ЗАПОВЕДИ бОЖИИ
презентация к уроку по орксэ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конструкт урока Цель: Раскрыть понятие «Заповедь». Задачи:1) Познакомить с понятием «Заповедь». 2) Создать условия для самостоятельного осознания понятия «Заповедь». 3) Создать ситуацию для возможности оценить свой поступок относительно заповедей.
Актуализация знаний. Вопрос: Как вы понимаете , что такое заповедь?
Работа с понятием заповедь 1. Религиозно-нравственное предписание. (Толковый словарь Ожегова ) 2. Наказ, повеление, установление, закон.(Исторический словарь) 3. Непреложное предписание; строго обязательное правило поведения. ( Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецов).
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ 1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. 2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. 3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. 6. Не убий. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не укради. 9. Не лжесвидетельствуй. 10. Не пожелай ничего чужого.
Вопросы : 1)Какие заповеди говорят об отношении человека с Богом? 2)Какие заповеди говорят об отношениях человека к человеку?
Работа с текстом 1)Прочитайте текст учебника на странице 40 - 41 2)Какие заповеди даны людям? 3)Как люди получили заповеди?
Работа с иллюстрациями
Работа с иллюстрациями Как называется гора, где Моисей встречался с Богом? Где она находится? Что получил Моисей от Бога? Что такое скрижали?
Задание. СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК (Басня) Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Вопросы: 1)Какую заповедь раскрывает эта басня? 2)Были ли в твоей жизни ситуации, когда ты нарушил заповеди?
Домашнее задание 1.Прочитайте текст на странице 40 – 41. 2.Обсудите с родителями: -какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать.
Предварительный просмотр:
Урок №11. Тема “Заповеди”
Конструкт урока:
Цель урока: раскрыть понятие “Заповедь”.
Задачи урока:
- познакомить с понятием “Заповедь”;
- создать условия для самостоятельного осознания понятия “Заповедь”;
- создать ситуацию для возможности оценить свой поступок относительно заповедей.
Актуализация знаний.
Вопрос: как вы понимаете, что такое заповедь?
Работа с понятием.
Заповедь.
- Религиозно-нравственное предписание (толковый словарь Ожегова).
- Наказ, повеление, установление, закон (исторический словарь).
- Непреложное предписание; строго обязательное правило поведения (Большой толковый словарь русского языка С.А. Кузнецова).
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ:
- Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме меня.
- Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
- Не поминай имя Господа Бога твоего всуе.
- Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой день есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
- Не убий.
- Не прелюбодействуй.
- Не укради.
- Не лжесвидетельствуй.
- Не пожелай ничего чужого.
Вопросы:
- Какие заповеди говорят об отношениях человека с Богом?
- Какие заповеди говорят об отношении человека к человеку?
Работа с текстом.
- Прочитайте текст учебника на с. 40-41.
- Какие заповеди даны людям?
- Как люди получили заповеди?
Работа с иллюстрациями:
- Как называется гора, где Моисей встречался с Богом?
- Где она находится?
- Что получил Моисей от Бога?
- Что такое скрижали?
Задание.
СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК
(басня)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: “Что ты это делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Вопросы:
- Какую заповедь раскрывает эта басня?
- Были ли в твоей жизни ситуации, когда ты нарушил заповеди?
Домашнее задание.
- Прочитайте текст на с. 40-41.
- Обсудите с родителями: какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать.
Тема урока: «Заповеди»
Цель: формирование представления о нравственных критериях,
заключенных в десяти заповедях.
Задачи:
Образовательная: дать сведения о происхождении и содержании десяти
заповедей.
Воспитательная: на примере заповедей показать правильное отношения к
человеку, создавать представление о заповедях как нравственном внутреннем
критерии поведения.
Развивающая: способствовать развитию духовно-нравственной личности
посредством знакомства с заповедями.
Техническое обеспечение урока: экран, проектор для демонстрации,
раздаточный материал (таблицы)
Содержательная часть
1. Актуализация (проверочные вопросы):
- Где, по учению Иисуса Христа, находится Царство Божие? (Царство Божие
внутри нас, в нашем сердце.)
- Что нужно делать, чтобы Бог жил в нашем сердце? (Бог – это Любовь и
чтобы наша душа могла сродниться с Богом, нам нужно любить Его.)
- Как можно полюбить Бога, Которого мы не видим? (Мы должны научиться
любить других людей, помогать, заботиться, всегда и ко всем стараться быть
добрыми и чем-то жертвовать.)
