Тезисы выступления
материал по теме

В последние годы в нашей прессе часто обсуждается проблема российской национальной идеи. Если такая идея и существует, совершенно ясно, в чём она может заключаться: в приоритетности интересов наших детей перед нашими собственными стоминутными интересами. На всё, что мы делаем сегодня, мы должны прежде всего смотреть с точки зрения будущего, каким мы хотим его видеть. Иначе говоря, главная задача в том, чтобы обеспечить благополучие, нормальную жизнь, нормальное физическое, психическое, моральное становление и развитие детей и молодежи. Ведь будущее всего общества, в конечном счете всей страны прямо зависит от того, каким будет её молодое поколение, то есть -каким мы его вырастим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тезисы выступления

на краевых педагогических чтениях

имени Я. М. Неверова

В последние годы в нашей прессе часто обсуждается проблема российской национальной идеи. Если такая идея и существует, совершенно ясно, в чём она может заключаться: в приоритетности интересов наших детей перед нашими собственными стоминутными интересами. На всё, что мы делаем сегодня, мы должны прежде всего смотреть с точки зрения будущего, каким мы хотим его видеть. Иначе говоря, главная задача в том, чтобы обеспечить благополучие, нормальную жизнь, нормальное физическое, психическое, моральное становление и развитие детей и молодежи. Ведь будущее всего общества, в конечном счете всей страны прямо зависит от того, каким будет её молодое поколение, то есть -каким мы его вырастим.

УМК «Школа 2100» является попыткой объединить все здоровые силы российского образования вокруг идей, восходящих к Ушинскому, Льву Толстому, Каптереву, Блонскому, Выготскому и легших в основу Закона РФ «Об образовании» и Национальной доктрины образования Российской Федерации. Этот УМК с самого начала взял курс на консолидацию вокруг него всех педагогов и психологов, разделяющих идеи развивающего , вариативного, личностно ориентированного, непрерывного образования.

Работая именно по УМК «Школа -2100»  тринадцатый год, я удачно реализую исследования по своей методической теме «Осуществление личностно ориентированного подхода при обучении младших школьников через современные технологии». Актуальность этой темы можно выразить словами главного героя когда-то знаменитой повести Н. Огнева «Дневник Кости Рябцева»: « Раньше смотрели так,
чтобы как можно скорее набить ученику голову всякой
всячиной, а когда ученик кончит школу, все у него из головы в
два счета вылетало. Одним словом, надо наполнить пустой
сосуд, а что в него можно влить, это им было наплевать с
шестнадцатого этажа. А теперь на ученика смотрят, как на
костёр, который только разжечь, а дальше уж сам гореть
будет...»        

Вот основные принципы Образовательной программы «Школы-2100».

Классификационные характеристики:

•   По уровню применения: общепедагогическая;

•   По основному фактору развития: социогенная и психогенная;

•   По     концепции     усвоения:     ассоциативно-рефлекторная развивающая

•   По        ориентации        на    личностное        структуры: СУД+СУМ+СДП+СЭН, где ведущая СУМ    (СУД – способы

умственных действий, СУМ - самоуправляющие механизмы личности, СДП - действенно - практическая сфера, СЭН -сфера этических и нравственных качеств личности);

•   По характеру содержания: общеобразовательная, гуманистическая и светская;

•   По типу управления: система малых групп;

•   По организационным формам:        классно-урочная,
групповая+ индивидуальная, дифференцированная;

•   По подходу к ребенку: личностно ориентированная;

•   По преобладающему методу: проблемно - развивающая;

•   По направлению модернизации: альтернативная;

•   По категории обучающихся: массовая.

Ведущие целевые ориентации:

•   Создание        адоптивной школы для ученика,
рассматриваемого как субъект учебной деятельности.

•   Обучение должно быть не просто развивающим, оно
призвано обеспечить у школьника готовность        к
дальнейшему развитию.

Всё в этой программе ново и интересно, всё продуманно до мелочей. Но авторы всегда дают учителю право на выбор и личную инициативу.

Вот что мы используем в своей работе на уроках русского языка.

В наших тетрадях вместо обычных символов (палочки и галочки) можно увидеть на полях разные цифры. Каждой ошибке соответствует своя цифра. Их проставляет учитель. При этом я могу исправить ошибку, просто зачеркнуть её или вовсе ничего с ней ни делать в зависимости от ситуации, от хозяина тетради или от моей задачи. Но на полях в соответствующей данной ошибке строке непременно появится цифра, отсылающая ученика к маленькой рукодельной брошюрке, которая называется «Проработка» и есть у каждого ученика.

Жизнь нашей «Проработки» началась со второго класса с пяти орфограмм. Перечислены они в том порядке, в каком у нас в классе заходила о них речь. По мере продвижения в материале наша книжечка разрасталась и продолжает разрастаться.

Тетрадь после проверки обзаводится разными цифрами. Цифра без кружочка соответствует какой-либо орфограмме, цифра в кружочке - пунктограмме.

4

(Давно ушол с болота медведь к берлоге.


Снялись   журавли,    последний   раз

3,3

мохнули   крылом   и   улетели.

5

_Лес  утих , приготовился к предзимю.

Завидев одно из двух на полях свой тетради, ученик действует так. Открыв проработку на нужной цифре и отыскав на строке злополучное место с ошибкой, он прорабатывает её по инструкции, изложенной в «Проработке».

Проработка ошибок.

3. Макнули - взмах улетели - полет  5.Предзимъю, соловьи, листъя.

Ещё с «Проработками» выполняем разные виды заданий: «дырявим текст», «штопаем дырки», составляем «шифровки».

То, что в обычных упражнениях называется «вставить пропущенные буквы», у нас называется « заштопать дырки». Но в учебниках все «дырки» чужие, не собственного приготовления, навязанные школьнику. А «штопать дырки» соседа по парте -это уже полюбопытнее занятие. Тогда и соседу - чтобы он не скучал - надо что-то предложить в замен. А как научится свои «дырки» выдумывать? В каком месте текста могут быть «дырки»? Конечно, в «ошибочно - опасном», слабом. Каждая «дырка» непременно какая-нибудь орфограмма. Ученик берет книжку ( лучше ту, которую он в данный момент читает), выбирает из неё на свой вкус кусочек текста и сооружает из него «дырявый текст». Только уговор такой.

Во-первых, наш - девиз не меньше одной дырки в слове (очевидные случаи не в счет).

Во-вторых, текст должен быть написан разборчиво. Аккуратность - это уважение к читателю твоей тетради.

В-третьих,        «дырки» должны быть достаточно
вместительны.

вОлОсОпед

В-четвертых, книжка из которой «дырявили» текст прилагается.

Итак, текст «продырявлен» и лишен знаков препинания. Чаще всего эта работа - кусочек домашнего задания. В классе ученик обменивает свой «дырявый текст» на «дырки» соседа по парте ( или соседа сзади, соседа спереди). Быстро, за три - пять минут, «штопают дырки» пока на «живульку» - карандашом. Обратный обмен. К ученику вернулась его тетрадь. Он берет ручку и, сверяясь с книжкой, уже по-настоящему «штопает» свой текст. Если карандаш не врет, обводим букву сразу ручкой. Если сосед ошибся, то, ткнув его в ошибку, стирает её ластиком и вписывает ручкой правильный ответ. Прошло ещё три - пять минут. Сосед между тем проделывает аналогичную работу. А поскольку все являются чьими-нибудь соседями, то все и работают. Поголовная занятость. За какие-то десять минут столько сделано. Нужно много текста через себя вот так пропустить. Тогда, может быть, заработает интуиция.

Работ с «дырявым текстом» можно придумать много.

