Доклад
календарно-тематическое планирование по теме
Календарно-тематическое планирование в классах "№Особый ребёнок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей со сложной структурой дефектов развития требует особое учебно-дидактическое и методическое обеспечение, которое должно соответствовать возможностям этих детей и индивидуальным особенностям каждого ребёнка, так как глубина и разнородность дефектов развития не позволяют эффективно использовать традиционные технологии воспитания и обучения, принятые в дефектологии.
Направление работы с такими детьми обозначается как личностно-ориентированное обеспечение условий для развития индивидуального потенциала детей.
На первом этапе изучается состав класса первого года обучения и состояние каждого ученика. Проводятся беседы с педагогами дошкольного подразделения, изучается вся имеющаяся медицинская и педагогическая документация, в том числе дневники сопровождения детского сада. Составляется программа обучения и воспитания на весь класс. Планирование учебного материала осуществляется на основе проектных тем, которые определены педагогом на учебный год. Общая проектная тема объединяет все предметы. Ведущий предмет – урок развития речи, содержание всех предметов планируется в соответствии с общей темой проекта
На втором этапе учитель пишет личностно-ориентированное планирование с выделением трёх направлений:
1) Работа над социальной ролью ученика.
2) Обучение общеучебным навыкам.
3) Пропедевтический период обучения основным предметам.
Работа над всеми направлениями ведётся комплексно. Так, для освоения роли ученика, надо различать урок и перемену, детей необходимо научить слушать и выполнять требования старших, ждать разрешения, запомнить своё рабочее место, высидеть определённое время, уметь выходить к доске по вызову учителя, слушать обращённую речь и т.д.
Организуя пропедевтику предметного обучения, определяются индивидуальные возможности и способности каждого ученика. Учитель выявляет, уточняет, изучает психолого-педагогические особенности, степень овладения жизненным опытом в дошкольном периоде. Важно выявить, как ребёнок воспринимает помощь учителя, проявляет ли он интерес к учёбе. Планирование на первое полугодие для первого класса выглядит примерно так: (слайды с планированием для первого класса)
Вся работа первого полугодия направлена на адаптацию детей к школьным условиям: знакомство со школой, педагогами, помещениями. Дети привыкают к учебной деятельности, новому режиму дня. Содержание коррекционной работы для всех одинаковое. В конце первой четверти и первого полугодия проводятся педагогические консилиумы, где определяются общие требования к детям. В связи с разными психолого- педагогическими возможностями в дальнейшем содержание коррекционной работы планируется индивидуально. Так, в третьей четверти планирование выглядит уже так: (слайды с планированием для второго и третьего классов).
На разных предметах дети могут разделяться на разные группы. Например, ребёнок может читать, но в предметной деятельности ему необходима помощь учителя. Или неговорящий ребёнок может самостоятельно работать в конструктивной деятельности.
На третьем этапе организуется отслеживание динамики освоения навыков.
Развитие речи 1б 1 четверть
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Словарь | Содержание коррекционной работы |
1-2 | «Школа». | 2 | 08.09 15.09 | Школа Учитель Ученик | 1. Экскурсия. Знакомство с помещениями школы, педагогами, одноклассниками. Установление положительного эмоционального контакта с детьми. 2 Понимание просьбы учителя: «Покажи», «Сядь», «Иди сюда», «Встань». |
3-4 | «Мой класс». | 2 | 22.09 29.09 | Стол Стул Доска Ученики | Знакомство с предметами в классе. Выявление умение слушать учителя, выполнять просьбу, простую инструкцию учителя: «Покажи стол», «Подойди ко мне» и т.д. |
5-6 | «Урок. Школьные принадлежности» | 2 | 06.10 13.10 | Урок Школьные принадлежности | Знакомство с социальной ролью ученика. Формирование умения садиться за парту, показывать предметы по просьбе учителя. Обогащение словаря выражениями «На это», «Возьми», «Не то». |
7-8 | «Расписание» | 2 | 20.10 27.10 | Читать Писать Рисовать Слушать | Формирование социальной роли ученика. Знакомство с деятельность учащихся в школе. |
9 | «Времена года. Осень» | 1 | 03.11 | Осень | Экскурсия. |
1 класс Письмо 1 четверть
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Словарь | Содержание коррекционной работы |
1 | «Знакомство с пальчиками». | 1 | 02.09 | Палец Семья | Специальная подготовка к обучению письму; установление положительного контакта педагога с детьми. |
2 | «Поймай шарик». | 1 | 04.09 | Шарик Кати Лови | Выявление понимания детьми словесной инструкции, умения следить за двигающимися предметами; определения уровня развития ручной моторики. |
3 | «Спрячь шарики». | 1 | 09.09 | Шарик Коробка Большой Маленький | Выявление практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий. |
4 | «Разбери и сложи матрёшку». | 1 | 11.09 | Матрёшка Большая Маленькая | Выявление уровня развития ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого. |
5 | «Разбери и сложи пирамидку» | 1 | 16.09 | Пирамидка Колечко | Выявление уровня развития практического ориентирования на величину , наличия соотносящих действий ведущей руки, согласованность действий обеих рук, целенаправленности действий. |
6 | «Парные картинки». | 1 | 18.09 | Гриб Дом Зонт Бабочка | Выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимания жестовой инструкции. |
7 | «Цветные кубики». | 1 | 23.09 | Красный Жёлтый Зелёный | Выявление умений выделять цвет как признак, различать и называть цвета. |
8 | «Разрезные картинки» | 1 | 25.09 | Мяч Чайник | Выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки. |
9 | «Построй из палочек». | 1 | 30.09 | Домик | Выявление умения действовать по подражанию. |
10 | «Нарисуй» | 1 | 02.10 | Выявление понимания речевой инструкции, уровня развития предпосылок к предметному рисунку, а так же на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату. |
Ручное творчество. 1 класс 1 четверть
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Словарь | Содержание коррекционной работы |
1 | «Школа». (конструирование) | 1 | 02.09 | Крыша Стена Школа | Привлечение внимания детей к строительному материалу и его конструктивным возможностям |
2 | «Шарики». (лепка) | 1 | 05.09 | Шарик Круглый | Выделение изобразительных возможностей детей. Ознакомление с пластилином, его свойствами. Правила ТБ. |
3 | «Разноцветные мячики». (аппликация) | 1 | 09.09 | Мяч Жёлтый Красный. | Знакомство с красным и жёлтым цветом. Аппликация из готовых геометрических фигур. Подготовка и уборка рабочего места. Правила ТБ при работе с клеящим карандашом. |
4 | «Стул». (конструирование) | 1 | 12.09 | Стул Мебель | Знакомство с кубиком. Выполнение элементарных действий с одинаковыми деталями. |
5 | «Конфеты». (лепка) | 1 | 16.09 | Конфета Жёлтый Красный | Формирование зрительного восприятия красного и жёлтого цвета. Лепка предметов круглой формы. Обследование предметов перед лепкой. Знакомство с основными правилами работы с пластическим материалом. |
