методика развития познавательного интереса учащихся
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Ибатуллина Гузель Салаватовна

методика развития познавательного интереса учащихся в курсе ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 27_fevralya_master-klass_orkse_2013.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тренера-преподавателя ОРКСЭ МБОУ «Алмалинская СОШ»

Ибатуллина Г.С.

   МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

                     У УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ ОРКСЭ

      Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? И учителю ОРКСЭ, как никому другому (т.к. предмет является новым для каждого из нас. При этом, никто из нас сам подобного курса не изучал ни в школе, ни в вузе. Никто из нас не является одинаково компетентным в православной, иудейской, мусульманской, буддийской культурах, а также специалистом по светской этики. Что-то каждый из нас знает лучше, что-то хуже), нужно отходить от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Ведь ОРКСЭ – это курс, охватывающий огромные пласты как исторического, хронологического, так и морально-этических пластов жизни человека.

     Необычная форма обучения – прямой путь к развитию познавательного интереса у учащихся -  урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения . «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»- пишет в одной из своих статей Г. А. Цукерман, доктор псих. наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.

   А создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности, эмоциональная речь учителя, применение поощрения и порицания – так же неотъемлемые элементы для развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ.

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. Особенно это проявляется в блоках, связанными с изучением светской этики. К процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключается глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

     Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включённости в общую работу класса.

Группы могут быть разнообразными по количеству участников:

пары;

малые группы (4-5 человек)

большие группы (7-8 человек)

По подвижности:

статические;

динамические;

По составу участников:

в группы входят обучающиеся с одинаковым уровнем развития;

группы составляются из учащихся разного уровня развития и эмоционального поведения.

При организации работы в группах необходимо учитывать:

личностные характеристики учащихся,

степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений,

степень заинтересованности, уровень владения общекультурным материалом,

степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при соблюдении определённых правил:

отсутствие принуждения;

четко поставленной цели или проблемы, решение которой ученики должны попытаться найти входе коммуникации и взаимодействия;

продуманная система поощрения и порицания;

 организационная  и содержательная  поддержка со стороны учителя, который выступает своего рода модератором дискуссии, чёткий инструктаж;

умелое регулирование учителем взаимоотношений между учащимися;

создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником;

стимулирование  и поощрение самостоятельности  и инициативности;

работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут и проходить в общей благоприятной атмосфере заинтересованности как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

        Надо учитывать , что обучающиеся 4 классов уже имеют первоначальные представления о работе в группах.  Основной акцент надо делать при организации групповой работы на развитие таких результатов, как:

умение включаться в переговоры;

умение слушать и слышать мнение товарищей, уважать мнение и идеи других;

умение высказывать своё мнение  и аргументировать его;

умения обозначать трудности в командной работе и обращение за помощью;

развитие ответственности каждого за  результат работы;

Можно предложить обучающимся  разделиться на группы самостоятельно.  Но в таком возрасте и из-за ограничения времени   деление на группы  становится заботой учителя, вот несколько способов произвольного деления учащихся.

В одной группе (команде) те, у кого имя начинается с одинаковой буквы (или с гласных т т. д.)

Рассчитаться по числу предполагаемых команд.

Предложите объединится в команды тем, на ком одежда одинакового цвета.

Предложить разбиться на группы (5-6 человек) и найти общее.

Объединение «в тёмную» . Вытаскивают из «волшебной шляпы» (коробки) листочки с номерами или цветом, а потом объединяются.

Способов очень много.

Чтобы учащиеся  осознавали себя в качестве команды, учились  объединяться и работать в группах на уроках и во внеурочной деятельности можно провести с детьми такие упражнения-разминки.  

«Комплименты»

Все ученики класса должны разделиться на две одинаковые по количеству участников группы. Первая группа учащихся образует внутренний  круг, а вторая – внешний. Ученики во внутреннем и внешнем кругах обязательно становятся лицом друг к другу, при этом каждый ученик находит себе пару.

В паре ученики, приветствуя друг друга, пожимают руки и по очереди говорят комплименты. После обмена комплиментами по сигналу учителя ученики, находящиеся во внешнем круге, делают шаг налево и оказываются перед другими учениками. В новых парах следует повторить приветствие и сказать новый комплимент. Движение по кругу повторяется до тех пор, пока учащиеся не встретятся с партнёрами, с которыми начинали упражнение.