Командам раздается один и тот же отрывок текста. Каждая команда на свой лад делает его «дырявым» и передает в другую команду. Следующий шаг. Над каждой «дыркой» или пропущенным знаком препинания нужно поставить соответствующий   номер   орфо-   и   пунктограммы   из   нашей «проработки». Выписать цифры в ряд и получится шифровка.

У меня ж0вёт щ0нок Ромул, я бол0ше з0ву его Ромой, ин0гда  вел0чО1ю Р0маном В0сил0евичем.

 Шифровка: 8,1,4,5,3,4,3,1,3,3,5

Сверяем шифровки с другими командами. Конечно, они не совпадают. И чем больше различных вариантов, тем интереснее детям. И ух, конечно вариантность - бальзам на сердце учителя! При этом тема обсуждения не спускается «сверху», а рождается тут же, в недрах класса. И учитель знает, что на этот раз он сможет высказать свое мнение, будучи услышанным.

Следующий шаг. Команды оставляют свои тетради на местах и переходят в соседнюю команду. Начинается «штопка дырок». Команды возвращаются на свои места. Теперь, сверяясь с первоисточником, можно «заштопать» свой текст уже ручкой. Остаётся договориться какие отметки ваша компания ставит штопальщикам: одну - за грамотность ( по количеству ошибок), вторую - за дружбу ( одинаково ли «заштопаны дырки»?). Отметки, таким образом, получает все - командные.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов - целый словарь. Вот как в своём классе я организую эту работу, чтобы избежать постылой зубрёжки.

В нашей рукотворной «Проработке» есть такая орфограмма за №4. инструкция к ней гласит : « Пишу слово на солнышке не менее пяти раз. Вывешиваю на стену». Солнышко выглядит в тетрадке примерно так:

При этом важно, чтобы слово было написано не линейно, а под разным углом зрения, и буква, из-за которой слово угодило в словарь, бросалось бы в глаза своей величиной.

А потом это слово «рисуем» на альбомном листе, выделяя букву размером или цветом, иногда добавляя рисунок по смыслу. Затем вывешиваем этот листок для всеобщего обозрения на стенку класса. Итак, накопилось много слов.

Неделю слова висят, а ребята их «обживают», рассматривают, обсуждают. Наконец наступает момент, который называется «стенка». Я даю ребятам несколько минут для «фотографирования». Затем снимаем все слова со стенки, при этом каждое слово проговаривается вслух, по слогам и хором - как в первом классе. Следующий ход. Я быстро диктую слова, ребята записывают их в тетрадь. Затем наступает момент проверки. Ребята меняются тетрадями в парах. Я предъявляю им листочки по одному. Ребята сверяют листок с тем, что видят в соседской тетради. И если ни у кого ошибок не обнаружен, то слова отправляются «на пенсию» с тем, чтобы отдохнуть, но через некоторое время (например, спустя месяц) опять окажется на стенке для проработки. Если же в классе есть хоть один прокол (поднятая рука означает ошибку), то слово отправляется на стенд «Рисунки подсказки». Через неделю его ждет ещё одно испытание, но уже в новой компании.

Эти работы под силу каждому; способствуют нормальному живому общению учеников друг с другом; являются своеобразными тренажёрами; помогают «набивать руку» в грамотном письме.

На уроках литературного чтения, опираясь на методику
авторов книг для чтения серии «Свободный ум», формирую у
детей тип правильной читательской деятельности, который
представляет        собой трехступенчатый процесс
целенаправленного индивидуального осмысления и освоения
детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения). Учу
медленному чтению художественного текста, потому что читает
ребёнок в режиме диалога с автором. Учу читать для самого
себя, уделяю равномерное внимание и чтению в слух, и чтению
про себя, использую различные виды творческих заданий на
этапе работы с текстом после чтения.

1. Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами из текста. Эта работа проводилась, например, после чтения произведения Е. Шварца «Два брата» и Ш. Перро «Ослиная шкура».

