Читательская компетентность младших школьников: сущность, структура, показатели
статья
Региональная открытая конференция
«Концепции модернизации содержания и технологий
преподавания предметных областей и учебных предметов: практики реализации»
Секция 1. «Педагогический диалог: актуальные проблемы обучения чтению в начальной школе»
Подсекция 1.3. «Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bigday_statya_.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональная открытая конференция
«Концепции модернизации содержания и технологий
преподавания предметных областей и учебных предметов: практики реализации»
Секция 1. «Педагогический диалог: актуальные проблемы обучения чтению в начальной школе»
Подсекция 1.3. «Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников»
Бигдай Елена Алексеевна, учитель начальных классов,
первая категория, МБОУ Школа № 99 г.о. Самара
Самара, 2021
Читательская компетентность младших школьников:
сущность, структура, показатели
Перед современной школой поставлена задача достижения необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития младших школьников. В контексте Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования – это: овладение техникой чтения вслух и про себя, анализ художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Формирование читательской компетентности младших школьников позволит вывести «чтение на уровень личностной ценности и фактора социального успеха».
Читательская компетентность младших школьников есть личностная характеристика, это сформированная способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Разграничивая понятия «компетентность» и «компетенция», применительно к младшим школьникам, первое относится к качествам личности, способной использовать свои знания, умения и навыки для продуктивной читательской деятельности, а второе с содержанием самой деятельности, как способности решать проблемы в процессе чтения. И эти компетенции должны развиваться таким образом, чтобы они способствовали эффективности усвоения знаний школьниками. В процессе обучения необходимо определить критерии особенности детей, определить начальный уровень развитости умений и навыков, от которого нужно отталкиваться в организации читательской деятельности, какие направления в работе будут эффективными.
Составляющими читательской компетентности младших школьников являются возрастные новообразования.
В познавательной сфере (развитие интеллекта и механизма познания):
- приобретение учеником знаний (запомнил, воспроизвёл, узнал);
- формирование понимания и воспроизведения (объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал).
В психологической структуре и содержании деятельности (становление целей, мотивов, способов и средств деятельности): ученик определил ценность и значение учения для собственного развития.
В развитии личности через деятельность (развитие ценностных ориентиров, самопознание, самооценка): ученик научился применять знания в конкретной ситуации, обобщать и систематизировать их.
Стандартом начального общего образования выделены виды УУД, которые необходимо формировать у учащихся как основу умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия включают сформированность внутренней позиции обучающихся, адекватную мотивацию учебной деятельности (учебные и познавательные мотивы), действия смыслообразования и самоопределения – личностно-ценностная компетенция.
Регулятивные универсальные учебные действия включают овладение действиями, обеспечивающими организацию учебной деятельностью, целеполагание, прогнозирование, способность понимать учебную цель и задачу, планировать её организацию.
Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные (поиск информации) и логические действия (анализ, синтез, сравнение, классификация) – учебно-познавательная компетенция.
Коммуникативные универсальные учебные действия включают умение сотрудничать, принимать и передавать информацию – информационно-коммуникативная компетенция.
Одним из требований Государственного стандарта к младшему школьнику является его гражданская активность, умение ориентироваться в окружающей среде, способность видеть и понимать в нём свою роль и предназначение. Указанные компетенции являются составляющей читательской компетентности младших школьников. Формирования позитивного отношения к себе как читателю и к книге как предмету культуры, использование читательской деятельности для самовыражения.
Рассмотрим специфику формирования читательской компетентности младших школьников, её структуру.
Структура читательской компетентности.
1. Владение техникой чтения (когнитивный аспект). В результате овладения первым компонентом читательской компетентности у учащихся должен сформироваться осмысленный навык чтения – это общеучебное умение необходимо для осознанного чтения текстов, работы с различной информацией.
2. Владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения (когнитивный аспект). Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным, но и мыслящим (деление текста на части, опора на ассоциации, значимые слова, короткие фразы). Для осмысления текста используются смысловые догадки, предвидение будущего; высокая интеллектуальная активность.
