Немного о зубах
статья (3 класс) по теме

 

Сформирование общих знания учащихся начальных классов, о значимости здоровых зубов, о своевременной  профилактике заболеваемости, а также исследовательская работа имеет агитационный характер по развитию у ребёнка здорового образа жизни (ЗОЖ). Также целью исследования является установление факторов, влияющих на состояние здоровья зубов у детей.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nemnogo_o_zubah.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Древние тувинцы как сохраняли зубы.

 

    Ещё миллионы лет назад наши предки существовали за счёт  охоты, и всем кланом охотились на мамонтов. Шкуру, мясо и хобот мамонта, они ценили. Археологи, изучив останки древнего человека, были удивлены строению зубов этих людей. Передние зубы (резцы) обладали острыми конечностями. Учитывая все это, археологи сделали выводы о том, что наши предки несколько тысячелетий питались сырым мясом. Чтобы тщательно разжевать грубую пищу, они должны были обладать крепкими острыми зубами. И только после того, как древний человек начал добывать огонь, то и мясо, таким образом, подвергалось термообработке (варили, парили, обваливали на огне).

      Мы наверно все прекрасно знаем, что тысячи лет назад люди не знали что такое зубная паста. Интересно как же сохраняли здоровье и блеск своих зубов наши предки, древние уйгуры (тувинцы). Как тувинцы ухаживали за своими зубами. Тувинцы жили в кругу природы, дышали свежим воздухом, что позволяло зубы сохранить здоровыми, и крепкими. Для профилактики они использовали древесную серу или смолу, и таким образом микробы и бактерии во рту значительно уменьшались. Не зря в наших зубных пастах содержится столько растительных природных компонентов. В те далёкие времена, продуктов питания, в состав которых входил сахар, было мало или их  вовсе  не было. Они питались только натуральными продуктами, так как они вели кочевнический образ жизни. В рацион их питания можно включить: молоко, молочный сыр, мясо и т.д., что тоже зубам очень полезно. Также очень большую роль в сохранении зубов крепкими, и здоровыми играет состояние наших внутренних органов. А раз человек питается здоровой натуральной пищей, то проблем с пищеварением у наших предков скорей всего не было. Организм должен получать как можно больше полезных микроэлементов, чтобы зубы тоже могли, как можно дольше сохранять свои функциональные способности. Зубы для нашего организма являются первоначальным агрегатом для переработки поступающей  в рот пищи.

 

У  древнего человека зубы оставались крепкими и острыми отчасти потому, что еда в основном была грубая, способствующая их самоочищению. Сейчас они скорее украшают, чем жуют: пища становится все мягче и нежнее, зубы «простаивают» без дела и безнадежно портятся. Хотите, чтобы они приобрели первозданную твердость? Ежедневно задавайте работу челюстям: пара морковок, репка, зелень,айва, несколько яблок.

Судя по особенностям зубного строения, природа запрограммировала людей на вегетарианство. Об этом свидетельствуют коренные зубы представителей нашего рода – плоские и широкие, как у травоядных животных, которые перетирают ими пищу. У хищников все зубы острые: ими удобнее хватать жертву и рвать мясо. Оно переваривается легче, чем трава, поэтому его не нужно так тщательно разжевывать. Однако человек распорядился своими зубами иначе. В ледниковый период, когда на Земле сильно похолодало и растения вымерзли, люди перешли на мясную пищу и благодаря этому выжили.

Специалисты сравнивают зубы с воротами, но не для еды, как можно было бы подумать, а для инфекции (впрочем, это относится только к больным зубам). Через кровеносную систему они связаны со многими внутренними органами, и если в одном из них начинается воспитательный процесс, рано или поздно инфекция доходит и до зубов. Случается и наоборот: поряженный кариесом зуб вызывает обострение хронического тонзиллита, артрита, сердечного или почечного заболевания. Избежать всех этих бед не так уж сложно: нужно только правильно чистить зубы и 2 раза в год посещать стоматолога.

Актуальность исследования.

