Разноуровневое обучение в начальной школе.
презентация к уроку на тему

Крицкая Надежда Андреевна

Выступление на РМО учителей начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Сухобезводненская средняя школа»

Выступление на РМО учителей начальных классов

 «Разноуровневое обучение в начальной школе»

                                     Подготовила

     Крицкая Надежда Андреевна

                           учитель начальных классов

р.п. Сухобезводное

  г.о. Семеновский

  2013-2014г.

(слайд 1 – титульный)

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна гарантировать высокий уровень образования.

(слайд 2 )

Введенный ФГОС начального общего образования требует существенной перестройки требований к современному уроку в начальных классах. Это связано со сменой приоритетов и целей начального образования, с необходимостью внедрения новых подходов к определению его результатов. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении  соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

        И реализации этого СДП помогают базовые педагогические технологии. И сегодня я хочу остановиться на уровневой дифференциации.

        (слайд 3)

        Уровневая дифференциация, обучение на основе «учебных ситуаций», проектная деятельность, информационные технологии. О одной из этих технологий, а именно об уровневой дифференциации мы сегодня поговорим более подробно.

        (слайд 4)

        Сегодня мы, учителя, в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен. Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении.

        Мы считаем, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.о. дифференцированное обучение.

        (слайд 5 – определение)

        Понятие «дифференцированное обучение» в переводе с латинского «different» означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

        Разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А,В,С, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А,В,С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

        Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все-таки рождаются разными.

        (слайд 6)

        Положительные стороны дифференцированного обучение:

  1. Сильным учащимся можно уделить время;
  2. Слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
  3. Повышается уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
  4. Повышается уровень мотивации у сильных учеников.

(слайд 7)

Цели дифференцированного обучение:

  • Организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личностей, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача:

  • Увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

(слайд 8)

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

  1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.
  2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы).
  3. Распределение учащихся на группы в соответствии в диагностикой.
  4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
  5. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
  6. Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

(слайд  - 9 – схема)

Способы дифференциации учебной работы:

Способы дифференциации предполагают:

  • Дифференциацию содержания учебных заданий (слайд 10);
  • по уровню творчества;
  • по уровню трудности;
  • по объему.

Остановимся на каждом подробнее.

(слайд  - 11 – по уровню творчества)

(слайд – 12 – по уровню трудности)

(слайд – 13 – по объему)

        Способы дифференциации предполагают:

  • использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется (слайд 14);
  • по степени самостоятельности;
  • по степени и характеру помощи учащимся;
  • по характеру учебных действий.

(слайд – 15 – по степени самостоятельности)

(слайд – 16 – по степени и характеру помощи учащимся)

Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом.

Задание по выбору учащихся (слайд 17)

«Ребенка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора». Ш.А. Амонашвили.

Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объемом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять.

Возможно применение игровых приемов, с помощью которых задается уровень сложности задания.

Пример: Создание ситуации выбора

  • Перед вами корабли, которые попали в шторм.(слайд 18) Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблем. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, еще проще – маленький.

Но даже если будете спасать маленький корабль, все равно будет польза.

Каждый ученик выбирает один вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант.

Игровая ситуация может изменяться. (Строим дом.Спасаем бегемота – рисунки разного размера).

Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Еще до начала работы ученику надо оценить свои возможности в его выполнении.

Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию (учитель не сообщает, какие задания проще – труднее, не использует рисунки – учащиеся сами оценивают уровень сложности и свои возможности).

Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. Особенности уч. мотивации можно учитывать при подборе заданий.

Так, карточки с математическими заданиями помещаются в конверты, а учащимся сообщается, что можно выбрать задания из любого конверта. Каждая группа заданий (конверт) мотивирована на детей с преобладанием какого-либо вида учебного мотива.

Например, на одном конверте красочная картинка – задания при  этом самые обычные из учебника. Во второй конверт помещаются задания. Которые можно выполнять в паре, группе. В третьем конверте – творческие, нестандартные.

Обычно задания из первого конверта  выбирают дети, для которых важна внешняя атрибутика, у них преобладает эмоциональная мотивация, второй конверт предназначен для детей с преобладанием социальных мотивов, третий – для тех детей, у которых уже имеются познавательные мотивы.

Дифференциация учебных заданий:

Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов.

(слайд 19)

Осуществляя дифференцированный подход, учителя руководствуются следующими требованиями:

  • создание благоприятной атмосферы для учащихся;
  • активно общаются с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
  • обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому «взять» столько, сколько он может).

Учителя нашей школы для разноуровневого обучения используют:

  • Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи.
  • Альтернативные задания для добровольного выполнения.
  • Задания, содержание которых найдено учеником.
  • Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.

