Ключевые компетентности в начальной школе: структура, показатели, особенности формирования.
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на МО учителей школы
Учитель :Вальцева С.К.
Ключевые компетентности в начальной школе: структура, показатели, особенности формирования.
Начальная школа – стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности. Все компетенции закладываются на начальном этапе обучения. Поскольку начальная школа закладывает базу общих учебных умений и учебной деятельности, нацелена на создание фундамента для продолжения образования личностью в средней школе, а потом и далее, то именно на начальной ступени значимо формирование тех ключевых компетентностей, которые составляют основу образования на протяжении всей жизни.
Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.
Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:
1. Искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию; думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения.
2. Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства.
3. Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу.
4. Адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
К наиболее значимым компетентностям личности, необходимыми для продолжения образования, относятся:
Коммуникативная компетентность.
Информационная компетентность.
Компетентность разрешения проблем.
Каждая из ключевых компетентностей имеет свою структуру. В ней можно выделить отдельные составляющие (аспекты), которые выражаются в конкретных видах деятельности.
Компетентности у учащихся могут быть сформированы на разном уровне. Наиболее часто выделяются три уровня: применения, использования и обогащения. Они соответствуют трем ступеням общего образования: начальной, основной и старшей. На начальной ступени ученик применяет усвоенные способы деятельности к конкретным ситуациям; на ступени основной школе использует способы деятельности в различных ситуациях, переносит способы на другие, ранее не известные ситуации; на старшей ступени усвоенные способы деятельности обогащаются учеником и становятся основой самостоятельной деятельности учащихся. В начальной школе компетентности формируются преимущественно на первом уровне, когда усвоенный способ деятельности ученик может применять самостоятельно.
Наиболее эффективным способом формирования ключевых компетентностей у учащихся является применение учителем адекватных педагогических технологий, в рамках которых ученик является субъектом своей деятельности. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход, является метод проектов, так как именно он позволяет наименее затратным способом создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся и решения проблем. При этом цель учащегося связана с изменением реальности, а цель учителя – в создании ситуаций, в которых формируются коммуникативные, информационные и проблемнорешающие
компетентности. Это не означает, что весь процесс обучения должен быть построен
только на основе проектной деятельности. Компетентности формируются и при использовании исследовательских методов, методов практических ситуаций на уроке, методов моделирования, дискуссионных методов, сюжетной игры и т.п. Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в деятельность самих детей.
Рассмотрим структуру, показатели и особенности формирования каждой из трех ключевых компетентностей, необходимых ребенку для продолжения образования, формирование которых необходимо обеспечить в начальной школе: коммуникативной, информационной компетентности и компетентности в решении учебных проблем.
Коммуникативная компетентность детей младшего школьного возраста
Коммуникативная компетентность ребенка начинает формироваться еще на дошкольном этапе развития личности. Ребенок овладевает речью, научается устанавливать контакты с другими людьми и оперировать способами коммуникации для достижения собственных целей. В начальной школе эта компетентность не столько формируется заново, сколько развивается. Этапы предшкольного и младшего школьного возраста – наиболее значимы для развития коммуникативной компетентности. Здесь стоит задача формирования продуктивной коммуникации как устной, так и ее перевод в письменную форму. Ее осуществление должно опираться на четкое представление о сущности и составляющих коммуникативной компетентности детей, знания об особенностях развития в предшкольном и младшем школьном возрасте.
Информационная компетентность учащихся младшего школьного возраста.
Информационная компетентность преимущественно формируется в начальной школе, а на последующих этапах образования лишь развивается и совершенствуется. Начав систематическое обучение, ребенок впервые сталкивается со значительным потоком информации, которой необходимо результативно оперировать. Если раньше он просто рисовал, то теперь ему надо изобразить так, чтобы отразить информацию; раньше просто читал, теперь надо прочесть в соответствии с требования к качеству чтения и т. п. Это приводит к необходимости овладеть способами работы с информацией, то есть информационной компетентностью.
Отдельные аспекты информационной компетентности формируются у ребенка при традиционном подходе к обучению. Так, все дети учатся работать с текстами учебника. Однако текст учебника относится к вторичной информации. Там дана переработанная (адаптированная) информация для детей, которую они чаще всего усваивают на уровне запоминания. Важно научить учеников работать с первичной информацией, той, которая не была подвергнута обработке до того, как была представлена учащимся. Это тексты исторических источников, словари, энциклопедии, художественные произведения, наблюдаемые явления.