    Здоровье учащихся особенно в начальных классах, имеет очень большое значение. Здоровье детей- это здоровье нации в будущем поколении. Состояние здоровья зубов у детей имеет  немаловажное значение. Учащиеся по причине заболеваемости зубов пропускают уроки в школе, и это по тому, что некоторые из них просто не знают, как правильно ухаживать за своими зубами. Чтобы как правильно ухаживать за зубами, следует знать необходимые меры по защите зубов. Знание детей об уходе и причинах заболеваемости значительно снизит уровень заболевания зубов. Тем самым, актуальность исследования проблематики заболеваемости зубов у детей, должна быть изучена до необходимых стадий.

            Цель исследования.

   

     

Сформирование общих знания учащихся начальных классов, о значимости здоровых зубов, о своевременной  профилактике заболеваемости, а также исследовательская работа имеет агитационный характер по развитию у ребёнка здорового образа жизни (ЗОЖ). Также целью исследования является установление факторов, влияющих на состояние здоровья зубов у детей.    

  Задачи исследования:  

 

 *Изучить материалы по проблематике правильного ухода за зубами.

 * Установить проблему заболеваемости зубов у детей младшего возраста.

 * Установить факторы, отрицательно  влияющие на состояние зубов у детей.

 * Определить значимость здоровых зубов, как фактора, влияния на состояние общего здоровья у детей.

*Дать определённое понятие детям о функционировании и защите их зубов.

         

 

Факторы влияющие на здоровье наших зубов.

  Очень большую роль для сохранения здоровья зубов играет пища, ведь она может оказаться не очень полезной для наших зубов. В настоящее время появилось очень большое множество различных продуктов питания, в том числе и сахар, приносящий вред нашим зубам. Чтобы зубы сохранить здоровыми, следует питаться полезной пищей, богатой различными витаминами и минералами. Особенно для зубов полезен витамин Д, который много содержится в рыбе.

 Ещё с древних времён поэты сравнивали зубы с жемчугами, тем самым подобно жемчугу зубы требуют постоянного ухода. В средневековом сознании крепкие и здоровые зубы символизировали крепостную стену, оберегающую человека от физических недугов и болезней души. У знаменитого египетского отшельника Антония Великого в старости лет были белоснежные как жемчуг зубы, и он за всю свою жизнь не терял ни одного зуба. Они капризны и не так крепки, как кажется. Во всем функционировании нашего организма зубы играют очень значительную роль. Человеку без зубов очень трудно разжевывать пищу до желательного содержания, и тем самым организм подвергается  неким  изменениям. Это может отразиться на пищеварительную систему, систему обмена веществ и т.д. Если как следует ухаживать за зубами, то человек в старости лет ещё может радовать своей натуральной белоснежной улыбкой, но это зависит не только от тщательного ухода.

       По данным ВОЗ, у половины 2-летних детей, один или несколько молочных зубов, уже поражены кариесом. К концу начальной школы 8 из 10 учеников нуждаются в активной стоматологической помощи. Во рту среднестатистического жителя Земли 20 лет от роду 14 зубов запломбированы, удалены или требуются внимание дантиста.[1] Чтобы исправить столь бедственное положение, специалисты ВОЗ развернули по всему миру широкомасштабную компанию под девизом: «В третье тысячелетие –со здоровыми зубами !»

    «Если выпадают зубы, значит, части моего тела отмирают» «Рот без зубов- все равно, что мельница без жернова» (Сервантес). Сохранить бесценные жемчужины от разрушения не так уж и сложно: им  нужно немного внимания и заботы с вашей стороны. Очень часто зубам нравиться  совсем не то, что вы любите.

     Очень многие ученики начальных классов не ухаживают за своими зубами. Состояние здоровья зубов у детей удовлетворительное. У детей со здоровыми зубами, здоровые мысли, хорошее самочувствие, меньше пропускают уроки, что хорошо отражается и на учёбе. Если у ребёнка повреждённые не совсем здоровые зубы, то такие дети часто пропускают уроки, часто жалуются на боли в зубах и т. д., что плохо отражается на учёбу. И только достигнув совершеннолетия, дети, начинают понимать, что у них не очень красивые зубы, неприятный запах изо рта, различные потемнения или черные дыры. С такими зубами человек не в состоянии общаться с людьми, а ведь в таком возрасте человек больше всего нуждается в общении. Многие ученики ещё не знают, как правильно ухаживать за своими зубами. Очень большое влияние на наши зубы, воздействует, и воздух которым мы дышим. В наше время он (воздух) не такой как хотелось бы. Воздух  полезен тогда, когда он свеж и чист. Большинство школ расположены именно в населённых пунктах, в особенности в городах, и в больших поселениях, а там состояние воздуха неудовлетворительное и требуется особое внимание нашему здоровью. Особенно в городах, наличие  многочисленных  заводов, топливных электростанций, автомобили, которые выпускают выхлопной газ, создают плохую атмосферу нашим зубам.

