«Мониторинг уровня развития универсальных учебных действий по ФГОС обучающихся 1-5-х классов ГБОУ Московского района»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Т.В. Комарова

Методическая разработка в помощь школьным психологам и классным руководителям для оптимизации учебно-воспитательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon диагностика УУД219.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Мониторинг уровня развития

универсальных учебных действий по ФГОС

обучающихся 1-5-х классов ГБОУ Московского района»

педагоги-психологи

Антонович Л.Ю.

Доронина О.В.

Комарова Т.В.

Костина В.А.

Кржевацкая Н.М.

Перепеч Е.А.

Федорова Е.В.

Санкт-Петербург

2015


Цель мониторинга: определить уровень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся первых - пятых классов образовательных учреждений Московского района в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

1.    Сформировать банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

2.    Провести диагностическое обследование уровня универсальных учебных действий

3.    Проанализировать полученные данные.

 

Виды универсальных учебных действий

Оцениваемые показатели

1. Личностные

Самооценка, мотивация учебной деятельности, нравственно-этическая ориентация

2. Регулятивные

Волевая саморегуляция

3. Коммуникативные

Навыки общения

Диагностика познавательных УУД проводится учителями начальных классов и учителями предметниками в 5 классе.

Для диагностического обследования используются методики:

1 класс

  1. Регулятивные умения - тест «Кодирование» Пьерона – Рузера.
  2. Личностные умения - тест «Лесенка» (Марцинковская Т.Д.), пиктографический тест школьной мотивации «Что мне нравится в школе» (Лусканова Н.Г.)
  3. Коммуникативные умения - проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (Орехова О.А.)

(Порядок проведения: «Домики», «Лесенка», «Кодирование», «Что мне нравится в школе»)

  1. класс
  1. Регулятивные умения - методика "Графический диктант"
  2. Личностные умения – модификация методики определения самооценки (Дембо-Рубинштейн), метод оценки уровня школьной мотивации (Лусканова Н.Г.), пиктографический тест школьной мотивации «Что мне нравится в школе» (Лусканова Н.Г.)
  1. Коммуникативные умения - социометрия (Эльконин Д.Б.)

(Порядок проведения: "Графический диктант", оценка уровня школьной мотивации, социометрия, «Что мне нравится в школе»)

  1. класс
  1. Регулятивные умения – тест Тулуз-Пьерона
  2. Личностные умения - анкета мотивационного одобрения Марлоу–Крауна (адаптация Ю.Л. Ханина), модификация методики определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я. Рубинштейн)
  3. Коммуникативные умения - анкета субъективных оценок психологического климата в классе и уровня коммуникации (Черненкова А. В.)
  1. и 5 класс
  1. Регулятивные умения - методика для исследования лабильности (Козлова В. Т.)
  2. Личностные умения - исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейна.
  3. Мотивационные умения - методика для изучения мотивации и нравственно-этической ориентации учащихся (Байбородова Л. В.)
  4. Коммуникативные умения - анкета «Определение состояния психологического климата в классе»

Организационно-педагогические условия проведения мониторинга.

Временные и материальные ресурсы.

Диагностическое обследование уровня развития УУД проводится для обучающихся 1-5-х классов ОУ на базе ОУ в сентябре-октябре и повторно в апреле. Временные затраты (на один класс):

проведение диагностики – 1 час,

беседа с классным руководителем (консилиум) по результатам диагностики – 1 час,

обработка результатов и составление заключения – 25 часов.

Бланки индивидуального обследования на каждого обучающегося предоставляет ОУ в соответствии с представленным образцом.

Требования к квалификации педагога, реализующего данную программу.

Данную программу может реализовывать специалист, имеющий психологическое образование.

Литература.

  1. Психологический мониторинг уровня развития УУД у обучающихся 1-4 классов. Методы, инструментарий, организация оценивания. Сводные ведомости, карты индивидуального развития. / сост. И.В. Возняк и др. - Волгоград: Учитель, 2016
  2. Большая энциклопедия психологических тестов / под ред. А.А. Карелина. – М.: ЭКСМО, 2006
  3. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ Сфера, 2000
  4. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. От 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (электронный ресурс) – Режим доступа: base.consultant. ru
  5. Хухлаева О.В, Школьная психологическая служба: работа с учащимися / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2010.
  6. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (Шкала лжи) Д.Марлоу и Д.Крауна / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001.


