Почвы Краснодарского края
план-конспект урока (4 класс) по теме

Евтухова Татьяна Владимировна

Разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_pochvy_kr_kr_urok.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Почвы Краснодарского края, значение

                 для жизни  растений и животных.

 

Цели:    воспитывать  любовь к родному краю;

              познакомить с составом почвы, выявить основные свойства почв;  

              развивать познавательные навыки, любознательность.

Оборудование: почва, стакан с водой, салфетки, спиртовка,

                            интерактивная доска

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока.

     Сегодня мы будем изучать почву,  её состав значение  для жизни растений и животных.

     Что такое почва? (Почва- это верхний  плодородный слой земли, образовавшийся в результате разрушения горных пород, останков растений и животных.)

     Плодородие – основное свойство почвы. Показ образцов почв.

  1. Практическая работа.

Опыт 1.

Возьмем стакан с водой и бросим туда кусочек почвы. Что вы видите? Выделяются пузырьки воздуха.

Вывод: в почве содержится  воздух.

Размешаем почву палочкой и отставим в сторону.

Опыт 2.

Возьмите салфетку, насыпьте на неё немного почвы, прижмите почву плотно к бумаге. Что вы видите? Стряхните почву.

Вывод: в почве содержится вода.

Опыт3

Нагреем почву. Что вы видите?

Это сгорает перегной, который образовался из останков растений и животных.

Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.

 Краснодарский край находится в степной зоне, где преобладают однолетние растения. Они отмирают каждый год, перегнивают, поэтому в Краснодарском крае самые плодородные почвы.

Опыт 4

Возьмите стакан с водой и почвой.

-Что мы наблюдаем?

Вывод: в почве содержится глина и песок.

  1. Составление схемы «Состав почвы».

ПОЧВА

ВОЗДУХ

ВОДА

ПЕРЕГНОЙ

ГЛИНА

ПЕСОК

  1. Физкультминутка.
  2. Работа по теме урока (продолжение).

Как образуется почва?

     Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы.

          Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать

      сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения,  

      уничтожения почвы.

           А вот разрушаться по вине людей она может очень быстро. Там, где

       люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает ветер.

       Этот процесс называется эрозией  почвы.

            Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы,

       правильно распахивать почву на склонах, а зимой проводить  

       снегозадержание. Не допускать попадания в почву выше нормы

       ядохимикатов, которые вредны для растений и всего живого.  

       Надо, чтобы эти важные правила всегда строго выполнялись.

          В нашем крае почвы разнообразны:

             На Азово-Кубанской равнине распространены черноземные почвы

        Черноземные почвы, активно пропускают воздух, необходимый

        растениям На этих почвах  хорошо растут пшеница, подсолнечник ,  

        сахарная свекла и другие растения.

              В долинах  и низовьях  рек встречаются луговые почвы.

        Плавнево- луговые и болотные почвы приобрели большое значение,

        когда на Кубани стали возделывать рис. Эти почвы имеют

        ржаво-бурый цвет.

              В предгорьях, на северных склонах Главного  Кавказского хребта,

        залегают щелочные черноземы, темно-серые  лесные и подзолистые

        почвы.

              В горах, где растут леса,  распространены бурые лесные почвы.

        Эти  почвы содержат значительное количество перегноя от ежегодно

        отмирающей листвы.

             Для Черноморского побережья характерны  горно-лесные и

        перегнойно- карбонатные почвы.  Эти почвы, пригодны для  

        виноградных плантаций и фруктовых садов.

             Хорошо растут виноградники на каштановых почвах, на западе

        Таманского полуострова.  

(Рассказ о различных видах почвы  сопровождается отметками на карте их названий).

     Давайте постараемся определить значение почвы для жизни растений и животных.

   В почве живут черви, насекомые и их личинки, кроты, землеройки и многие другие животные. Они поедают растения, переваривают их. Остатки пищи попадают в почву и удобряют её.

  Вы помните, что главная часть почвы - перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения.  Растениями питаются животные.  Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов превращаются   в перегной. Так происходит  круговорот веществ в почве.

     Так как почва имеет большое значение в жизни растений  и животных её необходимо охранять.

     Василий Васильевич Докучаев (1846-1903).

     В.В. Докучаев - знаменитый русский ученый, который создал науку о почвах – почвоведение. Он побывал в разных уголках нашей Родины и везде исследовал почвы. Василий Васильевич назвал почву кормилицей человека и считал, что она для нас дороже нефти, угля, золота.

     В.В. Докучаев учил, как правильно обрабатывать почву, чтобы получать хорошие урожаи, как охранять её от разрушения.

     Исследования В.В. Докучаева имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы.

  1. Вопросы для закрепления:

Из чего состоит почва?

Какие почвы преобладают в Краснодарском крае?

Каково значение почвы в жизни растений и животных?

Разгадайте кроссворд:

П

П

П

П

1. Верхний  плодородный слой земли (почва).

2.Одна из составных частей почвы (песок).

3.Вещество, повышающее плодородие (перегной).

4.Основное свойство почвы (плодородие).

  1. Итог урока.

 Домашнее задание: собрать коллекцию почв своей местности.

Приложение.

Тема урока: Почвы Краснодарского края, значение для жизни растений

                      и животных.

Почва -__________________________________________________________

Основное свойство почвы - _________________________________________

Практическая работа.

Опыт 1.

Возьмем стакан с водой и бросим туда кусочек почвы. Что вы видите?

Вывод: в почве содержится - __________________________________.

Опыт 2.

Возьмите салфетку, насыпьте на неё немного почвы, прижмите почву

плотно к бумаге. Что вы видите?

Вывод: в почве содержится -___________________________________.

Опыт3

Нагреем почву. Что вы видите?

Вывод: в почве содержится - ___________________________________.

Опыт 4

Возьмите стакан с водой и почвой.

-Что мы наблюдаем?

Вывод: в почве содержится - __________________________________.

                                        «Состав почвы».

ПОЧВА

 

                             

Почвы Краснодарского края.

  1. Чернозёмы
  2. Каштановые почвы.
  3. Серые лесные почвы.
  4. Бурые горно-лесные почвы.
  5. Желтозёмы.
  6. Луговые и болотные почвы.

Значение почвы для жизни растений и животных.

         В почве _________________насекомые и животные. В почве содержатся _____________________________________________, необходимые для роста и развития растений. Растениями _________________ животные. Из останков растений и животных образуется _____________________.

Перегной – __________________________ почвы.

         Так происходит круговорот веществ в почве.

Меры по охране почвы.

        Для защиты почвы от истощения необходимо:

  1. ____________________________________________________

  1. ____________________________________________________

  1. ____________________________________________________.

Разгадайте кроссворд:

П

П

П

П

1. Верхний  плодородный слой земли.

2.Одна из составных частей почвы.

3.Вещество, повышающее плодородие.

4.Основное свойство почвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Кубанский край - казачий край.

Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...

Классный час "Край ты мой, родимый край!"

Воспитание любви к малой Родине....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...