 Итак, к факторам заболеваемости зубов у учащихся начальных классов можно включить:

  1. Воздух, насыщенный неблагородными газами.
  2. Большинство детей в этом возрасте могут злоупотреблять сладким, что наносит сокрушительный вред зубам, которые только начинают укреплять свою защитную функцию. Неправильное питание и не соблюдение режима питания.
  3. Не знание правил ухода за зубами.
  4. Отсутствие учебной профилактики зубов.
  5. Табакокурение.
  6. Не знание детей о последствиях не соблюдения правил ухода за зубами.
  7. Посещение стоматолога для детей весьма не приятная процедура, что тоже может служить одним из факторов заболеваемости зубов.

 

Таблица заболеваемости зубов у учащихся 3 «в» класса.

 

Годы

2009

2010

2011

2012

Фамилия

Имя уча-ся

здоров

санация

здоров

санация

здоров

санация

здоров

Санация

Байлакай Дан-Хая

+

+

+

Кужугет Ай-Хаан

+

+

+

Кужугет Эрес

+

+

+

Монгуш Хуваанак

+

+

+

Ондар Аганак

+

+

+

Ондар Чочагай

+

+

+

Орт-оол Чайнаш

+

+

+

Ооржак Оюна

+

+

+

 Седипей Диана

+

+

+

Сат Айрана

+

+

+

 Салчак Айдаш

+

+

         

+

 Сувакпут    Адиана

 +

+

+

 Тас-оол Алдынай

+

+

+

Тарбы Сай-кыс

Ховалыг Леонид

Чамдылаев Сыргый-оол

Чолдак-кыс Роланда

+

+

Исследование динамики  заболеваемости зубов учащихся начальных классов (на примере 3в класса    2012года        

 

    На основе изучения любой проблемы, мы должны знать, каким образом достичь нужных результатов, найти и проанализировать любые материалы по данному вопросу. Проблематика заболеваемости зубов у детей как уже выше отмечалось, требует динамических особенностей на тот или иной период учебной деятельности учащихся. В таблице №1 указаны периоды и состояние здоровья зубов учащихся в классе. Знаком «+» отмечено, состояние здоровья зубов у ребёнка. Промежутки приравниваются к одному году. Зубы либо здоровы, либо имеют некоторые отклонения  или нуждаются в лечении (медицинским термином это называют санацией).

    По данной таблице львиную долю составляют учащиеся, нуждающиеся в лечении своих зубов. Данные фиксируются школьным медиком раз в год после медицинского осмотра учащихся.  

Зубы и уход за ними.

В последнее годы уровень здоровья детей снижается. Одним из ведущих факторов здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа.

    Краткие темы, посвящённые организму человека и здоровья, прочно утвердили в курсе природоведение начальной школы. В процессе ее изучения основное внимание должно быть уделено вопросам личной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего здоровья.

 Но нельзя ребёнка вооружить полноценными гигиеническими знаниями, если не позаботиться о достаточном анатомо-физиологическом их обосновании.  Чтобы как можно доступнее разъяснить смысл и значение гигиены (личной) на уроке я в доступной и увлекательной форме обеспечить усвоение правил  сохранения зубов здоровыми.

      Цель: привести знания детей о зубах и уходу за ними в систему.

      Вопросы:        

  1. Зубы в жизни человека.
  2. Строение зубов
  3. Гигиена зубов.

Уметь: находить у себя разновидность зубов.

Оборудование:

  1. Зеркальце малое (на каждого).
  2. Кусочек груши (яблоко).
  3. Книги о здоровье для выставки.

Ход занятия №1.   Зубы в жизни человека.

Итак, начинаем наш урок. Ребята, как вы думаете, сколько зубов у человека?

  У человека 32 зуба, 28  вырастают до 14 лет, остальные 4 зуба, которые называются зубами мудрости, вырастают после 17 лет. К тому времени, когда вам исполнилось 2.5-3 года, полностью прорезались первые  молочные зубы. Их всего пока только 20.

  Молочные зубы «живут» мало, несколько лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают зубы постоянные.

      Все прекрасно понимают: выпадают молочные зубы, значит, ребёнок растёт и на месте выпавших зубов обязательно вырастают новые зубы.

      В зависимости от того какую работу выполняют наши зубы, все они разделяются на три вида. Вот сейчас мы и узнаем, какие виды зубов есть у человека и какое у них назначение. А для этого поведём небольшой опыт, который поможет нам почувствовать работу зубов.

       Опыт. На столе у каждого лежит кусочек груши и яблока.

Сейчас  вы должны будете съесть этот кусочек, но при этом наблюдать за собой. Запомните, 1-какое действие вы совершаете пищей сначала, чтобы она оказалась у вас во рту.

 2- Какие зубы при этом участвуют.

3- Какое действие с пищей вы совершаете потом, и какие зубы участвуют при этом действии.

     (Ученики проводят опыт).

А теперь проверим:

1). Чтобы пища оказалась во рту, что вы сделали? (Откусили от груши небольшой кусочек).

Какие зубы в этом участвовали? Чтобы откусить небольшой кусочек от какого то продукта, участвует передний ряд зубов: по 4 верхних и нижних.

 Рассмотрите их в зеркало, проведите языком по краю. Что вы можете сказать об их внешнем виде? (эти зубы плоские и острые). Почему эти зубы острые?

  Вывод: Так как эти зубы предназначены для откусывания, отрезания кусочков от целой пищи, то их так и называют- резцы.

   2). Что потом происходило с пищей во рту? Какие зубы в этом участвовали?

  Вывод: Да, в измельчении пищи участвуют зубы, находящиеся во глубине рта, которые называются – коренными.

     Обратите внимание их поверхность не ровная, а с выступами. Это не случайно. Выступы и выемки на коренных зубах обеспечивают лучшее перетирание пищи, чтобы ее было легче проглотить.

3). Вспомните, какими зубами вы обычно отрываете от мяса кусочек, отгрызаете от корки хлеба кусочек или разгрызаете орех?

    Обычно это делаем зубами, расположенными между коренными зубами и резцами. Посмотрите на них- они не такие, как резцы и коренные. У них острые края но по форме они массивные.

       Вывод: Это клыки -да, они так и называются. Клыки и приспособлены для разрывания и разгрызания плотной пищи: корнеплодов, мяса, рыбы. Клыки есть у многих животных, особенно хорошо они развиты у хищников. Почему? Из домашних животных хорошие клыки имеют собаки и кошки. Хищники питаются другими животными, и у них всегда есть нужда разрывать шкуру и мясо.

       Как вы думаете, есть ли клыки у коровы или лошади. Почему нет? Чем объяснить, что клыки есть у свиней.

     Выводы делают учащиеся: Итак, какие виды зубов различают у человека? Какое назначение всех зубов?

     Зубы у человека делятся на три группы: резцы, клыки, коренные, они предназначены для откусывания, перетирания пищи, для разгрызания более плотной пищи.

    Ученики в тетрадях выполняют следующую запись:

                 Диштернин хевирлери (разновидности зубов).

Резцы- откусывают кусочки пищи.

Коренные- дробят, перетирают пищу.

Клыки- разгрызают плотную пищу.

Строение зубов.

Хотя зубы имеют разную форму и предназначены для разных целей, все они устроены одинаково. Далее мы и поговорим о строении наших зубов.

 Нарисуйте в тетрадь модель нашего зуба.

Каждый зуб- это маленькая кость в нашем организме, только намного твёрже и прочнее, чем другие кости. И это не случайно. Зубы и должны быть прочными, ведь мы пережёвываем ими пищу по три раза в день в течении всей жизни. Посмотрите на свои зубы в зеркальце. Чем покрыты зубы сверху?

         Поверхность зубов предназначена для откусывания  и жевания, покрыта снаружи эмалью. Эмаль- очень твёрдое вещество. Здоровую, крепкую эмаль не берет даже сверло, а острие сабли при ударе об эмаль тупится.

