О положении Земли в космосе"
методическая разработка (2 класс) по теме
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦД
г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.
Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: "О положении Земли в космосе" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация
"О положении Земли в космосе", рекомендуется просмотр видеофильма «Путешествие по солнечной системе»: http://www.youtube.com/watch?feature=endscreen&NR=1&v=i7AHXkKUlug
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока на тему "О положении Земли в космосе" | 202.5 КБ |
Презентация к уроку "О положении Земли в космосе" | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦД
г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.
Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: "О положении Земли в космосе" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "О положении Земли в космосе", рекомендуется просмотр видеофильма «Путешествие по солнечной системе»:
http://www.youtube.com/watch?feature=endscreen&NR=1&v=i7AHXkKUlug
Тема: О положении Земли в космосе.
Цель: формировать знания о Солнечной системе, её составе, о месте Земли в солнечной системе, показать значение Солнца для всего живого на Земле.
Задачи:
Образовательные: формировать знания учащихся о строении Солнечной системы, о положении Земли в системе;
Развивающие: развить пространственное воображение, расширять кругозор учащихся;
Воспитательные: воспитать чувство любви к своей планете.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку «О положении Земли в космосе»; видеофильм «Путешествие по солнечной системе», глобус, лист бумаги формата А-3, вырезанный круг из бумаги желтого цвета диаметром 10см, клей, зерна: пшено-1шт, рис-2шт, фасоль-2шт, горох-2шт, крупные дольки чеснока-2шт; заготовки кругов из картона диаметром около 6см-14 шт.
Ход занятия:
I.Орг. момент.
II. Вступительное слово учителя.
- Ребята, я задам вам загадки, а вы догадайтесь, о чем мы сегодня на уроке будем говорить:
Доброе, хорошее, на всех людей глядит.
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце)
*****
Голубой платок, алый колобок.
По платку катается, людям улыбается. (Солнце)
*****
По небу ходит маляр без кистей.
Краской коричневой красит людей. (Солнце)
*****
Раскинут ковёр, рассыпан горох;
Ни ковра не поднять, ни гороху собрать. (Звезды и небо)
*****
На синий лёд серебряные зёрна рассыпаны. (Звезды и небо)
*****
Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар, что она - большущий шар. (Земля)
*****
В голубой станице девица круглолица.
Ночью ей не спится – в зеркало глядится. (Луна)
*****
Если ясной ночью выйдешь, над собою ты увидишь
Ту дорогу. Днём она не видна. (Млечный путь)
*****
- Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
*****
Сегодня мы скучать не будем, про лень, тоску мы позабудем.
Мы оторвемся от Земли туда, где бороздят просторы корабли,
Где вечный мрак, спокойствие Вселенной, в то место, что зовется Солнечной системой.
- Ребята, что нас окружает в космическом пространстве? (Ответы детей: звезды, планеты, солнце, спутники, метеориты, кометы). Солнце, планеты, спутники планет, астероиды, кометы и даже звездная пыль - все это Солнечная система.
Просмотр видеофильма «Путешествие по Солнечной системе»
http://www.youtube.com/watch?feature=endscreen&NR=1&v=i7AHXkKUlug
- Как вы думаете, какими планеты кажутся с Земли?
Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт:
(Для проведения опыта необходимы заготовки картонных кругов диаметром около 6см)
1. Возьмите все круги.
2. Поставьте его перед глазами. Что видим? (ничего)
3. Начинайте медленно его отдалять от глаз.
4. Что происходит с кругом? (Он, кажется меньше при удалении).
Вывод: круг, кажется меньше, если его отдалять от глаз, а если приближать к глазам, то кажется, что он увеличивается.
Действительно, все предметы при удалении кажутся меньше. Солнце очень большое, но оно кажется маленьким, т.к. Солнце далеко. Звезды очень большие, многие из них крупнее Солнца, но они тоже кажутся маленькими, потому что далеко.
Солнце от Земли очень далеко. Так далеко, что до Земли доходит только маленькая часть его тепла. Такое расстояние трудно представить, так как на нашей планете нет таких расстояний. Но мы все-таки попробуем представить это расстояние.
Одно и то же расстояние можно преодолеть за разное время.
