Мастер- класс на тему: "Коррекция оптических и кинетических нарушений письменной речи младших школьников ".
методическая разработка по логопедии на тему

Белякова Светлана Викторовна

Мастер- класс на тему: "Коррекция  оптических и кинетических нарушений письменной речи младших школьников ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

 Мастер- класс на тему:

"Коррекция  оптических и кинетических нарушений письменной речи

младших школьников ".

                             

   

                               МКОУ  СОШ№3 г.Волжский

Волгоградской области

учитель-логопед  Белякова С.В.

Волжский 2016г. 

КОНСПЕКТ МАСТЕР- КЛАССА

Педагог:  Белякова Светлана Викторовна.

Тема мастер- класса: "Коррекция  оптических и кинетических нарушений письменной речи младших школьников ".

Участники  мастер- класса: учителя начальных классов, филологи  МКОУ СОШ №3.

Цель: познакомить участников с опытом работы  Беляковой С.В. по коррекции специфических нарушений  письменной речи младших школьников на уроках русского языка.

Планируемые результаты мастер- класса:

Предметные: повышение собственного уровня теоретической и методической подготовки;   овладение видами упражнений для коррекции смешения букв в письменных работах обучающихся; формирование желания использовать эти виды упражнений и заданий  в  своей работе.

Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы мастер-класса; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действия по заданному алгоритму; контролировать свою деятельность.

Познавательные: отбирать необходимую информацию по определённым критериям; устанавливать причинно- следственные связи; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, приходить к общему решению; участвовать в общей беседе и работе группы, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные: осознавать необходимость работы над данной проблемой; проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; дипломатично выражать своё мнение.

Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практические и самостоятельная работа), методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса),  методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые задания, самооценка), образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество), информационные технологии.

Оборудование: мультимедийный проектор, таблицы, раздаточный материал.

Этапы работы

Содержание этапа

(деятельность мастера)

Деятельность участников мастер- класса

1

Подготовительно-организационный

Методы: словесные, информационные, метод формирования интереса, самооценка

Цель: подготовить  участников мастер-класса  к продуктивной работе.

Цель: подготовиться к продуктивной работе на мастер-классе

Приветствие собравшихся  и краткое знакомство.

Надеюсь, что информация будет для вас полезной. Сообщение темы мастер-класса.

Пожелание хорошего настроения и активной работоспособности во время мастер-класса.

Определение  уровня своего знания и незнания по лесенке успешности  

2

Постановка целей и задач

Методы: словесные, эвристический, метод формирования интереса

Цель: мотивация участников к изучению проблемы мастер-класса

Цель: вызов интереса к рассмотрению проблемы мастер-класса

Актуальность изучения проблемы в преподавании:

В настоящее время у учеников 2-4 классов в нашей школе в письменных работах всё чаще встречаются замены букв по принципу оптического и кинетического сходства. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов.  Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве,  образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ.

Смешение букв по кинетическому сходству не следует воспринимать как безобидные "описки" на том основании, что они не связаны ни с произносительной стороной речи, ни с правилами орфографии. Этот феномен имеет под собой то основание, что у школьников при указанных смешениях "размываются" неокрепшие еще связи между звуком и буквой: между фонемой и артикулемой – с одной стороны, и графемой и кинемой – с другой.

Не все дети попадают на логопункт, что же делать, если у ребёнка в классе вы обнаруживаете такие ошибки?

- Как помочь ребёнку, испытывающему трудности в обучении?

- На эти вопросы мы и постараемся сегодня ответить в ходе работы  мастер- класса.

3

Презентация педагогического опыта учителем- мастером.

Методы: информационные, словесные, методы самоконтроля

Цель: погружение участников мастер- класса в проблему педагогического опыта мастера

Цель: осознание и понимание сути  и значения опыта, представленного на мастер-классе

Перед вами на экране представлен диктант ученика 2 класса .Наверное, вы уже заметили, что в нём много ошибок. Выпишите найденные ошибки на листочек. Хорошо, теперь каждая группа озвучивает ошибки, которые нашли в тексте. На какие группы можно разделить все ошибки?

1. Ошибки на еще не изученное правило.

2.Ошибки на уже изученное правило, они называются дизорфографическими, но при условии, что эти ошибки систематически повторяются.

3.Пропуски, замены букв, перестановки, слитное написание слов и т.д. эти ошибки мы называем дисграфическими.

 Итак, из вышесказанного давайте подумаем, что же такое дисграфия? Дисграфия – это специфическое нарушение письменной речи, проявляющееся в смешениях, пропусках, заменах, перестановках, вставках букв и слогов в сильной позиции в слове имеющее стойкий повторяющийся характер.

 Рассмотрим, на какие виды делится дисграфия. Перед вами лежит таблица в левой колонке, которой расписаны все виды дисграфии, а правая колонка пустая, она для ваших записей. В нее вы можете записать характерные ошибки для каждого из вида дисграфии.

Выделяют пять видов:

 1.​ Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание.

2.​ Акустическая дисграфия. При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. У детей с данной формой дисграфии встречаются  замены или смешения.

 3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

4. Аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.

5.​ Оптическая дисграфия. У детей наблюдается неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замени и смешения графически сходных букв.

 Мы рассмотрели все виды дисграфии. Подробнее остановимся на пятом виде. Замены букв представлены в таблицах. Эта группа замен букв заслуживает особого внимания, т.к. она недостаточно дифференцируется учителем и родителями.

 - А как вы думаете, почему дети делают эти ошибки при письме?

-На самом деле причинами ошибок являются:

  • Недостатки в развитии процессов произвольного внимания
  • Различные физиологические проблемы
  • Несформированность графомоторного навыка
  • Несформированность зрительного анализа и синтеза, гнозиса, пространственных представлений

- Какими же упражнениями и заданиями можно исправить или предупредить ошибки на письме.

Участники выполняют задание.

Участники мастер- класса озвучивают  записи.

Участники мастер- класса высказывают предположения.

4

Проведение имитационной игры

Методы: диалог, анализ ситуации, информационные

Цель: раскрыть систему работы путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности

Цель: понять систему работы мастера

- Покажу  на практике, как помочь детям , предлагаю вам роль школьников.

Коррекционная работа проводится  поэтапно.

Подготовительный этап включает развитие зрительного восприятия и узнавания предметов, развитие зрительного анализа и синтеза, уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений, развитие зрительно-моторных координаций.

Основной этап включает закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме, автоматизацию смешиваемых и взаимозаменяемых букв, дифференциацию смешиваемых и взаимозаменяемых букв. Главной целью коррекционной работы является закрепление связей между фонемой – артикулемой – графемой — кинемой. Для лучшего усвоения образа буквы я  привлекаю к работе максимальное количество анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный.

Использование занимательного материала способствует снятию напряжения и страха письма у детей, создает положительный эмоциональный настрой у детей в ходе групповых занятий.

Этапы работы над смешиваемыми буквами.

            1.Дифференциация изолированных смешиваемых букв.

Цель: Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением.

Средства: артикуляционные профили, сравнение артикуляции звуков, характеристика звуков, изображения букв. Для уточнения зрительных образов букв я соотношу их с каким-либо сходным по форме предметом: «ц» - с цепочкой, «б» - с белкой, «д» - с дятлом и так далее.Эти задания сопровождаются иллюстрациями и речевыми обозначениями. Например:

Эта буква широка

И похожа на жука

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук:

    Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! 

               2. Анализ и синтез состава букв  в наглядно-действенном плане.

Цель: Развитие оптико-пространственных представлений; совершенствование навыка конструирования и реконструирования букв. 

Средства: ощупывание и узнавание рельефных букв (из бархатной или наждачной бумаги), срисовывание, вырезывание буквы, лепка ее из пластилина, построение буквы из счётных палочек, спичек, веревочек, мозаики; отгадывание букв с закрытыми глазами (прописывание на ладони ребенка);обведение контуров, письмо букв в воздухе, определение сходства и различия смешиваемых букв. 

3.Анализ и синтез состава букв  по представлению.

Цель: Формирование навыков целостного восприятия буквы.

Средства: опорные схемы, связь буквы со сходным предметом.

4.Дифференциация смешиваемых букв в слогах, словах, предложениях, текстах.

Цель: Закрепление навыков на уровне  слога, слова, предложения, текста.

Средства: дописывание элементов букв по опорным точкам, письмо букв по количеству составляющих элементов; слоговые таблицы; цифровая полоска; вставка букв в слова; выделение заданной буквы в тексте; графический диктант; слова-паронимы; списывание; диктант.

 Заключительный этап предусматривает проведение контрольной диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала.

Обсуждение, вопросы к мастеру

(Содержание упражнений дано и в печатном варианте на столах)

5

Моделирование

Методы: работа в группах,  сотрудничество,  практическая  и самостоятельная работа, методы контроля и самоконтроля

Цель: создать комфортные условия для работы в группах в режиме технологии учителя мастера

Цель: работая в группе, создать собственную модель урока в режиме технологии мастера.

- А сейчас я предлагаю вам смоделировать два фрагмента урока (по группам) с применением упражнений.

Методический инструментарий необязательно использовать полностью, выберете  только то, что уместно к вашей теме урока, кратко укажите вид работы по выбранному направлению.

Учитель- мастер выполняет роль консультанта.

Проверка получившихся моделей по блокам.

Работа в группах по выбранным темам урока

1."Дифференциация  букв б-д".

2."Дифференциация  букв п-т".

Обсуждение, вопросы к мастеру

6

Рефлексия

Методы: контроля и самоконтроля, анализ собственной деятельности,  самооценка.

Цель: создать ситуацию побуждающую участников к анализу мастер- класса.

Цель: адекватно оценивать результат своей работы, уметь анализировать основные этапы мастер-класса

1. Предлагаю последнее задание - синквейн на тему

"Мастер-класс"

2.  Отметьте цифрой 3 уровень полученных знаний   за время мастер- класса. У кого цифра 3 оказалась на ступеньках выше2? А между 1 и 2?  Ниже 1?

Большое спасибо за работу!

1. Участники составляют синквейны, делятся своими впечатлениями

2. Определения уровня  полученных знаний  по лесенке успешности  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников

Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса.      Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...

Нарушение письменной речи младших школьников в общеобразовательном учреждении.

Нарушение письменной речи младших школьников в общеобразовательном учреждении.Статья будет полезна учителям , логопедам, родителям....

Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников

Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию "Диагностика и коррекция нарушений письменной речи младших школьников", 2009 год...

Особенности письменной речи младших школьников с нарушениями зрения

Проблема выявления особенностей развития письменной речи младших школьников с нарушениями зрения....

Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников с ОВЗ – ТНР.

Статья  на тему  " Влияние нарушений звукослоговой структуры слова на письменную речь младших школьников" поможет в работе  школьного учителя-логопеда ....

Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ

В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...