Рабочая программа по ОРКСЭ
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме

Рабочая программа по ОРКСЭ вкючает в себя "Пояснительную записку" и "Календарно - тематическое планирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiskaorkse.docx27.95 КБ
Файл orkse_kalend_temat.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

4 класс

 Пояснительная записка

Сущность предмета

Данная программа составлена на основе примерной программы для начального общего образования по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. федеральный закон «Об образовании»;
  2.  распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 года № 84 – р «Об утверждении плана мероприятий по введению  с 2012-2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации  комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;
  3. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089;
  4. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1.01.2012 г.  №74 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные  для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
  5. приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» внесены изменения в федеральный базисный учебный план (вступают в силу с 1 сентября 2012 г.) в части введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех t общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2012 года - 34 учебных часа в год в  4 классах.

Общая характеристика учебного курса

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно - смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

     На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

    Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

    На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»

    В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

   Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.  

    Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Используемый учебник

Преподавание курса в 4 классе ведётся в соответствии федеральному перечню учебников         авторов Сахаров А. Н учебник  «Основы религиозных культур народов России»  4 класс ООО «Русское слово – РС», 2011 год и Стуненикин М. Т. «Основы светской этики» 4 класс ООО «Русское слово – РС», 2012 год; Стуненикин М. Т. Основы светской этики для 5 класса ООО «Русское слово – РС», 2012 год

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный курс ОРКСЭ согласно приказу Минобрнауки России изучается в 4 – м классе в объеме 34 часов. Курс развивает  и дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. С другой стороны, этот курс, в содержательном плане связанный с историей, предваряет изучение систематического курса истории, закладывая общие представления о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских духовных традиций России в историческом контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Содержание программы

 Россия — наша Родина

Основы православной культуры (1ч)

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.


       Основы исламской культуры (1ч)

       Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

       Основы буддийской культуры (1ч)
       Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
       Основы иудейской культуры (1ч)

       Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.


       Основы мировых религиозных культур.


       Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.


       Основы светской этики (30 ч)


       Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
       Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Основы православной культуры

1

 Основы исламской культуры

          1

 Основы буддийской культуры

          1

Основы иудейской культуры

          1

Основы светской этики

          30

Итого

34

Требования к уровню подготовки

оканчивающих начальную школу

В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных  культур и светской этики» ученик должен:

Знать / понимать:

- основные понятия религиозных культур;

- историю возникновения религиозных культур;

- историю развития различных религиозных культур в истории России;

- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь:

- описывать различные явления религиозных традиций и культур;

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культуры и поведением людей;

- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.

Учебно – методическое, информационное и материально – техническое

обеспечение программы

  1. Сахаров А. Н., Кочегаров К. А. Основы религиозных культур народов России. Учебник  для 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2011.- 144 с.
  2.  Студеникин М. Т. Основы светской этики. – (ФГОС. Начальная инновационная школа). Учебник  для 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.- 200 с.: ил.
  3. Студеникин М. Т. Основы светской этики для 5 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2012.
  4. Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011
  5. Цифровые  ресурсы:

http://serebrovaen.ucoz.ru/index/izuchaem_orkseh/0-153

http/fcior.edu.ru;

 http://school-collection.edu.ru.

http://www.orkce.org/

http://www.orkce.org/method-cabinet

http://www.orkce.org/publishers

http://www.orkce.org/smi

 



Предварительный просмотр:

Тема урока

Колчас

Требования к уровню подготовки обучающихся

Информационное сопровождение

Дата проведения

1 четверть

Основы православной культуры ( 1 ч)

Основы православной культуры

Иметь представление о понятиях: культура и религия, православие в России, христианское искусство;  пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов

http://www.uchportal.ru/load/267-1-0-33794 

5.09

Основы исламской культуры

Иметь представление о понятиях: Пророк Мухаммад,  столпы ислама и исламской этики, мусульманское летоисчисление и календарь

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/orkse-2 

12.09

Россия -  Родина моя

Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/1

19.09

Этика и этикет

1

 Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/konspekt-uroka-orkse-zolotoe-pravilo-nravstvennosti 

26.09

Вежливость

1

Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать

http://www.uchportal.ru/load/192-1-0-20266 

3.10

Добро и зло

1

Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/urok-dobro-i-zlo-orkse 

10.10

Дружба и порядочность

1

Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей;

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/konspekt-uroka-orkse 

17.10

Честность и искренность

1

Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации;

24.10

Гордость и гордыня

1

Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня.

31.10

2 четверть

Обычаи и обряды

1

Иметь представление о понятиях: обычаях, обряд, никахлашу, туй, помолвка, венчание, бракосочетание. Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.

http://www.goldmuseum.ru/tradicii-tat/ 

14.11

Терпение и труд

1

Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий;

21.11

Семья

1

Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.  Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету

http://festival.1september.ru/articles/623575/ 

28.11

Семейные традиции

1

Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь: поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини – сочинение.

