Урок кубановедения УНТ на Кубани
методическая разработка (3 класс) по теме

Мошкина Марина Николаевна

Урок кубановедения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon unt_na_kubani.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока кубановедения.

Тема: «Устное народное творчество на Кубани»

(народные пословицы, поговорки).

Мошкина Марина Николаевна,

учитель начальных классов МОУ-СОШ №9

Цели:

  1. воспитывать любовь к своему краю и его истории;
  2. познакомить учащихся с отдельными видами народного творчества на Кубани;
  3. учить анализировать разговорную речь на примере кубанских пословиц и поговорок.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Вот и прозвенел звонок, начинается урок.

2.Вступительное слово.

- Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно.

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

 Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше, и просторы шире,

И так привольно и легко дышать,

 Где ко всему в прекрасном этом мире

 По-детски чисто тянется душа.

-О каком любимом уголке пишет автор? (Ответы детей)

-Наша малая родина называется Кубань. Кубанская земля – чудесный, благодатный край! И нам выпала удача жить на этой прекрасной земле. Много стихов и песен воспевают красоту нашего края. Послушайте одну из них! (Тихо звучит мелодия).

-Ребята, недавно вы писали письмо – сочинение о своём крае, сейчас я зачитаю отрывок одного сочинения, в котором воспета красота Кубани с помощью слов стихотворения В. Подкопаева.

Посмотрите вокруг – зачарует краса:

Нету края, прекраснее нашего!

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

Вспыхнет зорька в горах –

Брызнет радость в глазах,

Словно к счастью душа прикасается.

А какие сады на Кубани у нас!

А какие девчата-красавицы!

-Красив и богат наш край. Богата земля кубанская. И богата она не только лесами и хлебами, главное её богатство- люди.

3. Сообщение темы урока.

-А сейчас, ребята, расшифруйте запись, сделанную на доске, и узнайте, о чём пойдет речь не уроке кубановедения!

( На доске)

 Н Т А В Р О О Р Д Ч Н Е О С Е Т В О

(Ответ детей)

 -Совершенно верно, тема урока « Устное народное творчество». Наш край славится народным творчеством и не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

4. Повторение изученного.

 - Вспомните, какие виды устного народного творчества вам известны? (Ответы: загадки, пословицы, поговорки, небылицы, частушки, песни, прибаутки, сказки)

 -На прошлом уроке мы говорили об одном из разделов УНТ, вспомните, о каком? ( О детском фольклоре)

-Что включает в себя детский фольклор? ( Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки)

-С какой целью пели колыбельные песни? (Убаюкать, усыпить ребёнка)

-Когда ребёнок начинал понимать речь, его забавляли короткими стишками. Вспомните, как назывались эти стишки? ( Пестушки).

-Их назначение?  (Вызвать у ребёнка бодрость, радость)

-За ними следовали потешки, какие игры относятся к потешкам? («Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая»)

5. Работа по теме урока.

- Сегодня на уроке мы перелистаем страницы устного журнала.

-Прочитайте приведённые ниже предложения и определите, какие из них относятся к пословицам, какие к поговоркам.

На доске:

«На седьмом небе»

«После дождичка в четверг»

«Красно поле пшеном, а человек умом»

1 страница «Пословицы».

-В народе говорят: « Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли». Что же такое пословица? (Краткое наставление из народного опыта).

-Кубанцы с уважением относятся к тем, чья память бережно хранит образцы народных изречений: «Хто присказки старинные знае, тот в жизни много понимае» (народная мудрость).

-Пословицы - это своеобразные краткие изречения из народного опыта с назидательным смыслом, они играют роль неписаных законов человеческого бытия. Выражают нравственные нормы, без которых жизнь человека не может быть нормальной. Пословицы нас учат, наставляют, по ним мы сверяем наше поведение и мысли.

«Враз и пироги не пекутся». (Ничего не даётся сразу, чтобы чему-то научиться, нужно терпение).

-Пословицы можно разделить на 3 группы таким образом:

  1. те, которые употребляются только в переносном смысле: «Горбатова магила исправить»
  2. те, которые сохраняют прямой смысл, но употребляются и в переносном значении: «Куй желизо, покы горячо»
  3. те, которые употребляются только в прямом смысле: «Пры солнышки типло, пры матири дабро».

-В нашей повседневной речи, чтобы убедить в чём-либо собеседника, мы часто обращаемся к помощи пословиц. Давайте проверим, как хорошо вы знаете пословицы? Я начинаю, а вы заканчиваете!

«Человек без друзей, что…»

« Нет друга – ищи, а…»

«Землю красит солнце, а человека…»

«Не красна изба углами, а …»

-Молодцы, пословицы вы знаете!

2 страница «Поговорки».

-Мы переходим ко второй странице.

-Что такое поговорка? (Меткое образное выражение, дающее меткую характеристику)

-Образны и красочны поговорки кубанского народа. Использование поговорок в речи делает её более яркой и образной, красивой. Попробуйте объяснить значение следующих поговорок:

« В кажну дирку затычка» (Говорят о любопытном человеке).

«У всяк пташки свои замашки» ( У всякого свои привычки).

3 страница «Казачий фольклор».

-Ребята, вы уже заметили, что у кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, которые объясняются тем, что на Кубани селились и казаки-запорожцы, и казаки с Дона, и крестьяне-переселенцы из центральной России. Все группы населения принесли свой фольклор, в частности свой запас пословиц и поговорок. Поэтому на Кубани бытует фольклор великорусский, пришедший с Украины и созданий уже непосредственно здесь.

-Появились своеобразные пары пословиц и поговорок одинаковых по смыслу, но разных по звучанию.

Например, «Очи бояться, а руки роблять» \ «Глаза боятся, а руки делают»

Или «Свэня калюжу найдэ»

-Вспомните русскую пару к этой поговорке.

 (На доске записано несколько поговорок, произносимых на кубанском диалекте)

-Я произношу поговорку в общерусском звучании, а вы зачитайте к ней пару и объясните, в каких случаях так говорят.

«Тише воды, ниже травы» \ «Ныжче травы, тыше воды» (О спокойном человеке)

«Яблоко от яблони далеко не падает» \ «Яблоко от яблони далэко нэ котэця»

-По основным народным пословицам и поговоркам на Кубани создавали свои и применяли их в разговорной речи. У каждого на столе лежат листки с написанными на них пословицами и поговорками. Я назову основную народную пословицу, а вы найдите подобную, которую употребляли в разговорной речи на Кубани,  объясните, в каких случаях.

1. Где труд – там и счастье».

2. «Умная голова лучше всякого богатства».

-А теперь наоборот: я зачитываю пословицу на кубанском диалекте, а вы варианты общерусского звучания.

 «С лыця воду нэ пыть».

(Анализ и объяснение смысла поговорок).

- Как и везде на Руси, на Кубани любили пословицы и поговорки. В них отразились быт, труд, обычаи наших земляков, взгляд на семью, на правду и ложь.

-В некоторых пословицах просматривается своеобразный тип казака: человека решительного и в то же время осторожного, щедрой души и в то же время скуповатого, человека красивого в своих принципах жить по заветам прадедов и дедов.

-Давайте зачитаем пословицы и объясним их значение:

«Не в усах казачья слава», «Сабля казаку и славу принесёт, и честь спасёт», « Як батько сказав, так и будэ», « Коль решив жениться, нэ забудь у батькив спроситься».

-Любили и почитали казаки своих родителей, любили и землю-матушку.

«Палку ткни – дэрево вырастет» (говорили о кубанской земле)

-О плодородии кубанской земли по всей России ходили легенды. Кубань становится царством зерновых культур и основным занятием казаков является земледелие.

-Какое время года главное для посадки?

-Давайте зачитаем пословицы о весне и определим их значение.

«Вэсэнний дэнь год кормэ»

«Вэсняный дождь лышним нэ бувае»,

«Вэсна красна цвитами, а осинь снопами»

4 страница «Народные обычаи и традиции».