От того, с какой скоростью двигаться: пешком, на машине или на самолете.
Рассмотрите таблицу и рисунок на слайде презентации и проанализируйте их:
СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ | ВРЕМЯ ПРЕОДАЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ ДО СОЛНЦА |
БЕГ | 4000 лет |
НА АВТОМОБИЛЕ | 200 лет |
НА САМОЛЕТЕ | 20 лет |
Представили расстояние? (Да)
Несмотря на такое внушительное расстояние, солнечного тепла хватает для существования жизни на Земле. Достаточное количество тепла, излучаемое Солнцем, не позволяет превратиться Земле в холодную безжизненную планету.
ФИЗМИНУТКА «КОСМОС»
(под стихотворение ученики приседают, потягиваются, разминают пальцы, кисти рук)
Над Землёю ночью поздней, только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды: рядом кажутся они.
Можно взять перо павлина, тронуть стрелки на часах,
Покататься на дельфине, покачаться на весах.
Над Землёю ночью поздней, если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья, там созвездия висят.
Итак, вокруг Солнца вращаются планеты, образующие вместе с Солнцем Солнечную систему. Для того чтобы представить размеры Солнечной системы, мы составим макет изображающий Солнечную систему (для этого необходимо: лист бумаги формата А-3, вырезанный круг из цветной бумаги желтого цвета диаметром 10см, клей, зерна: пшено-1шт, рис -2шт, горох- 2шт, фасоль-2шт, крупные дольки чеснока-2шт.).
Создание макета «Солнечная система»
Задание: на формат бумаги А-3, приклейте желтый круг диаметром 10см, который будет изображать Солнце. Затем, глядя на слайд презентации «Строение солнечной системы», приклейте зерна и дольки чеснока в указанном порядке (смотри таблицу на слайде презентации):
Солнце – желтый круг (10 см), тогда | ||
1. | Меркурий - пшено | |
2. | Венера - рис | |
3. | Земля - рис | |
4. | Марс - горох | |
5. | Юпитер – долька чеснока | |
6. | Сатурн – долька чеснока | |
7. | Уран - фасоль | |
8. | Нептун - фасоль | |
9. | Плутон - горох |
Демонстрация созданного макета «Солнечная система». Ребята, остальные тела Солнечной системы изобразить невозможно, так как они ничтожно малы.
Теперь на нашем макете давайте подпишем названия планет.
Все планеты делят на 2 группы:
1) планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс);
2) планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
Плутон не относится ни к одной из вышеназванных групп.
Теперь мы с вами можем представить планеты Солнечной системы.
– Какое место в Солнечной системе занимает планета Земля? (третье). Земля имеет форму шара и находится в идеальном для развития жизни удалении от Солнца. Она вращается вокруг своей оси, 1 полный оборот происходит за 24 часа (сутки) и вокруг Солнца по эллиптической орбите за 365 дней (1год). Демонстрация модели Земли (глобус). У Земли один естественный спутник – Луна. В отличие от других планет, на Земле есть жизнь.
III. Закрепление. В качестве закрепления изученной темы я предлагаю вам разгадать кроссворд с ключевым словом «Космос».
Вопросы к кроссворду: 1. Хвостатое небесное тело. 2. Самая удаленная планета от Солнца. 3. Планета, имеющая систему колец. 4. Первая к Солнцу планета. 5. Малые планеты? 6. «Красная планета»
IV. Итоги урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Доброе, хорошее, на всех людей глядит. А людям на себя глядеть не велит. *** Голубой платок, алый колобок По платку катается, людям улыбается. *** По небу ходит маляр без кистей Краской коричневой красит людей. - Ребята, я задам вам загадки, а вы догадайтесь, о чем мы сегодня на уроке будем говорить:
*** Раскинут ковёр, Рассыпан горох; Ни ковра не поднять, ни гороху собрать. *** На синий лёд серебряные зёрна рассыпаны. *** Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она - большущий шар.
*** В голубой станице девица круглолица. Ночью ей не спится – в зеркало глядится. *** Если ясной ночью выйдешь, Над собою ты увидишь Ту дорогу. Днём она не видна.
