Модель взаимодействия МАОУ ДО «ЦДОД» и общеобразовательных учреждений в рамках реализации ФГОС в части внеурочной деятельности
материал на тему
Базисный учебный план по введению и реализации ФГОС определяет состав не только учебных предметов, но и направлений внеурочной деятельности, осуществляемой во второй половине дня (т.е., каждый ребенок в школе имеет в своем образовательном плане две составляющие: основную и вариативную). А это в свою очередь требует инновационных подходов к интеграции основного и дополнительного образования.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_v_ramkah_fgos.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель взаимодействия МАОУ ДО «ЦДОД»
и общеобразовательных учреждений в рамках реализации ФГОС в части внеурочной деятельности
Автор: Яковлева О.В.,
педагог дополнительного образования
МАОУ ДО «ЦДОД» г. Полярный
В своем послании Федеральному собранию президент обозначил главную задачу современной школы: развитие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Именно так определены цели современного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте: от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи.
Базисный учебный план по введению и реализации Стандарта определяет состав не только учебных предметов, но и направлений внеурочной деятельности, осуществляемой во второй половине дня (т.е., каждый ребенок в школе имеет в своем образовательном плане две составляющие: основную и вариативную). А это в свою очередь требует инновационных подходов к интеграции основного и дополнительного образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте указано, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
В нашем ЗАТО школы заинтересованы в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, в частности с Центром дополнительного образования детей.
Считая вопрос реализации ФГОС важным и актуальным, ЦДОД в 2011-2013 гг. реализовывал муниципальный эксперимент «Разработка модели интеграции МАОУ ДО «ЦДОД» с общеобразовательными учреждениями в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта». Данный эксперимент был успешно завершен. Результаты этого эксперимента следующие:
- разработаны новые программы, исходя из социального заказа общеобразовательных учреждений
- внесены изменения в учебный план ЦДОД
- обновлено содержание имеющихся программ
- увеличился охват детей, посещающих объединения ЦДОД.
В настоящий момент в рамках сотрудничества с ОУ по реализации ФГОС в ЦДОД работают следующие объединения:
Направленность | Программа |
Художественная |
|
Техническая |
|
Социально-педагогическая |
|
Естественнонаучная |
|
Содержание программ, реализующих ФГОС, формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей, т.е. социального заказа. С целью выяснить эти пожелания в конце каждого учебного года как школами так и ЦДОД проводятся анкетирования родителей обучающихся, результаты которых и учитываются при составлении учебного плана ЦДОД на следующий учебный год.
Работа по реализации ФГОС ведется на основе договоров о сотрудничестве ЦДОД с общеобразовательными учреждениями, что накладывает особую ответственность на педагогов дополнительного образования, поскольку они обязаны предоставить администрации школы раз в триместр информацию о посещаемости занятий обучающимися, а по итогам года отчет о результатах освоения программ дополнительного образования.
В рамках эксперимента по разработке модели интеграции ЦДОД с ОУ мною была разработана и реализуется программа «Занимательный английский». Эта программа очень востребована у детей и их родителей. За период времени с 2011 по 2014 гг. число групп в моем объединении увеличилось с 2 до 7, сначала я работала на базе одной школы, теперь – на базе двух школ. Желающих заниматься по программе много, а т.к.это ученики 1-2 классов, то, идя навстречу пожеланиям родителей обучающихся, я провожу занятия на базе школ. Сначала для меня возникла трудности: во-первых, большие затраты времени на то, чтобы добраться до разных школ в течение одного дня; во-вторых, не всегда и не весь необходимый дидактический материал, имеющийся в ЦДОД, можно принести с собой в школу. Но эта проблема была решена. Моя рабочая нагрузка позволила составить мне расписание, по которому я провожу занятия один день в одной школе, второй – в другой и т.д. Дидактические материалы приходится носить с собой, а также очень выручают мультимедийные установки в классах школы.
Изучение иностранного языка – сложный процесс, требующий интеллектуальных затрат. Учитывая специфику, возможности и вариативность дополнительного образования, при проведении занятий в своем объединении я могу использовать игровые технологии (так как занимаюсь с детьми из 1-2 классов), интересные формы работы для того, чтобы сделать занятия привлекательными и стимулировать посещаемость обучающихся (ведь занятия проводятся после уроков, когда дети уже устали), а с другой стороны, регулярно отслеживаю динамику формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Чтобы оптимизировать результаты прохождения программы, мною осуществляется сотрудничество с классными руководителями, которые помогают решать некоторые методические вопросы и вопросы психологического климата в группе. Я, в свою очередь, информирую классного руководителя о посещаемости и результатах освоения программы обучающимися.
За время работы мною были созданы дидактические материалы, помогающие вызвать интерес у детей к процессу учения (пособия для обучения чтению, тематические карточки, ситуативные карточки, игры по разным темам, обучающие презентации), разработки викторин, турниров, итоговых занятий.
В ФГОС отмечено, что целью и основным результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
К концу обучения по программе «Занимательный английский» у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия:
- Личностные УУД
- самостоятельно решать коммуникативные задачи на английском языке в рамках тематики
- ставить перед собой учебные цели, осознавать значимость нового знания
- осуществлять связь учебной ситуации с реальной жизненной ситуацией
- развитие у обучающихся творчества и инициативы при выполнении заданий
- Познавательные УУД
- знать буквы английского алфавита и звуки, уметь читать слово по транскрипции и записывать в транскрипции слова
- использовать лексику, соответствующую заданной ситуации
- использовать знакомые речевые образцы на практике
- задавать вопросы, отвечать на них
- понимать на слух небольшие тексты и диалоги в рамках изученной тематики
- использовать изученные грамматические правила и конструкции при построении высказываний
- Регулятивные УУД
- выполнять учебное действие в соответствии с инструкцией
- соотносить выполнение учебного действия с инструкцией (правилом выполнения)
- отбирать материал (лексику, речевые структуры), соответствующий заданной теме
- осуществлять взаимный контроль действий друг друга
- Коммуникативные УУД
- уметь сотрудничать, слушать и слышать собеседника
- уметь вести диалог и высказываться по заданной теме
- уметь правильно выражать свои мысли
- уметь участвовать в коллективном обсуждении проблемы
В заключении хочется сказать, что вовремя замеченные педагогами увлечения, неординарность, способности детей являются началом пути к самоопределению и самореализации личности ребенка. Модель сотрудничества ЦДОД с общеобразовательными учреждениями в рамках реализации ФГОС позволяет создать более широкие возможности для раскрытия способностей и поддержке интересов каждого обучающегося и более эффективно воспитывать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС НОО во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность: понимание, сущность, направления. При реализации программы "весёлая мастерская" наблюдаем за развитием обучающихся. презентация доклада....
« Развитие творческого потенциала младших школьников на занятиях кружка «Природа и творчество» в рамках реализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»
« Развитие творческого потенциала младших школьниковна занятиях кружка «Природа и творчество» в рамкахреализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»...
Практико-значимый проект на тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО»
практико-значимый проектна тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО» «Патриотическое воспитание обучающихся в рамках внеклассной работ...
Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"
Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4) и реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с прогр...
практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и
Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...
Доклад на тему «Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС»
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса обра...
Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Доклад об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский....