Проект "Загадки наших имён"
творческая работа учащихся (1 класс) на тему
У девочек на перемене возник вопрос: " А имя Полина - русское?" Ребятя стали спорить... Вот так и появилась тема нашего проекта: "Загадки наших имён" Проект выполняли ученики 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Загадки наших имён»
1 Б класс
МБОУ СОШ №1 г.Чехов Московской области
Руководитель проекта: учитель начальных классов
Галкина Светлана Петровна
2013г.
Проект: «Загадки наших имён»
«Имена, имена, имена –
В нашей речи звучат неслучайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна».
(Александр Бобров)
Задачи:
1.Расширить знания о своём имени.
2.Развивать стремление к изучению своей личности, к самопознанию.
3.Найти сведения об известных людях с таким же именем.
4.Выявить самые популярные и самые редкие имена девочек в 1-ых классах нашей школы.
Актуальность:
Изучение собственного имени помогает человеку осознать свою уникальность и сходство со знаменитыми людьми, развивает способности к созданию доброй славы своему имени.
Предмет исследования: имена.
Основополагающий вопрос:
Для чего нужно имя?
План работы:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Поиск информации в Интернете.
3. Беседа с родителями и учениками школы.
4. Узнать о популярности имён в 1-ых классах нашей школы.
5. Изготовление буклета о значении имён учеников нашего класса.
Этапы работы:
1.Введение.
2.Пословицы.
3.Стихи.
4.Частушки.
5.Значение имён.
6.Исследовательская работа
7.Имена в цветах.
8.Ребусы составленные детьми.
9.Итог работы.
1.Введение. Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
Каждый день, общаясь с людьми, смотря телевизор, читая книги, мы сталкиваемся с множеством имён. А что они обозначают, откуда они появились?
Этими вопросами заинтересовались девочки нашего класса. Так зародилась идея создания проекта «Загадки наших имён»
2. Пословицы.
Народная мудрость, пословицы и поговорки, не обошли стороной эту тему, не остались «безымянными». Вот такие пословицы и поговорки мы нашли с именами наших одноклассников.
Каждая Аленка хвалит свою буренку.
Наш Андрей никому не злодей.
Наговорил Егор с гору, да все не в пору.
Проснулась Ульяна не поздно, не рано - все с работы идут, а она тут как тут.
Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
Дмитрий да Борис за огород подрались
В людях Илья, а дома - порося.
Каждый Никитка хлопочет о своих пожитках.
Каков Савва, такова ему и слава.
3. Стихи
АНАСТАСИЯ - воскресшая, возрожденная к жизни - древнегреческое;
Каждый год в себе несет
Воскресение.
Заспанный цветочек
Спину разогнет -
Возрождение.
Настя к ручейку идет -
Улыбается,
Знает, в нем последний лед
Растворяется.
И птенец в скворечнике
Появляется -
К нам с тобой весна
Возвращается!
Мария - любимая, желанная - древне-еврейское.
У папы на коленочках,
Маленькая девочка
Машенькой зовется.
Все ласкают девочку,
Все играют с девочкой -
Ведь не просто так ребенку
Имечко дается!
Машенька - желанная,
Машенька - любимая,
Имя твое древнее
И для нас правдивое!
СВЕТЛАНА - светлая - русское.
Все проснулись очень рано
Оттого, что вдруг Светлана
Встала первой и умылась -
Сразу небо засветилось,
Засияли в кухне чашки,
Стали белыми рубашки,
Заплясали зайчики,
Шалунишки-мальчики!
Почему же так случилось,
Как такое получилось?
Просто имя у Светланы
Значит "светлая". И рано
Встала Света и умылась -
Оттого все засветилось!
АРТЕМИЙ - посвященный Артемиде, богине охоты и луны - древнегреческое.
Артемий скачет на коне,
Артемий скачет при луне,
В колчане - лук и стрелы,
Несется всадник смелый -
Такой приснился Теме сон…
Но в чем-то правдою был он!
Алина - благородная - древне-германское.
Мечтается Алине
В средневековье жить,
С подружкой в кринолине
Под ручку в зал входить,
Где принцы, кавалеры
И дамы непременно
Станут говорить:
Ах, как она красива,
Как она тонка,
С характером отменным,
Походкой мотылька,
Но главное - она
Чиста и благородна,
Заметьте, господа!
Но в двадцать первом веке
Все так же на примете
Хорошие черты.
Алины имя скромное
Значит - благородная!
СЕРГЕЙ - родовое римское имя.
Быстры-быстры ноженьки
У нашего Сереженьки.
Бежит он по дорожке,
Уже устал немножко,
А все ж бежит, старается,
И, в общем, получается!
Наш мальчик замечательный,
Очень примечательный -
Здоровый он и сильный,
И очень он спортивный!
Виктория - победа - латинское.
