Доклад
календарно-тематическое планирование по теме

Парамонова Ирина Сергеевна

Календарно-тематическое планирование в классах "№Особый ребёнок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей со сложной структурой дефектов развития требует особое учебно-дидактическое и методическое обеспечение, которое должно соответствовать возможностям этих детей и индивидуальным особенностям каждого ребёнка, так как глубина и разнородность дефектов развития не позволяют эффективно использовать традиционные технологии воспитания и обучения, принятые в дефектологии.

Направление работы  с такими детьми обозначается как личностно-ориентированное обеспечение условий для развития индивидуального потенциала детей.

На первом этапе изучается состав класса первого года обучения и состояние каждого ученика. Проводятся беседы с педагогами дошкольного подразделения, изучается вся имеющаяся медицинская и педагогическая документация, в том числе дневники сопровождения детского сада. Составляется программа обучения и воспитания на весь класс.   Планирование учебного материала осуществляется на основе проектных тем, которые определены  педагогом на учебный год. Общая проектная тема объединяет все предметы. Ведущий предмет – урок развития речи, содержание всех предметов планируется в соответствии с общей темой проекта

На втором этапе учитель пишет личностно-ориентированное планирование с выделением трёх направлений:

1) Работа над социальной ролью ученика.

2) Обучение общеучебным навыкам.

3) Пропедевтический период обучения основным предметам.

Работа над всеми направлениями ведётся комплексно. Так, для освоения роли ученика, надо различать урок и перемену, детей необходимо научить слушать и выполнять требования старших, ждать разрешения, запомнить своё рабочее место, высидеть определённое время, уметь выходить к доске по вызову учителя, слушать обращённую речь и т.д.

Организуя пропедевтику предметного обучения, определяются индивидуальные возможности и способности каждого ученика. Учитель выявляет, уточняет, изучает психолого-педагогические особенности, степень овладения жизненным опытом в дошкольном периоде. Важно выявить, как ребёнок воспринимает помощь учителя, проявляет ли он интерес к учёбе. Планирование на первое полугодие для первого класса выглядит примерно так: (слайды с планированием для первого класса)

Вся работа первого полугодия направлена на адаптацию детей к школьным условиям: знакомство со школой, педагогами, помещениями. Дети привыкают к учебной деятельности, новому режиму дня. Содержание коррекционной работы для всех одинаковое. В конце первой четверти и первого полугодия проводятся педагогические консилиумы, где определяются общие требования к детям. В связи с разными психолого- педагогическими возможностями в дальнейшем содержание коррекционной работы планируется индивидуально. Так, в третьей четверти планирование выглядит уже так: (слайды с планированием для второго и третьего классов).

На разных предметах дети могут разделяться  на разные группы. Например, ребёнок может читать, но в предметной деятельности ему необходима помощь учителя. Или неговорящий ребёнок может самостоятельно работать в конструктивной деятельности.

На третьем этапе организуется отслеживание динамики освоения навыков.

Развитие речи 1б 1 четверть

Тема

Кол-во часов

Дата

Словарь

Содержание коррекционной работы

1-2

«Школа».

2

08.09

15.09

Школа

Учитель

Ученик

1. Экскурсия. Знакомство с помещениями школы, педагогами, одноклассниками. Установление положительного эмоционального контакта с детьми.

2 Понимание просьбы учителя: «Покажи», «Сядь», «Иди сюда», «Встань».

3-4

«Мой класс».

2

22.09

29.09

Стол

Стул

Доска
Парта

Ученики

Знакомство с предметами в классе.  Выявление умение слушать учителя, выполнять просьбу, простую инструкцию учителя: «Покажи стол», «Подойди ко мне» и т.д.

5-6

«Урок. Школьные принадлежности»

2

06.10

13.10

Урок

Школьные принадлежности

Знакомство с социальной ролью ученика. Формирование умения садиться за парту, показывать предметы по просьбе учителя. Обогащение словаря выражениями «На это», «Возьми», «Не то».

7-8

«Расписание»

2

20.10

27.10

Читать

Писать

Рисовать

Слушать

Формирование социальной роли ученика.

Знакомство с деятельность учащихся в школе.

9

«Времена года. Осень»

1

03.11

Осень

Экскурсия.

1 класс  Письмо 1 четверть

Тема

Кол-во часов

Дата

Словарь

Содержание коррекционной работы

1

«Знакомство с пальчиками».

1

02.09

Палец

Семья

Специальная подготовка к обучению письму; установление положительного контакта педагога с детьми.

2

«Поймай шарик».

1

04.09

Шарик

Кати

Лови

Выявление понимания детьми словесной инструкции, умения следить за двигающимися предметами; определения уровня развития ручной моторики.

3

«Спрячь шарики».

1

09.09

Шарик

Коробка

Большой

Маленький

Выявление практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий.

4

«Разбери и сложи матрёшку».

1

11.09

Матрёшка

Большая

Маленькая

Выявление уровня развития ориентирования на величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

5

«Разбери и сложи пирамидку»

1

16.09

Пирамидка

Колечко

Выявление уровня развития практического ориентирования на величину , наличия соотносящих действий ведущей руки, согласованность действий обеих рук, целенаправленности действий.

6

«Парные картинки».

1

18.09

Гриб

Дом

Зонт

Бабочка

Выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимания жестовой инструкции.

7

«Цветные кубики».

1

23.09

Красный

Жёлтый

Зелёный
Синий

Выявление умений выделять цвет как признак, различать и называть цвета.

8

«Разрезные картинки»

1

25.09

Мяч

Чайник

Выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

9

«Построй из палочек».

1

30.09

Домик

Выявление умения действовать по подражанию.

10

«Нарисуй»

1

02.10

Выявление понимания речевой инструкции, уровня развития предпосылок к предметному рисунку, а так же на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату.

Ручное творчество. 1 класс 1 четверть

Тема

Кол-во часов

Дата

Словарь

Содержание коррекционной работы

1

«Школа».

(конструирование)

1

02.09

Крыша

Стена

Школа

Привлечение внимания детей к строительному материалу и его конструктивным возможностям

2

«Шарики».

(лепка)

1

05.09

Шарик

Круглый

Выделение изобразительных возможностей детей. Ознакомление с пластилином, его свойствами. Правила ТБ.

3

«Разноцветные мячики».

(аппликация)

1

09.09

Мяч

Жёлтый

Красный.

Знакомство с красным и жёлтым цветом. Аппликация из готовых геометрических фигур. Подготовка и уборка рабочего места. Правила ТБ при работе с клеящим карандашом.

4

«Стул».

(конструирование)

1

12.09

Стул

Мебель

Знакомство с кубиком. Выполнение элементарных действий с одинаковыми деталями.

5

«Конфеты».

(лепка)

1

16.09

Конфета

Жёлтый

Красный

Формирование зрительного восприятия красного и жёлтого цвета. Лепка предметов круглой формы. Обследование предметов перед лепкой. Знакомство с основными правилами работы с пластическим материалом.

6

«Мячики прыгают».

(аппликация)

1

19.09

Мячик

Круглый

Закрепление знания красного и жёлтого цвета.

7

«Башня».

(конструирование)

1

23.09

Башня

Формирование умения устанавливать детали друг на друга. Сравнение результата с образцом. Наращивание построек в высоту.

8

«Палочки».

(лепка)

1

26.09

Палочки

Формирование  положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности.

9

«Башенки».

(аппликация)

1

30.09

Квадрат

Развитие интереса к деятельности и её результатам. Предметная аппликация из целых предметов и деталей.

10

«Дорожка».

(конструирование)

1

03.10

Дорожка

Кирпич

Элементарные действия с одинаковыми деталями (приставлять кирпичики друг к другу узкой короткой гранью). Знакомство со способом прикладывания деталей.

11

«Батончики»

(лепка)

1

07.10

Батончик

Формирование умения ассоциировать получаемые изображения с реальными объектами (шоколадные батончики).

12

«Праздничные шарики».

(аппликация)

1

10.10

Праздник

Обучение специфическим приёмам аппликации.

Письмо 1 класс 3 четверть

Тема

Кол-во часов

Дата

Словарь

Содержание коррекционной работы

Витя

Алёша Р.

Валера

Алёша Н.

1

«Строим забор».

1

15.01

Забор

Палочки

Цвет

Размер

Выкладывание изображения из палочек по образцу. Формирование представлений о цвете и размере.

Накладывание палочек на изображение с помощью учителя.

2

«Кто это?»

1

20.01

Собака

Кошка

Волк

Лиса

Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображёнными на них контурами животных. Самостоятельные действия.

3

«Расшалившиеся котята».

1

22.01

Кошка

Котёнок

Клубок

Нитки

Наматывание клубков из ниток с помощью учителя.

Наматывание клубков из ниток по образцу.

Наматывание ниток на палку совместными с педагогом действиями.

        

4

«Клубочки для котят».

1

27.01

Кошка

Котята

Клубочки

Рисование клубочков фломастером вращательными движениями, наращивая их объём. Действия по подражанию.

5

«Маленький конструктор».

1

29.01

Круг

Квадрат

Треугольник

Выкладывание по образцу фигуры собаки и щенка из готовых геометрических фигур различного размера и цвета

Накладывание геометрических фигур на изображение собаки.

Совместные действия.

6

«Обведи и раскрась».

1

03.02

Лиса

Трафарет

Рисование фигурки лисы по трафарету с последующим раскрашиванием её. Самостоятельные действия.

Закрашивание готового изображения способом «рука в руке».

7

«Угощение для животных»

1

05.02

Животные

Угощение

Лепка из пластилина косточки, рыбки.

Лепка шариков маленького размера.

8

«Разрезные картинки».

1

10.02

Животные

Складывание картинки из 8 частей.

Складывание картинки из 6 частей.

Складывание картинки из 2 частей.

Складывание картинки из 4 частей.

9

«Кто пришёл?».

1

12.02

Следы

Рисование на крупе следов, разных по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем)

Изобразительная деятельность 1 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

Словарь

Содержание коррекционной работы

Витя

Алёша Р.

Валера

Алёша Н.

3 четверть

1

«Идёт снег».

1

14.01

Бумага

Снег

Фломастер

Мел

Ознакомление с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности. Рисование точек мелом на доске, фломастером на бумаге по подражанию за действиями учителя.

Действия приёмом «рука в руке».

2

«Кошка».

1

21.01

Кошка

Голова

Туловище

Хвост

Закрашивание изображения кошки кистью по образцу.

Закрашивание изображения кошки кистью по подражанию с частичной помощью учителя.

Формирование интереса к изобразительной деятельности. Совместные с педагогом действия.

3

«Собака».

1

28.01

Собака

Части тела

Домашнее животное

Закрашивание изображения животного фломастером, по образцу. Называние частей тела.

Закрашивание изображения животного фломастером по подражанию. Называние частей тела, сопряженное проговаривание.

Показ частей тела животного по просьбе учителя. Действия «рука в руке».

4

«Лиса»

1

04.02

Лиса

Тело

Хвост

Пушистый

Живёт в лесу

Закрашивание изображения карандашом, не выходя за контуры по образцу. Называние частей тела.

Закрашивание изображения животного карандашом, не выходя за контуры по подражанию. Называние частей тела сопряжено с учителем.

Показ частей тела по просьбе учителя. Закрашивание изображения способом «рука в руке».

5

«Волк».

1

11.02

Волк

Дикое животное

Называние частей тела. Закрашивание изображения карандашом самостоятельно.

Называние частей тела. Закрашивание изображения карандашом по образцу.

Показ частей тела. Закрашивание изображения способом «рука в руке».

Тема

Кол-во часов

Дата

Словарь

Содержание коррекционной работы

Витя

Алёша Р.

Валера

Алёша Н.

Чтение 1 класс 3 четверть

1-2

Звук и буква А.

2

14.01

16.01

Арбуз

Апельсин

Ананас

Глобальное чтение целых слов с буквой А.

Нахождение и называние буквы в словах.

Показ буквы по просьбе, выделение её среди двух других.

Соотнесение звука и буквы. Нахождение среди буквенного ряда.

3-4

«Аист, аист длинноногий»

2

19.01

21.01

Аист

Левая нога

Правая нога

Разучивание стихотворения, повторение предложений за учителем, выполнение движений по подражанию.

5-6

Звук и буква У.

2

23.01

26.01

Утка

Уши

Умница

Глобальное чтение целых слов с буквой У. Нахождение и называние буквы в словах.

Выделение буквы среди двух других.

Соотнесение звука и буквы. Нахождение в буквенном ряду показ.

7-8

Составление и чтение слогов АУ, УА.

2

28.01

30.01

Буква

Слог

Усвоение основных слоговых структур

Звуки и буквы А,У.

9-10

Звук и буква О.

2

02.02

04.02

Осы

Оля

Глобальное чтение целых слов с буквой О.

Выделение буквы среди двух других.

Соотнесение звука и буквы, нахождение в буквенном ряду, показ.

11-12

Составление и чтение  слогов ОА, АО, УО, ОУ.

2

06.02

09.02

Буква

Слог

Усвоение основных слоговых структур.

Звуки и буквы А,У,О.

13-14

«Звук и буква М».

2

11.02

13.02

Мама

Мишка

Муха

Машина

Глобальное чтение целых слов. Называние первой буквы слова.

Глобальное чтение слов. Соотнесение звука с буквой.

Выделение буквы среди двух других.

Нахождение буквы в буквенном ряду, показ.