2. Серия рисунков к одному тексту. Каждый ученик получил задание проиллюстрировать только одно предложение или один абзац из произведения М. Пришвина «Изобретатель». После этого рисунки были вывешены по порядку. Такая серия рисунков помогает лучше понять текст.

3. Портрет героя. Каждый ученик рисовал портрет героя произведения, затем в классе проходил конкурс «Кто лучше?». Все портреты рассматривались, читался соответствующий отрывок из текста, определялся победитель. Так проходили конкурсы портретов Электроника, Тома Сойера, Севы Мымрикова, девочки на шаре.

4. Составление карты Волшебной страны. Дети составляли карту Волшебной страны к произведению Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков».

5. Защита фантастических проектов. Работа проходила по книге Э.Успенского «Школа клоунов». Весь класс был поделен на проектные группы. Каждая группа давала название своей школе, рисовала ее, рассказывала об особенностях. Ребята работали с увлечением. Когда шла зашита проектов, выступали оппоненты, задавали вопросы слушатели. Лучший проект выбирали голосованием.

6. Составление писем и телеграмм от имени героев. Очень понравилось ребятам стихотворение Г.Сапгира «Четыре конверта». Они решили, что смогут сами составить письма из леса, которые напишут на «снежинках», «грибах», «листьях», «цветах» из бумаги. Дети составили такие послания, читали вслух, а остальные отгадывали, от кого эти письма. Были такие письма:

-Приходите к нам скорей!

Для вас я набрал  И грибов, и желудей. (Ёжик)

-Ура! Лето! Иду за медом!

(Медведь) -    Скоро появятся шишки и грибы.

(Белка) -Вот и наступила весна.

Ну и заспался я! Сейчас вылезу из берлоги И полакомлюсь березовым соком. (Медведь)

7. Изобрази, как представляешь. Это задание можно использовать после чтения произведений о природе. Мои ученики составляли портрет Лета. Пробовали написать о нем сказку, стихотворение. Работы получались очень интересные, они были использованы на уроке-обобщения.

8. Конкурс «Сами с усами». Проходили после чтения произведения К.Паустовского «Жильцы старого дома». Ребята писали истории о жильцах своего дома. Это были мяч, резиновая собачка, книжка. После чтения сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» ребята нарисовали свою любимую игрушку и сочинили историю, как эта игрушка попала к ним.

9. Пишем, подражая автору.

«Жужжащее чтение»

С чтением всегда проблемы: читают дети по-разному (есть такие, кто цедит в час по чайной ложке), особенно в слух. Как заставить двадцать пять человек слушать одного, если тот явно не Сергей Юрский! Да и этому несчастному каково барахтаться в одиночку в притаившейся тишине класса? А технику нарабатывать надо. А для этого нужно много читать. И далеко не все дети читают дома свою книжку. Я использую «жужжащее чтение». Выглядит это так. После звонка, дети спешат к специальной полочке в шкафу, отыскивают на ней книжку со своей личной закладкой и рассаживаются по местам. Отдельные ученики уже на переменке это сделали и сидят себе читают.

-   Время пошло! Включайте звук!

В этот момент класс на целых пять минут превращается в пчелиный рой. Дети жужжат (бубнят, бормочут, шелестят) каждый свою книжку вслух, но в то же время себе по нос.

Книжка должна быть обязательно тоненькая. Чтобы в несколько присестов её реально было бы прочитать.

Автор и название прочитанной книжки записываются ребятами на самодельных закладках. Ребёнок, который боялся до сих пор подступиться к книжке, вдруг в скором времени обнаруживает на своей закладке целый список. Это воодушевляет!

Итак, пять минут «жужжащего чтения» перед каждым уроком. Пять минут... Учитель может собраться с мыслями, подготовить раздаточный материал, доску к работе, может проверить пару тетрадок или просто передохнуть, но чаще всего я брожу по классу, прислушиваюсь: это самые реальные представления о том, кто как читает. Дотрагиваясь до плеча, «отключаю звук» (читай про себя) у тех, кто и без того лихо читает. Всё меньше голосов бубнит в классе.

