Урок кубановедения по теме: «Кубань - многонациональный край». 2 класс
методическая разработка (2 класс) по теме

Цыганкова Светлана Владимировна

Кубань - многонациональный край, в котором проживают представители более 120 национальностей, но самые большие этнические группы - это русские, армяне, украинцы, адыгейцы.

У каждого из народов свои обычаи и традиции и все они передаются из поколения в поколение.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формирова­лись в одно целое элементы культур различных народов.

Люди, которые заселяли  Кубань, принесли свои обряды, обычаи, говор. Селились здесь и выходцы из Украины, и представители других народностей.

     Культура и обычаи этих народов переплетались, взаимно дополняли друг друга, вследствие образовалась новая этническая общность.

     Это были не украинские или русские обряды, обычаи и язык, а образовался совершенно особый кубанский говор и быт, совершенно особые культурные традиции.

     Мы – наследники этой яркой самобытной культуры.

  Чтобы не потерять свою духовную основу, чтобы сохранить народную мудрость мы должны знать и любить обряды, традиции и историю родного края.

      Ведь недаром говорят, что народ, непомнящий своего прошлого, не имеет своего будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuban_-_mnogonacionalnyy_kray_konspekt.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цыганкова Светлана Владимировна                            


Тема урока: Кубань - многонациональный край.   2  класс

Цель.

1. Воспитание гуманной личности в духе братства народов, интернационалистических убеждений.

Задачи урока.

  1.  Формирование у школьников знаний об истории,  культуре и традициях Кубани.
  2. Развитие умения анализировать,  обобщать, делать выводы, сравнивать.
  3.  Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине.

Ход урока.

1.Организация класса.

Прозвенел звонок для нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.
Урок кубановедения  начнём.

     -  Прочитать девиз урока.                                                    

     ,,Где есть желание, там всегда будет … результат.

     - А что для вас результат?

     - А я хочу еще добавить, что  “Лучший способ изучения чего - либо - это    открыть самому”.

     - Сегодня мы будем работать на результат, открывая новые знания.

2. Аукцион знаний.

    (Аукцион – публичная продажа чего-то, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.)

- За каждый полный правильный ответ я буду давать сову- символ мудрости.

1). Назвать край, в котором мы живём.

2). Почему Краснодарский край иногда называют Кубанью?

3).  Назвать домашнее животное, которое было помощником казаку на военной службе, на работе,  в поле?  

4). Основное занятие казаков?

5). Какие цвета составляют флаг Краснодарского края? Что обозначает каждый цвет?

3. Сообщение темы урока.

    - Есть ещё одна трактовка, т.е. объяснение смысла цветов флага:

Синий - донцы, казаки-переселенцы с Дона;

Малиновый - запорожцы;

Зелёный - горцы.

 - Ребята, флаг объединил в единое целое несколько народностей.

- «Кубань - многонациональный край» - это тема нашего урока.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (О дружбе, национальностях, населяющих Кубань, о толерантности, о культуре и традициях Кубани).

- В  словаре Ожегова дано такое объяснение этого  слова:

-«Национальность (народность) - исторически сложившаяся общность людей с общим языком, культурой, экономикой и территорией».

 4. Введение в тему урока.

- В вашем классе тоже учатся дети разных национальностей?

- Назовите свою национальность на родном языке.

- А в крае по последней переписи населения проживают более 120 национальностей: русские, армяне, украинцы, белорусы, греки, адыгейцы, немцы.

-Все мы живём одной дружной семьёй и гордо называем себя кубанцами.

- Чтобы больше узнать  о Кубани я предлагаю нам вместе с вами создать устный журнал.

- Давайте назовём его по теме урока.

5. Работа по теме урока.

И первая стр. нашего журнала будет называться «История заселения Кубани».  (С Дона, Тульской Воронежской, Курской губерний).

      По мнению ученых первые люди на Кубани появились более 500 тыс. лет назад, пройдя  с юга по рекам и горным перевалам Кавказа. Кубань – земля древних цивилизаций с мировой культурой.
    Коренным населением Прикубанья являются меоты – предки современных  адыгов.