6 | «Мячики прыгают». (аппликация) | 1 | 19.09 | Мячик Круглый | Закрепление знания красного и жёлтого цвета. |
7 | «Башня». (конструирование) | 1 | 23.09 | Башня | Формирование умения устанавливать детали друг на друга. Сравнение результата с образцом. Наращивание построек в высоту. |
8 | «Палочки». (лепка) | 1 | 26.09 | Палочки | Формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности. |
9 | «Башенки». (аппликация) | 1 | 30.09 | Квадрат | Развитие интереса к деятельности и её результатам. Предметная аппликация из целых предметов и деталей. |
10 | «Дорожка». (конструирование) | 1 | 03.10 | Дорожка Кирпич | Элементарные действия с одинаковыми деталями (приставлять кирпичики друг к другу узкой короткой гранью). Знакомство со способом прикладывания деталей. |
11 | «Батончики» (лепка) | 1 | 07.10 | Батончик | Формирование умения ассоциировать получаемые изображения с реальными объектами (шоколадные батончики). |
12 | «Праздничные шарики». (аппликация) | 1 | 10.10 | Праздник | Обучение специфическим приёмам аппликации. |
Письмо 1 класс 3 четверть
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Словарь | Содержание коррекционной работы | |||
Витя | Алёша Р. | Валера | Алёша Н. | |||||
1 | «Строим забор». | 1 | 15.01 | Забор Палочки Цвет Размер | Выкладывание изображения из палочек по образцу. Формирование представлений о цвете и размере. | Накладывание палочек на изображение с помощью учителя. | ||
2 | «Кто это?» | 1 | 20.01 | Собака Кошка Волк Лиса | Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображёнными на них контурами животных. Самостоятельные действия. | |||
3 | «Расшалившиеся котята». | 1 | 22.01 | Кошка Котёнок Клубок Нитки | Наматывание клубков из ниток с помощью учителя. | Наматывание клубков из ниток по образцу. | Наматывание ниток на палку совместными с педагогом действиями.
| |
4 | «Клубочки для котят». | 1 | 27.01 | Кошка Котята Клубочки | Рисование клубочков фломастером вращательными движениями, наращивая их объём. Действия по подражанию. | |||
5 | «Маленький конструктор». | 1 | 29.01 | Круг Квадрат Треугольник | Выкладывание по образцу фигуры собаки и щенка из готовых геометрических фигур различного размера и цвета | Накладывание геометрических фигур на изображение собаки. Совместные действия. | ||
6 | «Обведи и раскрась». | 1 | 03.02 | Лиса Трафарет | Рисование фигурки лисы по трафарету с последующим раскрашиванием её. Самостоятельные действия. | Закрашивание готового изображения способом «рука в руке». | ||
7 | «Угощение для животных» | 1 | 05.02 | Животные Угощение | Лепка из пластилина косточки, рыбки. | Лепка шариков маленького размера. | ||
8 | «Разрезные картинки». | 1 | 10.02 | Животные | Складывание картинки из 8 частей. | Складывание картинки из 6 частей. | Складывание картинки из 2 частей. | Складывание картинки из 4 частей. |
9 | «Кто пришёл?». | 1 | 12.02 | Следы | Рисование на крупе следов, разных по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем) |
Изобразительная деятельность 1 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Словарь | Содержание коррекционной работы | |||
Витя | Алёша Р. | Валера Алёша Н. | ||||||
3 четверть | ||||||||
1 | «Идёт снег». | 1 | 14.01 | Бумага Снег Фломастер Мел | Ознакомление с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности. Рисование точек мелом на доске, фломастером на бумаге по подражанию за действиями учителя. | Действия приёмом «рука в руке». | ||
2 | «Кошка». | 1 | 21.01 | Кошка Голова Туловище Хвост | Закрашивание изображения кошки кистью по образцу. | Закрашивание изображения кошки кистью по подражанию с частичной помощью учителя. | Формирование интереса к изобразительной деятельности. Совместные с педагогом действия. | |
