Презентация "Системы действий учителя и обучающихся"
учебно-методический материал по теме

Щапова Людмила Николаевна

Материал для проведения семинаров.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Обучение младших школьников пониманию текста и обеспечение полноценного восприятия литературных произведений через формирование литературоведческих представлений

Модернизация образования требует перехода от воспроизводящей системы обучения, направленной на усвоение информации, к развивающему обучению, акцентирующему внимание на освоении способов деятельности, формировании творчески мыслящей личности, способной к культурному созиданию.

В современном образовании осуществляется переход от «школы знания» к «школе понимания», которая провозглашает приоритет коммуникации над информацией, приоритет понимания над знанием. На смену авторитарному субъектно-объектному подходу приходит гуманный личностно-ориентированный подход, в котором развитие личности учащегося рассматривается как главная ценность образовательного процесса. Для большинства инновационных концепций образования и образовательных технологий характерен взгляд на урок как на коммуникативное событие и большой интерес к детским репликам и версиям.

Этот процесс коснулся  и начального литературного образования. Традиционные уроки чтения ушли в прошлое, их сменили уроки литературного чтения. Изменилось отношение к задачам начального литературного образования. (слайд) Отличие уроков заключается в следующем:

  1. Традиционные уроки чтения – обучение ребёнка чтению задачи педагогического характера (нравственное воспитание, расширение кругозора, развитие речи), которые решались средствами художественной литературы.  
  2.  Литературное чтение предполагает рассмотрение художественного произведения, как эстетического объекта (формирование у младших школьников культуры художественного восприятия, развитие читательских позиций).

В центре внимания учителя на уроках литературного чтения оказывается не только анализируемый художественный текст, но и читательское поведение начинающих школьников, взаимодействие разных читательских версий.

Методика начального литературного образования сегодня преодолевает стереотипные представления о возможностях младших школьников как читателей. Основная задача урока уже не может сводиться к формированию техники чтения и воспроизведению основного фактического содержания прочитанного. Сформировался  новый для начальной школы предмет – литературное чтение.

(слайд) Термин "литературное чтение" в педагогической науке и практике употребляется в двух значениях:

  1. как метод обучения
  2. как первоначальная ступень освоения предмета "Литература".  

Связана ли читательская деятельность ребенка с его литературным образованием? Конечно. Ведь основная цель литературного чтения как предмета в начальных классах - развитие читателя, а это предполагает формирование деятельности, включающей умения: (слайд)

  1. воспринимать текст (читать вслух и молча, выразительно, выборочно, подробно);
  2. понимать читаемое (не только факты, но и смысл);
  3. высказывать свои суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному и воссоздавать в своем воображении художественные образы (представлять мысленно героев, события);
  4. воспроизводить текст (подробно, выборочно, сжато).

Эти четыре компонента, и именно в указанной последовательности, необходимы для осуществления полноценной читательской деятельности.  

 Каждый ребёнок с первых шагов своей самостоятельной читательской деятельности способен и должен вступить в естественные для современного человека отношения  с художественным произведением, ощутить себя реальным эстетическим адресатом, субъектом художественных произведений. На первый план выходит формирование художественного мышления, обучение таким способам общения с произведением, которые отвечают (слайд) законам искусства слова:

  1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
  2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем.
  3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия, динамику эмоций.
  4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж, переживание  как один из элементов произведения, служащий для раскрытия идеи.
  5. Умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения.

Главная цель курса “Литературное чтение” – это литературное развитие младших школьников в процессе обучения. Это введение детей в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогащение читательского опыта ребёнка, помощь в становлении самостоятельного читателя.

Из основной главной цели вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка-читателя:

  1. обеспечение полноценного восприятия произведения, понимания учащимися текста и специфики его литературной формы(жанра),

(слайд) Таблица «Жанры, изучаемые в начальной школе»

  1. выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя;
  2. работа над навыком чтения;
  3. формирование литературоведческих представлений и понятий, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова; Памятки
  4. включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность,
  5. развитие речи;
  6. расширение круга чтения младших школьников

Литературное развитие трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями», а также как процесс развития собственного литературного творчества детей.

