Нарушение письменной речи младших школьников в общеобразовательном учреждении.
статья по теме
Нарушение письменной речи младших школьников в общеобразовательном учреждении.
Статья будет полезна учителям , логопедам, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Проблема нарушений письменной речи младших школьников является одной из актуальных проблем в логопедии. Это обуславливается тем, что письмо и чтение, автоматизируясь, превращается из цели начального обучения в средство познавательной деятельности. Нарушение письменной речи задерживают сроки овладения школьной программой и вызывает негативное отношение к процессу обучения.
Известно, что дисграфия- одно из наиболее распространённых нарушений речи у детей младшего школьного возраста. Анализ данных, полученных Л. Г. Парамоновой показал, что несомненные предпосылки того или иного вида дисграфии имели от10,5 до 55, 5 % детей, а именно:
Акустическая дисграфия _ 10, 5 %
Артикуляторно- акустическая дисграфия – 16, 7%
Дисграфия на почве несформированности звукового анализа и синтеза – 25%
Оптическая дисграфия – 45, 8%
Аграматическая дисграфия – 55, 5%
Нарушения чтения и письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действующих в разные периоды развития ребёнка. ( А. Р. Лурия, С. М. Блинков, М. Е. Хватцев). Причины дисграфии могут быть органические, функциональные, биологические, социальные. Расстройства чтения и письма могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующего в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционорования.
Определённое место в этиологии дисграфии отводится наследственным факторам, которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникнавению нарушений письма.
Нарушения чтения и письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а так же с неблагоприятными внешними факторами ( неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье, недостаточность речевого контакта, неблагоприятная семейная обстановка)
Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой: неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями. Неречевые симптомы определяются в этих случаях не характером дисграфии и в связи с этим не включаются в ее симптоматику, а совместно с нарушением письма входят в структуру нервно- психических и речевых расстройств
Актуальность проблемы дисграфии обусловлена значительностью процессов письма для школьного обучения, а также значительной распространённостью нарушений письменной речи у младших школьников.
Письменная речь у детей с дисграфией отличается от письма их сверстников большим количеством своеобразных ошибок. Дисграфия у детей общеобразовательных учреждений не является следствием системного нарушения речи. В письменной речи встречаются сочетания разных видов дисграфий. Вследствии этого, коррекционное обучение должно включать работу над всеми компонентами речевой системы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников
Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса. Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...
Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников
Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию "Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников", 2009 год...
Особенности письменной речи младших школьников с нарушениями зрения
Проблема выявления особенностей развития письменной речи младших школьников с нарушениями зрения....
Мастер- класс на тему: "Коррекция оптических и кинетических нарушений письменной речи младших школьников ".
Мастер- класс на тему: "Коррекция оптических и кинетических нарушений письменной речи младших школьников "....
Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников с ОВЗ – ТНР.
Статья на тему " Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников" поможет в работе школьного учителя-логопеда ....
Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ
В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...
Консультация для родителей "Нарушение устной и письменной речи младших школьников"
Рекомендации для родителей...