Программа "Мир человека"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Программа по внеурочной деятельности для 2 класса по курсу С.Гин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_cheloveka.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 6 «Парус»
СОГЛАСОВАНО На заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № ______ от «____»_________2011г. | СОГЛАСОВАНО. Заместитель директора школы по УР лицея №6 «Парус» Смирнова Е.В. _________________ «____»______2011г. | УТВЕРЖДЕНО. Директор лицея №6 «Парус»_Гущина О.А. _____________________ «___»_____________2011 г. |
ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МИР ЧЕЛОВЕКА»
ДЛЯ 2 КЛАССА «А»
на 2011-2012 учебный год
учитель начальных классов
Фурдилова О.И.
г.Дзержинский, 2011 г.
Пояснительная записка
Проблема развития и совершенствования творческих способностей человека, интенсификации возможностей каждого индивида занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.
Целью программы «Мир человека» является повышение уровня развития креативности младших школьников, таких качеств как любознательность, оригинальность, продуктивность, чувствительность к противоречиям, системность, вариативность и др.
Программой «Мир человека» предполагается построение занятие на принципах сотрудничества и сотворчества, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание.
Общими чертами предлагаемых курсов являются проблемный характер предъявления учебного материала, использование активных методов преподавания, обучение посредством специально организованных диалогов, широкое применение дидактических игр и упражнений на уроке, минимальное количество теоретических сведений.
С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приемы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
В программе «Мир человека» основной задачей является системное рассмотрение человека с различных точек зрения (биологической, психологической, социальной) через разрешение проблемных ситуаций.
Ключевое понятие курса - противоречие, предлагаемое как способ анализа «что хорошего и что плохого» в различных объектах, явлениях природы, ситуациях из детского опыта и т.д. В процессе обучения формируется такое умение как чувствительность к проблемам, умение анализировать ситуации с различных точек зрения.
Распределение разделов курса по четверятм обучения позволяет учитывать психологические особенности учащихся каждого возрастного периода и обеспечивает содержательную и логическую преемственность.
ВТОРОЙ КЛАСС (34 ч.)
Мир человека
Школа: разнообразие целей. Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.
Систематизация понятия «адрес». Что делать, если ты потерялся? Игра «Кто вы?», «Где вы?».
Как «устроен» организм? Беседа «Одна голова – хорошо…» Правила отношения к инвалидам. Рисование «Что внутри?» Отгадывание загадок про различные части тела.
Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит: «лечиться надо уметь»?
Игра «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.
Понятие о профессиях. Игра «Путешествие в будущее». Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к старшим.
Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Анкетирование «Какой я?» Дискуссия: «Что лучше спешить или медлить?»
Что значить «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещенное движение». Анкетирование «Внимательны ли вы?» Невнимательность: смешная и опасная.
Что такое «хорошая память»? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Игра «Что изменилось?»
Что значит «быть умным»? Описание объекта при помощи системного оператора. Упражнение «Назови одним словом».
Зачем нужно придумывать? Упражнение «Кляксы». Как «устроена» сказка?
Что можно «прочитать по лицу». Игра «Невпопад». Смешное и грустное вокруг нас. Инсценирование стихотворений.
Какое бывает настроение? От чего зависит настроение? Как поднять настроение?
Я и другие. Зачем люди общаются? Анкетирование «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону? Упражнение «Жесты». Игра «Пойми меня».
Слова и интонация. Обсуждение пословиц: «Как аукнется, так и откликнется». Упражнение «Комплименты».
Почему возникают ссоры? Анкетирование «Конфликты ли вы?» Способы, как можно помириться. Упражнение «Мы похожи друг на друга». Кто такие «посредники»?
Игра «Хорошо-плохо» (на примере явлений природы). Беседа «Какой? Для кого?»
Каким быть? Дискуссия: «аккуратный и «чистюля», «общительный и болтун», «верный и прилипчивый», «врать и фантазировать» - одно и то же? Что такое «честное слово»?
