Разноуровневое обучение в начальной школе.
презентация к уроку на тему
Выступление на РМО учителей начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevoe_obuchenie_v_nachalnoy_shkole.docx | 27.94 КБ |
raznourovnevoe_obuchenie_v_nachalnoy_shkole.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сухобезводненская средняя школа»
Выступление на РМО учителей начальных классов
«Разноуровневое обучение в начальной школе»
Подготовила
Крицкая Надежда Андреевна
учитель начальных классов
р.п. Сухобезводное
г.о. Семеновский
2013-2014г.
(слайд 1 – титульный)
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна гарантировать высокий уровень образования.
(слайд 2 )
Введенный ФГОС начального общего образования требует существенной перестройки требований к современному уроку в начальных классах. Это связано со сменой приоритетов и целей начального образования, с необходимостью внедрения новых подходов к определению его результатов. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
И реализации этого СДП помогают базовые педагогические технологии. И сегодня я хочу остановиться на уровневой дифференциации.
(слайд 3)
Уровневая дифференциация, обучение на основе «учебных ситуаций», проектная деятельность, информационные технологии. О одной из этих технологий, а именно об уровневой дифференциации мы сегодня поговорим более подробно.
(слайд 4)
Сегодня мы, учителя, в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся. Интерес к этому вполне понятен. Большинство применяемых в образовании технологий ориентировано на групповой способ обучения при единых требованиях, затратах времени, объеме изучаемого материала без учета особенностей индивидуально-психологического развития каждого учащегося, что не приносит значительных результатов в обучении.
Мы считаем, что успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.о. дифференцированное обучение.
(слайд 5 – определение)
Понятие «дифференцированное обучение» в переводе с латинского «different» означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А,В,С, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А,В,С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди все-таки рождаются разными.
(слайд 6)
Положительные стороны дифференцированного обучение:
- Сильным учащимся можно уделить время;
- Слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
- Повышается уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
- Повышается уровень мотивации у сильных учеников.
(слайд 7)
Цели дифференцированного обучение:
- Организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личностей, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача:
- Увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
(слайд 8)
Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
- Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.
- Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы).
- Распределение учащихся на группы в соответствии в диагностикой.
- Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
- Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
- Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
(слайд - 9 – схема)
Способы дифференциации учебной работы:
Способы дифференциации предполагают:
- Дифференциацию содержания учебных заданий (слайд 10);
- по уровню творчества;
- по уровню трудности;
- по объему.
Остановимся на каждом подробнее.
(слайд - 11 – по уровню творчества)
(слайд – 12 – по уровню трудности)
(слайд – 13 – по объему)
Способы дифференциации предполагают:
- использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется (слайд 14);
- по степени самостоятельности;
- по степени и характеру помощи учащимся;
- по характеру учебных действий.
(слайд – 15 – по степени самостоятельности)
(слайд – 16 – по степени и характеру помощи учащимся)
Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом.
Задание по выбору учащихся (слайд 17)
«Ребенка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора». Ш.А. Амонашвили.
Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объемом. Ученики сами определяют, какой вариант будут выполнять.
Возможно применение игровых приемов, с помощью которых задается уровень сложности задания.
Пример: Создание ситуации выбора
- Перед вами корабли, которые попали в шторм.(слайд 18) Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблем. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, еще проще – маленький.
Но даже если будете спасать маленький корабль, все равно будет польза.
Каждый ученик выбирает один вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант.
Игровая ситуация может изменяться. (Строим дом.Спасаем бегемота – рисунки разного размера).
Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Еще до начала работы ученику надо оценить свои возможности в его выполнении.
Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию (учитель не сообщает, какие задания проще – труднее, не использует рисунки – учащиеся сами оценивают уровень сложности и свои возможности).
Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. Особенности уч. мотивации можно учитывать при подборе заданий.
Так, карточки с математическими заданиями помещаются в конверты, а учащимся сообщается, что можно выбрать задания из любого конверта. Каждая группа заданий (конверт) мотивирована на детей с преобладанием какого-либо вида учебного мотива.
Например, на одном конверте красочная картинка – задания при этом самые обычные из учебника. Во второй конверт помещаются задания. Которые можно выполнять в паре, группе. В третьем конверте – творческие, нестандартные.
Обычно задания из первого конверта выбирают дети, для которых важна внешняя атрибутика, у них преобладает эмоциональная мотивация, второй конверт предназначен для детей с преобладанием социальных мотивов, третий – для тех детей, у которых уже имеются познавательные мотивы.
Дифференциация учебных заданий:
Каждодневная работа настраивает детей двигаться дальше, достигать больших успехов.
(слайд 19)
Осуществляя дифференцированный подход, учителя руководствуются следующими требованиями:
- создание благоприятной атмосферы для учащихся;
- активно общаются с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;
- обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому «взять» столько, сколько он может).
Учителя нашей школы для разноуровневого обучения используют:
- Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи.