Полноценное восприятие художественного произведения – это способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами поступков героев, определять авторскую позицию, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.

Принципы анализа художественного произведения – это те общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного текста.

Виды анализа текста – разнообразные подходы к анализу художественного произведения, направленные на анализ языка, образов героев, развития действия, композиции, проблемы, поставленной в произведении.

Приемы анализа текста – это средства постижения художественного произведения, формирования читательских умений, приобретения литературоведческих представлений и читательского опыта.

Читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.

Речевые умения - это умения, необходимые для создания собственного высказывания.

 Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста и уровни литературного развития

Уровень восприятия ребёнком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности (ответов на вопросы к тексту, постановки вопросов и т.п.). Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития. Наличие более низких уровней связано со степенью образной конкретизации и образного мышления.

(слайд) Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия:

  1. Фрагментарный уровень. У детей отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств. Воображение развито слабо. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.
  2. Констатирующий уровень. Читатели отличается точной непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, но выразить ощущения им трудно. Воображение развито слабо. Внимание сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Учащиеся легко воспроизводят ситуацию, описанную в произведении. При специальных вопросах учащиеся могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь больше на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская идея остаётся не освоенной.
  3. Уровень «героя». Читатели отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменения своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей, причём читательский образ эмоционально окрашен. В произведении их интересуют прежде всего герои, отсюда и название данного уровня. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям. При специальных вопросах учителя могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.
  4. Уровень «идеи». Читатели способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей. Дети любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Способны увидеть в тексте авторскую позицию, основной конфликт. Читатели часто обращают внимание на название произведения. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Хотя формулировки могут быть детскими, но важно само стремление ученика соотносить размышления, вызванные текстом, определять проблему, стоящую в произведении.

Итак, детям младшего возраста свойственны четыре уровня восприятия художественного произведения: фрагментарный, констатирующий, уровень «героя» и уровень «идеи». По уровню восприятия можно судить о литературном развитии ученика. Фрагментарный уровень восприятия нормален для трех – пятилетних детей, но для учащихся начальной школы нахождение на этом уровне – показатель отставания в литературном развитии. К тому моменту, когда дети сталкиваются с чтением как с учебным предметом, большинство из них находится на констатирующем уровне и лишь немного учеников в классе способны воспринять прочитанное на уровне «героя», что свидетельствует о высоком уровне их литературного развития. К концу обучения в начальной школе восприятие на уровне «героя» доступно всем учащимся, а констатирующий уровень в это время – показатель отставания в литературном развитии. О высоком уровне литературного развития выпускника начальной школы можно говорить, если он воспринимает художественное произведение на уровне «идеи».

 Анализ художественного произведения. Принципы анализа художественного произведения

Какова же методика работы с текстом и анализа художественного произведения на уроках литературного чтения? Прежде чем говорить об этом, ответим на вопрос: какому чтению мы учим?

В начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста, ученик должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать. Мы, учителя, должны понимать, что мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а для самого себя.

А значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. И конечно же, необходимо уделять равное внимание и чтению вслух и чтению про себя.

Что значит учить читать?

Формировать у детей тип правильной читательской деятельности, который представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми произведения (до чтения, в процессе чтения и после чтения).

Этапов работы с текстом  три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения.

(слайд) I этап.

Работа с текстом до начала чтения.

Цель этапа: развитие важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.

Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.

Детям на уроках нужно показать, что чтение - это общение не непосредственно, а через текст, созданный автором.

(слайд) II этап.

Работа с текстом во время чтения.

Цель этапа: достижение понимания текста на уровне содержания.

Работа с текстом во время чтения - это обучение вдумчивому чтению.

Происходит процесс вчитывания, постепенное накопление смысла этого текста.

 Результатом понимания является озаглавливание частей.

(слайд) III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста - "чтение между строк")

Результатом должно стать понимание авторского замысла, "спрятанного между строк".

Проблемный вопрос: Для чего автор написал? Для кого?

 Выполнение творческих заданий.

Игра в театр

Сочинение

Придумывание загадок, закличек, песенок

Придумывание стихов.

