Списывание как эффективное средство в обучении правописанию
статья на тему
Списывание как эффективное средство в обучении правописанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spisyvanie_kak_effektivnoe_sredstvo_v_obuchenii_pravopisaniyu.doc | 87.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Списывание как эффективное средство обучения правописанию
из опыта работы учителя
начальных классов МОБУ СОШ №2
Щербининой Г.В.
Списывание - один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, - как правило, с дополнительными заданиями.
Львов М. Р.
(Словарь-справочник по методике русского языка)
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копи руют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения, образы ко торых даны в «Прописях».
Хочу поделиться опытом организации обучения списыванию, при котором достигается безошибочность этого действия и, кроме того, совершенствуются орфографические навыки учащихся. Обучение списыванию организую по следующему алгоритму.
- Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
- Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
- Выдели «трудные для написания слов места» (орфограммы) в списываемом предло жении, тексте.
- Прочитай предложение, так, как оно написано.
- Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
- Пиши, диктуя себе так, как проговаривал.
- Проверь написанное:
а) читай то, что написал;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие со ответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязатель ной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы.
Содержание и методика освоения каждого действия алгоритма.
- Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
Это действие нужно для того, чтобы исключить возможность механического копирова ния текста. Так как предложения,с которых начинается обучение, невелики (3-5 слов), в качестве«смыслового куска» выступает целое предложение. Позднее в качестве смысловой части может выступить словосочетание или часть предложения, но в любом случае вначале нужно прочесть всё предложение, чтобы было понятно содержание списываемого. Чтение предложе ния на этом этапе осуществляется по нормам орфоэпии «читаем так, как надо говорить». Видим, что списывание связано с обучением правильному говорению.
- Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
Чтобы списывать смысловыми единицами, нужно владеть развитием навыка чтения и
иметь хорошую память. Нужно иметь достаточное «поле чтения», т.е. уметь «схватывать» од ним взглядом не только отдельное слово, но и целый кусок текста. Повтряя предложение, не глядя в него, ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно.
- Выдели орфограммы в списываемом тексте.
Этот этап можно назвать активным орфографическим анализом текста. Чтобы этот этап был полноценным, он должен опираться на содержательное, обобщенное представление ребен ка об орфограмме (независимо от того, используется ли в обучении термин «орфограмма»).
Для успешного воспитания орфографической зоркости с помощью специально органи зованного обучения списыванию как можно раньше знакомлю учащихся с наиболее общими признаками орфограмм. Помочь научить детей выделять все орфограммы, связанные с обозна чением звуков буквами, помогает таблица.
Какие буквы нельзя писать на слух | |||
Безударные гласные (кроме У, И, Ы на конце слова) | Гласные под ударением после шипящих | Согласные, парные по звонкости-глухости а) на конце слова б) перед др. согласными (но не Р, Л, М, Н, Й, В) | Согласные, парные по мягкости-твердости: пе ред мягкими согласны ми |
С первых шагов обучения письму дети сталкиваются не только с орфограммами, связан ными с обозначением звуков буквами, но и с орфограммами других типов: слитно-раздельными написаниями, прописной буквой и т.д. тоже нужно отмечать в списываемом тексте.
Формирование действий списывания обязательно включает в себя определение ударного слога. С этого и начинаю выделение орфограмм в каждом слове.
- Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь диктовать во время письма).
Орфографически проговаривая слово, ученик запоминает его написание, а так как спи сывание осуществляется «смысловыми кусками», то и запоминание происходит не механиче ски, а осмысленно. Проговаривание использую как один из приемов в обучении орфографии. В усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и речедвигатель ная, неразрывно связанная с проговариванием, т.е. послоговым произнесением слова.
Обучение орфографическому проговариванию начинаю одновременно с обучением гра моте. Когда ребенок читает по слогам, у него само собой происходит орфографическое чтение слова. При произнесении целого слова перевожу детей на орфоэпический уровень, т.е. учу про износить слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. В отдельных
случаях обращаю внимание детей на «два образа», в которых живет слово: орфоэпический («как говорим») и орфографический («как пишем»). При этом демонстрирую учащимся два ви да чтения: «Читаем, как говорим» и «Читаем, как пишем». Нельзя не учитывать, что без специ ального обучения первоклассники чаще всего сами не овладевают двумя видами чтения и тем более далеко не всегда осознают разницу между ними. Дети, которые читают целыми словами, затрудняются орфографически проговорить слово, а те, которые читают по слогам, чаще всего не улавливают разницу между произнесением слова целиком и по слогам. Поэтому всегда даю установку: «Читай, как написано», а не «Читай по слогам». В обучении списыванию не просто формируются два вида чтения, а каждый из них приобретает для ученика свое обоснование: «Проговариваем, чтобы не ошибиться при письме», «Читаем, как говорим, чтобы научиться и говорить и читать правильно».
Учитывая, что в текстах встречаются орфограммы, не связанные с произношением, проговаривание при коллективной работе может сочетаться с комментированием: «Предлог со сло вами отдельно» и т.п. При самостоятельной работе все орфограммы подчеркиваются.
- Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
При этом задании, ученик готовится к тому, чтобы правильно продиктовать себе во вре мя письма. Повторение, по памяти, проговаривание закрепляет в памяти буквенный образ сло ва, воссозданный в его произнесении.
- Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
При самостоятельном списывании обязательно слежу за тем, чтобы дети действительно диктовали себе во время письма. Шумок, возникающий при этом (особенно в 1 классе), - есте ственное свидетельство, что запись происходит при проговаривании. Особенно прислушиваюсь
«
к тому, как диктуют себе те, кто склонен выполнять эту операцию формально и поэтому допус кает ошибки при списывании. Настаиваю на том, чтобы во время письма под собственную дик товку ученик уже не смотрел в текст, а опирался на свою речедвигательную память.
- Проверь написанное.
О том, что нужно проверять то, что написал, знают все. Учу детей как это надо делать, т.е. отчетливо представлять себе ту систему действий, с помощью которой можно осуществить проверку. Требую от учеников подчеркнуть орфограммы в написанном, тем самым даю ориен тир того, что именно нужно сравнивать в написанном и исходном тексте.
Вся описанная выше работа способствует формированию у первоклассников не только орфографической зоркости, но и орфографической памяти, что тоже очень важно для успешно го обучения правописанию.
Если проводить эту работу систематически, начиная с первых страниц «Прописей», то результат не замедлит сказаться на успехах обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровые моменты на уроках и во внеурочное время в начальной школе как эффективное средство в обучении и воспитании». Из опыта работы учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны
Поступая в школу, главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболез...
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (из опыта работы)
Ребенок не прекращает играть, поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность. Для младшего школьного возраста ученье - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьно...
Проблемное обучение как эффективное средство активизации мышления младших школьников.
На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь, осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают творческие способности, отстаивают...
Формирование ключевых компетентностей через активные методы обучения в начальной школе как эффективное средство реализации ФГОС
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...
Эффективное использование интерактивных средств при обучении младших школьников.
Исследовательская работа по УМК "Школа России" и мастер-класс по созданию видеофильмов для уроков литературного чтения....
«Эффективное использование интерактивных средств при обучении младших школьников".
Я убедилЯ убедилась, что использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интерес...
Эффективное использование интерактивных средств при обучении младших
Дети, познающие мир с помощью зрения — визуалы, лучше воспринимают и запоминают то, что увидели. Они могут часами рассматривать картинки, в их речи чаще можно услышать слова: увидел, разглядел, посмот...