Рабочая программа по ОРКСЭ
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
Рабочая программа по ОРКСЭ вкючает в себя "Пояснительную записку" и "Календарно - тематическое планирование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiskaorkse.docx | 27.95 КБ |
orkse_kalend_temat.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс
Пояснительная записка
Сущность предмета
Данная программа составлена на основе примерной программы для начального общего образования по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный закон «Об образовании»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 года № 84 – р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1.01.2012 г. №74 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
- приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» внесены изменения в федеральный базисный учебный план (вступают в силу с 1 сентября 2012 г.) в части введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех t общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2012 года - 34 учебных часа в год в 4 классах.
Общая характеристика учебного курса
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно - смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.
Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Используемый учебник
Преподавание курса в 4 классе ведётся в соответствии федеральному перечню учебников авторов Сахаров А. Н учебник «Основы религиозных культур народов России» 4 класс ООО «Русское слово – РС», 2011 год и Стуненикин М. Т. «Основы светской этики» 4 класс ООО «Русское слово – РС», 2012 год; Стуненикин М. Т. Основы светской этики для 5 класса ООО «Русское слово – РС», 2012 год
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный курс ОРКСЭ согласно приказу Минобрнауки России изучается в 4 – м классе в объеме 34 часов. Курс развивает и дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. С другой стороны, этот курс, в содержательном плане связанный с историей, предваряет изучение систематического курса истории, закладывая общие представления о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских духовных традиций России в историческом контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Содержание программы
Россия — наша Родина
Основы православной культуры (1ч)
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Основы исламской культуры (1ч)
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Основы буддийской культуры (1ч)
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры (1ч)
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Основы мировых религиозных культур.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы светской этики (30 ч)
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
Основы православной культуры | 1 | |
Основы исламской культуры | 1 | |
Основы буддийской культуры | 1 | |
Основы иудейской культуры | 1 | |
Основы светской этики | 30 | |
Итого | 34 |
Требования к уровню подготовки
оканчивающих начальную школу
В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» ученик должен:
Знать / понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культуры и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Учебно – методическое, информационное и материально – техническое
обеспечение программы
- Сахаров А. Н., Кочегаров К. А. Основы религиозных культур народов России. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – РС», 2011.- 144 с.
- Студеникин М. Т. Основы светской этики. – (ФГОС. Начальная инновационная школа). Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.- 200 с.: ил.
- Студеникин М. Т. Основы светской этики для 5 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2012.
- Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011
- Цифровые ресурсы:
http://serebrovaen.ucoz.ru/index/izuchaem_orkseh/0-153
http/fcior.edu.ru;
http://school-collection.edu.ru.
http://www.orkce.org/
http://www.orkce.org/method-cabinet
http://www.orkce.org/publishers
http://www.orkce.org/smi
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Колчас | Требования к уровню подготовки обучающихся | Информационное сопровождение | Дата проведения | |
1 четверть | ||||||
Основы православной культуры | Иметь представление о понятиях: культура и религия, православие в России, христианское искусство; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов | 5.09 | ||||
Основы исламской культуры | Иметь представление о понятиях: Пророк Мухаммад, столпы ислама и исламской этики, мусульманское летоисчисление и календарь | 12.09 | ||||
Россия - Родина моя | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов | 19.09 | ||||
Этика и этикет | 1 | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/konspekt-uroka-orkse-zolotoe-pravilo-nravstvennosti | 26.09 | ||
Вежливость | 1 | Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать | 3.10 | |||
Добро и зло | 1 | Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях. | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/urok-dobro-i-zlo-orkse | 10.10 | ||
Дружба и порядочность | 1 | Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/konspekt-uroka-orkse | 17.10 | ||
Честность и искренность | 1 | Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; | 24.10 | |||
Гордость и гордыня | 1 | Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня. | 31.10 | |||
2 четверть | ||||||
Обычаи и обряды | 1 | Иметь представление о понятиях: обычаях, обряд, никахлашу, туй, помолвка, венчание, бракосочетание. Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации. | 14.11 | |||
Терпение и труд | 1 | Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; | 21.11 | |||
Семья | 1 | Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету | 28.11 | |||
Семейные традиции | 1 | Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь: поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини – сочинение. | 5.12 | |||
Сердце матери | 1 | Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение. Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану. | nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/orkse-2 | 12.12 | ||
Правила твоей жизни | 1 | Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость. Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свою позицию, обосновать поступок. | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/konspekt-uroka-orkse-zolotoe-pravilo-nravstvennosti | 19.12 | ||
Праздники народов России | 1 | Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, крещение. Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями. | 26.12 | |||
3 четверть | ||||||
Защитники Отечества | 1 | Иметь представление о понятиях: отечество, единство, виды войск, знать генералов, полководцев. Осуществлять поиск необходимой информации; участвовать в диспутах, соотнести части пословиц | 16.01 | |||
Основы буддийской культуры | Иметь представление о понятиях: Будда и его учение, буддийские символы, буддийские ритуалы, буддийские святыни, буддийские священные сооружения, буддийский храм, буддийский календарь, праздники в буддийской культуре, искусство в буддийской культуре; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/razrabotka-uroka-po-kursu-orkse-buddizm-4-klass | 23.01 | |||
Основы иудейской культуры | Иметь представление о понятиях: Тора — главная книга иудаизма, храм в жизни иудеев, назначение синагоги и её устройство, суббота (Шабат) в иудейской традиции. Осуществлять поиск необходимой информации; участвовать в диспутах, соотнести части пословиц | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/orkse-urok-po-modulyu-osnovy-iudeyskoy-kultury | 30.01 | |||
Порядочность | Иметь представление о понятиях: мораль, порядочность, благородство, уметь объяснять зачем нужно быть порядочным человеком; применять правила разговорной речи | http://darktorz.ru/orkse-drujba-i-poryadochnost-prezentaciya.php | 6.02 | |||
Совесть | Иметь представление о понятиях: совесть, сострадание, сочувствие, соболезнование, эгоизм, корысть; уметь объяснять смысл пословиц, что значит «жить по законам совести?» | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-teme | 13.02 | |||
Доверие и доверчивость | Иметь представление о понятиях: доверие и доверчивость, доверять себе; уметь объяснять что значит «принимать людей такими, какие они есть, с их положительными и отрицательными качествами?» | 20.02 | ||||
Милосердие и сострадание | 1 | Иметь представление о понятиях: благожелательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных | 27.02 | |||
Правда и ложь | Иметь представление о понятиях: правда и ложь, горькая и чистая правда, святая правда; уметь воспитать в себе добропорядочного человека. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов | 6.03 | ||||
Традиции воспитания | Иметь представление о понятиях традиции, сословия: соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи | 13.03 | ||||
4 четверть | ||||||
Честь и достоинство | Иметь представление о понятиях: честь и достоинство, благородство, нравственность и патриот. Уметь объяснять смысл выражения «Береги честь смолоду». Осуществлять поиск необходимой информации; участвовать в диспутах о поведениях за столом, соотнести части пословиц. | 20.03 | ||||
Терпимость и терпение | Иметь представление о понятиях: терпимость и терпение, толерантность. Осуществлять поиск необходимой информации; участвовать в диспутах о терпимом отношении к людям, соотнести части пословиц. | verloseltim.ru/r/prezentaciya-terpenie-terpimost-14.html | 3.04 | |||
Мужество | Иметь представление о понятиях: мужество, мужественный человек. Решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации | 10.04 | ||||
Равнодушие и жестокость | Иметь представление о понятиях: равнодушие и жестокость. Осуществлять поиск необходимой информации; участвовать в диспутах, соотнести части пословиц | 17.04 | ||||
Самовоспитание | Иметь представление о понятиях: самовоспитание, самообразование, самооценка. Уметь чувствовать себя счастливым человеком, соблюдать пять правил | 24.04 | ||||
Учись учиться | Иметь представление о понятиях: учись учиться, учиться мыслить, приемы мнемоники. Уметь: рассуждать как следует выполнять домашнее задание; чередовать умственную деятельность с физическим трудом. | 1.05 | ||||
Речевой этикет | Иметь представление о понятиях: речевой этикет, обращение к другу. Знать правила общения, разговора по телефону, обращения к незнакомому человеку. Осуществлять поиск необходимой информации; участвовать в диспутах о терпимом отношении к людям, соотнести части пословиц. | 8.05 | ||||
Мои права и обязанности | Иметь представление о понятиях: мои права и обязанности, устав. Знать права и обязанности, формы получения образования, рассуждать по теме «школьная святыня» | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/klassnyi-chas-moi-prava-i-obyazannosti | 15.05 | |||
Защита проектов «Что такое этика?» | 1 | Формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России; осуществлять поиск необходимой информации; участвовать в диспутах | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...