Работая над анализом художественного произведения, мы должны помнить, что анализ должен представлять  совместный поиск  учителя и учащихся. В анализе надо идти от общего к частному, от уяснения общего смысла к уяснению деталей, помогающих понять произведение. Вопросы следует вначале ставить крупным планом. Если учитель сам хорошо понимает художественное произведение и знает, куда надо направить мысль и чувства учеников, то ученики не уйдут в сторону от понимания произведения.

В методике принято выделять следующие принципы анализа художественного произведения: (слайд)

• принцип целенаправленности;

• принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного;

• принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия;

• принцип учета потребностей ребенка;

• принцип внимательного отношения к тексту произведения;

• принцип единства формы и содержания;

• принцип избирательности;

• принцип целостности;

• принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка, на формирование системы читательских умений, на совершенствование навыка чтения.

Виды и приемы анализа художественного произведения (слайд)

Существует несколько подходов к анализу художественного произведения. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Стилистический (языковой) анализ – это прежде всего анализ использования автором языковых средств в произведении, выявляющий, как в подборе слов – образов проявляется авторское отношение к изображаемому.
  2. Анализ художественных образов – это анализ, который учит детей разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера и способствует пониманию смысла этого образа в общей структуре произведения.
  3. Анализ развития действия, в основе которого лежит работа над сюжетом и его элементами – эпизодами, главами. При этом разбор идет от поступка к характеру, от события к смыслу текста.
  4. Проблемный анализ организуется по проблемным вопросам и ситуациям в художественном произведении.

В методике чтения принято использовать такие приемы анализа: (слайд)

  1. словесное и графическое рисование,
  2.  анализ иллюстрации,
  3. стилистический эксперимент,
  4. подбор синонимов с целью оправдания авторского выбора,
  5. составление диафильма, киносценария,
  6. подготовка к выразительному чтению и чтению по ролям,
  7. инсценирование,
  8. составление рассказа о герое, от лица героя,
  9. музыкальное иллюстрирование произведения и другие.

При организации работы над художественным произведением выбор вида анализа, вида работы над текстом, приема анализа определяется особенностями художественного текста, задачей, которую необходимо решить при анализе. Квалифицированный читатель не рисует словесных картин, не составляет плана рассказа, так как он воссоздает в воображении образ, устанавливает причинно – следственные связи, поскольку владеет соответствующими умениями. Младшие школьники, только овладевающие читательскими умениями, нуждаются в специальном обучении работы с текстом.

 Начальная школа должна сформировать младшего школьника как соз-нательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего опре-делённой начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

1-й класс

Формирование приемов понимания прочитанного

Развитие умения разъяснять заглавие текста.

Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.

Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.

Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

Уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль.

Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного

Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.

Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передает через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают свое отношение к прочитанному.

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. Рассказ. Герои рассказа. Введение в активный словарь терминов: персонаж, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.  Осознание принадлежности литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Словесное рисование в рассказах и стихах.

Развитие устной и письменной речи

Развитие устной речи:

– обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);

– обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам;

– работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

– показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.

 Одни и те же задания и упражнения (например, различные пересказы, составление устного и письменного рассказа), будучи приемами понимания прочитанного, одновременно развивают речь, т.е. являются и целью, и методом обучения.



Предварительный просмотр:

2-й класс

Формирование приемов понимания прочитанного

Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.

Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

Развитие умения находить ключевые слова в тексте.

Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.

Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).

Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Высказывание своего отношения к прочитанному.

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.

Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).

Тема и основная мысль произведения.

Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами.

Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

Развитие устной и письменной речи

Обучение:

– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок.



Предварительный просмотр:

3 класс

Формирование приемов понимания прочитанного

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения;

– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

– портрет;

– детали биографии (что известно о его жизни);

– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;

– речь героя как средство его характеристики;

– отношение автора к герою;

– собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.

Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».

Повесть, ее отличие от рассказа.

Пьеса. Признаки драматического произведения.

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.

Развитие устной и письменной речи

Обучение:

– подробному и краткому пересказу текста по плану;

– выборочному пересказу текста;

– словесному рисованию картин к художественным текстам;

– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев;

– составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений.