Хорошенькая девочка,
Цветочек озорной,
В кудряшках веет ленточка
Зеленою волной.
Виктория-малышка -
Радость для родителей,
Ее повсюду слышно,
Где слышно победителей!
Мамулю и папулю
За руки берет
Кудрявая Викуля,
И их вперед ведет!
Полина - малый (от основы "Павел") - латинское.
Там, где ягода-малина,
Дом стоит, а в нем Полина.
У Полины там игрушки,
Мишки, зайки, погремушки.
Там стоит ее кровать -
В ней Полина любит спать.
И Полине, нашей крошке,
Тихо льется свет в окошко,
Шепчет сонная луна:
"Ты, Полина, спать должна,
А иначе, Поленька,
Так и будешь маленькой!"
Евгения – благородная , древне-греческое
Услышала Женя на улице плач,
Во двор она быстро несется
И видит - в песочнице сломан калач,
И рядом мальчишка смеется.
А маленький кроха, игравший в песке,
Обиженно плачет невдалеке...
Видит Евгения эту картину
И начинает мальчишку ругать:
"Как же ты можешь, взрослый детина,
Маленького обижать?!"
Стыдно стало хулигану -
Починил калач.
И сказала Женя крохе
Эй, малыш, не плачь!
Вот так мы с вами увидели,
Что если кого обидели,
Благородная наша Евгения
Вступится в то же мгновение!
Ульяна – производное от греческого родового имени,
основа - кудрявый.
У зебры - тельняшки,
У папы - рубашки,
А у нашей Улечки
Славные кудряшки.
Оттого, что имя
У нее такое:
Милое, кудрявое,
Любимое, родное.
Дарья - владеющий - персидское.
Владеет Дарья букварем
И красненьким портфелем,
Тетрадками и дневником
С отметками! Проверим:
В том дневнике пятерки в ряд
Улыбчиво на нас глядят.
Эх, всем бы детям захотеть
Таким богатством завладеть!
Никита – победитель древне-греческое.
Никита - победитель,
Никита - наш герой,
Он запросто справляется
С конфетною горой,
Он запросто справляется
С горячим шоколадом,
С компотами сражается
И с вкусным мармеладом.
Из этих испытаний,
Расскажут вам родители,
Никита обязательно
Выходит победителем!
Николай - побеждать народ - латинское.
Сыночек Коля мамочке
Задал такой вопрос:
"Представь, что я не маленький,
Что я уже подрос.
Кем буду я, скажи мне,
С именем моим?
Героем или умницей,
Защитником твоим?"
И улыбнулась мамочка,
Сыночку отвечает,
Что взрослый мальчик Коленька
Народы побеждает!
"Конечно же, ты - умница,
Конечно же - герой,
Но даже победитель,
Ты все равно - сын мой!"
Владислав - владеть + слава - славянское.
Очень славный мальчик,
Славик - Вдадислав,
Он порезал пальчик
И залез на шкаф.
Он прославился на пляже -
Чуть не утонул.
Во дворе известен даже -
Семь шаров надул!
Славный мальчик Владислав
Все везде успеет,
Имя у него такое -
Славой он владеет!
Глеб - под защитой бога - древне-германское.
Глеб братишку всегда защищает -
В школе и дома ему помогает.
Глеба всегда защищают родители,
Если взрослые Глеба обидели.
Еще защищает его древний бог -
Он беды не пустит на Глебов порог.
Так будет всегда под сияющим небом -
Не зря же назвали мальчика Глебом!
Дмитрий - относящийся к Деметре, богине земледелия
и плодородия - древне-греческое.
Когда приходит Дима в парк
С друзьями поиграть,
То начинает старый парк
Внезапно расцветать.
Трава растет густая,
На клумбах - незабудки,
Деревья распрямляются
И прилетают утки.
Так каждый раз, за годом год,
Растет наш Дима - парк растет.
Он чародей? Да что вы, нет,
Но есть у Димы свой секрет:
Он листьев никогда не рвет,
Цветочки леечкой польет,
Гордится парком он своим,
А парк в ответ гордится им!
Егор - народный вариант имени Георгий
Георгий - имя Зевса как землевладельца-покровителя -
древне-греческое.
Затеял маленький Егор
С папой важный разговор:
"Ты купи-ка мне лопатку,
Во дворе устрою грядку,
Я цветы там посажу,
Всем ребятам покажу.
Будут там цветы расти,
Нам кивать, весной - цвести,
Буду я руководить,
Как нам садик посадить!"
Папа скажет для порядку:
"Я куплю тебе лопатку,
Только ты мне обещай:
Про цветы не забывай,
Правильно руководи,
За собой ребят веди.
Ведь ты, Егор, большой умелец,
Самый главный земледелец!"
Кирилл - повелитель, владыка - древне-греческое.
Кирилл - владыка детской,
Где есть большой комод,
В комоде том богатство:
Машины, пароход.
