Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности ребенка с овз
статья (1 класс)

Южанинова Людмила Гаязовна

В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)

    Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков

     Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности ребенка с ОВЗ.

Скажи и я забуду,

Покажи и я запомню.

Вовлеки и я научусь.
Китайская пословица.

В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)

Цель социализации – приобретение ребёнком личностных качеств, навыков социального поведения, обучение  бесконфликтному  общению.

    Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков

     Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.

Проект- в буквальном переводе  латинского языка " брошенный вперед.

Учебный проект- это комплекс поисковых. исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы

Использование в работе с учащимися  ОВЗ метода проекта дает положительный результат, т.к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и.т.д.

Существуют некоторые особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ.

    Во-первых, при разработке этапов проектной деятельности с детьми с ОВЗ приходится учитывать их психологическое и физическое состояние, с тем, чтобы правильно составлять план их включения в совместную деятельность, обеспечив им посильную учебную, познавательную и коммуникативную нагрузку.

    Во-вторых, в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога, учителя по  изобразительной деятельности. Именно командный подход необходим для всестороннего развития проблем ребенка с ОВЗ.

По характеру контактов проекты могут быть:

        внутриклассными.

        внутришкольными.

        региональными (в пределах одной страны).

        международными.

По форме организации проекты бывают индивидуальными и групповыми.

По продолжительности выделяют следующие проекты:

        Мини-проекты могут укладываться в одно занятие или часть. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

        Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 занятий, которые используются для координации деятельности участников проектных групп

        Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта

.         Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

     Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).  Ни для кого не секрет, что родители детей с ОВЗ – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей.  Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”. Родители активные участники образовательного процесса.

 Подключение родителей обусловлено несколькими причинами:

во-первых, в силу своих возрастных особенностей учащиеся далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проектов, многие испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах.

 Во-вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации широко распространённого сейчас дефицита внутрисемейного общения.

 В-третьих, существует разновидность семейных проектов, обладающих огромным развивающим потенциалом, и для их осуществления участие родителей просто необходимо.

Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. Важно “позволить” ребёнку выполнить работу самому. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности и организованности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.

Предварительно на родительском собрании разъясняю суть, значимость проектной деятельности для развития личности детей, знакомлю с этапами работы над проектом. Далее следует распределение ролей и определение форм участия родителей. Любое внеклассное мероприятие – краткосрочный проект. Вместе с детьми родители стали принимать участие во всех предлагаемых мероприятиях, больше заинтересованы в успехе своих детей, чаще проводят с ними свободное время, прониклись интересами и проблемами детей.

Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребенка не остается в стороне, а принимает активное участие в жизни школы.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей

     Проект «С чего начинается Родина».

     Цель данного проекта – активизировать познавательный интерес детей и родителей, стимулировать коммуникативную и личностную активность детей.      

     Задачи:

  • обогатить представления детей о родном городе, познакомить с его историей, улицами, объектами социального мирас достопримечательностями;  
  • воспитывать положительные личностные качества, патриотизм
  • расширять позитивные способы взаимодействия с окружающим миром.   

     Вид проекта: информационный.     

         Первая ступень долгосрочного проекта началась с мини проекта  «Семья-это счастье, семья-это важно» (семьями воспитанников были разработаны презентации  семьи: герб семьи, традиции, увлечения, составлены генеалогические древа,  пополнены материалы портфолио) и др.

Вторая ступень проекта «Вот моя улица…» (семьи готовили сообщения о своей улице, доме).

Третья ступень реализовалась в виде мини проекта «Наш красивый город» (семь готовили фотоальбомы с достопримечательностями, любимыми уголками города, природой нашего края).

           

Для повышения интереса детей и родителей в ходе работы над проектом  нами были использованы самые разнообразные формы работы: экскурсии по городу, беседы, создание игровых ситуаций. Ежегодно участвуем с детьми в конкурсах различных уровней и направленностей, концертах и соревнованиях, посещаем различные мероприятия.

 Итогом  проекта явилось изготовление игрового макета «Город» (в совместной деятельности дети с родителями мастерили макеты зданий,  домов, транспорта), позднее мы дополнили макет разными атрибутами: фигурками-«жителями», растительностью и пр.  После презентации макета родителям, он  был перенесён в игровую среду, где дети с удовольствием, и в то же время, бережно разворачивали самые разнообразные игровые сюжеты.

Проекты- Комнатные растения

Пернатые друзья

Растения моего края

Родники

   

 

Подводя итоги работы,( а я уже работаю по методу проектов 11 лет) мы с уверенностью можем сказать, что проектная деятельность развивает коммуникативные навыки, наблюдательность, познавательные и творческие способности детей, формирует мотивацию к учебной деятельности,  адекватную самооценку, самостоятельность. Наличие таких качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья говорит об их успешной социализации.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям о проектной деятельности

Проект – это “шесть П”:    Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация - Портфолио...

Родителям о проектной деятельности

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Вы найдёте ответы в ней на следующие вопросы: что такое метод проектов? (очень немного т...

Роль родителей в проектной деятельности младших школьников.

Сегодня проектная деятельность  учащихся во всех классах  - это неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже и в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проекто...

Родителям о проектной деятельности.

Данный материал поможет родителям организовать проектную деятельность учащихся ....

Родители и проектная деятельность

Материал для родительских собраний...

«Родителям о проектной деятельности»

Описание работы:  Предлагаю Вам  сценарий родительского собрания, который предназначен для педагогов  и родителей 1 класса. Данный материал будет полезен для учителей активно внедряющих...

"Родителям о проектной деятельности учащихся"

В статье рассматривается понятие "проектная деятельность", а также требования к учебному пректу, цель проектного обучения, выполнение проекта....