Заповеди Божии
план-конспект урока (4 класс) по теме

Гришина (Клюева) Юлия Викторовна

Конспект по основам православной культуры. Тема. Десять заповедей Закона Божия. 1—4-я заповеди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovedi_1-4.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Заповеди Божии

Тема. Десять заповедей Закона Божия. 1—4-я заповеди.

Цели и задачи. Познакомить с заповедями; объяснить смысл 1—4-й заповедей; как должен вести себя христианин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение цели урока

Учитель. Сегодня мы поговорим о законах. Какие бывают законы?

(Дети отвечают.)

У. Что обозначает слово "закон"?

Дети. Определенные правила, которые необходимо соблюдать.

У. Кто составляет законы?

Д. Государство, правительство.

У. Я хочу рассказать вам о самом главном для нас законе – Законе Божием.

III. Повторение

У. Бог дал людям Десять заповедей (правил). Давайте вспомним, как это произошло.

Д. Господь повелел пророку Моисею вывести свой народ из египетского плена. Моисей повел еврейский народ через пустыню, и, когда они подошли к горе Синай, Господь возвестил пророку: "Скажи народу: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом". Моисей передал людям волю Божию, и они ответили: "Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны". Господь повелел готовиться к принятию Закона Божия постом и молитвой. Через три дня густое облако покрыло вершину горы. Сверкали молнии, гремел гром, от горы шел дым, и вся она колебалась. Моисей взошел на гору, и там Бог дал ему две скрижали (каменные доски), на которых были написаны Десять заповедей.

У. Давайте вспомним эти заповеди и запишем их на доске.

Десять заповедей Божиих.

1) Я Господь, Бог твой. Пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2) Не сотвори себе кумира.

3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4) Помни день субботний.

5) Почитай отца своего и мать свою.

6) Не убивай.

7) Не прелюбодействуй.

8) Не кради.

9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10) Не желай себе жены ближнего твоего, не желай себе дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

IV. Изучение нового материала

У. Вы помните, на чем были написаны заповеди?

Д. На двух скрижалях.

У. На первой скрижали были написаны заповеди, которые учат, как мы должны вести себя по отношению к Богу. Какие это заповеди?

Д. С первой по четвертую.

У. На второй скрижали были написаны заповеди, которые учат, как мы должны относиться к другим людям. Прочитайте их.

Дети читают.

У. Сегодня мы поговорим о первых четырех заповедях. Что их объединяет?

Д. Все четыре заповеди учат нас правильному почитанию Бога.

У. Прочитайте первую заповедь.

Д. Я Господь, Бог твой. Пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.

У. Господь говорит, что мы должны почитать Его, Единого Истинного Бога. В чем это должно выражаться?

Д. Молиться Ему.

У. Как мы должны молиться?

Д. Внимательно, не отвлекаясь.

У. Когда мы молимся?

Д. Утром, перед сном, перед и после едой, перед началом всякого дела, в особых и важных случаях.

У. В чем еще выражается почитание Бога?

Д. Надо читать книги, в которых говорится о Боге, о христианской жизни.

У. Какие книги для нас самые важные?

Д. Евангелие, Библия.

У. Какие еще обязанности накладывает на нас первая заповедь?

Д. Мы должны ходить в церковь, соблюдать пост.

У. Кто может назвать постные дни?

Д. Среда и пятница.

У. Какие посты существуют в Православной Церкви?

Д. Рождественский, Великий, Петровский, Успенский.

У. Прочитайте вторую заповедь.

Д. Не сотвори себе кумира.

У. Кумир – идол – это какой-то человек, какая-то вещь, которую мы любим больше Бога. Эта заповедь говорит нам о том, что нельзя верить в разные гороскопы и гадания. Кумиром для человека могут стать деньги, еда, развлечение и собственные достоинства; голос, красота, ум, – если человек уделяет им большое внимание.

Прочитайте третью заповедь.

Д. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

У. Эта заповедь запрещает произносить имя Божие в пустых разговорах, шутках и играх, а также дерзкие слова против Бога и Церкви. А как мы должны произносить имя Божие?

Д. Благоговейно, внимательно, неторопливо, с верой.

У. Прочитайте четвертую заповедь.

Д. Помни день субботний.

У. В этой заповеди говорится о почитании праздников. В Ветхом Завете почиталась суббота (седьмой день недели), так как в этот день "Бог почил от дел творения", то есть закончил сотворение мира. Но сейчас мы почитаем воскресный день, а почему?

Д. В этот день воскрес Иисус Христос.

У. Итак, воскресные дни мы должны посвящать Богу. А что это значит, что мы должны делать в эти дни?

Д. Ходить в церковь, читать духовные книги, в этот день нельзя работать, нельзя устраивать шумное веселье.

У. Еще в эти дни принято совершать дела милосердия. Какие, например?

Д. Навестить больного или старого, поиграть с младшим, подать милостыню.

У. Четвертая заповедь призывает нас соблюдать не только воскресные дни, но и великие праздники, назовите их.