3. Знание книг и умение их самостоятельно выбирать (когнитивный и мотивационный аспект). Самостоятельное чтение – это индивидуальное, без помощи взрослого общение с миром книг, осознанный выбор книг для себя. Компетентный читатель – тот, кто обращается за ответом прежде всего к книгам.
4. Эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе (ценностно-смысловой аспект). Понимание произведения как особого вида искусства, его ценность и выразительность; сравнение искусство слова с другими видами искусства (музыка, живопись и др.); находить сходства и различия; создавать свои произведения на основе прочитанных.
5. Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений (ценностно-смысловой аспект). В процессе работы с произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствуют воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Для выявления взаимосвязи между элементами структуры необходимо рассмотреть функции компетенций (деятельности). Образовательная – читать, чтобы знать; коммуникативная - читать, чтобы уметь; информационная – читать, чтобы владеть; гедоническая – читать, чтобы получить удовольствие, эстетическое наслаждение; социальная – читать, чтобы адаптироваться в обществе; развивающая – читать, чтобы понимать, ориентироваться в книжном окружении. Все читательские компетенции между собой взаимосвязаны.
В формировании читательской компетентности младших школьников есть определенные критерии.
Мотивационный критерий – выявление внутренних и внешних мотивов читательской деятельности, создание условий, которые способствуют вхождению в мир литературы, в выборе книжного окружения, влияющие на отношение младших школьников к чтению. Основой усвоения чтения становится формирование устойчивого интереса к книге как источнику осознания читателем окружающей действительности: полноценно читать – это значит думать над книгой до её чтения, в процессе чтения и после того, как книга закрыта.
Чтение обогащает внутренний мир читателя, развивает творческое мышление, закрепляет читательские знания и умения, учит общению и самостоятельности. Эти способности должны быть развиты в процессе чтения и воспитания у каждого ребёнка, хотя уровень их развития будет у каждого свой. Задача учителя – определить индивидуальные задатки младших школьников и найти подходы к формированию у всех детей «стремления всегда слушать и слышать книгу».
Показателями мотивационного критерия является потребность в чтении, самостоятельность в работе с книгой, наличие личностного отношения к чтению.
Потребность в чтении проявляется в умении ставить цели чтения, пересказывать текст полно, выборочно, кратко, выделять главные слова в тексте, обороты речи, формулировать смысл произведения. Читательская самостоятельность проявляется в умении использовании метода чтения-рассматривания книги, составлять аннотацию, ставить типовые вопросы, знать приёмы чтения и жанры произведений, определять авторское отношение к тексту.
С совершенствованием чтения увеличивается мотивация учебно-познавательной деятельности, не только наличие знаний, но и их приобретения. Данный критерий является основным побуждающим фактором при обучении чтению, развитию познавательных, коммуникативных и информационных навыков детей.
Деятельностный критерий – характеризует обучение, связанное с усвоением знаний, формированием умений и навыков чтения. Развитие мотивированности чтения и формирования читательских умений, переносит познавательные потребности и мотивы в читательскую деятельность. Главным при этом является развитие личности младшего школьника при овладении читательской деятельностью, создание условий для постановки собственных целей чтения и их достижения.
Деятельностный критерий несёт умение пользоваться полученной информацией, работать с тестом, наличием навыка чтения и развитием умения учебного сотрудничества.
Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.
Этапы формирования читательских интересов:
6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - «малышки» они неизменно предпочитают «толстым».
8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
Формирование навыка чтения тесно связанно с полным и глубоким пониманием прочитанного. Скорость чтения не может быть показателем сформированности навыка чтения, так как она постоянно меняется. К внешним признакам навыка чтения относим: правильность, беглость, осознанность, выразительность. Навык чтения в начальной школе проходит несколько этапов: чтение по слогам, целыми словами, словосочетаниями, про себя, поисковым способом.
