План-конспект урока ОПК в 4 классе на тему: "Икона"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Урок-презентация по предмету ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» по теме: «Икона»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока ОРКСЭ "Икона" | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Одномайлова Наталья Дмитриевна,
МБОУ лицей № 4 г.Ейска МО Ейский район
учитель начальных классов
урок-презентация по предмету ОРКСЭ,
модуль
«Основы православной культуры»
по теме:
«Икона»
Тип урока: комбинированный.
Место урока в теме: 15.
Методы работы: поисковые, проблемные, творческие.
Формы работы: самостоятельная (индивидуальная, групповая).
Цели урока:
- Образовательная:
• научиться применять полученные знания на практике;
• научиться отстаивать свою точку зрения; закрепить умения самостоятельно определять проблему.
- Воспитательная:
• воспитание коммуникативно-речевого такта, коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми в ходе проблемных ситуаций;
- воспитание толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу;
- воспитание активности в решении коммуникативных и познавательно-
поисковых задач.
- Развивающая:
• развитие потребности в самообразовании;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся, творческих способностей учащихся;
- развитие устойчивого интереса к изучению основ православной культуры;
- научить учащихся работать самостоятельно и в группе, проявляя интерес к выполняемой работе, и воспринимать дело всей группы как личностно-ориентированную деятельность.
Дидактическая цель:
- развивать навыки сбора и обработки информации;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- активизировать положительную мотивацию к дальнейшему изучению основ светской этики.
Методическая цель:
- формировать научно-исследовательские навыки учащихся при творческом переносе знаний, полученных ранее, в новую ситуацию;
- сформировать постановку и решение проблемных речемыслительных задач;
- развивать коммуникативные умения учащихся через обмен и систематизацию полученной информации по теме: «Икона».
Практическая:
- формирование умений анализировать и сравнивать сведения и факты;
- обучение этике дискуссионного общения и этике межличностного общения.
Оборудование урока: компьютерная техника, видеофильм, учебник.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, просмотр и анализ фильма.
Ключевые понятия: икона, образ, нимб, пространство без тени.
Цели и задачи урока: углубить представление об иконе в терминах культуры, создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.
Ход урока
- Организационный момент. Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач.
- Повторение пройденного.
1. Подготовка к работе в группах.
-Сложите фрагменты, что бы получить целостное изображение.
(Дети складывают фрагменты фотографий и разбиваются на группы)
Вопрос к 1 группе:
- Какое изображение у вас получилось? Как называется этот храм? ( Свято-Екатерининский кафедральный собор города Краснодара)
Слайд 2
Аналогично 2,3 группы.( Храм Александра Невского,
Собор Троицы Живоначальной).
Слайды 3,4
Вопрос к 4 группе: Какое изображение получилось у вас?(Схема устройства храма).
-Что не обозначено на схеме? ( Алтарь, средняя часть, притвор). По щелчку на слайде появлеются недостающие надписи
Слайд 5.
-Что люди делают в храмах?
Сегодня мы с вами будем работать в группах.
Давайте вспомним правила работы в группах.
Распределим роли в них. Слайд 6
Ролевое распределение в группе:
Организатор (лидер) – организует работу группы. Секретарь – оформляет решение группы. Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы. Спикер – представляет результаты работы группы. Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе. Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.
III. Выявление восприятия, мотивация.
Каждой группе предлагается набор репродукций икон: Пресвятая Богородица Казанская, Иисус Христос в терновом венце, Святой преподобный Антоний Киево-Печерский и несколько картин: «Три богатыря», «Алёнушка» В.М. Васнецова, «Незнакомка» Крамского И.Н.
Слайд 7
-Разделите все изображения на 2 группы. Объясните свой выбор. -Какие из предложенных изображений вы бы поместили в храме? - Почему?
Слайды 8,9
-Проверьте себя.
- Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по строгим канонам-правилам).
IV. Физминутка.
V. Групповая исследовательская работа с текстом.
1.Опережающее задание.
-Работая с текстом, выполните задание на карточке, заполните таблицу, подготовьте сообщение для класса. Время работы 10 минут.
Карточка 1
- Где находится источник света на картине и на иконе?
Карточка 2
-Что такое нимб? Изображается ли нимб на картине? Как он изображается на иконе?
Карточка 3
-Как действует закон перспективы на картине, на иконе?
Карточка 4
-Изображение ликов святых на иконах. Как изображаются лица людей на картине?
2.Чтение текста. Работа в группах.
3. Отчет групп.
По ходу выступления каждой группы заполняется сравнительная таблица на доске.
Икона | Картина | |
Свет | Свет проступает через фигуру и лицо святого, нет теней. | Свет падает извне, есть тени. |
Нимб | Обязательно изображается золотой круг, который окружает голову святого. Нимб - знак Божией благодати. | Нимб отсутствует. |
Закон перспективы | Нет заднего плана и горизонта, линии расходятся. | Линии сходятся |
Изображение лица | В ликах проступает мудрость и любовь. Глаза передают «радостопечалие». | Лица людей выражают эмоции. |
Слайд 10
Вы хорошо справились с заданием. Оцените свою работу в группе.
Слайд 11
Работая в группе мне:
- было легко и все понятно
- возникали трудности, которые мы преодолевали
- работать трудно, много непонятного
- работа в группе была эффективной
- каждый участник группы понимал свои задачи и выполнял свое задание.
Дети обсуждают достижения и проблемы, намечают пути их решения.
4.Просмотр фильма.
Сейчас вы посмотрите фильм и ответьте на вопрос: «Как появилась первая икона?» (Демонстрация фильма).
Ответы детей на поставленный вопрос.
VI. Обобщение.
Вопросы:
1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины? Что обозначает слово икона в переводе с греческого языка?
2. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?
Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом? Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце? Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога? Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?
3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
VII. Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке? -Что понравилось? -Что особенно удалось?
VIII. Творческое задание.
Подберите материал об иконописцах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (3 класс) на тему: "Заколдованное сердце"
Конспект занятия коррекции поведения воспитанников по отношению к другим людям....
планы-конспекты 2,3 класс,2 четверть Музыка.
Планы-конспекты по программе В.В Алеева, Т.Н.Кичак.2,3,класс 2 четверть.Указаны цели и задачи для учителя и учеников....
план-конспект урока 3 класса
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАпо физической культуре в 3 Б классеДата проведения: 25 ноября 2011г.Задачи урока:совершенствование техники кувырка вперед, стойки на лопатках согнув ноги;фор...
планы конспекты Музыка -2 класс, 2 четверть, по программе М.С Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева.
Планы составлены по учебнику Музыка 2 класс,3-е издание по программе М.С Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева....
План - конспект урока 2 класса по физической культуре
Конспект урока по физической культуре для 2 класса...
конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Икона"
Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Икона"...
Разработка урока ОПК в 4 классе по теме "Икона"
Разработка содержит технологическую карту урока, рабочий лист к уроку и презентацию....