Информация представлена в простых и сложных источниках. Простой источник
содержит информацию одного вида – текст, иллюстрации или таблицу. Сложный источник содержит информацию разных видов, причем все виды представления информации связаны между собой. Это может быть вербально-графическая (текст и графики), визуально-аудиальная (картина и музыкальное произведение) информация. Для работы с ней необходимо владеть специальными способами восприятия и обработки.
Компетентность разрешения учебных проблем у младшего школьника
Идеальным результатом компетентностного образования является способность личности к самостоятельному разрешению жизненных проблем. С проблемами встречается в жизни каждый человек. Одни успешно их разрешают и личностно растут. Другие – теряются и дезадаптируются в обществе. Проблемно-разрешающее поведение – следствие систематической работы по определению проблемы, ее анализу, активному поиску средств и способов ее решения. В основе проблемно-разрешающего поведения как в основе любой другой компетентности личности лежат как знания и умения, так и личностные качества, способствующие жизненной стойкости личности. Среди личностных качеств ведущее место занимает рефлексивность, как способность посмотреть на себя со стороны и найти в себе личностный ресурс для преодоления проблемы, обнаружить особенности личности, знания и умения или способы их получения, которые позволят преодолеть трудность. При формировании компетентности в решении проблем ведущее внимание должно быть уделено не только формированию способов работы с проблемой, но и развитию рефлексии как необходимого для проблемно-разрешающего поведения качества личности.
В начальной школе, в силу возрастных особенностей детей, трудно претендовать на формирование проблемно-разрешающего поведения во всех жизненных ситуациях. Ребенок еще не может в полном объеме управлять своим поведением. У него только формируется произвольность. В то же время, он включается в учебную деятельность, которая создает условия для развития субъектности личности, то есть рефлексивной позиции в деятельности. Поскольку ведущей для ребенка младшего школьного возраста является учебная деятельность, в которой происходит формирование всех ведущих новообразований возраста, постольку и компетентность в разрешении проблем должна формироваться в учебной деятельности, то есть на основе компетентности в решении учебных проблем.
Для формирования каждого из компонентов компетентности в решении учебных проблем оптимально включение детей в исследовательскую деятельность. Здесь
неоценимую услугу учителю начальных классов может оказать учебный проект. Учебный проект отличается от проекта практического и исследовательского. В нем отсутствует этап анализа проблемы, так как ребенок получает информацию о цели своей деятельности в конкретной учебной ситуации и в готовом виде от учителя как учебное задание. Учебный проект, применяемый на уроке в начальной школе, позволяет в доступной для начинающего ученика форме овладеть способами планирования, контролирования и оценки своей деятельности на основе выполнения целей и задач, поставленных учителем. Ученик осваивает отдельные аспекты компетентности в решении проблем, позволяющие ему быть успешным при осуществлении реальных проектов в основной школе.
Результативность формирования рассмотренных компетентностей учащегося в начальной школе определяется систематической работой учителя по включению учащихся в специально организованную деятельность по овладению каждой из составляющих компетентностей. Систематическая работа предполагает особую организацию учебно-познавательной деятельности младших школьников и, прежде всего, специфику урока как главной формы включения ребенка в учебную деятельность.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.
В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.
Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?
Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.
Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью
Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.
Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.
И.Хасан отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты.
Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?
Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.
Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.
В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода их получения или использования.
Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.
Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:
1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий.
Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно:
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
10.В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
11.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
13.Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомиих с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников, справочных материалов.
14.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
15.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Формирование представлений учащихся о компонентах деятельности через образное восприятие....
Доклад на тему: «Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования».
Доклад на тему:«Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования»....
Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"
Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....
Доклад Ключевые компетентности в начальной школе: структура, показатели, особенности формирования.
Доклад Ключевые компетентности в начальной школе: структура, показатели, особенности формирования....
Особенности организации внеурочной деятельности в формировании ключевых компетенций выпускников начальной школы
Органтзация внеурочной деятельности соглсноучебного плана начального общего образования...
Ключевые компетентности в начальной школе
Доклад "Ключевые компетентности в начальной школе"...