Приложения

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

  • лист ответов
  • шесть цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из двух заданий по раскрашиванию и занимает около 15 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке дорожку из шести прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

№3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

В первом домике живете вы. Какого он цвета?

Второй домик - это ваша школа.  Какого он цвета?

В третьем домике живет вся ваша семья.  Какого он цвета?

В четвертом домике - ваши друзья.

В пятом домике - учительница.  

В шестом домике - одноклассники.

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций.    

Тест по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Тест характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

. По результатам задания можно выделить три группы детей:

  • с положительным отношением к школе
  • с амбивалентным отношением
  • с негативным отношением

Методика «Лесенка» (1 класс)

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Инструкция (групповой вариант)

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать 10, 9 ступеньки, не называя её номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать  8, 7, 6) – хорошие, здесь (показать 5, 4, 3) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать 2 ступеньку) – плохие, а здесь (показать 1 ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Напиши на ней букву Я». Затем повторить инструкцию ещё раз и предложить оценить себя с точки зрения мамы – пишем букву М, и с точки зрения учителя – пишем букву У.  

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 10, 9 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребёнок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своём большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 8,7, 6 – адекватная самооценка

У ребёнка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 5,4,3 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определённой психологической проблемой ученика. В беседе ребёнок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 2,1 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребёнка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Серёжей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребёнка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьёзнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребёнка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не 10 раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Тест «Кодирование» Пьерона – Рузера (1класс)

Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".

Обработка и анализ результатов

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур

Ранг

Уровень концентрации внимания

100

1

очень высокий

91-99

2

высокий

80-90 65-79

3 4

средний низкий

64 и меньше

5

очень низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга, концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

Пиктографический тест школьной мотивации (1,2 класс)

(Н.Г. Лусканова, рац. предложение № 138 от 7.06.1985 г.).

     Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

     Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации предлагается система балльных оценок. При этом рисунки и ответы на вопросы оцениваются по единой

30-балльной шкале, что позволяет сравнить между собой полученные результаты. При помощи данного метода можно быстро выявить среди большого контингента учащихся тех детей, которые характеризуются негативным отношением к школе.

     Методика может быть использована для исследования эффективности учебно-воспитательного процесса в том или ином классе, для выбора оптимальных условий обучения, для определения готовности детей к школе, для оценки динамики школьной адаптации/дезадаптации.

     Способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов утвержден техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторского предложения (Н.Г. Лусканова, рац.предложение № 138 от 7.06.1985 г.).

Схема оценки детских рисунков

     Рисунок ребенка рассматривается нами как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Это интервью имеет проективный характер: в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать (см. Л.Н. Бачерикова, 1979; Г.Т. Хоментаускас, 1985, 1986).

     Например, было выявлено, что подвижные дети чаще изображают подвижные объекты; рисунки активных, стеничных детей отличаются крупным форматом, яркостью красок и, наоборот, робких, астеничных — бесцветностью и мелкостью изображения; у эмоциональных, импульсивных детей отмечается небрежность рисунка, размашистый штрих; плотное закрашивание всей площади, заполнение всех межконтурных пространств свидетельствует о наличии внутреннего беспокойства у ребенка (см. А.М. Шуберт, 1928; 1929).

          При анализе рисунков мы оценивали следующие показатели.

1. Соответствие заданной теме (если рисунок был не на свободную тему).

2. Сюжет (что именно изображено).

3. Размеры рисунка и отдельных деталей.

4. Цветовое решение.

5. Динамика изображения.

6. Правильность рисунка.

7. Законченность рисунка.

     Техника и манера исполнения рисунка принимались во внимание, если они свидетельствовали о каких-то психологических свойствах учащихся.

В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА

Приведем примерную схему оценки детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе».

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и проч. Свидетельствует о мотивационной незрелости ребенка;

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

в) неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

Если рисунок не соответствует заданной теме, то при количественной обработке проставляется 0 баллов.

2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, то есть что именно изображено:

а) учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов (30 баллов);

б) ситуации неучебного характера — школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты (оценка 20 баллов);

в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (оценка 10 баллов).

