Мониторинг качества обученности учащихся в условиях безотметочного обучения
методическая разработка (1 класс) на тему
Иные способы фиксации и формализации оценки
Листы индивидуальных достижений, карта успешности, рубежный контроль
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Иные способы фиксации и формализации оценки
Мониторинг качества обученности учащихся в условиях безотметочного обучения
В 1 классе система оценивания является безотметочной лишь для ребенка, учитель же постоянно отслеживает и контролирует учебные достижения ученика. Безотметочное обучение – это иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Участвуя в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания начального образования по УМК Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века» я применяла различные формы контроля и оценивания:
1.Работа с индивидуальными листами достижений.
Для того, чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, можно вести «Листы индивидуальных достижений» по предметам. Именно они помогают выявить индивидуальную динамику качества усвоения предмета ребенком и не допускают сравнения его с другими детьми.
2. Карта успешности, которую заполняют дети вместе с родителями, позволяет им отслеживать динамику учебной успешности относительно самого ребёнка.
3. Рубежный контроль по четвертям, итоговая диагностика уровня обученности в конце года помогают отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса.
4. Таблицы метапредметных результатов дают возможность педагогу вовремя скорректировать универсальные способы деятельности, которые учащиеся применяют, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
5. Формирование «портфолио» ученика, оформление учебных, спортивных и творческих успехов. Просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок учится анализировать свою деятельность, объективно оценивать свои возможности и находить пути преодоления трудностей.
6. Использование знаковой символики при фиксировании степени усвоения учащимися учебного материала.
Я не могу сказать, что данная система оценки результатов в условиях безотметочного обучения на протяжении нескольких лет использовалась мной в законченном и неизменном виде, она постоянно развивалась, менялась с появлением новых вопросов, проблем, которые требовали поиска решений.
Форма фиксации учебных достижений учащихся
при безотметочной системе обучения
«+»– хорошо знает и может применить на практике.
Этим знаком отмечается только прочное усвоение учебного материала, полностью самостоятельная и безошибочная работа ученика;
«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;
«» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, т.е. в большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь;
«–» – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;
«!» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки.
Учебные достижения учащихся в таблицах можно отмечать в баллах либо процентах.
Для того, чтобы не перегружать педагога дополнительной бумажной работой, можно использовать два средства:
- исключить двойное выставление отметок в таблицы результатов
и в официальный журнал (можно воспользоваться правом
образовательного учреждения на определение порядка заполнения
журнала: выставлять в него отметки только за контрольные работы
и за четверть, а текущие отметки фиксировать в «Рабочем
журнале» учителя);
- внедрять новые формы отчёта одновременно с компьютеризацией
этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую,
автоматизированную основу, что требует свободного доступа
учителя начальной школы к компьютеру, сканеру, принтеру
(Заполняется ребенком с родителями)
Карта успешности ........................................................
Математика.
З Н А Ю | № | Дата Мои учебные достижения | с | о | н | д | я | ф | м | а | м |
1 | - названия и последовательность чисел от 0 до 10 | ||||||||||
2 | - состав однозначных чисел | ||||||||||
3 | - названия и обозначения действий сложения и вычитания | ||||||||||
4 | - названия двузначных чисел в пределах 20 | ||||||||||
5 | - таблицу сложения и вычитания чисел в пределах 10 | ||||||||||
У М Е Ю | 6 | - различать предметы по цвету, форме, размеру | |||||||||
7 | - пользоваться понятиями: меньше, больше, столько же | ||||||||||
8 | - пользоваться понятиями: вправо, влево, вниз, вверх | ||||||||||
9 | - считать предметы в пределах 10, 20 | ||||||||||
10 | - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10, 20 | ||||||||||
11 | - выполнять задания «Увеличить на…», «Уменьшить на…» | ||||||||||
12 | - пользоваться терминами: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, выражение, значение выражения | ||||||||||
13 | - складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток | ||||||||||
14 | - складывать и вычитать числа в пределах 20 с переходом через десяток | ||||||||||
15 | - решать задачи на нахождение целого и остатка | ||||||||||
16 | - решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц | ||||||||||
17 | - решать задачи на разностное сравнение чисел | ||||||||||
18 | - решать задачи в два действия | ||||||||||
19 | - пользоваться единицами массы | ||||||||||
20 | - пользоваться единицами длины | ||||||||||
21 | - пользоваться единицами объёма | ||||||||||
22 | - находить длину отрезка, чертить отрезок заданной длины |
(Заполняется ребенком с родителями)
Карта успешности ……………………………………
Обучение грамоте. Русский язык.
№ | Дата Мои достижения | с | о | н | д | я | ф | м | а | м | |
З Н А Ю | 1 | - гигиенические правила письма. | |||||||||
2 | - все буквы русского алфавита, правильно называю их; | ||||||||||
3 | - основное отличие звука от буквы; | ||||||||||
4 | - что такое речь? из чего состоит речь, какая бывает речь; | ||||||||||
5 | - что такое предложение, из чего состоит предложение; | ||||||||||
6 | - вычленять звуки из слова, правильно их произносить; | ||||||||||
7 | - различать гласные и согласные звуки; | ||||||||||
8 | - правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова; | ||||||||||
У М Е Ю О Р Ф О Г Р А ммы | 9 | - четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова; | |||||||||
10 | - обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, и, ю, я и мягким знаком; | ||||||||||
11 | - выделять в слове ударный слог; | ||||||||||
12 | - делить слово на слоги; | ||||||||||
13 | - переносить слово по слогам (простые случаи); | ||||||||||
выполнять звуко - буквенный анализ слова; | |||||||||||
- подбирать слово к звуковой схеме; | |||||||||||
- подбирать звуковую схему к слову; | |||||||||||
14 | - составлять предложения; | ||||||||||
15 | - вычленять слова из предложений; | ||||||||||
16 | - употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения; | ||||||||||
17 | - находить границы предложения; - ставить нужные знаки в конце предложения (. ! ?). | ||||||||||
18 | - правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; | ||||||||||
19 | - грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, правописание которых не расходится с произношением; | ||||||||||
20 | - устно составлять текст из 3-5 предложений на заданную тему. | ||||||||||
21 | - ЖИ - ШИ | ||||||||||
22 | - ЧА - ЩА | ||||||||||
23 | - ЧУ - ЩУ | ||||||||||
24 | - ЧК, ЧН | ||||||||||
25 | - заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных |
(Заполняется учителем)
Лист индивидуальных достижений (письмо)
ФИО ……………………………………………
Навык письма | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||||
С | О | Н | Д | Ф | М | А | М | |
Копирование слов | ||||||||
Размер букв | ||||||||
Наклон букв | ||||||||
Форма букв | ||||||||
Соединение | ||||||||
Пробелы | ||||||||
Знание строчных письменных букв | ||||||||
Знание заглавных письменных букв | ||||||||
Списывание с письменного текста | ||||||||
Списывание с печатного текста | ||||||||
Письмо на слух | ||||||||
Аккуратность в письменной работе | ||||||||
Проверочные работы | ||||||||
Знание правил письма | ||||||||
Умение оценивать свою работу | ||||||||
Индивидуальная работа | ||||||||
ИТОГИ обучения: |
По аналогии с письмом разрабатываются листы достижений по математике и чтению. По математике оценке подлежат: письмо цифр, нумерация до 20 (запись, последовательность, сравнение чисел), сложение и вычитание, соотношение предметных действий с математическими выражениями; распознавание геометрических фигур на чертеже; измерение длин с помощью линейки. По чтению оцениваются: темп, осознанность, выразительность, чтение наизусть, пересказ, составление собственного рассказа.
На основании индивидуальных листов достижений оформляется итоговая диагностика уровня обученности учеников 1 класса
Листы рубежного контроля
по математике
…………………………..учебный год.
Ф.И………………………………………………………………………
Класс ……………………………………………………………………….
Перечень ЗУНов | I четверть | II четверть | III четверть | IVчетверть |
1. Подготовка к изучению чисел. - счет в пределах 10 и обратно - пространственные представления - сравнение группы предметов | ||||
2. Числа от 1 до 10 - образование числа, соотношение его с цифрой, - сравнение чисел, - знаки арифмет. действий (+, - ) - состав чисел от 2 до 5 - знаки <, > - равенство, неравенство, - понятия «увеличить», «уменьшить» - число 0 - простые задачи на ± на основе счета предметов - геометрический материал: точка, линии, отрезок, длина отрезка, см. | ||||
3. Сложение и вычитание в пределах 10. - прибавление и вычитание числа 1 - прибавление и вычитание числа 2 - компоненты при сложении - прибавление и вычитание числа 3 - задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц - состав чисел 6 – 10 - понятие «плюс», «минус» - прибавление и вычитание числа 4 - разностное сравнение - перестановка слагаемых - компоненты при вычитании - величины: кг; литр | ||||
4. Числа от 11 до20. - образование чисел второго десятка - величины: дм. - нумерационные случаи сложения и вычитания - сравнение чисел -последовательность чисел от 11 до20 вперед и обратно | ||||
5. Сложение и вычитание однознач. чисел с переходом через 10. - табличное сложение - табличное вычитание |
Листы рубежного контроля
по обучению грамоте
…………………………..учебный год.
Ф.И. ………………………………..
Класс ………………………………
Перечень ЗУНов | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1. Предложение и слово. - членение речи на предложения | ||||
- членение предложения на слова | ||||
- составление схемы предложения | ||||
- составление схемы слова | ||||
- выделение главных членов предложения | ||||
2. Слог и ударение. - деление слова на слоги | ||||
- ударение в слове | ||||
3. Звуки и буквы. - отличие звука от буквы | ||||
- выделение звука в слове | ||||
- различие гласных и согласных звуков | ||||
- различие твёрдых и мягких согласных | ||||
- различие звонких и глухих согласных | ||||
- слого – звуковой анализ слов | ||||
4. Чтение - слоговое | ||||
- словами | ||||
5. Ответы на вопросы. | ||||
6. Пересказ. | ||||
7. Составление рассказа по картинке. | ||||
8. Чтение стихов наизусть. | ||||
9. Письмо по слуху. - слогов | ||||
- слов | ||||
- предложений | ||||
10. Заглавная буква в именах собственных. | ||||
11. Сочетания: жи – ши ча – ща чу – щу | ||||
12. Списывание. | ||||
13. Перенос слов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....
Мониторинг качества обученности учащихся 4 класса русский язык
Тесты по русскому языку, 4 класс...
Мониторинг качества обученности учащихся 4 класса математика
Тесты по математике, 4 класс...
Мониторинг успеваемости и качества обучения учащихся за два года по четвертям.
Мониторинг по четвертям и за год....
Мониторинг качества обученности учащихся 2 класса
Задания по русскому языку и математике...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Активные методы и средства обученя , используемые при обучении учащихся начальных классов...