Ремесла и промыслы Кубани
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
"Ремесла и промыслы на Кубани" - урок Кубановедения в 1 классе.
Цель урока: познакомить учащихся с основными видами ремёсел и промыслов на Кубани. История и современность.
Задачи урока:
Обучающие: научить различать понятия «ремёсла и промыслы», а также соотносить предметы с их основными видами, показать на примере мёда актуальность и жизнеспособность ремёсел и промыслов в настоящее время;
Развивающие: способствовать развитию критического мышления, аналитических способностей и словарного запаса;
Воспитывающие: способствовать осознанию чувства любви к родному краю, гордости за славное прошлое соотечественников.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
II. Предъявление экспонатов.
У: Сегодня мы с вами пойдем в наш школьный музей на экскурсию.
В музее рассматриваем экспонаты. Дети пытаются назвать предметы находящиеся в музее (деревянная ложка, сабля, кувшин, связка тарани, банка с мёдом, шкурка куницы, элемент вышивки.)
У: Все эти вещи принесли в наш музей дети и местные жители.
III. Историческая справка
У: На фотографии вы видите семью Бойко, которая попала на Кубань, как и большая часть казаков в конце 18 века.
/Картина «Переселение казаков на Кубань»./
У: И привезли они с собой не только своих детей, домашний скарб, но и свои навыки и умения, а самое главное, свои сильные, добрые и трудолюбивые руки. Им нужно было обустраиваться на новом месте, питаться, одеваться, защищаться от врагов. Поэтому в их семье, как и во многих казачьих семьях на Кубани, знали и ремесло и промысел. А вы знаете, что это такое?
Примечание: дети высказывают своё мнение.
IV. Объявление темы урока.
У: А темой нашего сегодняшнего урока и будут ремёсла и промыслы Кубани.
У: Для успешной работы нам нужно знать точное значение этих слов. Поэтому обратимся к книге – первому нашему другу и помощнику.
/словарь Ожегова/.
Определение ремёсел и промыслов.
Ремесло – это изготовление каких-либо изделий ручным способом.
Промысел – это добыча чего-либо или охота. Это то, что можно взять у природы.
/Таблица ремёсел и промыслов/.
У: Природа Кубани всегда была богата. Птица, зверь, рыба в изобилии водились в реках и лесах. Поэтому и промышляли наши с вами предки охотой, рыбной ловлей, добычей мёда, сбором ягод, лесных орехов. Но, конечно же, не везде. А только в тех районах края, где это было возможно.
А вот, например, гончарное ремесло развивалось там, где было много глины. Глиняная посуда станицы Холмской, откуда родом Хрисанф и Алёна Шаройченко, славилась на всю Кубань.
Ремёсла: Промыслы:
Вышивка бортничество
Вязание (добыча меда)
Плетение из лозы охота
Гончарное ремесло рыбный промысел
(изготовление глиняной посуды) (тарань, белуга, осетр)
оружейное ремесло сбор лесных ягод и орехов
IV. Работа в группах.
У: У каждого из вас на парте лежат материалы к уроку. На первом листе – перечень промыслов и ремёсел Кубани. Сейчас I-й ряд соберётся у первой парты, второй – у последней, чтобы не мешать друг другу, и с помощью наших таблиц мы попробуем отнести наши экспонаты к какой-либо группе. Первая группа отмечает то, что по её мнению относится к ремёслам, а вторая группа – к промыслам.
Примечание: Учитель раздаёт детям самоклеющиеся, разноцветные ярлычки, при помощи которых они должны сделать обозначения.
У: Замечательно! Работа выполнена, давайте посмотрим, что у нас получилось. Представителем каких ремёсел являются: сабля, ложка, элемент вышивки, корзинка, кувшин? А остальные предметы?
Примечание: Ответы детей.
У: Конечно, мы говорим сегодня не обо всех ремёслах и промыслах, существовавших на Кубани. Это очень обширная и интересная тема и впереди у вас не один урок, рассказывающий о том, как жили и чем занимались наши предки. А в оставшееся время я предлагаю вам побывать в роли бортников. Кто они: промысловики или ремесленники? И чем занимались?
/Пчелы и цветы./
VI. Работа с отрывками из научной литературы.
У: Мёд собирали не только для еды, а и для продажи. О нём нужно было рассказать, показать товар лицом! Чем мы сейчас и займёмся. Второй лист вашего конспекта – выдержки из научной литературы – энциклопедии домашнего хозяйства и медицинской энциклопедии.
/ Изображение книг/.
У: Ваша задача прочесть тексты, в которых содержится информация о медах и попробовать продемонстрировать свои знания и умения.
VII. Работа в группах.
VIII. Итог урока.
У: Ну что же, ребята, наш урок подошёл к концу. Мы говорили с вами о ремёслах и промыслах нашей малой родины. И, я надеюсь, поняли и запомнили, что ремесленники – это люди, изготавливающие предметы первой необходимости для себя, а со временем и на продажу. А промысловики – это люди, которые добывали то, что щедро дарила природа Кубани.
IX. Домашнее задание.
Я попрошу вас рассказать другу , что я узнал на уроке кубановедения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения в 3 классе по теме: "Промыслы и ремесла Кубани"
На уроке дети уточняют знания о народных промыслах и ремесла Кубани, учатся различать понятия «ремесла и промыслы» ,развивают любознательность, расширяют кругозор, з...
Проектная работа ученика Шевченко Андрея по теме «Ремёсла и промыслы Кубани»
Презентация к уроку кубановедения по теме «Ремёсла и промыслы Кубани». Увлекательное путешествие по Кубани....
Презентация к уроку кубановедения в 3 классе по теме: "Промыслы и ремесла на Кубани"
презентация к уроку кубановедения в 3 классе...
Презентация к уроку "Промыслы и ремесла Кубани"
Данная презентация помогает раскрыть тему, содержит таблицы и схемы....
Конспект урока по кубановедению "Промыслы и ремесла Кубани"
Сценарий урока поможет научить отличать понятия "промыслы" и "ремесла", соотносить вид ремесла с материалами, которые ему подходят.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"783407...
Урок кубановедения, 2 класс. Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани».
Урок кубановедения, 2 класс.Тема урока: «Промыслы и ремесла на Кубани»....
Тема «Промыслы и ремесла на Кубани"
1.Расширить знания учащихся о ремёслах ( гончарное, вышивка, резьба по дереву, ковань);научить различать понятия «ремёсла и промыслы», а также соотносить предметы с их основными видами....