     При изучении школьной мотивации учащихся рисунки на школьную тему в различных вариантах могут предлагаться детям несколько раз в течение учебного года. Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.

Иногда по рисункам детей можно судить не только об уровне учебной мотивации, но и о наиболее привлекательных для него сторонах школьной жизни.

     Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, рисуют класс, в котором все перевернуто вверх дном и т.п.

     Чувствительные, сентиментальные дети обязательно включают в рисунок декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и т.п.).

Методика "Графический диктант" Д.Б. Эльконина (2 класс)

Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Методика  позволяет определить умение ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. 

Методика проводится следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку, в правом верхнем углу которого записывается фамилия и имя испытуемого, а также дата проведения обследования. С левой стороны каждого листа, на расстоянии 4 клеток от левого края, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеток).

Первая инструкция: "Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня — я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь (дается реальный ориентир, имеющийся в классе). Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так — к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это проведена линия на одну клетку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь — на три клетки направо". (Слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске.)

После этого переходят к рисованию тренировочного узора.

Экспериментатор продолжает: "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

Во время работы над этим узором экспериментатор ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается и следят только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной стороны. При диктовке следует соблюдать достаточно длительные паузы, чтобы испытуемые успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается 1,5-2 минуты. Ребят следует предупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы.

Следующая инструкция звучит так: "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились? Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

Инструкция к заключительному узору: "Все. Этот узор дальше рисовать не надо. Мы займемся последним узором. Поставьте карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

При анализе результатов выполнения задания необходимо порознь оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители, второй — о степени самостоятельности ребенка в учебной работе. И в том и в другом случае можно ориентироваться на такие критерии, как:

1) высокий уровень. Оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки;

2) средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки или один узор сделан безошибочно, а другой вовсе не соответствует диктуемому;

3) уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует диктуемому, другой — вовсе не соответствует;

4) низкий уровень. Ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому.

При использовании методики "Графический диктант" необходимо обратить особое внимание на детей-левшей, так как в предваряющей эксперимент инструкции ребенку напоминают, что правая рука — это та, в которой он держит карандаш. Кроме того, как показывает практика, некоторые будущие первоклассники путают не только правую и левую сторону, но также верх и низ листа бумаги, и не все умеют отсчитать одну, две или три клетки. В связи с этим не всегда представляется возможным установить причину некачественного выполнения задания, а именно: является ли причиной невнимательность ребенка или трудность восприятия на слух задания, а может быть, дело в том, что он не ориентируется в понятиях "лево — право", "верх —низ" и не умеет считать.

Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" (Лусканова Н.Г.)  (2 класс)

Цель: -  выявление сформированности внутренней позиции школьника

            -  выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения (личностные УУД: самоопределения и смыслообразования).

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1. Тебе нравится в школе?

2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам ты пошел бы в школу или остался бы дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

9. У тебя много друзей в твоем классе?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

3 балла

1 балл

0 баллов

1

Да

Не очень

Нет

2

Иду с радостью

Бывает по-разному

Чаще хочется остаться дома

3

Пошел бы в школу

Не знаю

Остался бы дома

4

Не нравится

Бывает по-разному

Нравится

5

Не хотел бы

Не знаю

Хотел бы

6

Нет

Не знаю

Хотел бы

7

Часто

Редко

Не рассказываю

8

Мне нравится наш учитель

Точно не знаю

Хотел бы

9

Много

Мало

Нет друзей

10

Нравятся

Не очень

Не нравятся

 

     25 – 30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, сформировано отношение к себе как к школьнику

     20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация, отношение к себе как к школьнику практически сформировано

     15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами

     10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация, отношение к себе как к школьнику не сформировано

      ниже 10 баллов – негативное отношение к школе  

Ключ: количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

(Способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов утвержден техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков в качестве рационализаторского предложения (Н.Г.Лусканова, рац.предложение № 138 от 07.06.1985г.).

Социометрия (2 класс)

Детям в классе предлагается ответить на вопросы и записать фамилии одноклассников:

  1. Кого бы из своих одноклассников ты пригласил на свой день рождения?

2. К кому бы из своих одноклассников ты мог бы обратиться за помощью?

