Урок кубановедения УНТ на Кубани
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока кубановедения.
Тема: «Устное народное творчество на Кубани»
(народные пословицы, поговорки).
Мошкина Марина Николаевна,
учитель начальных классов МОУ-СОШ №9
Цели:
- воспитывать любовь к своему краю и его истории;
- познакомить учащихся с отдельными видами народного творчества на Кубани;
- учить анализировать разговорную речь на примере кубанских пословиц и поговорок.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Вот и прозвенел звонок, начинается урок.
2.Вступительное слово.
- Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно.
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше, и просторы шире,
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа.
-О каком любимом уголке пишет автор? (Ответы детей)
-Наша малая родина называется Кубань. Кубанская земля – чудесный, благодатный край! И нам выпала удача жить на этой прекрасной земле. Много стихов и песен воспевают красоту нашего края. Послушайте одну из них! (Тихо звучит мелодия).
-Ребята, недавно вы писали письмо – сочинение о своём крае, сейчас я зачитаю отрывок одного сочинения, в котором воспета красота Кубани с помощью слов стихотворения В. Подкопаева.
Посмотрите вокруг – зачарует краса:
Нету края, прекраснее нашего!
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.
Вспыхнет зорька в горах –
Брызнет радость в глазах,
Словно к счастью душа прикасается.
А какие сады на Кубани у нас!
А какие девчата-красавицы!
-Красив и богат наш край. Богата земля кубанская. И богата она не только лесами и хлебами, главное её богатство- люди.
3. Сообщение темы урока.
-А сейчас, ребята, расшифруйте запись, сделанную на доске, и узнайте, о чём пойдет речь не уроке кубановедения!
( На доске)
Н Т А В Р О О Р Д Ч Н Е О С Е Т В О
(Ответ детей)
-Совершенно верно, тема урока « Устное народное творчество». Наш край славится народным творчеством и не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
4. Повторение изученного.
- Вспомните, какие виды устного народного творчества вам известны? (Ответы: загадки, пословицы, поговорки, небылицы, частушки, песни, прибаутки, сказки)
-На прошлом уроке мы говорили об одном из разделов УНТ, вспомните, о каком? ( О детском фольклоре)
-Что включает в себя детский фольклор? ( Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки)
-С какой целью пели колыбельные песни? (Убаюкать, усыпить ребёнка)
-Когда ребёнок начинал понимать речь, его забавляли короткими стишками. Вспомните, как назывались эти стишки? ( Пестушки).
-Их назначение? (Вызвать у ребёнка бодрость, радость)
-За ними следовали потешки, какие игры относятся к потешкам? («Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая»)
5. Работа по теме урока.
- Сегодня на уроке мы перелистаем страницы устного журнала.
-Прочитайте приведённые ниже предложения и определите, какие из них относятся к пословицам, какие к поговоркам.
На доске:
«На седьмом небе»
«После дождичка в четверг»
«Красно поле пшеном, а человек умом»
1 страница «Пословицы».
-В народе говорят: « Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли». Что же такое пословица? (Краткое наставление из народного опыта).
-Кубанцы с уважением относятся к тем, чья память бережно хранит образцы народных изречений: «Хто присказки старинные знае, тот в жизни много понимае» (народная мудрость).
-Пословицы - это своеобразные краткие изречения из народного опыта с назидательным смыслом, они играют роль неписаных законов человеческого бытия. Выражают нравственные нормы, без которых жизнь человека не может быть нормальной. Пословицы нас учат, наставляют, по ним мы сверяем наше поведение и мысли.
«Враз и пироги не пекутся». (Ничего не даётся сразу, чтобы чему-то научиться, нужно терпение).
-Пословицы можно разделить на 3 группы таким образом:
- те, которые употребляются только в переносном смысле: «Горбатова магила исправить»
- те, которые сохраняют прямой смысл, но употребляются и в переносном значении: «Куй желизо, покы горячо»
- те, которые употребляются только в прямом смысле: «Пры солнышки типло, пры матири дабро».
