Выступление на районном методическом объединение учителей начальных классов города Энгельса, ВКС в рамках "Гимназического Союза России"
статья
Представлена внутренняя и внешняя модель оценки качества образования, её компоненты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupl_ushakovoy_g.i._na_rayonnom_mo.docx | 49.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на районном объединении учителей начальных классов
г. Энгельса
«Гимназия №8» г. Энгельса учителя начальных классов
Ушаковой Г.И.
по теме: «Модель системы оценки образовательных результатов обучающихся начальной школы, её компоненты».
ФГОС содержит чёткие требования к системе оценке планируемых результатов обучающихся начальной школы. Разработка подходов к оценке образовательных результатов обучающихся гимназии осуществлялась через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования.
В соответствии с ними наша внутренняя система оценивания ориентирована на
- Достижение личностных результатов (духовно- нравственное воспитание и развитие);
- Метапредметные результаты (формирование и развитие УУД);
- Предметные (освоение содержания учебных предметов).
Тем самым, обеспечивая комплексный подход к оценке результатов достижений. Формируя модель оценки образовательных результатов, мы поставили перед собой ряд основополагающих вопросов:
- Что будем оценивать?
- По какой шкале?
- Инструменты оценивания?
- Каковы критерии оценивания?
- Процедура оценивания и формы предоставления результатов?
- Кто будет оценивать?
Чтобы иметь общее представление о нашей внутренней системе оценки, ответим на поставленные вопросы.
- Что будем оценивать?Оцениваем предметные, метапредметные и личностные результаты. Результаты учителя через входную диагностику, промежуточную и итоговую.
- Инструменты оценивания?
Внутренняя система оценки образовательных результатов предусматривает использование следующих инструментов оценивания:
- Внутренний мониторинг качества образования.
- Самооценку обучающихся.
- Оценку образовательных программ.
- Оценку индивидуальных достижений обучающихся, включающую (итоговую) аттестацию выпускников начальной школы и промежуточную аттестацию обучающихся в рамках внутренней системы контроля качества образования.
- Каковы критерии оценивания? По двум уровням успешности- необходимый (базовый) уровень- решение типовых задач, где требуются отработанные действия по Раздел у«Ученик научится». Это необходимо всем ученикам и достаточно для продолжения образования. Качественная оценка ставится «хорошо», но не отлично. Повышенный уровень- решение нестандартных задач или действие в непривычной ситуации Раздел «ученик может научиться» Качественная оценка «отлично»
- Где фиксировать результаты? В таблицах образовательных результатов
( предметные, метапредметные и личностные результаты)и в портфолио .Каждый учитель создаёт папку «Мониторинг учебных, метапредметных, личностных достижений обучающихся…. класса», в которой педагог сводит все данные диагностик в простую таблицу. Таблицы размещаются в бумажном, электронном вариантах. В них выставляются отметки, баллы или проценты в графу тех умений и действий, которые были основными в ходе решения конкретных задач.
- Кто будет оценивать? Теперь оценивание ведёт не только учитель, но родители.
А ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности превращает процедуру оценивания в важнейшее условие формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся. Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирования таких элементов, как:
• навыки рефлексии,
• самоанализа, самоконтроля, самооценки,
• Останавливаться не буду. Это разговор продолжат Цыганова Н.А. и Ерохина Н.А.