3 | «Собака». | 1 | 28.01 | Собака Части тела Домашнее животное | Закрашивание изображения животного фломастером, по образцу. Называние частей тела. | Закрашивание изображения животного фломастером по подражанию. Называние частей тела, сопряженное проговаривание. | Показ частей тела животного по просьбе учителя. Действия «рука в руке». | |
4 | «Лиса» | 1 | 04.02 | Лиса Тело Хвост Пушистый Живёт в лесу | Закрашивание изображения карандашом, не выходя за контуры по образцу. Называние частей тела. | Закрашивание изображения животного карандашом, не выходя за контуры по подражанию. Называние частей тела сопряжено с учителем. | Показ частей тела по просьбе учителя. Закрашивание изображения способом «рука в руке». | |
5 | «Волк». | 1 | 11.02 | Волк Дикое животное | Называние частей тела. Закрашивание изображения карандашом самостоятельно. | Называние частей тела. Закрашивание изображения карандашом по образцу. | Показ частей тела. Закрашивание изображения способом «рука в руке». | |
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Словарь | Содержание коррекционной работы | |||
Витя | Алёша Р. | Валера | Алёша Н. | |||||
Чтение 1 класс 3 четверть | ||||||||
1-2 | Звук и буква А. | 2 | 14.01 16.01 | Арбуз Апельсин Ананас | Глобальное чтение целых слов с буквой А. Нахождение и называние буквы в словах. | Показ буквы по просьбе, выделение её среди двух других. | Соотнесение звука и буквы. Нахождение среди буквенного ряда. | |
3-4 | «Аист, аист длинноногий» | 2 | 19.01 21.01 | Аист Левая нога Правая нога | Разучивание стихотворения, повторение предложений за учителем, выполнение движений по подражанию. | |||
5-6 | Звук и буква У. | 2 | 23.01 26.01 | Утка Уши Умница | Глобальное чтение целых слов с буквой У. Нахождение и называние буквы в словах. | Выделение буквы среди двух других. | Соотнесение звука и буквы. Нахождение в буквенном ряду показ. | |
7-8 | Составление и чтение слогов АУ, УА. | 2 | 28.01 30.01 | Буква Слог | Усвоение основных слоговых структур | Звуки и буквы А,У. | ||
9-10 | Звук и буква О. | 2 | 02.02 04.02 | Осы Оля | Глобальное чтение целых слов с буквой О. | Выделение буквы среди двух других. | Соотнесение звука и буквы, нахождение в буквенном ряду, показ. | |
11-12 | Составление и чтение слогов ОА, АО, УО, ОУ. | 2 | 06.02 09.02 | Буква Слог | Усвоение основных слоговых структур. | Звуки и буквы А,У,О. | ||
13-14 | «Звук и буква М». | 2 | 11.02 13.02 | Мама Мишка Муха Машина | Глобальное чтение целых слов. Называние первой буквы слова. | Глобальное чтение слов. Соотнесение звука с буквой. | Выделение буквы среди двух других. | Нахождение буквы в буквенном ряду, показ. |
Развитие речи 2 б класс
№ |
Тема | Кол-во часов |
Дата |
Словарь | Содержание коррекционной работы | |||
Витя | Алёша | Олеся | Маша | |||||
II четверть | ||||||||
1 | «Овощи. Лук, морковь, репа». | 2 | 13.11 17.11 | Морковь Лук Репа Овощи | Название. Различение по цвету, форме, величине, вкусу. Обобщающее слово. Подбор слов к предметам. | Название, выбор овоща, картинки по просьбе учителя. Называние и показ овощей по цвету | Показ овощей по просьбе учителя, соотнесение овоща с его изображением на картинке и пиктограмме. | Показ овощей по просьбе учителя, соотнесение овоща с его изображением на картинке. |
2 | «Огород» | 1 | 20.11 | Огород Помидор Огурец | Формирование умения составлять простое нераспространенное предложение; активизация глагольной лексики. Коррекция мышления на основе установления логических связей. | Активизация имитационных навыков. | ||
3 | «Фрукты» | 2 | 24.11 27.11 | Лимон Апельсин Фрукты | Название. Различение по цвету, форме, величине, вкусу. Обобщающее слово. Подбор слов к предметам. | Название. Различение по цвету, форме величине, вкусу. Называние знакомых букв в словах. | Название, различение по цвету, форме, вкусу, величине соотнесение с его изображением на картинке. | Показ фрукта по просьбе учителя, соотнесение с его изображением на картинке и пиктограмме |