Пять минут истекло. Книжки возвращаются на полку, а ребята привычно начинают урок.

Чтение с секундомеро. - кто медленнее?

На одном из уроков я рассказала, как одной из телевизионных информационных программ я увидела сюжет, посвященный международными соревнованиям велосипедистов на ... самую медленную скорость. Зрелище было удивительное -задние колеса велосипедов почти застыли на месте, а чтобы велосипеды не упали, спортсмены усилено вращали руль в разные стороны. Таким образом равновесие сохранялось, велосипеды не падали, и спортсмены не выбывали из соревнований.

После рассказа об этом удивительном соревновании ученики получили одинаковые тексты для установления рекордов по медленному чтению. В руках у учителя секундомер. Сначала он предлагает попробовать свои силы желающем. Условие одно - читать как можно медленнее, но так, чтобы в тексте сохранилась смысловая связь. Если история «рассыпается» на бессвязные слова и звуки, то результат не засчитывается.

Слушая других, многие уже прикинули, в каких местах текста и каким образом можно выиграть дополнительные секунды. Поэтому количество желающих резко возрастает. Даже те, кто очень плохо читает, с интересом включается в работу - и они не боятся пробовать. Слабые чтецы охотно соглашаются установить рекордно медленное чтение. Им кажется, что медленно они всегда прочтут. А в ходе проб в их чтении появляется и напевность, и слитность, и осмысленность, отсутствовавшие до этого. В конце каждой пробы учитель интересуется, какими приемами пользовался чтец для достижения максимальной медленности в чтении и сохранения смысла истории.

Далее учитель предлагает ученикам, объединившись по четверо, занять любое удобное место в классе и в своей четверке каждому по очереди потренироваться в медленном чтении на эту работу отводится двенадцать минут. Лучший персональный результат каждый ученик записывает к себе в тетрадь. Работают все! В каждой группе текст читается и перечитывается по нескольку раз. Ученики слушают друг друга, перенимают удачи, замечают не удачи, прикидывают способы их преодоления. На уроке идет реальная тренировка каждого ученика в технике чтения.

Через двенадцать минут начинается «показательные выступления» . финалисты изо всех сил стараются не ударить в грязь лицом и доказать подлинность своего результата, установленного при работе по группам.

В приведенном фрагменте урока, построенном на деловом стиле общения, в центре внимания оказался не учитель, а работа самих учеников, их поиск, собственные находки, лучшие результаты.

На уроках математики применяю технологию обучения, в которой используется деятельностный метод. Основная особенность деятельностного метода заключается в
том, что новые математические понятия и отношения между ними
не даются детям в готовом виде. Дети « открывают» их сами в
процессе     самостоятельной     исследовательской     деятельности.
        Учитель   лишь   направляет   эту   деятельность   и   в   завершении подводит   итог,   давая   точную   формулировку   установлен алгоритмов   действия   и   знакомя   с   общепринятой    системой
, обозначений.  Таким  образом,  дети  строят  «свою»  математику,  поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересным не с внешней стороны, а по сути.

Деятельностный  метод  предполагает следующую  структуру уроков введения нового знания:

1.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ  ЗАДАЧИ.


       В список задач, актуализирующих знания детей, включается   проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.

2. «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ.

        Учитель предлагает уч-ся систему вопросов и заданий, подводящих их    к    самостоятельному    «открытию»    нового    свойства    или отношения. В результате обсуждения он подводит итог, знакомя общепринятой терминологией и показывая образец комментированного решения задач и примеров нового типа.

                                                      3.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

        Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием проговариванием  вслух изученных алгоритмов действия.

4. ОБУЧАЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

        Уч-ся самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, проверяют их в классе и исправляют допущенные ошибки. Здесь важно создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

5. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПОВТОРЕНИЕ.

Предлагаются   задания,   обеспечивающие  непрерывное   развитие содержательно - методических линий курса и доводящих до уровня автоматизированного навыка умение решать задачи  и  примеры основных видов. С другой стороны, сюда регулярно включаются нестандартные, логические, занимательные задачи и т. д.

Помимо уроков изучения нового в курсе предусмотрены и уроки закрепления материала, и уроки контроля, которые могут проводиться в различных удобных для учителя формах. Наиболее удачной формой уроков закрепления знаний является групповая
 форма,  так  как  она учит  детей  общению,   формирует  у   них активную позицию, самостоятельность в принятии решений.

Число уроков отработки и закрепления знаний в данном курсе меньше,  чем  в традиционном,  из-за значительного  расширения спектра   изучаемых   понятий.   Связано   это   с   направленностью программы   на   развитие   детей   и   на   формирование   у    них
 познавательных интересов. Детям для полноценного личностного развития на каждом уроке нужна «пища для ума». Если уроки, следующие за введением нового материала, посвящать только его отработке, то при этом будет закрепляться навык, но тормозиться развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и личностных  качеств.

Чтобы не терять в уровне отработки навыков и, одновременно, постоянно поддерживать высокий уровень активности детей, используется приём, который можно назвать «опережающей многолинейностью». После введения понятия, которое требует для отработки длительного времени, уч-ся знакомятся с такими математическими фактами, которые не входят на данном возрастном этапе в обязательные результаты обучения, а служат
развитию детей, расширению их кругозора, формированию интереса к математике. Тренировочные упражнения выполняются параллельно с исследованием новых математических идей, поэтому не утомляет детей, тем более что им придаётся, как правило, игровая форма /кодирование и расшифровка, отгадывание загадок и
т. д. /. Таким образом, каждый ребёнок с невысоким уровнем подготовки имеет возможность «не спеша» отработать необходимый навык, а более подготовленные дети постоянно получают   «пищу   для   ума»,   что   делает   уроки   математики привлекательными для всех детей - и сильных, и слабых.

Материал учебника предусматривает возможность работы по нему детей разного уровня подготовки - сильных, слабых и средних.

Обучение ведётся в «зоне ближайшего развития ребёнка», то есть на высоком уровне трудности.  Ребёнок с  первых уроков помещается в ситуацию, требующую от него интеллектуальных усилий, продуктивных действий. Вместе с тем, высокий уровень
подачи   материала   должен   сочетаться   с   созданием   в   классе атмосферы       доверия,       доброжелательности,       увлечённости,  позволяющей по настоящему «раскрыться» и поверить в свои силы
каждому ученику.

        Воспитание – это процесс постоянного творчества, когда учитель применяет свои знания и опыт к постоянно изменяющимся ситуациям.      

        Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед нами, педагогами, является развитие у детей культуры чувств.

        Не рекламы и боевики, не страшные картины программ новостей ТВ должны оказывать воздействие на чувства ребёнка, а встречи с прекрасным: картиной, музыкой, словом, способными заворожить ребёнка. Минуты созерцания, любования особенно необходимы в начале дня, чтобы сразу же настроить ребёнка на доброжелательность, спокойствие, веру в себя и любовь ко всему окружающему. Поэтому я начинаю свой день с « Минуток вхождения в день».

        «Минутами вхождения в день» можно назвать такие встречи, в ходе которых особое внимание уделяется минутам наблюдения, раздумий и любования.

        Важно отметить, что я не играю здесь роль учителя, а являюсь равноправным участником этих минут, делюсь с детьми своими собственными впечатлениями, раздумьями, переживаниями.

        Также иногда провожу «Минуты вхождения в день» с зеркалами, чтобы дети смогли ощутить неповторимость своих глаз, губ, улыбки…

        Самое главное условие эффективности таких встреч – добровольное участие в них детей.

        Важно уловить те интонации познания окружающего мира, которые позволяют каждому  ребёнку почувствовать себя сопричастным к доброму и прекрасному, что открывается для него в этом мире.

