, художественные задачи.
Первое, элементарное требование к исполнителю: речь должна быть четкой, внятной, достаточно громкой и, конечно, правильной с точки зрения общепринятых норм произношения отдельных звуков и слов.
Занятия техникой речи состоят из упражнений по дикции, дыханию, голоса. На каждом уроке я отвожу время для таких упражнений в начале урока и во время урока. В программе УМК «Перспективная начальная школа» много упражнений дается именно отработке этих упражнений.
Указания к выполнению практических заданий.
При выполнении любых упражнений необходимо освободиться от всякой скованности. Лучше все упражнения выполнять стоя, можно и сидя, но нужно следить за спиной, плечами. Они должны быть расправленными. Голова – прямо.
Дикция - отчетливость и правильность произношения отдельных звуков. Ясность и чистота произношения зависит от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика устраняет весьма распространенные недостатки речи, отрицательно влияющие на отчетливость произношения,- вялость губ, малый раствор рта на гласных и т.д.
Не малую важность имеет работа над дыханием.
Суть постановки дыхания заключается не в умении набирать, возможно большой запас при вдохе, а в умении нормальный, оптимальный запас его расходовать рационально.
Основные качества звучащей речи – сила, высота, темп и окраска (тембр)
Сила голоса – степень громкости его звучания, зависит от активности работы речевого аппарата и органов дыхания.
Высота голоса – его тональные возможности: его средние ноты, наиболее удобные для исполнителя и чаще всего используемые им в речи, и связанные с ними «верха» и «низы», т.е. весь диапазон (размах) голоса от самых нижних нот до самых верхних, без излишних усилий и напряжения.
Система упражнений по дикции включает:
- Тренаж артикуляционного аппарата;
- Отработка гласных звуков;
- Отработка согласных звуков;
- Упражнения на сочетание тренируемого звука с гласными;
- Упражнения со словами, содержащими тренируемый звук;
- Упражнение на чтение коротких текстов, насыщенных тренируемым звуком;
- Упражнение с текстами скороговорок и чистоговорок для выработки прочных навыков сохранения четкости произношения при любом темпе речи;
- Чтение дикционно трудных текстов по произношения при любом темпе речи.
Последовательность работы по постановке дыхания:
- Упражнения на выработку умения управлять выдохом;
- Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхании;
- Упражнения на удлинения выдоха.
Последовательность упражнений в работе над голосом:
- Устранение явных недостатков направления звука (гнусавости, глубокого горлового или глухого затылочного звучания, открытого плоского звука и т.д.)
- Развитие силы и диапазона голоса на чтение шепотом, на чтении со сменой силы.
Я работаю по развитию технике речи не первый год. Такая работа даёт свои результаты. Во – первых разрабатывается артилякуционный аппарат. К концу первого класса ученики стараются читать четко, громко, понятно. Участвуют в конкурсах чтецов, которые провожу сначала в классе, затем выступаем в школе, районе. Ребенок, который работает над своей речью, чувствует себя увереннее на внеклассных мероприятиях, пробуют себя в научно-практических конференциях. А для меня, как для учителя, важно, чтобы ученик был уверенным в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы по технике речи у учащихся 1 класса
Важное место в школе должна занимать работа учителяпо развитию техники речи учащихся: правильного дыхания, четкого произношения и хорошего звучания голоса.Задачи эстетического воспитания ...
Упражнения для развития техники речи.
Упражнения формируют умение правильно пользоваться дыханием, отработки продолжительности дыхания, четкому произношению звуков....
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ-СКАЗКА "Формирование техники речи"
Логопедическая тема: Формирование техники речи.Грамматическая тема: Закрепление понятий: «текст», «предложение», «слово».Лексическая тема: Школьные принадлежности. Коррекционные задачи: -...
Техника речи педагога.
Важна ли техника речи для педагога? Ответ вы найдете в данной работе....
Рабочая программа по Развитию восприятия неречевых звучаний и технике речи
Рабочая программа по внеурочной деятельности для первого дополнительного класса детей с нарушениями слуха...
ТЕХНИКА РЕЧИ
Дыхание и его тренировка Специальный комплекс дыхательной гимнастикиОбразование голосГолосовые упражненияДикцияУпражнения для выработки четкой и ясной дикции, тренировки дыхания и голоса....
Технологическая карта по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи». Тема: «Голос».
Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи» и предназначена для учащихся с нарушениями слуха....