    Внутри зуба  находится мягкая ткань- пульпа. Она содержит кровеносные сосуды, через которые в зуб поступает кислород, питательные вещества, витамины, необходимые для роста и сохранения зуба.

    Внизу зуба различают корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали.  

Как вы знаете, что есть зуб, который необходимо показать врачу для лечения?

    Через корень проходит нерв, который передаёт сигнал в мозг   обратно о состоянии ваших зубов.

    Основание зуба со всех сторон окружена десной. Очень важно, чтобы дёсна всегда были здоровыми, и в них не проникала инфекция. Если в дёсну попадает инфекция, то она может распространиться и быстро разрушить зуб.

       Почему же происходит разрушение зуба?

    Во рту у каждого человека есть бактерии микроскопические живые существа. Если на зубах остаются частицы пищи, которую мы едим, бактерии начинают приносить нашим зубам большой вред.  Они выделяют кислоту, которая разъедает зуб, и образует дупло.

    Если врач не залечит дупло, пока она ещё мала, то дупло будет увеличиваться в размерах и достигнет внутренней части и поэтому зуб начинает болеть. Если вы вовремя не обратитесь к врачу, то это может привести к потере зуба. Как можно чаще посещайте зубного врача, чтобы зубы оставались целыми.

 Почему обязательно нужно лечить зубы?

    Человек с больным зубами не может пережёвывать пищу, и это может привести к болезни желудка. Болезни могут вызвать и поселившиеся в зубах микробы, которые мы проглатываем вместе с пищей. Как же сохранить зубы здоровыми и крепкими? А для этого надо уметь за ними ухаживать.

Гигиена зубов.

Мы будем учиться правильно ухаживать за зубами. Какие предметы нам нужны для ухода за зубами?

   Что вы знаете о чистке зубов и о зубной щётке?

  1. У каждого человека должна быть зубная щётка. Она всегда должна быть чистой.
  2. Чистить зубы надо 2 раза в день : утром и перед сном, после еды всегда полоскать рот тёплой водой.
  3. Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз, нижние -снизу вверх. Чистить зубы нужно не только с наружной стороны, но и свнутренней. Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями. Чтобы хорошо прочистить зубы, требуется не меньше 3-х минут.

Чтобы сохранить свои зубы здоровыми на долгие годы, надо соблюдать ещё ряд правил:

  1. Не ковырять в зубах металлическими предметами (булавки, иголки). Металлическим предметом можно поцарапать зуб, и начнёт разрушаться.
  2. Не откусывайте нитку или проволоку зубами. От этого зубы быстро разрушаются.
  3. Сразу после холодной пищи не берите в рот, горячую пищу и наоборот. В зубах от этого будут образовываться трещины.
  4. Не курите! От табачного дыма зубы становятся неприятного жёлтого цвета.
  5. Больные зубы обязательно лечите. Два раза в год обязательно посещайте зубного врача.

Недаром народная мудрость гласит «Здоровые зубы-залог здоровья», «Красивые и здоровые зубы, говорят о хорошем здоровье», «Нет зубов, нет здоровья»- говорят французы.

                                       


[1] Научно-популярный ежемесячный журнал «Здоровье», №5  май 2006г.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Немного о себе...

Основные принципы работы....

Драчуны, задиры, или немного о детской агрессивности

Информация полезна как классному руководителю начальных классов, для проведения классного часа, так и родителям для проведения родительского собрания....

Немного о программе "Школа 2100"

Данный материал предназначен для родителей будущих первоклассников, которые будут учиться по программе "Школа 2100"...

Строение зуба, как чистить зубы.

Наглядный материал. Как правильно чистить зубы, описание строения зуба....

Почему нужно чистить зубы и мыть руки Практическая работа Как правильно чистить зубы и мыть руки.

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе  "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа: Как правильно чистить зубы и мыть руки"....

Презентация к уроку окружающего мира " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы и мыть руки".

Презентация к уроку окружающего мира: " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа:Как правильно чистить зубы и мыть руки"....

"Правила здорового питания. Зубы. Правила ухода за зубами"

План -конспект урока окружающего мира: "Правила здорового питания. Зубы. Правила ухода за зубами"...