Сегодня мы скучать не будем, про лень, тоску мы позабудем. Мы оторвемся от Земли туда, где бороздят просторы корабли, где вечный мрак, спокойствие Вселенной, в то место, что зовется Солнечной системой. - Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
Солнце, планеты, спутники планет, астероиды, кометы и даже звездная пыль - все это Солнечная система. Просмотр видеофильма «Путешествие по Солнечной системе» - Ребята, что нас окружает в космическом пространстве?
Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт: (Для проведения опыта необходимы заготовки картонных кругов диаметром около 6см) 1. Возьмите все круги. 2. Поставьте его перед глазами. Что видим? 3. Начинайте медленно его отдалять от глаз. 4. Что происходит с кругом? Вывод: круг, кажется меньше, если его отдалять от глаз, а если приближать к глазам, то кажется, что он увеличивается. - Как вы думаете, какими планеты кажутся с Земли?
Действительно, все предметы при удалении кажутся меньше. Солнце от Земли очень далеко . Так далеко, что до Земли доходит только маленькая часть его тепла. Такое расстояние трудно представить, так как на нашей планете нет таких расстояний. Но мы все-таки попробуем представить.
Представили это расстояние?
Над Землёю ночью поздней, только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: рядом кажутся они. Можно взять перо павлина, тронуть стрелки на часах, Покататься на дельфине, покачаться на весах. Над Землёю ночью поздней, если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, там созвездия висят. ФИЗМИНУТКА «КОСМОС»
Итак, вокруг Солнца вращаются планеты, образующие вместе с Солнцем Солнечную систему. Чтобы представить размеры Солнечной системы, мы составим макет изображающий Солнечную систему (для этого необходимо: лист бумаги формата А-3, вырезанный круг из цветной бумаги желтого цвета диаметром 10см, клей, зерна: пшено-1шт, рис -2шт, горох- 2шт, фасоль-2шт, крупные дольки чеснока-2шт.). Создание макета «Солнечная система»
Задание: на формат бумаги А-3, приклейте желтый круг диаметром 10см, который будет изображать Солнце. Затем приклейте зерна и дольки чеснока в указанном порядке:
Ребята, остальные тела Солнечной системы изобразить невозможно, так как они ничтожно малы. Теперь на нашем макете давайте подпишем названия планет. Все планеты делят на 2 группы: 1) планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс); 2) планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Плутон не относится к этим группам. Теперь мы с вами можем представить планеты Солнечной системы.
– Какое место в Солнечной системе занимает планета Земля? Земля имеет форму шара и находится в идеальном для развития жизни удалении от Солнца. Она вращается вокруг своей оси, 1 полный оборот происходит за 24 часа (сутки) и вокруг Солнца по эллиптической орбите за 365 дней (1год). Демонстрация модели Земли (глобус). У Земли один естественный спутник – Луна. В отличие от других планет, на Земле есть жизнь.
Вопросы к кроссворду: 1. Хвостатое небесное тело. 2. Самая удаленная планета от Солнца. 3. Планета, имеющая систему колец. 4. Первая к Солнцу планета. 5. Малые планеты? 6. «Красная планета» Кроссворд «КОСМОС»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Саратовская земля и космос
Это увлекательный рассказ о космонавтах, жизнь которых связана с Саратовской областью....
Урок окружающего мира на тему:Земля в космосе.
Этот урок разрабртан с применением ЦОР....
Интерактивный кроссворд по окружающему миру "Земля в космосе" 2 класс
Интерактивный кроссворд по окружающему миру "Земля в космосе" пригоден для работы по любому УМК и предназначен для учащихся начальной школы.Поможет сделать процесс изучения данной темы более интересны...
Урок окружающего мира "Земля в космосе".
С помощью технологии ЦОР ученики 2 класса побывают в космосе, увидят оттуда планету "Земля" и сделают удивительное открытие....
Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс "Название компонентов и результата деления. Земля в Космосе"
На данном уроке были поставлены цели:познакомить с названиями компонентов и результата действия деления,научить, используя эти знания, читать и записывать выражения;продолжить работу над решением урав...
Здоровьесберегающие технологии на основе метода биологической обратной связи. Конспект урока по окружающему миру "Земля в космосе"
Урок проходит в кабинете "БОС-здоровье"2 класс ОС "Школа 2100"...
Земля в космосе
Земля в космосе...