Представляем вашему вниманию внутреннюю систему оценки образовательных результатов. Наша модель содержит следующие конструкты:
Внутренняя система оценки качества
образовательных результатов обучающихся начальной школы МБОУ «Гимназия№8»
Что оценивается | Форма контроля | Оценочная деятельность | Сроки | Форма подведения итогов | |||
1. Качество образовательных результатов | |||||||
Предметные результаты (включая данные внутренней и внешней диагностики) | Мониторинги: оценка индивидуальных достижений по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру. | Систем- ная | сетябрь, апрель | Справка по ВШК, отчёты МО, отчёт по самообследованию | |||
Промежуточная аттестация 2-4 классов Оценивание предметных и метапредметных результатов | Русский язык | Математика | Систем-ная | сетябрь, апрель | Справка по ВШК, отчёты МО, отчёт по самообследованию | ||
Стартовая, за 1 четверть, за 1 полугодие, за 3 четверть, годовая | Стартовая, за 1 четверть, за 1 полугодие, за 3 четверть, годовая | ||||||
Диктант с грамматическим заданием ( по четвертям), комплексная метапредметная контрольная работа (по полугодиям), тесты | Комбинированная контрольная работа( по четвертям), комплексная метапредметная контрольная работа (по полугодиям), тесты. | ||||||
Английский язык | Литературное чтение | Окружающий мир | Групповой проект- 4класс Проектные задачи-1-3 класс | I полугодие II полугодие | |||
Комплексное тестирование (аудирование, чтение, лексика и грамматика), устное высказывание (монолог, диалог). | Тестирование | Тестирование | За год | ||||
Личностные метапредметные результаты | Портфолио, В рамках психологического сопровождения учащихся 1-4 классов по полугодиям проводится диагностика с целью выявления уровня сформированности универсальных учебных действий. Для достижения поставленной цели применяются различные методики:
«Универсальное познавательное действие»;
«Проба на внимание»;
| системная | I полугодие II полугодие | Портфолио обучающихся. Отчёт по самообследованию | |||
Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях | Портфолио обучающихся, психолого-педагогические исследования | Наличие/отсутствие призовых мест, лауреатов. Рейтинговая шкала | В конце учебного года | Портфолио обучающихся. Отчёт по самообследованию | |||
Динамика здоровья обучающихся | Мониторинг пропусков по болезни. | Показатели индекса здоровья и других характеристик по сравнению с предыдущим годом | В течение учебного года | Отчёт по самообследованию |
На наш взгляд, главное отличительное достоинство предложенной системы оценивания в том, что она реально переключает контроль и оценивание, а значит, и всю деятельность нашей образовательной организации на разные направления деятельности детей, то, что им в жизни необходимо для решения практических задач. Понятно, что сразу меняется инструментарий- формы и методы оценки.
В промежуточной аттестации остались традиционными: письменные работы- это домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие, письменные ответы на вопросы тестов, сочинения, изложения, диктанты, рефераты ит.д.
- Абсолютно новая оценочная деятельность- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств);
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
- результаты учебных проектов;
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;
- устная – предполагает устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, защиты проекта и т.д.;
- – комбинированная – предполагает сочетание письменного и устного видов;
- – аттестация с использованием ИКТ технологий- групповой проект. О нём расскажу чуть ниже.
Промежуточная аттестация, в том числе и годовая (итоговая) в переводных классах проводится в следующих формах: итоговая контрольная работа, итоговый опрос, тестирование, защита рефератов и творческих работ, защита проектов и другие формы.
В соответствии с требованиями ФГОС приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся следующие новые формы работы:
- метапредметные диагностические работы составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий; Тексты для проведения контрольных комплексных диагностических работ разрабатываются составляются заместителем директора по учебно-воспитательной работе, к их разработке могут привлекаются педагоги.
- диагностика результатов личностного развития:
- может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.) в виде неперсонифицированных работ (работы, выполняемые обучающимися, не подписываются);
- данные, полученные по итогам анализа результатов личностного развития, обобщаются и представляются только по классу или гимназии в целом, а не по конкретному обучающемуся, т.е., имеют неперсонифицированный характер.
Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются по пятибалльной системе; отметки за выполненную письменную работу заносятся в классный журнал к следующему уроку.
Годовая (итоговая) промежуточная аттестация содержит комплексный подход: мониторинг «портфолио» ученика и контроль уровня учебных достижений.
Комплексная оценка достижений обучающихся в рамках мониторинга портфолио ученика проводится классными руководителями; обобщающий аналитический материал готовит заместитель директора.
- итоги внутригимназического контроля;
- рекомендации методических объединений учителей (гимназии, района).
- .
В планируемых результатах, описывающих эту группу, личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования гимназии в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Другой формой оценки личностных результатов является оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) обучающихся или педагогов гимназии при согласии родителей (законных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
.
Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированностиметапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений— один из основных показателей в оценке образовательных достижений обучающихся гимназии.
Итоговая оценка выпускника
Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ начального образования гимназии нацелена на оценку результатов их
освоения.
На итоговую оценку на ступени начального общего образования гимназии, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.
Проводится мониторинг результатов выполнения итоговых работ – по русскому языку, математике, литературному чтению, комплексной работы на межпредметной основе, групповой проект.
Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Специальные комплексные проверочные работы для мониторинга результатов образования по УМС «Планета знаний», «Начальная школа 21 века», «Гармония».
При определении итоговой оценки учитываются результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируемые в форме Портфеля достижений (или другой накопительной формы оценивания). Достижение опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня и его превышение (повышенный уровень). Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
Вопрос о системе оценивания УУД является для нашей гимназии актуальным. Нами разработаны разные способы их оценивания:
- Через комплексную метапредметную работу,
- групповой проект,
- Проектные задачи, где оцениваются сформированностьметапредметных учебных действий (1-3 классы)Прообразом проектной деятельности стали проектные задачи.
Таким образом, проекты и проектные задачи апробированы в гимназии в качестве инструмента оценивания УУД. Каждого учащегося можно оценить в форме наблюдения. Данная таблица заполняется на каждого ученика, далее составляется сводная таблица учёта сформированности УУД.
- Тестирование.
Измерительные материалы известны в день проведения тестирования, составляется
протокол проведения тестирования (в электроном виде и в бумажном).Каждому учащемуся присваивается идентификационный код. Проверка работ учащихся осуществляется в школе в тот же день с привлечением учителей, не преподающих в этом классе в соответствии с критериями по проверке и оценке работ учащихся.
Такова модель итоговой оценки выпускников начальной школы, на основе которой
- принимаются решения о переводе учащихся в основную школу;
- разрабатываются индивидуальные программы поддержки обучения детей в основной школе.
- Всё большую у нас популярность в работе с младшими школьниками приобретают проектные задачи и групповые проекты. Остановлюсь более подробно на новой форме итоговой аттестации выпускников начальной школы гимназии-в форме группового проекта. В конце прошлого учебного года обучающимся 4 классов были предложены в качестве итоговой (накопительной) оценки провести групповой проект: познавательный проект «Что мы знаем о Земле». Учителя получили рекомендации по проведению проекта, по организации работы групп, комплект материалов. Сюда вошли: текст задания, лист планирования и продвижения по заданию, лист самооценки, сценарий проведения занятия, памятки. Ребятам было предложено подготовить и оформить плакат или компьютерную презентацию, содержащие
- Заголовок названной темы;
- Небольшой текст до 20 предложений;
- Иллюстрации к тексту и подписи к ним;
- Составить 2-3 вопроса к составленному тексту;
- Подобрать2-3 поговорки или пословицы;
- Названия 2-3 книг, статей, которые вы советуете прочитать.
В нижней части плаката указать состав группы и список использованной литературы.
Для выполнения заданий ребята использовали компьютер, принтер, проектор, магнитную доску, книги, справочники, бумажные иллюстрации, цветные карандаши, ножницы, клей, клейкую ленту ит.д. В рабочих группах они обсудили тему сообщения и форму предоставления результата- плакат или компьютерная презентация. Составили план выполнения работы, распределили между собой обязанности по выполнению задания, заполнили лист планирования и продвижения по заданию.
Результаты своей работы они представили другим группам. Выступление каждого члена группы занимало около 2 минут. Ребята- слушатели прикрепляли стикер той группе, которая больше всего понравилась. В конце представления работы каждый ученик заполнил лист самооценки. Занятие было рассчитано на 2 урока. Для наблюдения за особенностями общения и взаимодействия учеников в процессе совместного выполнения проекта, для заполнения карты наблюдений были приглашены старшеклассники. Наблюдатели заранее ознакомились с картами и прошли инструктаж школьного психолога. Карту эксперта заполнял учитель в ходе презентации. Карта эксперта- инструмент, предназначен для оценки качества создаваемого продукта.