Предварительный просмотр:

4 класс

Формирование приемов понимания прочитанного

Развитие умений:

– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста;

– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Дети, заканчивая начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов овладеть правильным типом читательской деятельности, а именно:

– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

– формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;

– составлять простой и сложный планы;

– пересказывать текст по плану.

Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев.

Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

Наблюдение над языком художественных произведений.

Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

– определить тему произведения, его главную мысль, рассказать сюжет;

– назвать героев произведения, увидеть в тексте героев, описания природы и интерьера;

– видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания, интерьера в тексте;

– высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

– представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное.

Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Творческая индивидуальность писателя.

Пролог и эпилог в художественном произведении.

Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).

Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).

Баллада – рассказ в стихах.

Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести.

Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

– практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения;

– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки.

Развитие устной и письменной речи

Обучение:

– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;

– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.



Предварительный просмотр:

«Мотивация учебной деятельности обучающихся 1 ступени»

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно зажечьь.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Слайд Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности.

Слайд Учебная деятельность

  1. Мотивы учения
  2. Цель и целеполагание
  3. Действия (учебные)
  4. Контроль
  5. Оценка

Слайд

Виды мотивации:

1. Мотивация  лежащая вне  учебной деятельности

• «Отрицательная»  – это  побуждения  школьника, вызванное  сознанием  неудобств  и неприятностей, которые  могут  возникнуть, если  он  не  будет  учиться.

• Положительная  в  двух  формах

1. Определяется  социальными устремлениями (чувство  гражданского  долга  перед страной, перед  близкими)

2. Определяется  узколичными  мотивами:  одобрение  окружающих, путь к личному  благополучию  и т.д.

2. Мотивация  лежащая  в самой  учебной  деятельности

• Связанная  непосредственно   с  целями  учения  (удовлетворение  любознательности, приобретение  определенных  знаний, расширение  кругозора)

• Заложено  в самом  процессе учебной  деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная   активность реализация  своих способностей)

Весьма полезно понимать общую структуру мотивации к учению в этом возрасте:

Слайд

     а) Познавательная мотивация

     

     Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.

      Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

      Ряд современных исследователей прямо считают, что причины, объясняющие, почему у одних детей есть познавательные интересы, а у других их нет, следует искать, прежде всего, в самом начале школьного обучения.

       Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке.  

     Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других – талантливый учитель. Однако проблема закономерного формирования познавательного интереса и у большинства детей остается нерешенной.

 

     б) Мотивация достижения успеха

     

     У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.

     

     в) Престижная мотивация

     

     Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

      Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.

      Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.

     

     г) Мотивация избегания неудачи

     

     У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.

      К окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания неуспеха приобретает значительную силу. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

      д) Компенсаторная мотивация

     

     К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

Как  развивать  у  школьника  интерес к  предмету?

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

Слайд

личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Вспомним  некоторые требованиях к современному уроку.

Слайд

С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:

По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)

Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета.

Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.

Можно сделать следующие выводы:

Слайд

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мотивация учебной деятельности обучающихся 1 ступени

Слайд 2

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Слайд 3

Учебная деятельность Мотивы учения Цель и целеполагание Действия (учебные) Контроль Оценка

Слайд 4

Виды мотивации: 1. Мотивация лежащая вне учебной деятельности • «Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. • «Положительная» в двух формах 1. Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) 2. Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д. 2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности • Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) • Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)

Слайд 5

Структура мотивации к учению Познавательная мотивация Мотивация достижения успеха Престижная мотивация Мотивация избегания неудачи Компенсаторная мотивация

Слайд 6

личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета); методов и приемов обучения .

Слайд 7

Требования к современному уроку - По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое. - Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока). - Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. - Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета. - Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Слайд 8

Выводы: - Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; - через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; - через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; - через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Этапы Действия преподавателя Действия учащихся «Вызов» (актуализация субъектного опыта) 1. Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы его себе представляете. 1. Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как его себе представляет. 2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните всё, что вы знаете о познавательном объекте. 2. Вспоминают всё, что связано с рассматриваемым познавательным объектом. 3. В тетради нарисуйте таблицу («маркировочную таблицу») с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске таблицу. 3. Рисуют маркировочную таблицу.