- Что является основанием христианской жизни? (Любовь)
- Как мы выражаем любовь? (Добрыми делами)
- Как мы отличаем добрые дела от злых? (Отличаем добрые дела от злых с
помощью нравственного закона, который называем совестью.)
- Зачем Бог дал нам совесть? (Бог дал нам внутренний нравственный закон,
дал нам совесть, чтобы защитить и уберечь нас на жизненном пути.)
- Какие два важных дела Творец поручил совести? («Перед выбором совесть
подсказывает, как должен поступить человек. После ошибки срабатывает как
тревога».)
- Что удаляет нас от добрых целей? (Зло, грех.)
- Как можно различить добро и зло в своих поступках и намерениях?
(предположения детей)
2. Открытие нового знания. (Чтение статьи в учебнике)
У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Мы, к сожалению, не всегда
различаем, что хорошо, а что плохо. Чтобы у людей было ясное основание,
по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях,
существуют заповеди. Бог дает в дополнение к внутреннему закону внешний
закон – заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что
они даны людям от Бога.
• Заповеди – это… (законы, правила, обязанности христианской жизни).
Продолжение чтения:
Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и
его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было
обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того,
чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей
провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он
был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на каменных
плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были
поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что
лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.
Комментарий учителя:
Заповеди были написаны на
двух каменных досках или
скрижалях: на одной четыре
и на другой шесть заповедей.
Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях
человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой.
• Кого мы называем ближними? (Все люди нам ближние, потому что все
люди дети одного Отца Небесного.)
3. Работа в парах:
Установите соответствие
5. «Чти отца твоего и матерь твою, да
благо ти будет, и да дологолетен
будеши на земли».
«Не кради» (Исход 20:15).
6. «Не убий» .
«Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы продлились дни твои на земле,
которую Господь, Бог твой, дает
тебе» (Исход 20:12).
7. «Не прелюбы сотвори».
«Не убивай» (Исход 20:13).
8. «Не укради».
«Не произноси ложного
свидетельства на ближнего
твоего» (Исход 20:16).
9. «Не послушествуй на друга твоего
свидетельства ложна».
«Не желай дома ближнего твоего; не
желай жены ближнего твоего...
ничего, что у ближнего
твоего» (Исход 20:17).
10. «Не пожелай жены искренняго
твоего, не пожелай дому ближняго
твоего, ни села его, ни раба его, ни
рабыни его, ни вола его, ни осла его,
ни всякаго скота его, ни всего, елика
суть ближняго твоего».
«Не прелюбодействуй» (Исход
20:14).
4. Работа в группах:
Подберите толкование к каждой заповеди, подчеркните главные слова.
(Пользуйтесь толкованием заповедей в учебнике, сравнивайте, ищите
сходства).
- Эта заповедь требует от детей не только уважения, покорности и
послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о
родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них
помощью и утешением в преклонные годы.
- Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является
святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать.
Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь
у ближнего — значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или
другого — значит попытаться встать на место Бога. Все действия,
сокращающие жизнь, — дух ненависти, мести, злобные чувства — являются
также убийством. Такой дух не может приносить человеку счастье, свободу
от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное
почитание законов жизни и здоровья.
- Эта заповедь запрещает любить корыстно, потому что корысть влечет за
собой предательство. Использовали в своих интересах человека и бросают
его, как уже ненужную вещь. Совсем по-другому любит человек настоящей
любовью. Так, как всякая мать любит своих детей, хорошие братья любят
своих братьев и сестер. Разве мать любит из корысти или забавы маленького
ребенка? Кроме беспокойства от него ничего нет, а все-таки мать заботится о
ребенке не меньше, чем сама о себе. Вот это любовь настоящая. При такой
любви человек думает не о себе, а о другом человеке. Так нужно любить
ближних.
- Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Заповедь
осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она
порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в
самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в
торговле, и требует справедливого расчёта с долгами. Эта заповедь говорит о
том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества,
слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.
- Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека
необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже
умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим,
является нарушением этой заповеди.
- Желание присвоить собственность соседа — значит сделать первый самый
страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может
обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо
таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы
используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и
использовать вещи.
5. Обсуждение работ (каждая группа зачитывает толкование одной заповеди).
6. Закрепление (слайд демонстрируется на экране)
О какой заповеди говорится в пословицах?
Шила в мешке не утаишь.
Кто сам врет, другим не верит.
И собой не хвалюсь и людей не хаю.
Не лги.
Лучше по миру сбирать, чем чужое брать.
Знает кошка, чье мясо съела.
Легко добыто, легко и прожито.
Не кради
Худой мир лучше доброй драки.
Не убьешь словом, да опозоришь.
Не бранись: не чисто во рту будет.
Не убивай
Не коси глаз на чужой квас.
В чужих руках пирог велик; а как нам
достанется, мал покажется.
Кто чужого желает, скоро свое потеряет.
Не завидуй
Друг познается в несчастии.
Любишь розу, так терпи шипы.
С виду хорош, а продаст за грош.
Не прелюбодействуй
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
Кто свою мать уважает, тот и чужую не
обидит.
Почитай учителя как родителя.
Почитай отца твоего и мать твою
7. Фиксирование новых знаний (запись в тетради):
Заповеди – наши обязанности.
5-ая заповедь: Почитать родителей и людей, которые заботятся о нас.
6-ая заповедь: Не браниться, не драться, не убивать.
7-ая заповедь: Думать не о себе, а о других.
8-ая заповедь: Не брать чужого (ни крошки).
9-ая заповедь: Говорить правду, не говорить плохое о других.
10-ая заповедь: Не завидовать.
8. Тестовые задания:
Для чего нужно знать основные заповеди и понимать их смысл?
А) для общего развития
Б) для их исполнения
В) для знания истории человечества
Г) для тренировки памяти
Д) для того, чтобы стать интеллигентным человеком
Зачем исполнять заповеди:
А) это традиция наших предков
Б) это залог гармоничного развития общества
В) для выражения верности и любви к Богу
Как выразить одним словом всё содержание Закона?
А) справедливость
Б) мир
В) любовь
Г) равенство
Какая заповедь открывает секрет долголетия?
А) 5-ая
Б) 7-ая
В) 9-ая
9. Как вы понимаете высказывания святых о Заповедях?
«...Заповеди ты легко соблюдешь, и не будут они трудны, если будешь
убежден, что их можно соблюсти, но если ты положил в сердце своем, что
они не могут быть соблюдены человеком, то не соблюдешь их...» (св. Ерм,
94, 198)
«Против всякого пути неправедного даны нам от Господа противоположные
тому заповеди, — и если кто оставляет какую-нибудь из них, то вместе с тем
вступает на противоположный ей путь неправды.» (прп. Максим
Исповедник, 91, 135)
«...Заповеди составляют неразрывную цепь и одна за другую держатся, и
сему соответствует как исполнение их, так и нарушение» (прп. Феодор
Студит, 92, 127).
10. Рефлексия:
Нужны ли тебе, современному человеку, данные Богом заповеди?
• Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был
необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им
не нужны.
• Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.
• Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя
избранным из людей, потому что ты лучше.
10. Домашнее задание:
1 вариант: Создать иллюстрацию к сказке «Капелька росы»
2 вариант: Ответить на вопросы в учебнике.
3 вариант: Дополнить таблицу пословицами.
4 вариант: Найти совет святых отцов о том, как соблюдать заповеди.
Литература и источники:
А.В. Кураев. Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4-5
класс). М.: Просвещение, 2010.
http://www.10zapovedei.ru ((Православный сайт «10 заповедей»)
http://www.svetoch-opk.ru (Свѣточъ.Основы православной веры в
презентациях)
http://smolensk-seminaria.ru (Учебно-методический отдел Смоленской
Православной Духовной Семинарии)
http://www.pravklin.ru (Сайт храма иконы Божией Матери «Всех
Скорбящих Радость» г. Клина)
https://azbyka.ru (Православное общество «Азбука веры»)
http://prkas.ru (Г.А. Обернихина. Методическое пособие для учителя)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока по курсу "Истоки" тема:"Священные слова. Заповеди и Заветы Божьи"
На данном уроке учащиеся знакомятся с тайнами Священных слов....
Десять заповедей Божьих
презентация к уроку ОРКСЭ...
Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».
Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет...
Заповеди Божии
Конспект по основам православной культуры. Тема. Десять заповедей Закона Божия. 1—4-я заповеди....
Заповеди Божьи
Познакомить детей с десятью заповедями Иисуса Христа...
Сценарий пасхального праздника « Христос Воскресе и Заповеди Божьи»
Сценарий общешкольного мероприятия для детей 4-10 классов, где дети знакомятся с историей и смыслом самого главного праздника христиан - Пасхой. Также в сценарии рассказывается кратко и понятно о хрис...
4 класс ОРКСЭ «Десять заповедей Божиих –Закон и благодать »
Дистанционный урок...