-В нашей повседневной речи, чтобы убедить в чём-либо собеседника, мы часто обращаемся к помощи пословиц. Давайте проверим, как хорошо вы знаете пословицы? Я начинаю, а вы заканчиваете!
«Человек без друзей, что…»
« Нет друга – ищи, а…»
«Землю красит солнце, а человека…»
«Не красна изба углами, а …»
-Молодцы, пословицы вы знаете!
2 страница «Поговорки».
-Мы переходим ко второй странице.
-Что такое поговорка? (Меткое образное выражение, дающее меткую характеристику)
-Образны и красочны поговорки кубанского народа. Использование поговорок в речи делает её более яркой и образной, красивой. Попробуйте объяснить значение следующих поговорок:
« В кажну дирку затычка» (Говорят о любопытном человеке).
«У всяк пташки свои замашки» ( У всякого свои привычки).
3 страница «Казачий фольклор».
-Ребята, вы уже заметили, что у кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, которые объясняются тем, что на Кубани селились и казаки-запорожцы, и казаки с Дона, и крестьяне-переселенцы из центральной России. Все группы населения принесли свой фольклор, в частности свой запас пословиц и поговорок. Поэтому на Кубани бытует фольклор великорусский, пришедший с Украины и созданий уже непосредственно здесь.
-Появились своеобразные пары пословиц и поговорок одинаковых по смыслу, но разных по звучанию.
Например, «Очи бояться, а руки роблять» \ «Глаза боятся, а руки делают»
Или «Свэня калюжу найдэ»
-Вспомните русскую пару к этой поговорке.
(На доске записано несколько поговорок, произносимых на кубанском диалекте)
-Я произношу поговорку в общерусском звучании, а вы зачитайте к ней пару и объясните, в каких случаях так говорят.
«Тише воды, ниже травы» \ «Ныжче травы, тыше воды» (О спокойном человеке)
«Яблоко от яблони далеко не падает» \ «Яблоко от яблони далэко нэ котэця»
-По основным народным пословицам и поговоркам на Кубани создавали свои и применяли их в разговорной речи. У каждого на столе лежат листки с написанными на них пословицами и поговорками. Я назову основную народную пословицу, а вы найдите подобную, которую употребляли в разговорной речи на Кубани, объясните, в каких случаях.
1. Где труд – там и счастье».
2. «Умная голова лучше всякого богатства».
-А теперь наоборот: я зачитываю пословицу на кубанском диалекте, а вы варианты общерусского звучания.
«С лыця воду нэ пыть».
(Анализ и объяснение смысла поговорок).
- Как и везде на Руси, на Кубани любили пословицы и поговорки. В них отразились быт, труд, обычаи наших земляков, взгляд на семью, на правду и ложь.
-В некоторых пословицах просматривается своеобразный тип казака: человека решительного и в то же время осторожного, щедрой души и в то же время скуповатого, человека красивого в своих принципах жить по заветам прадедов и дедов.
-Давайте зачитаем пословицы и объясним их значение:
«Не в усах казачья слава», «Сабля казаку и славу принесёт, и честь спасёт», « Як батько сказав, так и будэ», « Коль решив жениться, нэ забудь у батькив спроситься».
-Любили и почитали казаки своих родителей, любили и землю-матушку.
«Палку ткни – дэрево вырастет» (говорили о кубанской земле)
-О плодородии кубанской земли по всей России ходили легенды. Кубань становится царством зерновых культур и основным занятием казаков является земледелие.
-Какое время года главное для посадки?
-Давайте зачитаем пословицы о весне и определим их значение.
«Вэсэнний дэнь год кормэ»
«Вэсняный дождь лышним нэ бувае»,
«Вэсна красна цвитами, а осинь снопами»
4 страница «Народные обычаи и традиции».
-Богата Кубань пословицами, поговорками. Песнями, танцами, интересными обрядами. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Часто это обряды, связанные с временами года, с крестьянским трудом, с урожаем. Они передаются от старших к младшим. В них отразились душа, доброта, щедрость народа, любовь к земле-кормилице. Заканчивается зима – нужно её проводить, чтобы не вернулись злые морозы, и зазвать весну. Зазывали весну закличками:
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Приди к нам, весна!