Русские заселили Кубань с конца XVIII века.

      В феврале 1792г в С-Петербург отправилась депутация от казаков во главе с войсковым судьей Антоном Головатым  с просьбой о разрешении переселиться на земли Кубани.

           30 июля 1792 гЕкатерина II  подписала грамоту о пожаловании Черноморскому казачьему войску «В вечное владение» правобережье р. Кубань».      

   Весной 1793 г., подойдя к высокому берегу реки Кубани,  казаки заложили крепость,. В знак  благодарности   казаки  назвали свой «войсковой  град»  именем  Екатерины.    Это был будущий город Краснодар.

  2 страница Духовность и культура Кубани. Сейчас Краснодар – не только административный, но и православный центр Кубани, в котором находятся действующие храмы. При храмах созданы воскресные школы и интернаты для обездоленных  детей разных национальностей. В Армавире действует армянская церковь, в аулах - мечети.

        Всему миру известен Кубанский казачий хор, бессменным руководителем которого является Виктор Гаврилович Захарченко. В 2011 году хору исполняется 200 лет. Посмотрите фрагмент выступления. Казаки очень любили песни. В них отражены нелегкая судьба казачества, труд и подвиг.

- Вы,    конечно, обратили внимание, что поют на русском, танцуют по - кавказки, а папаху и черкеску  позаимствовали  у соседей с Северного Кавказа.

-А как одеты казачки? (Одежда удобная, нарядная украшена вышивкой).

- И даже в вышивке переплелись традиции двух народов.  (РУШНИК)

- Люди, которые заселяли Кубань, принесли свои обряды, обычаи, говор. Культура и обычаи тесно переплелись, дополняя друг друга.

- Мы не можем не вспомнить замечательного композитора Григория Фёдоровича Пономаренко, который родился на Украине, но долгие годы жил на Кубани.(Песня «Рапрягайте хлопцы коней)

3 стр. Фольклор Кубани.  

      У Кубанского фольклора есть свои особенности, кубанская речь представляет собой объединение украинского и русского языков, а также заимствованные слова из языков горцев.

- Среди бытующих на Кубани  пословиц и  поговорок немало общерусских, но произносятся на свой лад, на кубанском диалекте.

        Очи бояться, а руки роблять.

           (Глаза боятся, а руки делают.)

          Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.

          (Не будет скуки, если заняты руки.)

          Живэ, як мыша в крупах.

         (Живет, как кот в сметане.)

         Що посеешь, то и пожнешь.

         (Что посеешь, то и пожнешь.)

Игра «Собери пословицу».

  1. Казак без седла - что черкес без кинжала.
  2. Куда казака доля не закинет - все будет казак.
  3. Казак голоден, а конь его сыт.
  4. Человек без родины, что соловей без песни.
  5. Береги землю родимую, как мать любимую.

  4 стр.  Литература Кубани.

 - Литература Кубани интересна и многогранна. И сегодня мы не можем не вспомнить замечательного писателя Адыгеи Исхака Машбаша, кот. Исполнится  80 лет.

Адыги на земле своей живут
Их издавна черкесами зовут
Смеются солнцу, добрых ждут дождей
Живут адыги на земле моей 

Давно не пахнут порохом ущелья
И песен мести пули не поют.
Бывает жарко только от веселья,
Когда невесту замуж выдают 

И выстрелами миру возвестят,
Что человека нового растят.
Адыги на земле своей живут
Их издавна черкесами зовут. 

Живут адыги на земле своей –
Смеются солнцу, добрых ждут дождей.
Детей растят и собирают в путь,
Благословляя: Человеком будь!  

- К чему призывает поэт?

- Когда должны звучать выстрелы?

Учитель.  Прочитать стихотворение В.Б. Бакалдина.

- Работа по тексту стихотворения.

- Строки выходят из души такого человека, который безгранично любит свою Родину, свой край.