Д. Пасха, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица, Рождество (7 января), Крещение (19 января), Сретение (15 февраля), Благовещение (7 апреля), Преображение (19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста (27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря).

V. Закрепление материала

У. Послушайте рассказы и скажите, какие заповеди они иллюстрируют.

"В автобус втиснуться нелегко: давка, толчея. Бабушка хотела пройти в переднюю дверь, но какой-то человек спортивной внешности легко отодвинул плечом несколько человек, крякнул и ввинтил в освободившееся пространство свое натренированное тело.

– О Господи! – прошелестел чей-то голос. Бабушка, еще более старая, чем Аленкина и Ванина, обреченно смотрела на штурм автобуса... Малыш, стоящий рядом с мамой, что-то сказал ей. Женщина раздраженно воскликнула:

– Боже мой, нашел, когда говорить!

Бабушка нахмурилась...

И все-таки они съездили куда надо и вернулись вовремя, к обеду.

– Ваня, твоя очередь мыть посуду! – сказала Аленка.

Ваня пробормотал нечто невразумительное.

– Ах ты, Боже мой! Ну и помощничек растет! – воскликнула Аленка.

И здесь произошло нечто неожиданное. Вместо того чтобы поругать Ваню, бабушка сказала жестко и властно:

– Аленка, я тебе запрещаю говорить на каждом шагу то, что должно быть на сердце, а не на языке!" (Из книги С.Е. Шамаевой "Ваня, Аленка и бабушкины молитвы".)

– Почему рассердилась бабушка?

Д. Потому что Аленка нарушила третью заповедь: "Не произноси имени Господа напрасно".

У. Кто еще в рассказе нарушал эту заповедь?

Д. Бабушка, мама малыша.

У. Слушаем следующую историю.

“Одна женщина строго соблюдала пост в среду и пятницу. И вот однажды она отправилась на базар, чтобы продать корову. На обратном пути она остановилась в соседней деревне переночевать. Когда хозяева узнали, откуда идет старушка, то пришла им в голову злая мысль – ее убить, а деньги забрать... Но вдруг в окно постучали. Хозяин выглянул и видит: стоят двое юношей и говорят:

– Выпустите мать!

– Да никакой матери нет здесь! – отвечает хозяин.

– Выпустите! – говорят они снова и очень строго. – Бабушка, выходи, мы не хотим, чтобы тебе причинили зло!

Пришлось хозяевам выпустить старушку.

Женщина упала спасителям в ноги: "Скажите, сыночки, как звать вас, буду за вас молиться". Один говорит: "Мое имя Пятница", а другой: "Мое имя Среда".

Господь послал двух ангелов, и они спасли старушку, так как никакое доброе дело не бывает забыто Богом. (По Т. Ковальской.)

– Какую заповедь соблюдала старушка?

Д. Первую. Она почитала Бога: соблюдала пост, установленный Им.

У. “– Я так беден, – говорил один ремесленник, – что должен работать и по праздникам.

– Если ты работаешь по праздникам, – сказал ему на это священник, – то нет ничего удивительного, что ты беден. Как будет Бог благословлять твой труд, когда ты нарушаешь его святую заповедь? Перестань работать по праздникам, и если что-нибудь потеряешь, я обещаю все тебе возместить.

Через пять месяцев священник снова увиделся с ремесленником.

– Я исполнил ваш совет, – сказал ремесленник.

– Сколько же должен я тебе заплатить? – спросил священник.

– Ничего, – отвечал мастеровой. – С тех пор как я перестал работать по праздникам, я стал счастливее и не понес никакого убытка”. (Из книги С. Успенского "Катехизис в рассказах".)

О какой заповеди говорится в этом рассказе?

Д. О четвертой: помни день субботний.

VI. Подведение итогов

У. О чем мы сегодня говорили? Назовите первые четыре заповеди. Что их объединяет? Дома найдите или придумайте рассказы, иллюстрирующие эти заповеди.

Литература

1. Закон Божий // Сост. протоиерей Серафим Слободской. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1993.

2. Первая исповедь. – М.: Рекламно-информационная фирма, 1996.

3. Успенский С. Катехизис в рассказах. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.

4. Шамаева С.Е. Ваня, Аленка и бабушкины молитвы. – Воронеж, 1996.

© Юлия КЛЮЕВА

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока по курсу "Истоки" тема:"Священные слова. Заповеди и Заветы Божьи"

На  данном уроке учащиеся знакомятся с тайнами Священных слов....

Десять заповедей Божьих

презентация  к уроку ОРКСЭ...

Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».

Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет...

Заповеди Божьи

Познакомить детей с десятью заповедями Иисуса Христа...

ЗАПОВЕДИ бОЖИИ

10 ОСНОВНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ...

Сценарий пасхального праздника « Христос Воскресе и Заповеди Божьи»

Сценарий общешкольного мероприятия для детей 4-10 классов, где дети знакомятся с историей и смыслом самого главного праздника христиан - Пасхой. Также в сценарии рассказывается кратко и понятно о хрис...