Со радостью,
Со великой к нам
Со милостью!
-Многие обряды связаны с православными праздниками. 22 марта отмечали праздник 40 святых, в народе он носит название День жаворонка. В этот день, по преданию, прилетают из теплых стран 40 птиц, и первая из них – жаворонок.
(Учащийся читает стихотворение)
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
И голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
-Весна пришла к нам молодая!
Я здесь пою приход весны!
-Ещё накануне женщины месили из ржаной муки тесто и пекли «жаворонков» с растопыренными крылышками, как бы летящих, а утром, в день праздника, раздавали их детям. Кроме этого, утром одна из женщин делала на дворе 40 соломенных гнёздышек и в каждое клала по яичку из теста, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома.
-Когда жаворонки были готовы, дети подхватывали их и весёлой гурьбой, с криками и звонким смехом неслись куда-нибудь на простор – закликать жаворонков. Там они сажала своих птиц, всех вместе, на возвышенное место и начинали громко кричать:
(выходят дети и произносят заклички)
Жаворонушки!
Прилетите к нам да принесите нам,
Жаворонушки!
Нам весну-красну да тёпло летечко,
Жаворонушки!
Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,
Жаворонушки!
Ой вы, жаворонки, жаворонушки,
Летите в поле, несите здоровье,
Первое – коровье, второе – овечье,
А третье – человечье!
-Затем ребятишки разбирали своих жаворонков и с теми закличками бежали по деревне. Так продолжалось до самого обеда. Набегавшись вволю, ребятишки опять собирались в одно место и начинали есть своих ржаных птиц. Оставляли от жаворонков только голову, которую берегли каждый для своей матери. Потом ребятишки целовались, поздравляли друг друга с весенним праздником и разбегались по домам. А дома каждый отдавал голову печёного жаворонка матери со словами: «На-ка, мама, тебе голову от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и хлеб твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён такой головастый был!»
-Вот такие обряды были посвящены приходу весны.
6. Итог урока
-Вот и завершается наш урок. На Кубани раньше был такой обычай: когда праздник подходил к концу, хозяйка подавала последнее блюдо - пироги, которые так и назывались «отходные пироги». Гости ели пироги, благодарили хозяев. Вот и мы, дорогие гости, вручаем вам, весенние пироги, но не простые, а в виде жаворонков из солнечного теста. Пусть они принесут вам удачу, счастье и здоровье.
-Чем различают между собой пословицы и поговорки?
Запомните, ребята: пословица учит, делает вывод, а поговорка дает яркую меткую характеристику, оценку.
-Для чего нужны пословицы и поговорки?
(Пословицы и поговорки учат жить, обогащают нашу жизнь и душу, делают нашу речь точной, придают языку живость, образность.)
-Что вы узнали нового о жизни на Кубани?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения по теме: «Кубань - многонациональный край». 2 класс
Кубань - многонациональный край, в котором проживают представители более 120 национальностей, но самые большие этнические группы - это русские, армяне, украинцы, адыгейцы. У каждого из народов свои о...
урок кубановедения по теме "Кубань- здравница России",3класс
УРОК -ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ-КУРОРТАМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ...
Урок кубановедения по теме "Кубань - здравница России"
В материале содержится информация о курортах и здравницах Краснодарского края....
Буклет к уроку кубановедения "УНТ на Кубани ( пословицы)"
Данный буклет помогает легко усвоить новый материал....
Урок кубановедения по теме:«Кубань территория здоровья».
Данный урок формирует у у учащихся представление о богатстве и красоте родного края; знакомит с природой Краснодарского края; учить любить и беречь природу, растения, животных; учит ...
презентация к уроку кубановедения "Животный мир Кубани"
Яркая красочная презентация познакомит Ваших детей с животным миром нашего края, а также, учащиеся узнают о Кавказском биосферном заповеднике/...
#кубановедение#Презентация к уроку кубановедения на тему: "Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем"
Презентация содержит фотоматериал костюмов наших предков....