5 стр. Спортивная жизнь Кубани.

В с. Коноково живёт замечательная девушка  Шаинова Марина, выпускница МОУСОШ №4 , которая защищала на олимпийских играх честь не только нашей большой страны, нашего края, но и нашего района. Но посмотрите на сборную команду, ведь там спортсмены разных национальностей, т.е. можем сказать, что и победа наша многонациональна.

6 стр. Помнит мир спасённый.

- Какая приближается дата, очень важная для нашей страны? (9 мая)

- Только сражаясь плечом к плечу, воины разных национальностей  смогли одержать победу. На героической Малой земле  воевали кубанские пионеры Витя Коваленко- украинец, Женя Барабаш - белорус, Ваня Савинов - русский. Все они удостоены орденов и медалей, но не дожили до победы.

Учитель.  Я хочу рассказать притчу (иносказательный рассказ с нравоучением)

«Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете : ну и что, мало ли больших семей на свете, но дело в том , что семья была особая- мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли люди говорят. Прибыл он в село и видит: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Владыка взял бумагу и удивился. На листе было написано сто раз любовь, сто раз терпение, сто раз прощение. Прочёл владыка и спросил: - И всё?

-Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой ладной семьи».

Учитель. - Встаньте, возьмитесь за руки. Посмотрите, какая большая дружная семья. О каких словах  должны помнить?  (Любовь, терпение, прощение). Мы должны крепко держаться за руки, чтобы нас никто не мог разъединить.

Дети Мира, за руки возьмитесь!
Шар земной обнять под силу вам.
Войны на Земле остановите!
Мир подвластен детским голосам.

Милые мальчишки и девчонки,
Научите взрослых мирно жить.
Детские, прекрасные ручонки,
Постарайтесь Мир наш сохранить.

Итог урока.

- В каком году переселились на Кубань казаки черноморцы?

- Сколько национальностей живёт в Краснодарском крае?

- На каких трёх словах держится лад в семье?

Рефлексия.

Источники информации: 

  1. Путешествие по родному краю. Природоведение. Учебное пособие для учащихся 4 класса начальной школы. ОИЦП «Перспективы образования» Краснодар 1999г.;
  2. История Кубани в рассказах и иллюстрациях. Учебник для 4,5 классов общеобразовательных учреждений. ОИЦП «Перспективы образования» Краснодар., 2002г.;
  3. Занимательное краеведение. В.И. Борисов. Краснодарское книжное издательство. Краснодар, 2005;
  4. South of Russia Краснодарский край - land of two seas.
  5. Сайт кубановедения  http://www.kubanoved.kubannet.ru/ 
  6.  Сайт  культура Кубани http://http://kultura.kubangov.ru/http://kultura.kubangov.ru 
  7. Сайт Кавказский заповедник http://kgpbz.ru/ 

Сайт  юга России http://www.yuga.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубань - многонациональный край

Внеурочная деятельность ФГОС "Кубань - многонациональный край"...

Кубановедение, тема: "Кубань-многонациональный край"

урок кубановедения в 1 классе по теме : "Кубань- многонациональный край"...

Кубань - многонациональный край 1 класс

Региональный компанент. Кубановедение. Урок для 1 класса - "Кубань - многонациональный край"...

События Великой Отечественной войны на Кубани. Кубань – многонациональный край.

«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от не«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.мецко-фашистских захватчиков.Битва за Кавказ была о...

Кубановедение. Тема урока: «Кубань - многонациональный край».

Тема урока: «Кубань - многонациональный край»....

Интегрированный урок по кубановедению на тему: «Кубань – многонациональный край» 4 класс

1.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям, патриотизма  и толерантности. 2.Способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родному краю, родител...

Кубань многонациональный край. Тема "Родословие"

Тема "Родословие" является очень важной, интересной и актуальной, т. к. считаю, что нельзя не знать историю своих предков. Многие стали забывать своих предков, их обычаи и традиции. Нельзя д...