4 | «Сад». | 1 | 1.12 | Яблоня Груша Сад | Формирование умения составлять простое нераспространенное предложение; активизация глагольной лексики. | Активизация имитационных навыков. | ||
5 | «Овощи и фрукты» (сравнение) | 1 | 4.12 | Борщ Компот Морковный Томатный Яблочный Грушевый Апельсиновый Овощной Фруктовый | Формирование умения составлять сравнительный описательный рассказ; отработка умений диалогической речи. | Активизация желания к диалогу в пассивном словаре с помощью средств невербальной коммуникации. | ||
6 | «Одежда» | 1 | 8.12 | Куртка Платье Рубашка Брюки | Одежда девочек и мальчиков. Выбор одежды по сезону. Дидактическая игра «Магазин одежды» Чтение слов. | Показ и называние одежды, соотнесение её с изображением на картинках и пиктограммах. Называние знакомых букв в словах. | Показ одежды, соотнесение её с картинками и пиктограммами. Надевание рубашки, брюк с помощью учителя. | |
7 | «Обувь» | 1 | 11.12 | Ботинки Тапочки Сапоги Валенки | Сменная обувь. Обувь по сезону. Подбор слов названий к предметам | Показ предметов и картинок по просьбе учителя. Называние знакомых букв в словах. | Показ предметов и картинок по просьбе учителя. |
Обучение грамоте 3 класс.
Тема | Кол-во часов | Дата | Словарь | Содержание коррекционной работы
| |||
I четверть | |||||||
Лето | 2 | 02.09 06.09 | Времена года Лето Купается Загорает | Составление простого описательного рассказа по картинке с помощью учителя Ответы на вопросы о том, как каждый провёл лето. | Показ на картинке по просьбе учителя: кто купается, кто загорает, кто играет в мяч и т.д. | ||
Здравствуй, школа! | 1 | 9.09 | Учитель Ученик Ученица | Составление простого описательного рассказа по картинке с помощью учителя. Показ по просьбе учителя, ученика, ученицы и т. д. Называние имён и фамилий одноклассников, имени и отчества учителя. | |||
Составление предложений по картинкам. | 1 | 13.09 | Утка уши умница | Упражнение в составлении простых предложений по картинкам. | Показ картинки, соответствующей произнесённому учителем предложению. | ||
Звук и буква А. | 1 | 16.09 | Арбуз Апельсин Астра Алёша Маша | Формирование умения работать с учебником. Выделение буквы в словах, именах и фамилиях одноклассников. Усвоение основных слоговых структур. Глобальное чтение целых слов с буквой, нахождение в тексте. | Соотнесение звука и буквы. Выделение буквы среди трёх разных, показ. | ||
Звук и буква У. | 1 | 20.09 | Утка Утёнок Утюг Удочка | Формирование умения работать с учебником. Выделение буквы в словах, именах и фамилиях одноклассников. Усвоение основных слоговых структур. Глобальное чтение целых слов с буквой, нахождение в тексте. | Соотнесение звука и буквы. Нахождение и показ, произнесение за учителем. | ||
Звук и буква Т. | 1 | 25.10 | Топор Молоток Лопата Тома | Нахождение и чтение буквы в алфавите. Образование открытых и закрытых слогов, составление их из разрезной азбуки и чтение протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур ( То-ма) Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога там, тут). | Соотнесение звука и буквы. Показ буквы в слогах, словах, тексте по просьбе учителя. | ||
Звук и буква Ы. | 1 | 28.10
| Мыло Усы Осы | Нахождение и чтение буквы в алфавите. Образование открытых и закрытых слогов, составление их из разрезной азбуки и чтение протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур ( ма-лы, со-мы, у-сы, мы-ло, мы-ла ) Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (мыл). | Нахождение букв А, У, О, М, С, Х, Ш, Т, Р, Л, Н, Ы, К Соотнесение звука и буквы. | ||
Образование и чтение прямых и обратных слогов. | 1 | 01.11 | Составление и чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами. | Чтение букв в алфавите. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу
Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...