По данным опросных бланков (листов) заполняется социоматрица. Социоматрица – таблица, в которой отражены данные социометрического опроса. В ней первому вопросу присваивается 2 балла, второму 1 балл. Вопросы с отрицательным выбором не предлагаются, чтобы не провоцировать отрицательных эмоций у учащихся. Взаимные выборы обводят кружком (О). Далее подсчитывают сумму выборов.

Пример социометрической матрицы.

Выбирающий

Выбираемые

Число взаимных выборов

01

02

03

04

05

А

1

 

+

+

-

+

3

Б

2

+

 

-

-

+

1

В

3

+

+

 

+

-

2

Г

4

-

-

+

 

+

2

Д

5

+

-

-

+

 

2

Предложенная методика дает возможность определить следующие психологические характеристики межличностных отношений: социовалентность (степень включенности во взаимоотношения); статус детей и статусную структуру группы – сплочённость группы и взаимность контактов – уровень конфликтности (агрессивности) группы – детей, которые являются объектами групповой агрессии. Целесообразно начинать анализ социометрических данных социовалентности детей, свидетельствующей о степени и характере включенности школьника в систему взаимоотношений в классе. По социовалентности можно судить о потребности ребёнка в общении и о его установке на удовлетворение этой потребности именно в данной группе, что, в свою очередь, позволит опосредованно судить о привлекательности коллектива для ребенка. Определяется социовалентность по количеству и характеру сделанных учащимися выборов. Социовалентность будет положительной, если у ребенка преобладают положительные выборы, и отрицательной – если преобладают негативные выборы.

Модификация методики определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я. Рубинштейн) (3 класс)

Инструкция: укажите свое место на ступеньках всех лестниц,

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 3-6 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе своего места на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по различным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватна самооценка).

Тест Тулуз-Пьерона (3 класс)

Инструкция: все на своих листочках в левом углу нашли вот такие три квадратика (показать на бланке) - это квадратики-образцы. С ними надо сравнить квадратики, которые нарисованы на следующей строчке (показать на бланке). Сначала попробуем все вместе на доске. Пока никто не пишет, только отвечаем хором. Показывая на первый квадратик тренировочной строчки, спросить: «Этот квадратик похож точно-точно на какой-нибудь из образцов? (показать)». Выслушать ответы, разъяснить, почему не похож.

Затем продолжить «Когда квадратик не похож на образцы, его надо подчеркнуть (показать на доске)». Укажите на следующий квадратик тренировочной строчки: «А этот точно-точно похож на какой-нибудь из образцов? Да». Тогда надо его зачеркнуть вертикальной чёрточкой (показать на доске). Аналогично спрашивайте про каждый квадратик тренировочной строчки.

После разбора примера, приведённого на доске, скажите детям, что начинать работать могут  все, кто понял задание на тренировочной строчке. Подойдите к тем, кто поднимает руки, и объясните задание индивидуально.

Когда тренировочная строчка у всех готова начинаем делать задание все вместе.

«Теперь, когда я скажу : «Начали!»,-мы будем все вместе выполнять само задание. Работать будем точно по времени. На каждую строчку я буду давать одну минуту. За одну минуту никто всю строчку сделать не успеет. Не надо торопиться, главное работать внимательно. Как только я скажу стоп – вы сразу переносите руку на следующую строчку.

В процессе задания всё время подбадривайте детей «Все молодцы, хорошо работаете».

Возрастные нормативы для 3 класса

Скорость выполнения (V)

патология

слабая

средняя (возрастная норма)

хорошая

высокая

3-4 класс

0-15

16-25

26-37

38-48

49 и более

Точность выполнения (K)

3-5 класс

0,89

0,9-0,91

0,92-0,94

0,95-0,96

0,97-1

Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (3 класс)

Описание методики. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Марлоу - Крауна - опросник, предназначенный для оценки искренности ответов испытуемых. Методика разработана психологами Дугласом П. Крауном и Дэвидом А. Марлоу (1960, 1964). Перевод и адаптация были осуществлены Ю.Л.Ханиным в 1974 году.

Теоретические основы. Многие тесты и опросники включают в себя оценочные пункты, составляющие одну или несколько шкал, оценивающих искренность испытуемого, его склонность к «верным», социально приемлемым, одобряемым ответам. Такие шкалы обычно состоят из малозначимых практически, но социально одобряемых установок, поведенческих паттернов. Превышение определённого уоличества ответов на эти вопросы расценивается как неискренность испытуемого, «установочность» его ответов.

Одним из проявлений социальности человека является субъективная для него значимость мнений и оценок окружающих его людей. Стремление заслужить похвалу, одобрение становится одним из сильнейших мотивов деятельности. В отличие от мотивации достижения, уровень мотивации одобрения – стремление заслужить одобрения значимых окружающих людей – гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет он на качество взаимоотношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни, в частности.

Подобная склонность может означать, что респондент ориентирован на внешние, а не внутренние стимулы, имеет тенденцию к соответствию чьим-то ожиданиям, склонность следовать многим формальным нормам. Внутренне такие люди, как правило, несамостоятельны, конформны, зависимы от других людей, тревожны и склонны сдерживать свои агрессивные тенденции.

Данная методика представляет собой шкалу, разработанную и апробированную как самостоятельную методику. Она может быть включена в комплекс любого психологического тестирования (особенно, если ни одна методика в себе не содержит такой шкалы), а может быть использована самостоятельно:

  1. мотивации одобрения (социальной желательности);
  2. для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов в тестах;
  3. при изучении предпочтительных средовых и межличностных влияний.

Внутренняя структура. Оригинальная англоязычная версия содержала 33 утверждения, в русском варианте оставлено было только 20. Все утверждения состаявляют единственную шкалу, формирующую один итоговый показатель. Русскоязычная адаптация была проведена на 800 респондентах и подтвердила высокую валидность методики.

Инструкция. «Внимательно прочитайте приведенные ниже суждения. Если вы считаете, что верно и соответствует особенностям Вашего поведения, напишите «да», если же оно не верно, то «нет».

  1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
  2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде
  3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет
  4. Дома я веду себя за столом так же, как и в столовой
  5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
  6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах
  7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих
  8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был
  9. Был случай, когда я придумал «вескую» причину чтобы оправдаться
  10. Случалось, я пользовался оплошностью человека
  11. Я всегда охотно признаю свои ошибки
  12. Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же
  13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему
  14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу
  15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему
  16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно подумаю, что с собой взять
  17. Были случаи, когда я завидовал удаче других
  18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой
  19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам
  20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей

Интерпретация

Подсчёт результатов

Респондент получает по 1 баллу за каждый ответ, совпадающий с ключом:

«Да» - на вопросы 1, 2. 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.

«Нет» - на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.

Таким образом, максимальный балл по шкале составляет 20 баллов, минимальный - 0.

Оценка результатов

0-6 баллов — Низкая мотивация к одобрению.

Имеет достаточно низкий уровень потребности в одобрении со стороны других людей. Независимость от окружающих может показаться игнорированием их мнения о себе. Не свойственна категоричность суждений в свой адрес. Не старается выглядеть в глазах окружающих лучше, чем есть на самом деле и тем самым может ставить себя вне социальных связей и социального одобрения.

7-13 баллов — Средняя мотивация к одобрению.

Имеет средний уровень потребности в одобрении со стороны окружающих людей. Особенности поведения свидетельствуют о желании выглядеть в глазах окружающих вполне адекватно (т.е. казаться таким, каким является на самом деле), что вполне нормально, т.к. свойственно большинству людей. Такое поведение дает возможность для самостоятельности в суждениях о себе. Не стоит рекомендовать часто обращать внимание на мнение о себе других людей, если оно расходится с собственными представлениями. Но если рекомендовать задумываться хотя бы над одним мнением из пяти несовпадающих с собственным — успех обеспечен.

14-20 баллов — Высокая мотивация к одобрению.

Одно из двух: Или не искренен с экспериментатором или неискренен с самим собой. Пытается быть кем-то выдуманным. Встречается также при протестных реакциях против психологического тестирования либо против межличностного взаимодействия как такового.

Анкета субъективных оценок психологического климата в классе (Черненкова А. В.) (3 класс)

Цель: выявление отношения к классу:

  • Хорошее
  • Нейтральное
  • Скорее негативное

Инструкция:  Внимательно прослушайте  вопросы и рядом с номером вопроса и  поставьте один из вариантов ответа, который является наиболее подходящим для Вас.