При решении проектных задач были оценены и зафиксированы проявления регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
Все виды планируемых результатов ( предметные, метапредметные и личностные) обучающиеся гимназии достигают в рамках формирования не только учебной деятельности на основных учебных предметах, но и в ходе участия наших детей в разных видах внеучебной деятельности. Внеурочная деятельность,направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, стала теперь обязательной частью образовательного процесса в школе. Следовательно, и результаты достижений должны быть оценены. У нас создана особая развивающая среда, в которой ребёнок сможет реализовать себя в различных направлениях внеурочной деятельности: интеллектуальной, творческой, организационно- лидерской, научно- исследовательской, художественно- эстетической, коммуникативной и др.Виды и формы её организации отличаются от урочной системы, поэтому мы предлагаем ребятам следующие направления внеурочной деятельности.
1 классы
Направления деятельности | Формы реализации | Количество часов в неделю | |
1 а | 1б | ||
Социальное | Творческая мастерская «Затейники» | 1 | 1 |
Общекультурное | Кружок «Удивительный мир книги» | 1 | 1 |
Кружок «Диалектика окружающего мира» | 1 | 1 | |
Общеинтеллектуальное | |||
Итого: | 3 | 3 |
2 классы
Направления деятельности | Формы реализации | Количество часов в неделю | ||
2 а | 2б | 2в | ||
Творческая мастерская «Затейники» | 1 | 1 | 1 | |
Социальное | ||||
Общеинтеллектуальное | Кружок «Диалектика окружающего мира» | 1 | 1 | 1 |
Кружок «Введение в научно- исследовательскую работу» | 1 | 1 | 1 | |
Итого: | 3 | 3 | 3 |
3 классы
Направления деятельности | Формы реализации | Количество часов в неделю | |
3 а | 3б | ||
Творческая мастерская «Затейники» | 1 | 1 | |
Социальное | |||
Общекультурное | Студия «Юный журналист» | 1 | 1 |
Общеинтеллектуальное | Кружок «Диалектика окружающего мира» | 0,5 | 0,5 |
Кружок «Введение в научно-исследовательскую работу» | 0,5 | 0,5 | |
Итого: | 3 | 3 |
4 классы
Направления деятельности | Формы реализации | Количество часов в неделю | |
4а | 4б | ||
Творческая мастерская «Затейники» | 1 | 1 | |
Социальное | |||
Общеинтеллектуальное | Кружок «Диалектика окружающего мира» | 1 | 1 |
Кружок «Введение в научно-исследовательскую работу» | 1 | 1 | |
Итого: | 3 | 3 |
Мы расширили формы и способы оценки успешной деятельности учащихся: нельзя забывать, что игра, общение, соревнования, поощрения- вечные двигатели детства.
Одним из инструментов, с помощью которого мы воплощаем в жизнь внеучебную деятельность– это ученическое самоуправление в форме детской организации «Планета детства». Во главе детской организации стоит президент гимназии и гимназическое правительство, которые имеют право распоряжаться особым премиальным фондом-гувиками (гимназической универсальной валютой). Таким образом, ребята поощряются за высокие результаты в научно- исследовательской работе, за победы на конференциях, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, ярмарках, за участие в социально- значимых акциях, проектах.Разнообразиеоценочной деятельности способно раскрыть интересы, формирует позитивное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству; потребность выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах внеурочной деятельности;
формировать мотивацию к самореализации научно- исследовательской деятельности;способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию, а это и есть достижение новых образовательных результатов и их оценка.
Вывод:конечно, гимназическая система оценки образовательных результатов обучающихся начальной школы находится в стадии доработки и апробации внедрения инструментария и процедур оценки в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов «Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОРКСЭ ПО ТЕМЕ: "РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
ДОКЛАД: "ТРУДНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ" (МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ")...
Выступление в 2018 г. на районном методическом объединении учителей начальных классов «Отличие проектной деятельности от исследовательской» (презентация)
laquo;Отличие проектной деятельности от исследовательской»...
Выступление в 2015 г. на районном методическом объединении учителей начальных классов. Проектная деятельность в УМК "Планета знаний"
Проектная деятельность в УМК "Планета знаний"...
Выступление в 2019 г. на районном методическом объединении учителей начальных классов «Современные технологии в работе со способными и одаренными детьми в начальной школе»
laquo;Современные технологии в работе со способными и одаренными детьми в начальной школе»...
Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов на тему: "Новая редакция ФГОС НОО: методология, методика, технология."
Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых ...
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов
Виды работ и диктанты по развитию орфографической зоркости учащихся....