Следует помнить, что комплименты каждому партнёру должны быть искренними, при  этом нельзя повторяться. Учитель задаёт порядок и темп движения учащихся. Если учеников нечётное количество, то учитель сам становится в круг.

Учитель может подавать сигнал,  по которому стоящие во внешнем круге ученики двигаются и меняют партнёров. Например, хлопать в ладоши или громко произносить: «Поменялись!»

После игры учитель проводит беседу по вопросам:

Понравилось ли вам упражнение? 2) Оно показалось вам лёгким или трудным? 3) Что было самым трудным? 4)Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

«Подарок»

Все ученики класса должны разделиться по парам. Каждой паре предлагается подарить друг другу подарок, описать его и объяснить почему. Нельзя забывать и о словах благодарности.

Данные игры можно проводить на любом этапе урока: организационный момент, актуализация знаний, закрепление, рефлексия.

Сочетание разных методов, форм и видов деятельности повысит мотивацию учащихся и сделает уроки наиболее оптимальными.

«Печатная машинка»

Каждому участнику игры назначается одна из букв алфавита (если играет меньше 30 человек, можно не использовать редко встречающиеся буквы и подобрать слова, где они не встречаются). Ведущий предлагает представить всем, что они клавиши печатной машинки или клавиатуры компьютера. На этой удивительной машинке можно печатать слова. Для  этого «клавиши» должны по очереди хлопать в ладоши. Возьмем слово «добро». Чтобы его напечатать, должен вначале хлопнуть ученик, у  которого буква «Д», затем тот , у которого буква «О», потом – «Б», «Р», «О». Чем быстрее справятся с заданием, тем лучше. Ведущий предлагает как на этом , так и на других уроках по курсу, использовать длинные и сложные слова и предложения. Например, «культура», «хороший человек», «ликование», «Властелин колец» и др.

«Встаньте в круг»

В эту игру нужно играть, отодвинув парты к стене. Ведущий просит ребят собраться вокруг него. По сигналу они должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться по классу, жужжа как пчёлы, собирающие мёд, и стараясь не сталкиваться. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, и играющие должны мгновенно замолчать и замереть на месте. Два хлопка – не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют построится в круг. Очень важно почувствовать окружающих людей. Когда все заняли подходящие места с их точки зрения, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось. В группах, где участники умеют  работать согласованно, доверяют друг другу, построить круг удаётся  довольно быстро. Если группу постигла неудача, можно обсудить, почему это произошло, как вели себя разные играющие (не называя конкретных имён).

Рефлексивное подведение итогов групповой работы

Если учащиеся активно включаются в процесс совместной образовательной деятельности, следует регулярно возвращаться назад, сверяться с требованиями и правилами, о которых договорились ранее.

 Рефлексия – (от позднелат. Refleхio) –мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, своих задач; возвращение к ходу групповой или индивидуальной деятельности через серию вопросов, в которых проявляется отношение учащихся к происходящему.

Важно, чтобы рефлексия проводилась на каждом занятии и чтобы  в нее включались все члены группы.

Возможны вопросы для рефлексии групповой работы:

Легко ли работать в группе?

Кто ощущал себя некомфортно и почему?

Всегда ли прав тот, кто берёт на себя руководящую роль в группе?

Какие чувства испытывает спикер, представляющий мнение группы, но не вполне разделяющий это мнение или недостаточно уверенный в его правильности?

К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?

Что испытывает человек, которому не дали высказаться?

Что помогает и что мешает общей работе?

Какова должна быть помощь преподавателя?

Какой новый опыт  вы приобрели в групповой работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ"

Предлагаю Вашему вниманию эссе (зачетная работа на курсах повышения квалификации) на тему«Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»...

Эссе на тему: «Методика развития познавательного интереса у младших школьников в курсе ОРГСЭ»

Учителю, преподающему курс ОРКСЭ в 4-ом классе, необходимо подобрать определённую систему приемов и методов, направленную на развитие  мышления каждого ученика. А это, без развития познавательног...

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ

Постаралась описать приемы и методы повышения интереса к новому курсы ОРКСЭ...

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе "Основы религиозных культур и светской этики."

Особенности комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики."...

« Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ»

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован       «не только на регулятивный, но ...

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ.

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ....

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ.

Огромная роль познавательного интереса в образовательном процессе обучения учащихся - жизненно- необходимый фактор становления личности ....