Интегрированный урок по кубановедению на тему: «Кубань – многонациональный край» 4 класс
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Рожнова Лариса Ивановна

1.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям, патриотизма  и толерантности.

2.Способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родному краю, родителям, гордости   за свою семью.л

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kuban_mnogonats_kray_4_klass_mbou_sosh_no_9.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

2012 год Интегрированный урок по кубановедению на тему:

«Кубань – многонациональный край»

Цель: 1.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям, патриотизма  и толерантности.

3.Способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родному краю, родителям, гордости   за свою семью.л

Задачи:
 Познавательные

1.Сформировать у учащихся мотивацию к более глубокому изучению   родного края.

Регулятивное

1.Способствовать сплочению и развитию классного коллектива;
2. .Создать комфортную обстановку для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Личностные

1 .Способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родному краю, родителям, гордости   за свою семью.
 

Рефлексивные


1.Создать предпосылки для формирования у присутствующих рефлексивной  оценки   своей роли в семье как одной из главных жизненных ценностей.

Оборудование урока: компьютер, презентации, раздаточный материал (национальные костюмы и куклы)

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Беседа с учащимися по теме урока. 
                                                                       

                                                                      Мой край родной – земля свободных,

Великих наций, разных языков.

Оценят здесь обычаи народов,

Советы мудрых казаков.                            

У всех народов края общий путь –

Путь дружбы – и с него нельзя свернуть!

Народы вместе сквозь века прошли,

В пути друзей надежных обрели.

                       

Учитель: Кубань – древняя земля, имеющая очень бурную историю. Какие только племена и народы не ступали на эту территорию?
Многие из вас родились на этой земле и по праву считают её своей Родиной.

 Наш край велик и богат природой, но главное  его богатство - это люди.  Более 100 национальностей проживает на территории нашего края. Все живут дружно, весело, трудятся сообща, делая наш край еще богаче и красивее.

-Как  вы думаете, какова цель нашего урока?

Мы сегодня будем говорить о многонациональном составе жителей нашей малой Родины, о народах, проживающих на Кубани, их обычаях, традициях, о дружбе и семье, о доме  и доброте и о том, как важно уважать  друг друга и жить в мире и согласии.

Слайд-2

 Ребята , вы никогда не задумывались почему люди говорят на разных языках?        
                                     

(легенда)

Согласно библейскому сказанию о «Вавилонском столпотворении», вначале люди жили в одном месте, составляли один народ и говорили на одном языке. Затем, возгордившись, они задумали построить город и башню «с главою до небес». Разгневанный такой дерзостью Бог смешал их язык так, чтобы один не понимал другого, а людей рассеял по всей Земле. Сколько было тогда образовано языков и народов, Библия не сообщает…

Слайд-3

Люди образовались в  группы , которые  были объединены совместным пребыванием, совместной деятельностью. –такое пребывание людей называли ОБЩЕСТВОМ.

Как то им надо было  передавать  информации друг другу, т.е.ОБЩАТЬСЯ
 

 Слайд-4

В обществах появились СЕМЬИ  –группы живущих вместе родственников

Каждая семья имеет   свою РОДОСЛОВНУЮ
Родословная – ряд поколений, происходящих от одного родственника

Слайд-5

Ну, а весь НАРОД  на земле - часть общества .


Учитель:
 Древние греки и итальянские купцы, хазары, печенеги, половцы, монголо-татары – основывали свои города – колонии на кубанской земле.

 Благоприятные природные условия и мягкий климат, плодородные черноземные земли способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека

На берегах Азовского моря жили племена миотов, образуя древние земледельческие поселения..

В VI веке до н.э. на северном побережье Черного моря были колонии древних греков.

 

1.Первое славянское поселение появилось еще в XX веке, после основания на Таманском полуострове русского города Тмутаракани, просуществовавшего до монголо – татарского нашествия.

2. В конце XV века в степях правобережной Кубани кочевали
ногайцы, а на левобережье и в предгорьях, вдоль Черного моря расселились Черкесы.


 3.Со второй половины XVII века на Кубани появляются русские поселенцы.

4.До переселения на Кубань казаков наиболее многочисленным народом были адыги.

5. После подавления на Дону крестьянского восстания под предводительством Кондратия Булавия в 1708 году на Кубань, скрываясь от царской расправы, пришли казаки – некрасовцы 

Слайд-6      

 Какие нации проживают на территории Кубани?  