В начальных классах формируется правильность и осознанность чтения, наращивается беглость и элементарная выразительность чтения. Это - качество навыка чтения, который и является средством формирования читательской компетентности младшего школьника.
При обучении чтению важным является освоение технических навыков чтения. Вместе с тем, ещё Л.С. Выготский говорил, что чисто механическая способность читать скорее задерживает, чем продвигает вперёд интеллектуальное развитие ребёнка.
Для становления основ читательской компетентности младших школьников необходимо формирование читательских умений работать с текстом: выделять главное, самостоятельно формулировать тему произведения, делить текст на части, устанавливать взаимосвязь смысловых частей.
Наличие знаний, умений и навыков работы с текстом является результатом приобщения младших школьников к чтению. Это мотивирует читательскую деятельность, процесс чтения приобретает личностный смысл, формируется умение пользоваться полученной информацией:
- называть прочитанное произведение;
- определять проблемную ситуацию, излагать суть, находить способы решения проблемы, уметь оценивать результативность;
- умение составлять характеристику героя.
Развитие учебного сотрудничества, способствует формированию таких умений, как:
- участие в дискуссии, поддержка диалога;
- работа в команде, подбирать, обрабатывать, обобщать и сохранять информацию;
- определение для себя цели совместной познавательной деятельности.
В результате формирования умений младшие школьники настраиваются на восприятие произведения.
Когнитивный критерий – развитие познавательных (когнитивных) процессов в учебной деятельности. Задача учителя организовать познавательную деятельность младших школьников на уроках чтения по схеме ученик – учитель - учебный материал так, чтобы она была направлена на развитие потребности в чтении и носила поисковый, творческий характер.
Показателями данного критерия является: сформированность читательского кругозора и литературоведческих представлений как способности ориентироваться в мире книг, доступных для детского восприятия и понимания.
Читательский кругозор определяется знанием отечественных и зарубежных авторов, жанров, тем чтения. Формирование читательского кругозора начинается после изучения читательских интересов.
Отбор произведений и научно-познавательной детской литературы проходит по трём принципам:
- жанровое и тематическое разнообразие;
- расширения проблематики читаемого;
- оптимальное соотношение произведений.
Наличие литературоведческих представлений характеризуется умением находить средства выразительности, знанием компонентов произведения и умение их находить, знанием жанров литературы. Формирование литературоведческих представлений, целостность восприятия требует системного подхода ко всем компонентам произведения: вопросы ставим по теме и проблеме, об образах, по сюжету, о композиции, о языке, о жанре, об идеях. Для осмысленного выразительного чтения применяется речевая партитура: подчёркиваются важные по смыслу слова, расставляются паузы, показывается подвижность голоса, проговариваются трудные в орфоэпическом плане слова.
Показатели полноценного восприятия литературного текста сводятся к умению: последовательно передавать события, описанные в тексте, разбивать текст на части и озаглавливать их словами из текста, формулировать главную мысль и идею произведения. Необходимо углублять первоначальное представление от книги через развитие у учащихся творческого воображения, наблюдательности, мышления, эмоционального сопереживания, на основе представлений о писателях, их творчестве и языке искусства. Восприятие произведения – это понимание и представление прочитанного, проникновение в смысл, умение вести диалог с текстом и автором произведения.
Исходя из определения читательской компетентности, можно выделить личностную направленность как результат, которого может добиться младший школьник через практику, опыт, мотивацию, а так же знания и умения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно–деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
В данном учебном материале выявляются оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников,обобщается ...
Формирование читательской компетентности младших школьников
В данной статье описан опыт работы по формированию читательской компетентности младших школьников. Работа по ФГОС в курсе литературного чтения имеет главную цель"воспитание потребности в ч...
Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер Целью образования в современно...
Презентация "Формирование читательской компетентности младших школьников"
Данная презентация познакомит опытом работы по формированию читательской компетентности младшего школьника....
«Формирование читательской компетентности младших школьников»
Выступление на педагогическом совете. 2014 год. Ноябрь....
Формирование читательской компетентности младших школьников
презентация из опыта работы...
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...