Типы проектов в начальной школе
методическая разработка по теме

Андрейчик Елена Евгеньевна

  Типы проектов отличаются многообразием.  В соответствии с типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью можно выделить следующие типы проектов:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Типы проектов188.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

  Типы проектов отличаются многообразием.  В соответствии с типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью можно выделить следующие типы проектов:

  1. по доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;
  2. по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности;
  3. по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата;
  4. по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями;
  5. по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный;
  6. по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Исследовательские проекты

требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

Информационные проекты

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом познакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты

Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставление радости, оказание помощи, совместное творчество и деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности является ролево-игровая.

Практико-ориентированные проекты

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Открытые проекты

Наиболее распространенно проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде класса. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у школьников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект. Осуществляется парой участников.  Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 11-12 человек)

Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всем коллективом.

Краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности.

Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Исследовательский проект «Путешествие по берегу реки»

В сопровождении педагогов и родителей дети совершают путешествие по реке, знакомясь с названием объектов, встречающихся на пути; постигают смысл слов «путешествие», «путешественник», эмоционально откликаются на новое; отражают впечатления от услышанного и увиденного в рисунках и рассказах.

День первый

1. Беседа на тему «Путешественники».

Вопросы

  1. Кого можно назвать путешественником?
  2. Куда можно отправиться в путешествие?
  3. Как можно путешествовать?
  4. Какими качествами должны обладать путешественники?
  5. Как путешественники готовятся в дорогу?
  6. Что бы вы хотели узнать о путешественниках?

2. Совместно с детьми определяется маршрут, привлекаются родители, организуется подготовка.

День второй

Наблюдение за рекой с берега. Определение направления течения, температуры воды; рассматривание ракушек, камешков, коры деревьев, насекомых и птиц, находящихся на берегу.

День третий

Обмен впечатлениями, обсуждение того, как оформить и представить результаты путешествия.  Презентация результатов знакомства прошла в игре «Я расскажу, а вы отгадайте».

Информационный проект «Дети Сталинграда»

С помощью педагогов и родителей дети узнают историю Сталинградской битвы, знакомятся с судьбами детей войны, постигают смысл слов «жизнь» и «смерть», эмоционально откликаются на рассказы очевидцев, отражают впечатления от услышанного и увиденного в рисунках и рассказах.

Содержание проекта

1. Оформление выставок, посвященных победе под Сталинградом.

2. Беседа о Сталинградской битве с показом иллюстраций, видеоматериалов.

3. Беседа «Как жили дети в военном Сталинграде».

4. Чтение отрывков из книг о Сталинградской битве.

5. Просмотр фильмов: «Дом Павлова», «Город-герой Сталинград».

6. Встречи с ветеранами.

7. Экскурсия в музей «Зал Воинской Славы».

8. Тематическое рисование. Выставка детских работ.

9. Праздник, посвященный победе под Сталинградом.

10. Оформление альбома «Мы не хотим войны» с рисунками и рассказами детей.

 Практико-ориентированный проект «Пряничные игрушки»

Проект родился в ходе подготовки к ярмарке. Из рассказа педагога дети узнали, что во времена молодости бабушек и прабабушек на ярмарке можно было купить разные игрушки, сладости, пряники.  Школьники  проявили интерес к процессу изготовления русских пряников.

День первый

Знакомство с пряничным промыслом, который был одним из самых распространенных в России. Выяснение у бабушек и дедушек о том, какие пряничные игрушки они помнят из своего детства.

День второй

Знакомство с пряничными игрушками тульских, вяземских, городецких мастеров. Рассматривание иллюстраций, репродукций.

День третий

Лепка пряничных игрушек из глины, соленого теста.

День четвертый

Знакомство с мексиканской традицией дарить в новогоднюю ночь пряничные фигурки.

День пятый

Семейная гостиная на тему «Пряничные игрушки для ярмарки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как о...

Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа

Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А"  НОУ  ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...

Проект в начальной школе "Какой формы бывают листья" (работа+паспорт проекта)

Введение1. Теоретическая часть1.1 Общая характеристика листьев растений1.2 Функции листьев, их роль в жизнедеятельности растений1.3 Строение и виды листовой пластины1.4 Формы пластины листа2. Практиче...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Типы уроков в начальной школе

Урок открытия нового знанияУрок рефлексииУрок развивающего контроляУрок построения системы знаний...

"Упражнения и игры на внимание" -занятие по внеурочной деятельности «Тропинки к своему Я» учителя начальной школы МОУ Лицей Павловой Светланы Аркадьевны, работающей по проекту «Эффективная начальная школа», 2 класс.

Цель занятия: развивать познавательные способности, находить и анализировать закономерности, развивать логическое мышление, речь, память, внимание, математические способности.Постановка проблемы вводи...