 

МУЗЫКА-ПЕСНЯ

На Кубанской земле проживает много народностей, это связано с историей нашего края. В 1783 г.  Кубань юридически была закреплена за Россией по границе  реки Кубани. Царское правительство приняло решение о заселении этого региона казаками для освоения земель и защиты от внешнего нашествия. 30 июня 1792 г. императрица Екатерина II даровала кубанские земли Черноморскому казачьему войску, сформированному в 1787 г. из бывших запорожцев. Им же предписывались охрана южно-российских границ и освоение кубанских земель. Переселение черноморцев из-за Бугра на Кубань проходило двумя путями: морским и сухопутным.

 Слайд-7

Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южнорусских, восточно-украинских и других местных народов.

Больше 200 лет назад потянулись в наш край беженцы из Украины, Молдавии, Армении, Греции, здесь они нашли радушный прием местного Казачества

Слайд-8 
А кто же такой казак?

Посмотрите ,на столах у вас лежат листы , кто мне прочитает (А кто же такой казак?)

 Впервые слово «казаки» встречается в летописи 1444 года. В некоторых источниках говорится, что слово «казак» тюркского происхождения и обозначает «вольный человек». В других источниках написано, что это слово берет начало в монгольском языке, слово «ко» означает «броня», «латы», а слово «зах» — «рубеж», «граница», «межа», т. е. — «казах» — «защитники границы». Мы с вами потомки казаков. Казак, в понимании наших предков, — удалая, неустрашимая, отважная голова. Казак — лихой, смелый, неутомимый наездник.

Слайд-9

 С тех пор так и живет на Кубани много народностей  и национальностей. Здесь живут Украинцы, Белорусы, Молдаване, Армяне, Греки и т.п.  Более 100 национальностей  нашли свою Родину на Кубани. Это можно судить по названию близлежащих поселков расположенных к Крымску –  с.Молдаванское, х. Армянский,  х. Ново-Украинский,  п. Русский. Прошли годы, люди прижились здесь и мы наблюдаем  такой же колорит местного населения.

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА(под музыку кубанского хора ребята выполняют танцевальные элементы с учителем)

Слайд-10
Давайте же посмотрим, какие есть национальности в нашем  классе .
Сегодня , некоторые из вас, представят  свои национальности  костюмами. Расскажут, о традициях, , о блюдах своей нации.
(рассказы ребят о  своей нации, показ костюмов и блюд)

Слайды 11-20-нации проживающие на территории Кубани

 

Работа в группах:

На столах у вас лежат куклы  и национальные костюмы.
Нарядите свою куклу в национальный костюм и представьте её  нам.

Национальный состав  населения края  разнообразен.

А теперь выстроим наших кукол в общий большой, дружный круг. Это лишь малая часть национальностей, которые проживают на территории Кубани.

Учитель: Ребята, давайте вспомним  определения следующих понятий, которые необходимо знать  для правильного составления кроссворда.
На столах у вас лежат листы , выберите правильные ответы на мои вопросы.




Общество – группа людей, которые объединены совместным пребыванием или деятельностью. 

Общение – взаимодействие людей друг с другом, с целью передачи информации.

Семья –группа живущих вместе родственников

Родословная – ряд поколений, происходящих от одного родственника

Народ - часть общества




Итог урока.

Рефлексия
1 Чему научились?

2 Что было интересным?

3 Какие вопросы остались на будущее?

4.Оцените свое участие в уроке.

На столах у вас есть оценочные листы  вашей работы

Оценка учителя.

Домашнее задание. Написать мини-сочинение о том, насколько вам знакомы традиции и обычаи другого народа. Пользуетесь ли вы в быту предметами, пищей, одеждой, созданной представителями другой национальности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока математика и окружающий мир "Животные Пермского края в математических задачах"

В урок включены различные задания для закрепления знаний таблицы умножения....

Урок кубановедения по теме: «Кубань - многонациональный край». 2 класс

Кубань - многонациональный край, в котором проживают представители более 120 национальностей, но самые большие этнические группы - это русские, армяне, украинцы, адыгейцы. У каждого из народов свои о...

урок кубановедения по теме "Кубань- здравница России",3класс

УРОК -ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ-КУРОРТАМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ...

Урок кубановедения по теме "Кубань - здравница России"

В материале содержится информация о курортах и здравницах Краснодарского края....

Урок кубановедения по теме:«Кубань территория здоровья».

Данный урок  формирует у у учащихся представление о богатстве и красоте родного края; знакомит  с природой Краснодарского края; учить любить и беречь природу, растения, животных; учит  ...

Интегрированный урок (ОБЖ + кубановедение) «Стихийные бедствия и служба спасения» 3 класс.

Систематизация  знаний учащихся о видах ЧС в зависимости от  характера источника их возникновения. Ознакомление с общими правилами поведения при возникновении ЧС....

Интегрированный урок по окружающему миру и краеведению во 2 классе «Красная книга Пермского края»

Интегрированный урок по окружающему миру и краеведению во 2 классе «Красная книга Пермского края»...