Программа кружка "Байтик-информатик"
рабочая программа по теме

Самохина Елена Анатольевна

Программа кружка "Байтик-информатик" для учащихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа кружка28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Байтик-информатик»

для   1-4  класса .

Руководитель: Самохина Е.А.

МКОУ СОШ с. Осиновая Речка

Хабаровский муниципальный район

Хабаровский край

Срок реализации программы 4 года.


Пояснительная записка

Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.

При составлении данной программы использовались следующие первоисточники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373
  2. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП
  3. Программа формирования ИКТ-компетентности  учащихся МОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП на ступени начального общего образования.

Цели изучения основ информатики в начальной школе:

  1. формирование первоначальных представлений о свойствах информации,
    способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера)
  2. развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее
    распространенных в информатике ( с применением формальной логики,
    алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход )
  3. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой
  4. развитие у учащихся навыков решения логических задач.

Задачи обучения информатике в начальной школе

в обучении:

  1. развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»
  2. познакомить школьников с основными свойствами информации
  3. научить их приемам организации информации
  4. формирование общеучебных умений и навыков
  5. прибретение знаний, умений и навыков работы с информацией
  6. формирование умения применять теоретичекие знания на практике
  7. дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;

в развитии:

  1. памяти, внимания, наблюдательности
  2. абстрактного и логического мышления
  3. творческого и рационального подхода к решению задач;

в воспитании:

  1. настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
  2. умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
  3. бережного отношения к школьному имуществу,
  4. навыков здорового образа жизни.

Особенности программы

В литературе рассматриваются два аспекта изучения информатики:

- технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные;

- общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Так вот данная программа реализует именно второй подход.

Основные возрастные особенности младших школьников

В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы — долга, ответственности и др. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем, что снижает их побудительную силу.

Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективное жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив он включаются в разные виды деятельности.

Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности.

Организация учебного процесса

Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале II полугодия 2011-2012 учебного года. Состав группы – постоянный (по вариантам). Периодичность занятий – 1 раз в неделю (17 часов в первый год обучения, 34 часа во второй год обучения). Количество детей в группе 14-17 человек.

Прогнозируемые результаты

В результате изучения курса «Компьютерный час» учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

  1. осознавать потребность в дополнительной информации;
  2. определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
  3. осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;
  4. анализировать полученные из наблюдений сведения;
  5. с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
  6. объединять предметы по общему признаку;
  7. различать целое и части;
  8. представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
  9. составлять и исполнять несложные алгоритмы;
  10. создавать свои информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы)
  11. организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
  12. использовать информацию для принятия решений;
  13. использовать информацию для построения умозаключений;
  14. понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
  15. работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
  16. уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
  17. создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
  18. производить поиск по заданному условию;
  19. готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Требования к обязательному уровню подготовки по информатике

на этапе пропедевтического обучения

В процессе изучения информатики в начальной школе, обучаемому предоставляется возможность:

  1. выяснить роль и место информации в жизни общества и человека;
  2. получить первичное представление о понятии информации, о формах ее представления;
  3. научиться различать виды информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительную, звуковую, вкусовую и т. д.);
  4. научится различать информацию в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая, текстовая, графическая, табличная);
  5. научиться различать информацию в зависимости от способа организации информации (таблица, ряд, столбец, список);
  6. научиться осуществлять поиск информации в справочниках и словарях, в том числе электронных;
  7. овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером;
  8. познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
  9. научиться представлять информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
  10. узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
  11. узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
  12. уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию);
  13. уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;
  14. иметь элементарные навыки работы на компьютере.

В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в группе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.

Примерная структура занятия

  1. Организационно-мобилизующий момент – 2-3 мин
  2. Разминка (повторение ранее изученного) – 2-3 мин
  3. Физкультминутка (двигательная игра) – 1 мин
  4. Объяснение нового материала – 10-12 мин
  5. Физкультминутка (упражнения для глаз) – 1 мин
  6. Работа за компьютером – 10-15 мин
  7. Рефлексия – 2 мин
  8. Завершение работы компьютера – 2 мин

Примерный комплекс упражнений для глаз

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Учебно-тематический план 1 класс

       

             Наименование разделов и тем

Общее

количество

учебных

часов

в том числе

теоретических

практических

1

Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером.

1

1

2

Компьютеры вокруг нас. Информация и её виды.  Сбор и хранение информации. Как рисует компьютер?

2

1

1

  3

Рабочий стол. Понятие и назначение курсора.

1

1

4

Компьютерная помощница – мышь. Управление мышью.

1

1

5

Меню: возможность выбора. Кнопка «Пуск». Запуск стандартных программ. Компьютерное окно.

1

1

6

Клавиатура. Её назначение и функциональные возможности. Расположение букв и цифр.

2

1

1

7

Стандартная программа «Блокнот». Набор и редактирование текста.

3

3

8

Графический редактор Paint.

3

1

2

9

Создание тематического рисунка с текстовым комментированием.

2

2

10

Представление и защита презентации.

1

1

Итого

17

4

13

Учебно-тематический план 2 класс


       Наименование разделов и тем

Общее

количество

учебных

часов

в том числе

теоретических

практических

1

Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером.

1

1

2

Информация. Свойства информации. Способы передачи и получения информации.

4

2

2

3

Что умеет делать компьютер? Компьютер – помощник человека.

2

1

1

4

Как считает компьютер? Калькулятор.

3

1

2

5

Стандартные программы «Блокнот», «Word», «Paint», «Power Point»

5

           5

6

Инструменты стандартной программы «Блокнот», «Word»

5

5

7

Инструменты стандартной программы «Paint»

5

5

8

Инструменты стандартной программы «Power Point»

5

5

9

Создание и защита презентаций.

3

3

10

Повторение

1

1

Итого

34

11

23

Учебно-тематический план 3 класс


       Наименование разделов и тем

Общее

количество

учебных

часов

в том числе

теоретических

практических

1

Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером.

1

1

1

2

Инструменты программы  PowerPoint

4

2

2

3

Основные возможности программы PowerPoint

2

1

1

4

Цифровой фотоаппарат Добавление в презентацию фото

3

1

2

5

Добавление в презентацию картинок, текстов, эффектов анимации, звука, видео

4

2

2

6

Составление тематических презентаций в программе  PowerPoint

6

           1

5

7

Цифровой  микроскоп и датчики

2

1

1

8

Составление творческих проектов в программе  PowerPoint

4

1

3

9

Конструктор «Лего»

6

1

5

10

Итоговое занятие. Повторение

1

1

Итого

34

12

22

Учебно-тематический план 4 класс


       Наименование разделов и тем

Общее

количество

учебных

часов

в том числе

теоретических

практических

1

Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером.

1

1

1

2

Инструменты программы Smart Notebook

4

1

2

3

Основные возможности программы Smart Notebook

2

1

1

4

Добавление в презентацию Smart Notebook картинок, текстов, эффектов анимации

3

2

2

5

Добавление в презентацию Smart Notebook звука, видео и фото. Гипперсылки.

6

2

5

6

Самостоятельная работа

1

1

7

Составление тематических презентаций в программах  PowerPoint Smart Notebook

2

1

5

8

Составление творческих проектов в программах  PowerPoint Smart Notebook

6

1

5

9

Контрольное занятие. Защита презентаций

1

1

10

Повторение

1

1

Итого

34

11

23

На конец обучения мы можем говорить  только о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Первые шаги в мире информатики». В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.

Личностные

•        внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;

•        принятие образа «хорошего ученика»;

•        положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;

•        способность к самооценке;

•        начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Метапредметные

Познавательные

•        начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

•         сбор информации;

•        обработка информации (с помощью  ИКТ);

•        анализ информации;

•        передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

•        самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

•        использовать  общие приёмы решения задач;

•        контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

•        моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

•        подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

•        синтез;

•        сравнение;

•        классификация по заданным критериям;

•        установление аналогий;

•        построение рассуждения.

Регулятивные

•        начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;

•        преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•        ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

•        выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

•        умение выполнять учебные действия в устной форме;

•        использовать речь для регуляции своего действия;

•        сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

•        адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

•        выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

•        работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

•        ставить вопросы;

•        обращаться за помощью;

•        формулировать свои затруднения;

•        предлагать помощь и сотрудничество;

•        договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

•        слушать собеседника;

•        договариваться и приходить к общему решению;

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        осуществлять взаимный контроль;

•        адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Список литературы

1. Алексюк А. Педагогика высшей школы. Курс лекций: модульное обучение. – Киев. 1993.

2. Вазина К. Саморазвитие человека и модульное обучение. – Н. Новгород, 1991.

3. Громкова М.Т. Модульное структурирование педагогического знания. – М., 1992.

4. Третьяков И.Б., Сенновский П.И. Технология модульного обучения в школе. – М., 1987.

5. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 3. Технологии развивающего обучения. – Майкоп, 1998.

6. Шамова Т.И. Модульное обучение, сущность, технология // Биология в школе. – 1994. – №5.

7. Юцявичене П. Теоретические основы модульного обучения: Дис. док. пед. наук. – Вильнюс, 1990.

8 .Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Учебник в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник 20008г.

9. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Методическое пособие для учителя к учебнику - тетради в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник 2002г.

10. Леонов В.П. Персональный комьютер. Карманный справочник. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 928 с.

11. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.

12. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.

13. Книга игр для детей. Кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. – М.: Астрель,2003. – 192 с.

14. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.

15. Кравцов С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.

16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178-020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997

Сайты сети интернет

1.        http://standart.edu.ru/

2.        http://zanimatika.narod.ru/Nachalka17_1.htm

3.        http://koshki-mishki.ru/n4-9.html

Электронные пособия

1.        Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие = СD. Москва. Академкнига/Учебник 2004г.

2.        Мир информатики 1 -2 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия

3.        Мир информатики 3 -4 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...