4 -всегда

3 - часто

2- иногда

1- никогда

1. Я считаю, мои одноклассники критикуют друг друга по-доброму, не обидно, искренне желая помочь.

2. Я считаю, что ребята в классе сочувствуют друг другу.

3. У меня появляется чувство гордости за мой класс, если его хвалят.

4. Я знаю, что ми одноклассники придут мне на помощь, если случится беда

5. Я чувствую себя в классе уютно, уверенно, спокойно.

Обработка: вычисляется сумма баллов по всем вопросам, которая отражает отношение ученика к своему классу. Средний показатель по классу характеризует психологический климат в классе. Уровни отношения к классу:

- хорошее - 16-20 баллов;

- нейтральное - 11-15 баллов;

- негативное - 5- 10 баллов.

Методика «Интеллектуальная лабильность» (В.Т. Козлова) (4, 5 класс)

Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности профессионального обучения, освоении нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики.

Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимании и быстроты действий. В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.

Инструкция: «Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!»

Содержание методики

1. (Квадрат номер 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.

2. (Квадрат номер 2). Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.

3. (Квадрат номер 4). Напишите слово «пар» наоборот,

4. (Квадрат номер 5). Нарисуйте прямоугольник. Раз делите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.

5. (Квадрат номер 6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.

6. (Квадрат номер 7). Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.

7. (Квадрат номер 8). Напишите слово «мел». Под со гласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.

8. (Квадрат номер 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».

9. (Квадрат номер 12).  Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.

10. (Квадрат номер 13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.

11. (Квадрат номер 15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.

12. (Квадрат номер 17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.

13. (Квадрат номер 18). Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.

14. (Квадрат номер 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.

15. (Квадрат номер 21). Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.

16. (Квадрат номер 22). Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.

17. (Квадрат номер 19). Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.

18. (Квадрат номер 23). Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.

19. (Квадрат номер 24). Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, букву «К» — в круг, букву «О» — в треугольник.

20. (Квадрат номер 25). Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.

При проведении исследования от экспериментатора требуется четкое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание.

Нормы выполнения:

0-2 ошибки — высокая лабильность, хорошая способность к обучению;

3-4               — средняя лабильность;

5—7            — низкая обучаемость, трудности в переобучении;

больше 7 ошибок — малоуспешен в любой деятельности.

Ключ к методике «Интеллектуальная лабильность»:

Анкета «Определение состояния психологического климата в классе» (4,5 класс)

Инструкция: В целях изучения психологического климата в вашем классе просим ответить на ряд вопросов. Обведите кружочком ответ, выражающий ваше мнение.

  1. С каким настроением вы обычно идете в школу?
  1. всегда с хорошим настроением;
  2. с хорошим чаще, чем с плохим;
  3. с равнодушием;
  4. с плохим чаще, чем с хорошим;
  5. всегда с плохим настроением.
  1. Нравятся ли вам люди, которые учатся вместе с вами?
  1. да, нравятся;
  2. многие нравятся, некоторые – нет;
  3. безразличны;
  4. некоторые нравятся, но многие – нет;
  5. никто не нравится.
  1. Бывает ли у вас желание перейти в другой класс?
  1. никогда не бывает;
  2. редко бывает;
  3. мне все равно, где учиться;
  4. часто бывает;
  5. думаю об этом постоянно;
  1. Устраивает ли вас учеба в школе?
  1. учебой вполне доволен;
  2. скорее доволен, чем недоволен;
  3. учеба для меня безразлична;
  4. скорее недоволен, чем доволен;
  5. совершенно недоволен учебой.
  1. Как, по вашему мнению, относится к вам классный руководитель?
  1. очень хорошо;
  2. хорошо;
  3. безразлично;
  4. скорее недоволен;
  5. очень плохо.
  1. В какой форме обращаются к вам чаще преподаватели?
  1. убеждают, советуют, вежливо просят;
  2. чаще в вежливой форме, иногда грубо;
  3. мне это безразлично;
  4. чаще в грубой форме, иногда вежливо;
  5. в грубой форме, унижающей достоинство.