Развитие речи 2 б класс

               

            №

                                       

                                         Тема

               Кол-во

часов

             

                      Дата

                     

                        Словарь

 Содержание коррекционной работы

Витя

Алёша

Олеся

Маша

II четверть

1

«Овощи. Лук, морковь, репа».

2

13.11   17.11

Морковь           Лук                  Репа

Овощи

Название. Различение по цвету, форме, величине, вкусу. Обобщающее слово. Подбор слов к предметам.

Название, выбор овоща, картинки по просьбе учителя. Называние и показ овощей по цвету

Показ  овощей по просьбе учителя, соотнесение овоща с его изображением на картинке и пиктограмме.

Показ  овощей по просьбе учителя, соотнесение овоща с его изображением на картинке.

2

«Огород»

1

20.11

Огород           Помидор          Огурец

Формирование умения составлять простое нераспространенное предложение; активизация глагольной лексики. Коррекция мышления на основе установления логических связей.

Активизация имитационных навыков.

3

«Фрукты»

2

24.11

27.11

Лимон            Апельсин

Фрукты

Название. Различение по цвету, форме, величине, вкусу. Обобщающее слово. Подбор слов к предметам.

Название. Различение по цвету, форме величине, вкусу. Называние знакомых букв в словах.

Название, различение по цвету, форме, вкусу, величине соотнесение  с его изображением на картинке.

Показ  фрукта по просьбе учителя, соотнесение с его изображением на картинке и пиктограмме

4

«Сад».

1

 1.12

Яблоня            Груша              Сад

Формирование умения составлять простое нераспространенное предложение; активизация глагольной лексики.

Активизация имитационных навыков.

5

«Овощи и фрукты» (сравнение)

1

 4.12

Борщ                Компот

Морковный     Томатный         Яблочный        Грушевый     Апельсиновый   Овощной         Фруктовый

Формирование умения составлять сравнительный описательный рассказ; отработка умений диалогической речи.

Активизация желания к диалогу в пассивном словаре с помощью средств невербальной коммуникации.

6

«Одежда»

1

 8.12

Куртка          Платье      

Рубашка          Брюки

Одежда девочек и мальчиков. Выбор одежды по сезону. Дидактическая игра «Магазин одежды»  Чтение слов.

Показ и называние одежды, соотнесение её с изображением на картинках и пиктограммах. Называние знакомых букв в словах.

Показ одежды, соотнесение её с картинками и пиктограммами. Надевание рубашки, брюк с помощью учителя.

7

«Обувь»

1

11.12

Ботинки         Тапочки           Сапоги              Валенки

Сменная обувь. Обувь по сезону.  Подбор слов названий к предметам

Показ предметов и картинок по просьбе учителя. Называние знакомых букв в словах.

Показ предметов и картинок по просьбе учителя.

              №

                                          Тема

Кол-во

часов

                Дата

                       Словарь

Содержание коррекционной работы

Витя

Алёша

   Олеся

Маша

Письмо 2 класс   I четверть

1

Письмо прямых и волнистых линий.

3

3.09       7.09        909

Прямая            Волнистая        Линия              Контур        

Письмо линий на крупе, доске, альбомных листах, в тетрадях по обводке и самостоятельно. Формирование социальной роли ученика.

2

Письмо элементов букв

2

14.09      16.09

Буквы               Элементы буквы

Письмо на крупе, на доске,  в прописях. Конструирование из палочек. Знание своего рабочего места.

3

Буква А.

1

21.09

Арбуз               Ананас

Составление букв из элементов, запись в тетрадь, лепка из пластилина. Формирование умения взять, положить ручку.

4

Буква У.

1

23.09

Урок                         Ученик

Составление буквы из элементов, конструирование из палочек, лепка, письмо на крупе, доске, в прописях, в тетради по обводке и самостоятельно. Учебные вещи (знание).

5

Письмо слогов с буквами А, У.

1

28.09

Слог                              УА                                   АУ                    Обводка

Письмо по образцу в тетради с частичной помощью.

Письмо в тетради по образцу самостоятельно.

Письмо по обводке с помощью учителя. Называние и показ учебных вещей по просьбе.

6

Буква О.

1

30.09

Осень

 Составление буквы из элементов, конструирование из шнурков, лепка, письмо на крупе, доске, в прописях, в тетради по обводке и самостоятельно. Порядок на рабочем месте.

7

Письмо слогов с буквой О.

1

 5.10

АО, УО, ОА, ОУ

Письмо по образцу в тетради с частичной помощью.

Письмо в тетради по образцу самостоятельно.

Письмо по обводке с помощью учителя. Порядок на рабочем месте.

8

Бука М.

1

 7.10

Машина           Мишка

Составление буквы из элементов, конструирование из палочек, лепка, письмо на крупе, доске, в прописях, в тетради по обводке и самостоятельно. Формирование умения взять, открыть, закрыть букварь.

9

Письмо слогов с буквой М.

1

12.10

МА, МУ, МО АМ, УМ, ОМ

Письмо по образцу в тетради с частичной помощью

Письмо в тетради по образцу самостоятельно

Письмо по обводке с помощью учителя. Формирование умения взять, открыть, закрыть букварь.

10

Буква С.

1

14.10

Сыр                  Суп                    Сок                   Соль

Составление буквы из элементов, конструирование из палочек, лепка, письмо на крупе, доске, в прописях, в тетради по обводке и самостоятельно. Формирование умения работать с раздаточным материалом (взять по указанию).

11

Письмо слогов с буквой С.

1

19.10

СА, СО, СУ, АС ОС УС.

 Письмо по образцу в тетради с частичной помощью.        

Письмо в тетради по образцу самостоятельно.        

Письмо по обводке с помощью учителя. Формирование умения работать с раздаточным материалом (взять по указанию).

12

Буква Х.

1

21.10

Хлеб               Халат

Составление буквы из элементов, конструирование из палочек, лепка, письмо на крупе, доске, в прописях, в тетради по обводке и самостоятельно. Формирование умения работать с раздаточным материалом (не брать, ждать разрешения).

13

Письмо слогов с буквой Х.

1

26.10

ХА, ХО, ХУ, АХ, ОХ, УХ.

Письмо по образцу в тетради с частичной помощью

Письмо в тетради по образцу самостоятельно

Письмо по обводке с помощью учителя. Формирование умения работать с раздаточным материалом (не брать, ждать разрешения).

14

Письмо слогов с изученными буквами.

2

28.10      

 2.11

Слоги        

Письмо слогов в тетради по обводке, по образцу, самостоятельно.


Обучение грамоте 3 класс.

                                          Тема

Кол-во

часов

                Дата

                       Словарь

Содержание коррекционной работы

Витя                Олеся            Таня

Коваль

I четверть

Лето

2

02.09 06.09

Времена года

Лето

Купается

Загорает

Составление простого описательного рассказа по картинке с помощью учителя Ответы на вопросы о том, как каждый провёл лето.

Показ на картинке по просьбе учителя: кто купается, кто загорает, кто играет в мяч и т.д.

Здравствуй, школа!

1

9.09

Учитель                       Ученик            Ученица

Составление простого описательного рассказа по картинке с помощью учителя. Показ по просьбе учителя, ученика, ученицы и т. д. Называние имён и фамилий одноклассников, имени и отчества учителя.

Составление предложений по картинкам.

1

13.09

Утка                 уши       умница

Упражнение в составлении простых предложений по картинкам.

Показ картинки, соответствующей произнесённому учителем предложению.

Звук и буква А.

1

16.09

Арбуз                  Апельсин         Астра    

Алёша              Маша

Формирование умения работать с учебником. Выделение буквы в словах, именах и фамилиях одноклассников.    Усвоение основных слоговых структур. Глобальное чтение целых слов с буквой, нахождение в тексте.      

Соотнесение звука и буквы. Выделение буквы среди трёх разных, показ.

Звук и буква У.

1

20.09

Утка                   Утёнок                 Утюг                   Удочка

Формирование умения работать с учебником. Выделение буквы в словах, именах и фамилиях одноклассников.  Усвоение основных слоговых структур. Глобальное чтение целых слов с буквой, нахождение в тексте.

Соотнесение звука и буквы. Нахождение и показ, произнесение за учителем.

Звук и буква Т.

1

25.10

Топор              Молоток          Лопата             Тома

Нахождение и чтение буквы в алфавите.

Образование открытых и закрытых слогов, составление их из разрезной азбуки и чтение протяжно и слитно.                                                Составление  и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур ( То-ма)  Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога там, тут).  

Соотнесение звука и буквы. Показ буквы в слогах, словах, тексте по просьбе учителя.

Звук и буква Ы.

1

28.10                

 

Мыло               Усы                   Осы

 Нахождение и чтение буквы в алфавите.

Образование открытых и закрытых слогов, составление их из разрезной азбуки и чтение протяжно и слитно.                                                Составление  и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур ( ма-лы, со-мы, у-сы, мы-ло, мы-ла )  Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (мыл).  

Нахождение букв А, У, О, М, С, Х, Ш, Т, Р, Л, Н,  Ы, К

Соотнесение звука и буквы.

Образование и чтение прямых и обратных слогов.

1

01.11

Составление и чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

Чтение букв в алфавите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....