Слайд 3

Действия преподавателя Действия учащихся 4. В левой колонке таблицы запишите всё, что вы знаете о познавательном объекте. 4. Записывают в левую колонку всё то, что вспомнили о познавательном объекте. 5. Обменяйтесь своими мнениями в паре. 5. Обмениваются друг с другом своими знаниями. 6. Давайте обсудим то, что у нас получилось (Что же мы знаем о познавательном объекте?) Записывает на доске в левой колонке таблицы всё, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом «Знаю». 6. Каждый по очереди информирует класс о том, что он знает о рассматриваемом объекте. Левая колонка таблицы маркируется словом «Знаю». Дополняют записи в левой колонке таблицы.

Слайд 4

Этапы Действия преподавателя Действия учащихся «Осмысление» 1. Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям. 1. Предполагают основания для классификации полученных об объекте сведений. 2. На доске оформляется структурно-логическая схема (в соответствии с проведённой классификацией). 2. Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.

Слайд 5

Этапы Действия преподавателя Действия учащихся «Чтение с пометками» 1. Предлагает каждому ученику текст. 1. Получают распечатку текста. 2. Даёт задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 минут) Пометки: « v » - «знаю» «-» - «противоречит моим первоначальным представлениям» «?» - «хочу узнать» «+» - «это для меня новое». 2. Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки.

Слайд 6

Действия преподавателя Действия учащихся 3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Маркирует две оставшиеся колонки таблицы: «Хочу узнать» и «Узнал новое». 3. Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками. 4. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные во второй колонке в ходе самостоятельной работы. Заполняет вместе с учащимися вторую колонку таблицы «Узнал новое». 4. Участвуют в обсуждении.

Слайд 7

Действия преподавателя Действия учащихся 5. Предлагает учащимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно в третью колонку таблицы «Хочу узнать». Заполняет в ходе обсуждения третью колонку таблицы на доске. 5. Участвуют в обсуждении. 6. Задаёт по ходу обсуждения вопросы учащимся: «Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?», «У кого есть энциклопедия?» и др. 6. Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты.

Слайд 8

Действия преподавателя Действия учащихся 7. Даёт установку на домашнее задание: «К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросы по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе». 7. Выбирают тему для сообщения в соответствии возникшими вопросами. Записывают домашнее задание.

Слайд 9

Этапы Действия преподавателя Действия учащихся «Рефлексия» Предлагает учащимся разные способы инициирования рефлексии учащихся Проводят рефлексию «Домашнее задание» Предлагает домашнее задание: напишите сказку (эссе и т.п.) (по выбору); составьте структурно-логическую схему с учётом новых знаний (по выбору учащихся). Выбирают домашнее задание.

Слайд 10

Критичность мышления, её показатели: Оценка (Где ошибка?); Диагноз (В чём причина?); Самоконтроль (Каковы недостатки?); Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы.); Прогноз (Постройте прогноз.).

Слайд 11

1. Подготовка специального содержания текстов. 2. Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Успех любой деятельности - правильный выбор действий учителя и ученика"

Творить - означает созидать, делать шаги в неизведанное. Каждый человек неповторим, большинство реальных проявлений креативности проявляется в детстве. Особая ценность их в том, что онимогут замечены ...

Программа по формированию познавательных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся на ступени начального общего образования c использованием игровых пособий. Автор Семенова М.Ю.

Основные направления коррекционной прграммы направлены на целенаправленное формирование и развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), пространственных пред...

Конспект урока математики по теме "Решение примеров в два действия", 4 класс обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Конспект урока математики по теме "Решение примеров в два действия", 4 класс обучающихся с умственной оталостью (интеллектуальными нарушениями)...

«Мониторинг уровня развития универсальных учебных действий по ФГОС обучающихся 1-5-х классов ГБОУ Московского района»

Методическая разработка в помощь школьным психологам и классным руководителям для оптимизации учебно-воспитательного процесса...

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, которым рекомендовано обследование в ТПМПК

Если Вы считаете, что Ваш ребенок испытывает трудности в освоении общеобразовательной программы и нуждается в создании специальных условий для получения образования с учетом его особенностей, есл...

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫЗ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД) У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛЕГКИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Материал посвящен вопрсам формирования БУД у учащихся с легкими интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС ОО УО (ИН)...