Выступление. Внеурочная деятельность в МАОУ СОШ №132.
статья на тему

Беклемышева Наталья Анатольевна

Выступление " Внеурочная деятельность в МАОУ СОШ №132"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon islledovatelskaya_deyatelnost.doc31.5 КБ
Файл vneurochka.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится всё более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

Педагоги с давних времён выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания – и «учение активное» - посредством собственного опыта (термины К.Д. Ушинского).

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Под специальными исследовательскими знаниями следует понимать специфические знания о проведении исследований и действий механизмов исследовательского поиска.

Под общими исследовательскими умениями и навыками понимают следующие: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умения и навыки наблюдения; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; умения и навыки работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

В I классе отдельных занятий, посвящённых исследовательской деятельности не проводится. Возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания имеют место быть на уроках математики, обучения грамоте, естествознания.

Со II класса на занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности предметов, предлагаются для решения простые задачи, логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приёмам наблюдения и описания. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

В III классе осуществление самостоятельных долговременных исследований с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады).

В IV классе происходит обобщение полученных знаний. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели.

 Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи, развитие умений работать с текстом, анализ продукта собственной деятельности, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний других учащихся новыми сведениями, умения оценки и самооценки результатов исследования.

Особое место в исследовательской деятельности занимают экскурсии, так как помогают учащимся приобретать различные навыки и умения наблюдать природу, фиксировать и обрабатывать наблюдения, самостоятельно изучать, объяснять их.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением
предметов естественно-экологического профиля» г. Перми


                                                                Беклемышева Н.А.

                                                                учитель         I категории                                        

Организация внеурочной деятельности в начальной  

                        школе в рамках ФГОС.

 В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

 Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

 Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям  развития личности(художественно-эстетическое,гражданско-патриотическое, интеллектуально-познавательное, спортивно-оздоровительное).

 

Внеурочная деятельность организуется  через следующие формы: экскурсии, кружки, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и др.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:

- учебный план образовательного учреждения; 

- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения;

- организацию деятельности групп продленного дня;

- классное руководство. 

В этом учебном году мы продолжаем работать, используя оптимизационную модель. 

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.

Перед началом учебного года  была проведена большая подготовительная работа. В марте, а затем в июне и августе учителями первых классов был проведён мониторинг родителей будущих первоклассников с целью выявления, в каких учреждения дополнительного образования занимаются их дети и по каким направлениям они хотели бы посещать внеурочные занятия в школе.

По итогам этого опроса были сформированы группы детей, которые будут посещать те или иные занятия. Внимание было уделено тому, чтобы каждый ребёнок или в школе или в  учреждениях дополнительного образования мог развиваться по разным направлениям.  При составлении расписания вопрос решался индивидуально по каждому ребёнку, т. к. группы сформированы из детей разных классов и некоторые  дети были записаны на несколько кружков, использовали поточно-групповые занятия.       

 

Согласно ФГОС в нашей школе внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:

Направление внеурочной деятельности

Форма, название

Спортивно-оздоровительное

Групповые занятия «Бадминтон»

Художественно-эстетическое

Кружок «Школа волшебников»

Интеллектуально-познавательное

Кружок «Если хочешь быть здоров – правильно питайся»

Кружок «Мир информатики»

«Знатоки русского языка»

Гражданско-патриотическое

Кружок «Юные экологи-краеведы»

1. Спортивно-оздоровительное направление. Оно представлено в нашей школе групповыми занятиями «Бадминтон». Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.

2.  Художественно-эстетическое направление представлено кружком «Школа волшебников».Целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. 

3. Интеллектуальное направление представлено кружками «Знатоки русского языка». Цель: пробудить интерес младших школьников к русскому языку. Занятия программы предполагают поддержать дух поисков, открытий, активного познания нового.

Кружок «Если хочешь быть здоров – правильно питайся». Целью является формирование представлений о здоровье, мотивация на здоровый образ жизни по средствам рационального питания, закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.

Кружок «Мир информатики». Курс направлен на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, но и для повышения эффективности освоения других школьных предметов.

4.  Гражданско-патриотическое направление осуществляется в кружке «Юные экологи-краеведы». Программа данного кружка определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. 

Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности первоклассников МАОУ СОШ №8

В материале указано подробное описание занятий во внеурочное время первоклассников....

Выступление "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС"

В данном выступлении представлена работа по 4 направлениям в воспитании:1. Патриотическое2. Художественно - эстетическое.3. Оздоровительное.4. Научно - познавательное....

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения МАОУ «СОШ№6».

В статье описана модель внеурочной деятельности учащихся начальных классов, направленная на то,чтобы школьная жизнь стала для учащихся интересной и полезной....

Модель взаимодействия МАОУ ДО «ЦДОД» и общеобразовательных учреждений в рамках реализации ФГОС в части внеурочной деятельности

Базисный учебный план по введению и реализации ФГОС определяет состав не только учебных предметов, но и направлений внеурочной деятельности, осуществляемой во второй половине дня (т.е.,  каждый р...

Выступление "Внеурочная деятельность по математике в начальной школе как форма реализации ФГОС"

В статье обобщен опыт внеклассной работы по математике с учащимися начальных классов...

Выступление. Внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность. Выступление на МО....

Выступление. Внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность. Выступление на МО....