А на комоде -
Зайцы, медведи и слоны,
Солдаты и индейцы
Неведомой страны.
И всеми ими может
Кирилл повелевать,
Он аккуратно сложит
Игрушки, ляжет спать.
Проснется очень взрослым,
Ну а потом, потом,
Владеть он станет крупным
Заводом, кораблем!
4. Частушки
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Пропоем мы вам частушки,
Очень замечательно!.
Горе горькое у Тани,
Всем Танюшу жалко –
Из дыры в ее кармане
Выпала шпаргалка.
Николай пример решал,
А Сергей ему мешал.
Вот, ребята, всем пример,
Как нельзя решать пример.
Петя с музыки сбежал,
На ботанику попал.
Был ответ его не плох:
До, ре, ми, фасоль, горох.
Сунул Леша руки в брюки,
Размышляет: как же быть?
Надо б вынуть, вроде, руки,
Да нельзя — забыл помыть!
Эля с Женей на уроке
Тараторят, как сороки.
Позовут их отвечать —
На уста кладут печать!
Кто толкается в буфете?
Пробивается вперед? -
Пожалейте Иру, дети,
Дайте Ире бутерброд!
По-геройски Лена с ленью
Воевала целый день.
Но, к большому сожаленью,
Победила Лену лень.
Коля вышел отвечать,
Но не знал, с чего начать.
Час молчал, потом изрек:
«Анна Павловна, звонок».
Очень быстро разучили
Юля с Катей новый стих.
А четверку получили,
К сожаленью, на двоих.
Наш Андрей на той неделе
Сдал учителю тетрадь.
Тот не знает, что с ней делать —
Чистить, мыть или стирать.
Наш Илья — вратарь сверхловкий,
Ловит парень каждый мяч.
А в диктанте он ошибок
Пропускает — ну, хоть плачь!
Хоть оценки и не очень,
Наш Сережа знаменит,
Потому что, между прочим,
Он ушами шевелит.
Мы немного пошутили,
Посмеялись над собой,
Если что присочинили —
Так проступок небольшой!
6. Исследовательская работа
Какое женское и мужское имя самое распространённое среди 1-ых классов нашей школы, а какие имена самые редкие – этот вопрос возник сам собой, когда мы начали работу над эти проектом. Проанализировав списки трёх 1-ых классов мы обнаружили, что самым популярным женским именем стало Даша - 6 чел., Настя – 4 чел, Катя, Вика, Маша – 3чел.
Самым популярным мужским именем является имя Сергей – 5 чел., Егор и Александр -4 чел., Илья, Николай и Никита – 3 чел.
Есть и редкие имена:Кристина, Полина, Женя, Света, Милана, Ульяна, Лида, Алёна, Анна, Софья, Яна, Амина, Арина, Александра, Владислав, Артём, Савелий, Глеб, Михаил, Шахризод, Антон, Денис, Павел, Андрей.
7. Имена в цветах.
Много интересных красивых имён существует на свете. У цветов тоже есть имена такие же как у людей. Например: Роза, Лилия, Вероника, Иван-да-Марья
Иван – да – Марья.
Люди, любуясь этим цветком, сочинили красивую легенду: пошли в лес по грибы Иван да Марья, но засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищали от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья
Вот легенда ещё об одном цветке Анютины глазки.
Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.
8. Для чего нужно имя?
Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять".
Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать".
Под стать этим пожеланиям должно быть и имя. Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.
9. Итог работы
Поработав с различными источниками, мы пришли к выводу, что наша судьба напрямую связана с нашим характером. А так, как имя влияет на характер, то и таким образом оно выстраивает нам судьбу. Выполняя исследовательский проект «Что означают наши имена?», мы узнали много интересного о наших именах, об именах наших одноклассников. Зная тайны имени, мы сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении, а может быть и в определении будущей профессии. Также, выполняя исследовательский проект, мы учились находить интересную и полезную информацию, работать с разными источниками информации, учились работать коллективно, дополняя информацию друг друга.
Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.
Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена. И великие – не исключение.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
(А.С. Пушкин, 1830 г.)
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.
Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
Звучит аудиозапись песни "Позови меня тихо по имени".(Любэ)
Литература и другие источники информации:
- «Загадки наших имён» Составители О.А.Никитина, М.С.Зимина Санкт-Петергбург «Диамант» «Золотой век» 1999г.
- http://zagadki.pp.ru/zagadki-istorii/imena.html
- http://www.prozagadki.ru/101-zagadki-pro-imena-s-otvetami.html
- http://names.dp.ua/
- http://www.owoman.ru/names/1346.html
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/proekt-chto-v-imeni-tebe-moem
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....
Презентация к уроку русского языка 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.
Презентация на урок. Помогает структурировать учебный материал по данной теме....
Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"
Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...
Загадки наших имён (презентация)
Презентация к проекту "Загадки наших имён"...