Всегда ли нужно делиться? Кто такие «жадины»? Сказка Т. Александровой «Светофорчик».
Другая точка зрения. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?»
Игра «Сказочный герой». Сказка О. Пройслера «Маленькая Баба-Яга». Сказка про Красную Шапочку в «пересказе» волка. Кто такой преступник? Зачем в обществе нужны законы? Законы нашего класса.
«Запутанные» ситуации: «соврать, чтобы выручить»; «украсть, чтобы подарить» и т.п. Почему не надо торопиться с выводами?
Экскурсия «Все имеет след». » Кто такой «хороший» и кто такой «плохой»? Как стать «хорошим»?
Какие секреты не надо хранить? Как себя вести с незнакомыми? Упражнение «Сказочные злодеи». Обсуждение «Маскировка».
Кого мы любим? Что значит «любить себя»?
К концу обучения во втором классе учащиеся будут знать:
- адрес;
- назначение различных частей тела;
- основные профессии;
- возможность тренировки внимания и памяти;
- способы поднятия настроения;
- понимать необходимость здорового образа жизни;
- понимать ошибочность поспешных выводов;
будут уметь:
- описывать развитие человека при помощи системного оператора («многоэкранки»);
- анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения «Чем (для чего) хорошо? Чем (для чего?) плохо?»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «МИР ЧЕЛОВЕКА»
(второй класс, 33 уч. ч.)
Первая четверть | ||
1 | 06.09 | Зачем учатся в школе? |
2 | 13.09 | Адрес. |
3 | 20.09 | Наш организм. |
4 | 27.09 | Как устроен человек? |
5 | 04.10 | Болезни. Что такое «здоровый образ жизни»? |
6 | 11.10 | Развитие ребенка до школы. |
7 | 18.10 | Будущее. |
8 | 25.10 | "Линия жизни" человека. |
Вторая четверть | ||
9 | 08.11 | Что такое «Я»? |
10 | 15.11 | Учимся быть внимательными. |
11 | 22.11 | Учимся запоминать. |
12 | 29.11 | Учимся придумывать. |
13 | 06.12 | Что значит «быть умным»? |
14 | 13.12 | Мое настроение. |
15 | 20.12 | Как улучшить настроение? |
16 | 27.12 | Игра «Добрый - злой» |
Третья четверть | ||
17 | 10.01 | Общение |
18 | 17.01 | Жесты. |
19 | 24.01 | Проблемы общения. |
20 | 31.01 | Конфликты. |
21 | 07.02 | Урегулирование конфликтов. |
22 | 14.02 | Понятие о противоречии. Противоречия в предметах. |
23 | 21.02 | Противоречия в явлениях природы. |
24 | 28.02 | Противоречия в свойствах характера. |
25 | 06.03 | Противоречия в свойствах характера (продолжение). |
26 | 13.03 | Противоречия в поступках |
27 | 20.03 | Игры на общение |
Четвертая четверть | ||
28 | 03.04 | Противоречия в ситуациях. |
29 | 10.04 | Противоречия в ситуациях (продолжение). |
30 | 17.04 | Противоречия: цель - средства. |
31 | 24.04 | Экскурсия. |
32 | 08.05 | Анализ экскурсии. |
33 | 15.05 | Ориентирование в окружающем. |
34 | 22.05 | Правила поведения с незнакомыми. |
35 | 29.05 | Подведение итогов. |
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Мир человека» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем).
- Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки .
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Находить способы общения в различных ситуациях..
- Сотрудничать с окружающими людьми.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"
Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс. Данная презентация м...
урок окружающего мира в 4 классе Чем человек отличается от животного. Человек умеет думать и говорить
Данный материал поможет решить поставленный вопрос: Чем человек отличается от животного? В работе представлен развёрнутый конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Начальная школа XXI века". Над...
Урок Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека»....