-Богата Кубань пословицами, поговорками. Песнями, танцами, интересными обрядами. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Часто это обряды, связанные с временами года, с крестьянским трудом, с урожаем.  Они передаются от старших к младшим. В них отразились душа, доброта, щедрость народа, любовь к земле-кормилице. Заканчивается зима – нужно её проводить, чтобы не вернулись злые морозы, и зазвать весну. Зазывали весну закличками:

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

 С великой милостью,

Со льном высоким,

 С корнем глубоким,

 С хлебом обильным.

Приди к нам, весна!

Со радостью,

Со великой к нам

Со милостью!

-Многие обряды связаны с православными праздниками. 22 марта отмечали праздник 40 святых, в народе он носит название День жаворонка. В этот день, по преданию, прилетают из теплых стран 40 птиц, и первая из них – жаворонок.

(Учащийся читает стихотворение)

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

И голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

-Весна пришла к нам молодая!

Я здесь пою приход весны!

-Ещё накануне женщины месили из ржаной муки тесто и пекли «жаворонков» с растопыренными крылышками, как бы летящих, а утром, в день праздника, раздавали их детям. Кроме этого, утром одна из женщин делала на дворе 40 соломенных гнёздышек и в каждое клала по яичку из теста, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома.

-Когда жаворонки были готовы, дети подхватывали их и весёлой гурьбой, с криками и звонким смехом неслись куда-нибудь на простор – закликать жаворонков. Там они сажала своих птиц, всех вместе, на возвышенное место и начинали громко кричать:

(выходят дети и произносят заклички)

Жаворонушки!

Прилетите к нам да принесите нам,

Жаворонушки!

Нам весну-красну да тёпло летечко,

Жаворонушки!

Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,

Жаворонушки!

Ой вы, жаворонки, жаворонушки,

Летите в поле, несите здоровье,

 Первое – коровье, второе – овечье,

А третье – человечье!

-Затем ребятишки разбирали своих жаворонков и с теми закличками бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда. Набегавшись вволю, ребятишки опять собирались в одно место и начинали есть своих ржаных птиц. Оставляли от жаворонков только голову, которую берегли каждый для своей матери. Потом ребятишки целовались, поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. А дома каждый отдавал голову печёного жаворонка матери со словами: «На-ка, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и хлеб твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён такой головастый был!»

-Вот такие обряды были посвящены приходу весны.

6. Итог урока

-Вот и завершается наш урок. На Кубани раньше был такой обычай: когда праздник подходил к концу, хозяйка подавала последнее блюдо - пироги, которые так и назывались «отходные пироги». Гости ели пироги, благодарили хозяев. Вот и мы, дорогие гости, вручаем вам, весенние пироги, но не простые, а в виде жаворонков из солнечного теста. Пусть они принесут вам удачу, счастье и здоровье.

-Чем различают между собой пословицы и поговорки?

Запомните, ребята: пословица учит, делает вывод, а поговорка дает яркую меткую характеристику, оценку.

-Для чего нужны пословицы и поговорки?

(Пословицы и поговорки учат жить, обогащают нашу жизнь и душу, делают нашу речь точной, придают языку живость, образность.)

-Что вы узнали нового о жизни на Кубани?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения по теме: «Кубань - многонациональный край». 2 класс

Кубань - многонациональный край, в котором проживают представители более 120 национальностей, но самые большие этнические группы - это русские, армяне, украинцы, адыгейцы. У каждого из народов свои о...

урок кубановедения по теме "Кубань- здравница России",3класс

УРОК -ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ-КУРОРТАМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ...

Урок кубановедения по теме "Кубань - здравница России"

В материале содержится информация о курортах и здравницах Краснодарского края....

Буклет к уроку кубановедения "УНТ на Кубани ( пословицы)"

Данный буклет помогает легко усвоить новый материал....

Урок кубановедения по теме:«Кубань территория здоровья».

Данный урок  формирует у у учащихся представление о богатстве и красоте родного края; знакомит  с природой Краснодарского края; учить любить и беречь природу, растения, животных; учит  ...

презентация к уроку кубановедения "Животный мир Кубани"

Яркая красочная презентация познакомит Ваших детей с животным миром нашего края, а также, учащиеся узнают о Кавказском биосферном заповеднике/...