Обработка результатов. За ответ на каждый вопрос анкеты учащийся получает столько баллов, какой номер ответа он выбрал.  Суммируют баллы по всем вопросам.

6 – 12 баллов – школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.

13 – 18 баллов – школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.

19 – 30 баллов – школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой.

Методика изучения мотивов участия школьника в деятельности (авторы Л. В. Байбородова, Л.И. Ченявская) (4,5 классы)

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: преобладающие мотивы деятельности школьников:

коллективные

личностные

престижные

Инструкция: Внимательно прочитайте высказывания, приведенные ниже, и рядом с номером вопроса и поставьте один из вариантов ответа, который является более подходящим для Вас.

3 — привлекает очень сильно;

2 — в значительной степени;

1 — привлекает слабо;

0 — не привлекает совсем.

 

Мотивы

Оценка привлекательности

Интересное дело

Общение с разными людьми

Творчество

Приобретение новых знаний, умений

Выработать у себя определенные черты характера

Помощь товарищам

Возможность передать свои знания

Участие в делах своего коллектива

Сделать доброе дело для других

Возможность руководить другими

Выделиться среди других

Вероятность заслужить уважение товарищей

Обработка   результатов

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

—  коллективистические мотивы (п. 6, 7, 8, 9);

—  личностные мотивы (п. 1, 2, 3, 4, 5);

—  престижные мотивы (п. 10, 11, 12).

Сравнение итоговых оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в той или иной деятельности.

Затем производится подсчет числа учащихся в классе с преобладанием коллективистических, личностных, престижных мотивов. Данные вносятся в сводную таблицу по каждому классу.

Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн

Цель: исследование самооценки у учащихся.

Инструкция: (выполняется на примере шкалы «Здоровье»)

Посмотрите на следующее задание. Что вам напоминает рисунок? (психолог выслушивает ответы детей) Действительно, шкала, очень похоже на градусник. Вы знаете, что и как показывает обычный  градусник – температуру нашего тела, в начале шкалы – низкая температура, чем правее по шкале, тем температура выше. Мы с вами будем «измерять не температуру, а другие наши качества. Первое деление на шкале указывает на то, что здоровье у человека очень слабое, чем правее мы продвигаемся, тем лучше наше здоровье; последнее деление говорит о том, что человек обладает идеальным здоровьем. Как вы считаете, ваше собственное здоровье на каком делении можно расположить? К какому варианту оно ближе – совсем отсутствует или идеальное? Отметьте на шкале выбранное вами место, проведя прямую вертикальную черточку. А каким здоровьем вы хотели бы обладать? Найдите на шкале это место и отметьте его кружочком. Таким же образом оцените, пожалуйста, свой ум, способности, силу воли. Помните, что в начале шкалы – самые низкие, слабые значения, чем правее, тем ярче выражены эти качества у вас. Черточка – где вы сейчас, кружок – где хотите быть. Всем понятно? Вопросы есть? Приступаем к работе.

Обработка результатов: Обработка проводится по всем шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Длинна каждой шкалы 100 мм, одно деление – 10 баллов; в соответствии с этим ответы школьников получают качественную характеристику( например,54 мм=54 баллам)

По каждой из шкал определяется

1.Уровень притязаний

Менее 60-низкий

60-74-средний

75-89-высокий

90-100-очень высокий

2.Уровень самооценки

Менее 45-низкий

45-59-средний

60-74-высокий

75-100-очень высокий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД в начальной школе....

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

Программа составлена на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психо...

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

Данный документ содержит программу формированиея УУД.Программа формирования универсальных учебных действий – один из базовых документов, конкретизирующий требования к результатам  начального обще...

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе

Программа формирования универсальных учебных действий в системе общего образования -  ответ на новый социальный запрос, основанный  на знаниях и высоком инновационном потенциале.  Новые...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2010 -2015 годы «Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

     Цель моей деятельности – ведение мониторинга  развития и формирования  УУД учащихся начальных  классов для проектирования и своевременной корректировки учебно...

«Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального и основного общего образования»

Выступление на  педагогическом совете по теме "Психологический  мониторинг уровня  развития универсальных учебных действий у обучающихся , осваивающих основную образовательную программу...

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий и система оценки образовательных достижений обучающихся в условиях ФГОС

Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в общеобразовательной школе....