        В руках у каждого ребёнка – зеркало.

        - Дети, внимательно рассмотрите свои глаза. Какого они цвета? Для чего нужны глаза человеку?

        Звучит музыка.

        - Какие красивые у вас глаза! Они такие лучистые и ясные, искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё: и красоту заснеженных деревьев, и нежность цветов, и синеву неба. Они видят тех, кто нуждается в вашей помощи, - засохший цветок, голодную птичку, упавшего товарища – и помогают совершать вам добрые поступки.

        - Ваши глаза неповторимы. Я люблю ваши глаза! Посмотрите в свои глаза. Полюбуйтесь ими.

        В мои глаза вошли поля, моря, леса.

        Мои зрачки – огонь – в них солнце

                                                             задремало.

        Посмотрите в глаза друг другу и подарите добрые взгляды.

        Воспитательную работу в классе я веду под девизом «Союз трёх сердец»: учитель – ученик – родители. Именно в этом союзе возможно осуществление главной воспитательной задачи – формирование творческой личности. Без участия родителей создать в педагогическом процессе обстановку психологически бережного отношения к личности ребёнка, имеющего право на личное развитие, невозможно. Поэтому для меня было очень важно интерес школы превратить в интерес семейный.

        Я решила использовать для этого наиболее распространённую коллективную форму работы с родителями – это родительское собрание.    Каким оно должно быть сегодня? НЕТРАДИЦИОННЫМ! Это значит, что на родительских собраниях используются такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Это и музыкальное сопровождение, и «острые вопросы», и минуты самоанализа, и работа с памятками, и слово – эстафета.

        Покидая собрание, каждый родитель должен осознать, что рядом с ним существует мир детства, который не терпит фальши и равнодушия, который надо беречь и уважать, чувствовать и понимать. Этот мир приносит не только заботы и хлопоты, но и огромную человеческую радость. Надо лишь приложить чуточку воли и интереса, чтобы эти радости стали доступны.

        Для того чтобы установить более тесное общение родителей и детей, провожу беседы, классные часы, мини – праздники под названиями: «Материнские берегины», «Ты и твои товарищи», «Доброта в стихах и сказках». Ребята активно участвуют во всех играх и соревнованиях, где необходимо было отметить добрые дела и поступки.

        В один из выходных дней, чтобы родителям было удобно, провели беседу «Что такое обида?», и ребята сделали вывод, что добрый человек не должен держать обиду на кого – то. А чтобы избавиться от этого недоброго чувства, мы единодушно решили… предать его огню. Написали на листочках свои обиды друг на друга и отправились разжигать «костёр прощения».

        «Костёр прощения» родители приготовили заранее: выбрали место, сложили дрова, смастерили чучело обид. Родители и дети собрались у костра, дали клятву, что больше не будут обижаться друг на друга, и сожгли чучело и свои обиды.

        Сложившаяся система отношений в нашем классе позволяет добиться главной цели – сплотить детский коллектив.

        В. А. Сухомлинский писал: «Человечность, сердечность, чуткость против зла приобретаются лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошёл школу доброты».

        И я верю, что зёрнышки доброты, посеянные в душах детей, дадут добрые всходы.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы выступления :" «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся в начальной школе».

В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознаниии деятельности детей....

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

тезисы к выступлению

краткое описание выступления по мастер-классу...

Тезисы выступления по теме Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся начальной школы посредством УМК "Экология учебной деятельности "Учусь учиться"

Данный материал представляет собой краткое описание опытно-экспериментальной работы в виде тезисов. Мною представлены следующие разделы работы: актуальность, объект и предмет исследования, цели и зада...

тезисы выступления на конфереции

•Наши дети живут в информационном обществе, где необходимо ежедневно получать информацию, оценивать и перерабатывать её. •Поэтому перед учителем встает задача научить детей компетентностному  под...