Технология составления комплексной работы в начальной школе
статья на тему
Введение федеральных образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания.
Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования:
§ личностных;
§ метапредметных;
§ предметных.
В связи с этим, актуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_sostavleniya_kompleksnoy_raboty_v_nachalnoy_shkole.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
С.Ф. Шайхисламова
Россия, Челябинск
ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от учителя начальных классов умения решать возникающие новые нестандартные проблемы. Одним из характерных признаков времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагога.
В связи с этим современный учитель, а это учитель Новой школы, характеризуется потребностью в постоянной работе по повышению профессиональной компетентности, к ней отнесём:
- повышение уровня психолого-педагогической культуры;
- развитие новых ценностей на основе имеющихся знаний и опыта;
- совершенствование процесса самопознания и рефлексии;
- профилактика синдрома эмоционального выгорания и т.д.
Введение федеральных образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания.
Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования:
- личностных;
- метапредметных;
- предметных.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Особого внимания требует оценивание метапредметных результатов, достижение которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. умственных действий.
В связи с этим, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, т.е. посредством выполнения комплексной работы, успешное выполнение которой требует освоения навыков работы с информацией.
Оценка предметных знаний - важнейшая составляющая предметных результатов. На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру. Поэтому объектом оценивания предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
В связи с этим, актуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы, позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий.
На сегодняшний день, к сожалению, учитель обладает недостаточно широким инструментарием для проведения и составления таких работ. На наш взгляд, комплексная работа должна проводиться не менее трёх раз после изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной школы:
- стартовая;
- по итогам первого полугодия;
- итоговая.
Для проведения комплексной оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования необходимо использовать специальные комплексные задания.
Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у младших школьников в процессе изучения практически большинства основных предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение).
Управление качеством образования предусматривает систематический мониторинг, требует от учителя изменения принципов анализа уровня обученности и анализа динамики его результатов.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счёт основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговая комплексная работа, которая представляет собой – систему заданий различного уровня сложности по основным предметам начальной школы.
Итоговая комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника.
В комплексной контрольной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:
- с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;
- с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);
- с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).
Комплексная (итоговая) контрольная работа проводится после изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной школы.
I. Структура комплексной работы
Комплексная работа составляется на основе текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Комплексная работа состоит из основной части и дополнительной. Задания дополнительной части выполняются обучающимися по желанию.
Основная часть | Дополнительная часть |
6-8 заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, которые определяют уровень сформированности предметных и метапредметных учебных действий | 5-7 заданий, которые определяют уровень сформированности метапредметных учебных действий |
Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник научится» | Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник получит возможность научиться» |
II. Проведение комплексной работы
1. Правила проведения комплексной работы
- Для проведения работы должна быть создана спокойная, доброжелательная обстановка.
- Перед началом работы обучающиеся должны быть познакомлены с инструкцией по её выполнению.
- Инструктирующий учитель обращает внимание обучающихся на составные части работы, объясняя, что дополнительная часть не является обязательной, а выполняется по желанию обучающегося.
- Учитель имеет права по ходу выполнения работы давать краткие комментарии обучающимся, испытывающим затруднения или чувство психологического дискомфорта.
- Проведения работы осуществляется в течение 1-2 уроков (в соответствии с количеством заданий и уровнем их трудности).
- В кабинете на видном месте должны находиться часы для ориентации обучающихся во времени.
2. Инструкция по выполнению комплексной работы для обучающихся.
- Прочитайте внимательно текст и задания к нему.
- Обратите внимание, что работа состоит из основной и дополнительной частей.
- Внимательно выслушайте учителя, как выполняются эти части работы.
- Обратите внимание, что обязательной для всех является основная часть работы.
- Подумай о рациональном распределении времени.
- Сначала приступайте к выполнению основной части комплексной работы.
- Старайтесь выполнять задания в том порядке, как они расположены.
- Если задание вызывает затруднение, пропустите его и переходите к выполнению следующего задания.
- Вернитесь к выполнению пропущенного задания (пропущенных заданий), если у вас осталось для этого время.
- При выполнении работы можно пользоваться справочными материалами.
III. Оценивание и анализ выполнения комплексной работы
Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом, полученным за выполнение всех заданий.
Комплексная работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы).
Критерии оценивания заданий
Тип ответа (решения) | Параметры оценивания |
выбор правильного ответа из предложенных вариантов |
|
запись краткого ответа |
|
запись развернутого ответа |
|
Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.
Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50% - 70% от максимального суммарного балла.
Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения.
Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Проведение комплексной письменной работы важно потому, что она позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и в определённом смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии, используемые в работе учителя начальной школы.
Педагогические технологии, используемые в работе учителя начальной школы. Материал может быть использован при подготовке к урокам, выступлениям на методических объединениях школы....
Итоговые комплексные работы в начальной школе.
Итоговые комплексные работы в начальной школе, представлены несколько вариантов работ с 1 по 4 классы....
Итоговые комплексные работы в начальной школе.
В папке содержится подборка текстов, работа с которыми, способствует подготовке учащихся 3 класса к итоговой комплексной работе....
Технология организации групповой работы в начальной школе
Выступление на заседании ШМО по теме: Технология организации групповой работы в начальной школе содержит описание цели и задач групповой работы, способов формирования групп, видов групповой работы, а ...
Итоговые комплексные работы в начальной школе.
Итоговые комплексные задания помогут оценить достижения планируемых результатов по предметам школьной программы....
Родительское собрание "Комплексные работы в начальной школе"
В презентации отражены основные цели, задачи и значение комплексных работ для учащихся....
Диагностический инструментарий оценки метапредметных и личностных результатов при выполнении комплексных работ в начальной школе
Файл содержит итоговые комплексные проверочные работы для 1,2,3.4 классов, позволяющие выявить уровень сформирвоанности УУД и личностных результатов обучения младших школьников. В работе приводится по...