5.12

Сердце матери

1

Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение. Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/orkse-2  

12.12

Правила твоей жизни

1

Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина,  честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свою позицию, обосновать поступок.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/konspekt-uroka-orkse-zolotoe-pravilo-nravstvennosti 

19.12

Праздники народов России

1

Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, крещение. Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями.

26.12

3 четверть

Защитники Отечества

1

Иметь представление о понятиях: отечество, единство, виды войск, знать генералов, полководцев. Осуществлять   поиск необходимой информации; участвовать в диспутах, соотнести части пословиц

16.01

Основы буддийской культуры

Иметь представление о понятиях: Будда и его учение, буддийские символы, буддийские ритуалы, буддийские святыни, буддийские священные сооружения, буддийский храм, буддийский календарь, праздники в буддийской культуре, искусство в буддийской культуре;  пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/razrabotka-uroka-po-kursu-orkse-buddizm-4-klass 

23.01

Основы иудейской культуры

Иметь представление о понятиях: Тора — главная книга иудаизма, храм в жизни иудеев, назначение синагоги и её устройство, суббота (Шабат) в иудейской традиции.  Осуществлять   поиск необходимой информации; участвовать в диспутах, соотнести части пословиц

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/orkse-urok-po-modulyu-osnovy-iudeyskoy-kultury 

30.01

Порядочность

Иметь представление о понятиях: мораль, порядочность, благородство, уметь объяснять зачем нужно быть порядочным человеком; применять правила разговорной речи

http://darktorz.ru/orkse-drujba-i-poryadochnost-prezentaciya.php 

6.02

Совесть

Иметь представление о понятиях: совесть, сострадание, сочувствие, соболезнование, эгоизм, корысть;  уметь объяснять смысл пословиц, что значит «жить по законам совести?»

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-teme 

13.02

Доверие и доверчивость

Иметь представление о понятиях: доверие и доверчивость, доверять себе;  уметь объяснять что значит «принимать людей такими,  какие они есть, с их положительными и отрицательными качествами?»

20.02

Милосердие и сострадание

1

Иметь представление о понятиях: благожелательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/urok-i-prezentatsiya-4-klass-po-kursu-orkse 

27.02

Правда и ложь

Иметь представление о понятиях: правда и ложь, горькая и чистая правда, святая правда;  уметь воспитать в себе добропорядочного человека. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов

www.rusedu.ru/detail_4411.html 

6.03

Традиции воспитания

Иметь представление о понятиях традиции, сословия: соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи

13.03

4 четверть

Честь и достоинство

Иметь представление о понятиях: честь и достоинство, благородство, нравственность и патриот.  Уметь  объяснять смысл выражения «Береги честь смолоду». Осуществлять   поиск необходимой информации; участвовать в диспутах о поведениях за столом, соотнести части пословиц.

20.03

Терпимость и терпение

Иметь представление о понятиях: терпимость и терпение, толерантность. Осуществлять   поиск необходимой информации; участвовать в диспутах о терпимом отношении к людям, соотнести части пословиц.  

verloseltim.ru/r/prezentaciya-terpenie-terpimost-14.html  

3.04

Мужество

Иметь представление о понятиях: мужество, мужественный человек. Решать  практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации

www.testsoch.com/beseda-chto-takoe-volya-muzhestvo-geroizm/ 

10.04

Равнодушие и жестокость

Иметь представление о понятиях: равнодушие и жестокость. Осуществлять   поиск необходимой информации; участвовать в диспутах, соотнести части пословиц

17.04

Самовоспитание

Иметь представление о понятиях: самовоспитание, самообразование, самооценка. Уметь чувствовать себя счастливым человеком, соблюдать пять правил

24.04

Учись учиться

Иметь представление о понятиях: учись учиться, учиться мыслить, приемы мнемоники. Уметь: рассуждать как следует выполнять домашнее задание; чередовать умственную деятельность с физическим трудом.

www.myshared.ru/slide/110698/ 

1.05

Речевой этикет

Иметь представление о понятиях: речевой этикет, обращение к другу. Знать правила общения, разговора по телефону, обращения к незнакомому человеку. Осуществлять   поиск необходимой информации; участвовать в диспутах о терпимом отношении к людям, соотнести части пословиц.

http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/etiket 

8.05

Мои права и обязанности

Иметь представление о понятиях:  мои права и обязанности, устав. Знать права и обязанности, формы получения образования, рассуждать по теме «школьная святыня»

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/klassnyi-chas-moi-prava-i-obyazannosti 

15.05

Защита проектов «Что такое этика?»

1

Формирование  первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осуществлять поиск необходимой информации; участвовать в диспутах

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...