- Альтернативные задания для добровольного выполнения.
- Задания, содержание которых найдено учеником.
- Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.
Вывод: С новым учебным годом! Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Положение ФГОС: «Начальное образование должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и образовательного развития» Конвенция о правах ребёнка: «Ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности»
Базовые педагогические технологии Уровневая дифференциация Обучение на основе «учебных ситуаций» Проектная деятельность Информационные технологии
Понятие “дифференцированное обучение” в переводе с латинского “ different ” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени . Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, B , C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Положительные стороны д ифференцированного обучения Сильным учащимся можно уделить время; Слабым учащимся можно уделить внимание и контроль; Повышается уровень «Я - концепции»; Повышается уровень мотивации сильных учеников.
Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие .
Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов: Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы. Проведение диагностики на основе выбранных критериев. (Наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы). Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ МОЖНО ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ: по уровню творчества по уровню трудности по объёму
ПО УРОВНЮ ТВОРЧЕСТВА ЗАДАНИЯ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ типовые упражнения решение задач знакомых видов, решение примеров на изученные вычислительные приёмы, решение простых уравнений поиск закономерностей; задания на классификацию математических объектов; задания с недостающими и лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения; самостоятельное составление задач, математических выражений, равенств и нерав -в нестандартные задачи и задания Пример: 3 класс 1 четверть Что тебе вспоминается о летних каникулах? 1. С помощью каких 6 слов можно передать эти воспоминания. Назови эти слова. Поясни их выбор. 2. Подготовь устные воспоминания о летних каникулах. 3. Возможно, ты пожелаешь записать свои воспоминания, зарисовки для будущего художественного журнала класса.
усложнение материала, которое используется в задании; увеличение количества действий в выражений, в решении задачи; использование обратного задания вместо прямого; выполнение операции сравнения в дополнение к основному; использование букв вместо чисел или отдельных цифр Пример: тема «Согласные звуки» 1 класс.
ПО ОБЪЁМУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Н еобходимость обусловлена разным темпом работы учащихся Основное задание – I группа учащихся Дополнительное задание - II группа и III группа II группа III группа связано с основным отличное от основного более высокого репродуктивное из другого раздела уровня трудности аналогичное на смекалку творческое нестандартные Пример: Дана задача. Две книги стоят 32 рубля. Одна из них стоит 20 рублей. Сколько стоит другая книга? Реши задачу. Составь к этой задаче обратную и реши её. Составь к этой задаче две обратных и реши их.
по степени самостоятельности учащихся; по степени и характеру помощи учащимся ; по характеру учебных действий ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЭТОМ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ЕДИНО
Знакомство с заданием одинаково Исполнительский этап: I группа – с учителем II группа – сначала с учителем, затем самостоятельно III группа - самостоятельно ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Пример: Составьте из отдельных слогов целые слова с сочетанием ЖИ. ПРУ ХИ ЖИ Е О НА РУ 2 и 3 группы выполняют задание самостоятельно. 1 группа – под руководством учителя. Один ученик работает у доски. Соединяет слоги стрелочками, составляя слово. Затем дети записывают слово самостоятельно.
ПО СТЕПЕНИ И ХАРАКТЕРУ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ Стимулирующая – ученик не включился в самостоятельную работу, либо допустил ошибку - учитель ободряет, разъясняет задание. Направляющая – дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнение задания. Обучающая – учитель раскрывает путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать.
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ- оказывают влияние на становление положительной учебной мотивации варианты заданий отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом вариант 1 – основное задание вариант 2 – задание большего объёма вариант 3 – творческое задание применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности (если ученик ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант
ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ Вариант 1. Обозначьте цифрами порядок действий и вычислите значение выражений: (24 +46) : 5 27 + 2 х 3 Вариант 2. Обозначьте цифрами порядок действий и вычислите значение выражений: 27:3 + (21 - 3) 48 : 3 + 5х 8 – 6 Вариант 3. Обозначьте цифрами порядок действий: : +( - ) х Подберите числа и вычислите .
Дифференцированный подход к обучению на уроках это: положительные эмоции повышение самооценки учащихся защищённость интерес к учёбе комфорт снижение барьеров страха доверие к педагогу доброжелательные отношения в классном коллективе.
Спасибо за внимание . С новым у чебным годом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе» (из опыта работы)
Из опыта работы на уроке русского языка...
Разноуровневое обучение в начальной школе: проблемы и перспективы
Статья предназначена учителям начальной школы с целью обмена опытом...
Из опыта работы «Разноуровневое обучение в начальной школе»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (И.Г. Песталоцци). Этот принцип...
Технология разноуровневого обучения в начальной школе
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным у...
Разноуровневое обучение в начальной школе: проблемы и перспективы (Педсовет)
Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, на разную группу усвоения изучаемого матери...
Презентация :Разноуровневое обучение в начальной школе
Разноуровневое обучение в начальной школе...
Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе.
Одним из важных направлений путей повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно ...