Программа кружка "Байтик-информатик"
рабочая программа по теме
Программа кружка "Байтик-информатик" для учащихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Байтик-информатик»
Руководитель: Самохина Е.А.
МКОУ СОШ с. Осиновая Речка
Хабаровский муниципальный район
Хабаровский край
Срок реализации программы 4 года.
Пояснительная записка
Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
При составлении данной программы использовались следующие первоисточники:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373
- Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП
- Программа формирования ИКТ-компетентности учащихся МОУ Семилукской СОШ №1 с УИОП на ступени начального общего образования.
Цели изучения основ информатики в начальной школе:
- формирование первоначальных представлений о свойствах информации,
способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера) - развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее
распространенных в информатике ( с применением формальной логики,
алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход ) - расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой
- развитие у учащихся навыков решения логических задач.
Задачи обучения информатике в начальной школе
в обучении:
- развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»
- познакомить школьников с основными свойствами информации
- научить их приемам организации информации
- формирование общеучебных умений и навыков
- прибретение знаний, умений и навыков работы с информацией
- формирование умения применять теоретичекие знания на практике
- дать школьникам первоначальное представление о компьютере и сферах его применения;
в развитии:
- памяти, внимания, наблюдательности
- абстрактного и логического мышления
- творческого и рационального подхода к решению задач;
в воспитании:
- настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
- умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
- бережного отношения к школьному имуществу,
- навыков здорового образа жизни.
Особенности программы
В литературе рассматриваются два аспекта изучения информатики:
- технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии - информационные;
- общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Так вот данная программа реализует именно второй подход.
Основные возрастные особенности младших школьников
В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы — долга, ответственности и др. Такая социальная установка очень важна для успешного начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем, что снижает их побудительную силу.
Обучение воздействует на развитие младших школьников и всей своей организацией. Оно является формой их коллективное жизни, общения с учителем и друг с другом. В классном коллективе складываются определенные взаимоотношения, в нем формируется общественное мнение, так или иначе влияющее на развитие младшего школьника. Через классный коллектив он включаются в разные виды деятельности.
Ставя перед школьниками новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение идет впереди развития. Вместе с тем оно опирается не только на актуальные достижения в развитии, но и на потенциальные его возможности.
Организация учебного процесса
Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале II полугодия 2011-2012 учебного года. Состав группы – постоянный (по вариантам). Периодичность занятий – 1 раз в неделю (17 часов в первый год обучения, 34 часа во второй год обучения). Количество детей в группе 14-17 человек.
Прогнозируемые результаты
В результате изучения курса «Компьютерный час» учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:
- осознавать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;
- анализировать полученные из наблюдений сведения;
- с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
- объединять предметы по общему признаку;
- различать целое и части;
- представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
- составлять и исполнять несложные алгоритмы;
- создавать свои информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы)
- организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
- использовать информацию для принятия решений;
- использовать информацию для построения умозаключений;
- понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
- работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
- уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
- создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
- производить поиск по заданному условию;
- готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Требования к обязательному уровню подготовки по информатике
на этапе пропедевтического обучения
В процессе изучения информатики в начальной школе, обучаемому предоставляется возможность:
- выяснить роль и место информации в жизни общества и человека;
- получить первичное представление о понятии информации, о формах ее представления;
- научиться различать виды информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительную, звуковую, вкусовую и т. д.);
- научится различать информацию в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая, текстовая, графическая, табличная);
- научиться различать информацию в зависимости от способа организации информации (таблица, ряд, столбец, список);
- научиться осуществлять поиск информации в справочниках и словарях, в том числе электронных;
- овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером;
- познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
- научиться представлять информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
- узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
- узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
- уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию);
- уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки;
- иметь элементарные навыки работы на компьютере.
В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в группе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.
Примерная структура занятия
- Организационно-мобилизующий момент – 2-3 мин
- Разминка (повторение ранее изученного) – 2-3 мин
- Физкультминутка (двигательная игра) – 1 мин
- Объяснение нового материала – 10-12 мин
- Физкультминутка (упражнения для глаз) – 1 мин
- Работа за компьютером – 10-15 мин
- Рефлексия – 2 мин
- Завершение работы компьютера – 2 мин
Примерный комплекс упражнений для глаз
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
- Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Учебно-тематический план 1 класс
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | в том числе | |
теоретических | практических | |||
1 | Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером. | 1 | 1 | |
2 | Компьютеры вокруг нас. Информация и её виды. Сбор и хранение информации. Как рисует компьютер? | 2 | 1 | 1 |
3 | Рабочий стол. Понятие и назначение курсора. | 1 | 1 | |
4 | Компьютерная помощница – мышь. Управление мышью. | 1 | 1 | |
5 | Меню: возможность выбора. Кнопка «Пуск». Запуск стандартных программ. Компьютерное окно. | 1 | 1 | |
6 | Клавиатура. Её назначение и функциональные возможности. Расположение букв и цифр. | 2 | 1 | 1 |
7 | Стандартная программа «Блокнот». Набор и редактирование текста. | 3 | 3 | |
8 | Графический редактор Paint. | 3 | 1 | 2 |
9 | Создание тематического рисунка с текстовым комментированием. | 2 | 2 | |
10 | Представление и защита презентации. | 1 | 1 | |
Итого | 17 | 4 | 13 |
Учебно-тематический план 2 класс
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | в том числе | |
теоретических | практических | |||
1 | Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером. | 1 | 1 | |
2 | Информация. Свойства информации. Способы передачи и получения информации. | 4 | 2 | 2 |
3 | Что умеет делать компьютер? Компьютер – помощник человека. | 2 | 1 | 1 |
4 | Как считает компьютер? Калькулятор. | 3 | 1 | 2 |
5 | Стандартные программы «Блокнот», «Word», «Paint», «Power Point» | 5 | 5 | |
6 | Инструменты стандартной программы «Блокнот», «Word» | 5 | 5 | |
7 | Инструменты стандартной программы «Paint» | 5 | 5 | |
8 | Инструменты стандартной программы «Power Point» | 5 | 5 | |
9 | Создание и защита презентаций. | 3 | 3 | |
10 | Повторение | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 11 | 23 |
Учебно-тематический план 3 класс
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | в том числе | |
теоретических | практических | |||
1 | Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером. | 1 | 1 | 1 |
2 | Инструменты программы PowerPoint | 4 | 2 | 2 |
3 | Основные возможности программы PowerPoint | 2 | 1 | 1 |
4 | Цифровой фотоаппарат Добавление в презентацию фото | 3 | 1 | 2 |
5 | Добавление в презентацию картинок, текстов, эффектов анимации, звука, видео | 4 | 2 | 2 |
6 | Составление тематических презентаций в программе PowerPoint | 6 | 1 | 5 |
7 | Цифровой микроскоп и датчики | 2 | 1 | 1 |
8 | Составление творческих проектов в программе PowerPoint | 4 | 1 | 3 |
9 | Конструктор «Лего» | 6 | 1 | 5 |
10 | Итоговое занятие. Повторение | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 12 | 22 |
Учебно-тематический план 4 класс
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | в том числе | |
теоретических | практических | |||
1 | Правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером. | 1 | 1 | 1 |
2 | Инструменты программы Smart Notebook | 4 | 1 | 2 |
3 | Основные возможности программы Smart Notebook | 2 | 1 | 1 |
4 | Добавление в презентацию Smart Notebook картинок, текстов, эффектов анимации | 3 | 2 | 2 |
5 | Добавление в презентацию Smart Notebook звука, видео и фото. Гипперсылки. | 6 | 2 | 5 |
6 | Самостоятельная работа | 1 | 1 | |
7 | Составление тематических презентаций в программах PowerPoint Smart Notebook | 2 | 1 | 5 |
8 | Составление творческих проектов в программах PowerPoint Smart Notebook | 6 | 1 | 5 |
9 | Контрольное занятие. Защита презентаций | 1 | 1 | |
10 | Повторение | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 11 | 23 |
На конец обучения мы можем говорить только о начале формирования результатов освоения программы по курсу «Первые шаги в мире информатики». В связи с этим можно выделить основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий.
Личностные
• внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
• принятие образа «хорошего ученика»;
• положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Первые шаги в мире информатики»;
• способность к самооценке;
• начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Метапредметные
Познавательные
• начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
• сбор информации;
• обработка информации (с помощью ИКТ);
• анализ информации;
• передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
• использовать общие приёмы решения задач;
• контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
• моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
• подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
• синтез;
• сравнение;
• классификация по заданным критериям;
• установление аналогий;
• построение рассуждения.
Регулятивные
• начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• умение выполнять учебные действия в устной форме;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
• выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
• работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
• ставить вопросы;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• слушать собеседника;
• договариваться и приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Список литературы
1. Алексюк А. Педагогика высшей школы. Курс лекций: модульное обучение. – Киев. 1993.
2. Вазина К. Саморазвитие человека и модульное обучение. – Н. Новгород, 1991.
3. Громкова М.Т. Модульное структурирование педагогического знания. – М., 1992.
4. Третьяков И.Б., Сенновский П.И. Технология модульного обучения в школе. – М., 1987.
5. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 3. Технологии развивающего обучения. – Майкоп, 1998.
6. Шамова Т.И. Модульное обучение, сущность, технология // Биология в школе. – 1994. – №5.
7. Юцявичене П. Теоретические основы модульного обучения: Дис. док. пед. наук. – Вильнюс, 1990.
8 .Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Учебник в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник 20008г.
9. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика 2 класс: Методическое пособие для учителя к учебнику - тетради в 2 частях. Москва. Академкнига/Учебник 2002г.
10. Леонов В.П. Персональный комьютер. Карманный справочник. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 928 с.
11. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.
12. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2007. – 80 с.
13. Книга игр для детей. Кроссворды, ребусы, головоломки /сост. Г. Коненкина. – М.: Астрель,2003. – 192 с.
14. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
15. Кравцов С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.
16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178-020), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997
Сайты сети интернет
1. http://standart.edu.ru/
2. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka17_1.htm
3. http://koshki-mishki.ru/n4-9.html
Электронные пособия
1. Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие = СD. Москва. Академкнига/Учебник 2004г.
2. Мир информатики 1 -2 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия
3. Мир информатики 3 -4 год обучения: Комплекс компьютерных программ Медиатека Кирилла и Мефодия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...