Вывод: С новым учебным годом! Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разноуровневое обучение в начальной школе Крицкая Надежда Андреевна у читель начальных классов МБОУ Сухобезводненская СОШ 2013-2014 уч. год

Слайд 2

Положение ФГОС: «Начальное образование должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и образовательного развития» Конвенция о правах ребёнка: «Ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности»

Слайд 3

Базовые педагогические технологии Уровневая дифференциация Обучение на основе «учебных ситуаций» Проектная деятельность Информационные технологии

Слайд 4

Понятие “дифференцированное обучение” в переводе с латинского “ different ” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени . Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, B , C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Слайд 5

Положительные стороны д ифференцированного обучения Сильным учащимся можно уделить время; Слабым учащимся можно уделить внимание и контроль; Повышается уровень «Я - концепции»; Повышается уровень мотивации сильных учеников.

Слайд 6

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие .

Слайд 7

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов: Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы. Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы). Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Слайд 9

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ: по уровню творчества по уровню трудности по объёму

Слайд 10

ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА ЗАДАНИЯ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ типовые упражнения решение задач знакомых видов, решение примеров на изученные вычислительные приёмы, решение простых уравнений поиск закономерностей; задания на классификацию математических объектов; задания с недостающими и лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения; самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и нерав -в нестандартные задачи и задания Пример: 3 класс 1 четверть Что тебе вспоминается о летних каникулах? 1. С помощью каких 6 слов можно передать эти воспоминания. Назови эти слова. Поясни их выбор. 2. Подготовь устные воспоминания о летних каникулах. 3. Возможно, ты пожелаешь записать свои воспоминания, зарисовки для будущего художественного журнала класса.

Слайд 11

усложнение материала, которое используется в задании; увеличение количества действий в выражений, в решении задачи; использование обратного задания вместо прямого; выполнение операции сравнения в дополнение к основному; использование букв вместо чисел или отдельных цифр Пример: тема «Согласные звуки» 1 класс.

Слайд 12

ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Н еобходимость обусловлена разным темпом работы учащихся Основное задание – I группа учащихся Дополнительное задание - II группа и III группа II группа III группа связано с основным отличное от основного более высокого репродуктивное из другого раздела уровня трудности аналогичное на смекалку творческое нестандартные Пример: Дана задача. Две книги стоят 32 рубля. Одна из них стоит 20 рублей. Сколько стоит другая книга? Реши задачу. Составь к этой задаче обратную и реши её. Составь к этой задаче две обратных и реши их.

Слайд 13

по степени самостоятельности учащихся; по степени и характеру помощи учащимся ; по характеру учебных действий ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЭТОМ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ЕДИНО

Слайд 14

Знакомство с заданием одинаково Исполнительский этап: I группа – с учителем II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно III группа - самостоятельно ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Пример: Составьте из отдельных слогов целые слова с сочетанием ЖИ. ПРУ ХИ ЖИ Е О НА РУ 2 и 3 группы выполняют задание самостоятельно. 1 группа – под руководством учителя. Один ученик работает у доски. Соединяет слоги стрелочками, составляя слово. Затем дети записывают слово самостоятельно.

Слайд 15

ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ Стимулирующая – ученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание. Направляющая – дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания. Обучающая – учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать.

Слайд 16

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ- оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом вариант 1 – основное задание вариант 2 – задание большего объёма вариант 3 – творческое задание применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант

Слайд 17

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ Вариант 1. Обозначьте цифрами порядок действий и вычислите значение выражений: (24 +46) : 5 27 + 2 х 3 Вариант 2. Обозначьте цифрами порядок действий и вычислите значение выражений: 27:3 + (21 - 3) 48 : 3 + 5х 8 – 6 Вариант 3. Обозначьте цифрами порядок действий: : +( - ) х Подберите числа и вычислите .

Слайд 18

Дифференцированный подход к обучению на уроках это: положительные эмоции повышение самооценки учащихся защищённость интерес к учёбе комфорт снижение барьеров страха доверие к педагогу доброжелательные отношения в классном коллективе.

Слайд 19

Спасибо за внимание . С новым у чебным годом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневое обучение в начальной школе: проблемы и перспективы

Статья предназначена учителям начальной школы с целью обмена опытом...

Из опыта работы «Разноуровневое обучение в начальной школе»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (И.Г. Песталоцци). Этот принцип...

Технология разноуровневого обучения в начальной школе

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным у...

Разноуровневое обучение в начальной школе: проблемы и перспективы (Педсовет)

Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, на разную группу усвоения изучаемого матери...

Презентация :Разноуровневое обучение в начальной школе

Разноуровневое обучение в начальной школе...

Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе.

Одним из важных направлений путей повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно ...