Ежедневный план работы в ГПД
материал (2 класс) по теме

Муллагалиева Гульназ Кашафовна

Озынайтылган көн төркеме өчен көндәлек планда режим моментлары, шул моментларда башкарылган этаплар, тәрбияче, укучылар эшчәнлеге урын алды. Планнан соң методик материаллар, кызыклы уеннар, физкультминуткалар урнаштырылды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ежедневный план в ГПД106.5 КБ
Microsoft Office document icon ezhednevnyy_plan_raboty_v_gpd.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ежедневный план работы в  ГПД

 1 класс

Понедельник

1. Прием детей  12.00-12-10

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность учащихся

1

2

3

Организационный момент

1.Слежу за тем, чтобы дети организованно собрались в  кабинете.

2.Приветствуем друг друга.

3. Сообщаю план работы на день.

1. Организованно занимают свои места.

2. Прогулка-экскурсия «Наблюдения за осенними изменениями в природе»  Спортивный час.  12.10-13.10

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность учащихся

1. Организационный  момент

1. Слежу, как одеты дети.

2. Провожу инструктаж:

  1. как выходим из школы
  2. о времени и цели прогулки
  3. о правилах поведения на прогулке

1. Одеваются по сезону

2.Строятся на постоянном месте группы






Прогулка

Двигаемся по намеченному маршруту - по школьному парку. Беседуем о теме прогулки. 1. Наступил первый осенний месяц − сентябрь. В народе его еще называют  «листопадник», «хмурень», «ревун».

 Сентябрь совмещает лето и осень.

Ушли жаркие денечки.

2.  Обращаем  внимание на погоду. Если это солнечный день, то предлагаю детям протянуть ручки к солнышку, ощутить его тепло, напомнив при этом, что осеннее солнышко светит, но мало греет. И обращаем внимание на прогулке на то, как одеты люди. Говорим о сезонной одежде, обуви. Вспоминаем, что мы одевали или обували летом, сравниваем с одеждой сейчас.

3. Прогулка в парке  может принести много положительных эмоций.  Показываю детям многообразие красок золотой осени, знакомимся с «листопадом».

Обращаем  внимание, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Уточняем, что листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю — это листопад.

Соберите опавшие листья. Из них можно изготовить множество интересных поделок.

4. Рассказываю ребятам, что по Лесному календарю Бианки до 20 сентября в лесу «Месяц стай», певчие птицы собираются в стайки, готовят молодежь к полету. Летят они далеко, нередко за 5-6 тысяч километров. Говорим с ребятами  о перелетных и зимующих птицах.  

Рассказываю об игре «Перелетные и зимующие птицы». Играем в игру. Определяем ЮГ. Туда будут улетать перелетные птицы. Ведущий  называет  любую птичку. Если она перелетная, то все должны бежать в то место, где у нас обозначен юг. Ребята убегают. Ведущий говорит: «Пришла весна». Ребята  возвращаются назад. Если же названа  зимующая птичка, то ребята «летают» около ведущего.


Говорим с ребятами о том, как животные готовятся к зиме.

 

Кончилось лето, жаль расставаться с ним. Пришло время встречать осень, задумчивую, цветастую, щедрую. Сентябрьская природа так же радушна, как и летняя. Всего в ней вволю: и орехов, и грибов, и ягод.



Выполняют предусмотренные задания. Отвечают на вопросы.

1. Почему сентябрь называют «листопадник», «хмурень», «ревун»?

Названия месяца отражают осенний сезон:

  1. Ревун − идут дожди, непогода;
  2. Хмурень − угасание солнечного света, хмурое небо.

2.Вспомните, что мы одевали и обували летом?

3. Почему осень называют «желтой», «золотой»?

  1. Осенью  землю покрывают листья — все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой.

4.Наблюдают за листьями. Собирают листья. Выполняют упражнения:

  1. набрать в руки листочки, подбрасывать их вверх и смотреть, как они кружатся;
  2. растереть сухой листочек между ладошками. Это упражнение развивает моторику рук ;
  3. походите ножками по листьям, послушайте, как они шелестят.

5. Играем в игру «Перелетные и зимующие птицы»

6.  Отвечают на вопросы. Расскажите, как животные готовятся к зиме?

  1. Многие строят и утепляют норы, делают запасы.
  2. У зайцев пополнение − зайчата-листопадники.
  3. У лосей-самцов идут битвы.
  4. Сентябрь это время заготовки «продуктов» на зиму у барсуков, бобров, кротов, белок, ежей. Ведь предстоит длинная и  холодная  зима!
  5. А еще все звери линяют – меняют летние шубки на зимние.

У зимних шубок мех гуще и пышнее, да и цвет  более подходит к зимней природе.

4. Кратко подводим итоги прогулки.

Осень прекрасная пора. Происходят изменения в жизни людей, в животном мире и в мире  природы.

Делают выводы  самостоятельно.

Спортивный час

Организационный момент

 Прогулка завершается на стадионе школы.

Сегодня разучиваем две игры  с мячом. И закрепляем уже разученные игры.

Объясняю первую игру «Перестрелка»

1.ПЕРЕСТРЕЛКА

В этой игре могут участвовать дети, хорошо владеющие мячом. Посередине площадки проводят черту, которая делит площадку на две равные части. На расстоянии 2—2,5 м от каждой из коротких сторон площадки проводят еще по черте. Таким образом, площадка представляет поле, состоящее из четырех полос: две полосы широкие две узкие. Широкие полосы — это «города». Здесь размешаются игроки. Узкие полосы являются местом для «плена».

Играющие делятся на две команды. Каждая команда размещается в своем городе (на широкой полосе) в произвольном порядке. Воспитатель выходит на середину площадки и подбрасывает мяч. Игроки стараются, не покидая своих «городов», завладеть мячом, и между командами начинается «перестрелка». Игроки каждой команды бросают мяч в игроков противника, чтобы выбить их из «города» и взять в «плен».

Каждый игрок, задетый мячом, становится «пленником». После этого он переходит на полосу, помещающуюся за «городом» другой команды. «Пленник» может подбирать или ловить залетающий на его полосу мяч и бросать его в игрока чужой команды.


«Пленных» можно освобождать. Для этого надо бросить любому из них мяч так, чтобы тот мог поймать его с лёта. Если «пленник» поймает мяч, то, держа его в руках, беспрепятственно переходит в свой «город». Оттуда он может кинуть мяч в противника или прийти на выручку другому «пленнику», перебросив ему мяч. Обе команды мешают «пленникам» поймать мяч и стараются перехватить или задержать его. Игра продолжается в течение установленного времени.

Выигрывает команда, сумевшая взять в «плен» всех игроков другой команды или большее их количество.

Правила:

1. Не разрешается заходить за очерченные линии, кроме случаев, когда игрок идет в «плен» или возвращается из него. Не разрешается брать мяч, находящийся на другой полосе, бегать с мячом, делать нарочито сильные броски, попадать мячом в участника выше бедер, отбивать летящий мяч ладонями.

2. В случае нарушения правил, другая команда получает право брать обратно в свой «город» любого из своих игроков, попавших в «плен», или не отдавать в «плен» задетого мячом игрока.

3. Если игрок поймает мяч, брошенный в него, или мяч, посланный «пленному» игроку, то это попаданием не считается; если же при попытке поймать мяч игрок выпустит его из рук, то попадание считается действительным и игрок идет в «плен».


Объясняю правила игры «Передай мяч»

ПЕРЕДАЙ МЯЧ

По считалке выбирают водящего. Все остальные игроки становятся таким образом, чтобы образовался круг. Расстояние от одного играющего до другого должно быть не более одного шага.

Водящий находится за кругом. Одному из игроков дают волейбольный мяч. Играющие передают мяч друг другу. Водящий, бегая за кругом, старается коснуться мяча рукой. Если это ему удалось, он становится в круг, а водит тот, у кого в руках был запятнан мяч.


Выигрывают те участники, которые ни разу не были водящими или побывали и этой роли меньше других. Роль первого водящего при подсчете результатов игры во внимание не принимается.


Правило: не разрешается ронять мяч, а также перебрасывать его через одного или нескольких игроков. В таких случаях игрок, совершивший ошибку, становится водящим.


Чтобы усложнить игру, можно расположить детей по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Тогда мяч не передают, а перебрасывают. Водящий может касаться мяча как в руках игроков, так и на лету. Если водящий коснулся мяча на лету, то идет водить тот, кто последним бросил мяч.


Играем в игры «Волки и овцы», «Аисты», «Глуби».




Слушают правила игры. Играют в игру «Перестрелка».






























































Слушают правила игры. Играют в игру «Передай мяч».


























Играют в знакомые игры  «Волки и овцы», «Аисты», «Глуби».

Возвращение в школу.

Слежу, чтобы дети переоделись после прогулки, выполнили гигиенические процедуры.

1. Строятся  в пары. Организованно идут в школу.

2.Переодеваются, выполняют гигиенические процедуры.

3.Обед 13.10-13.40

Перед приемом пищи

1.Провожу беседу о поведении в столовой, о  правильном использовании столовых приборов.

1.Выполняют гигиенические процедуры

 2.Обедают.

 Приводят в порядок

обеденный стол.

4.Отдых. Свободное время.13.40-14.40

Организационный момент



Тихие игры

1. Психологический настрой на отдых. Этюд для души «Сотвори солнце в себе»  

Включаю спокойную музыку.


В природе есть солнце. Оно всем светит, и всех любит, и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло, всеем-всеем, (руки в стороны перед собой).


Солнышко

— Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаю внимание детей на дыхание).

Представьте живот, как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

2. Включаю спокойную музыку

3. Провожу индивидуальные беседы.

Заходят в игровую комнату. Рассаживаются где кому удобно.



Закрывают глаза.

Релаксируют.























Говорят друг другу добрые слова.

Отдыхают.



Играют в настольные игры: шашки, шахматы, лото, «лего» и др,

 читают.

5.Развивающее е занятие в помещении 14.40-15.00

Организационный момент


Проветриваю помещение. Переходим в учебный кабинет.

Развивающее занятие «Развиваем мышление».

Рассказываю что такое мыслительные умения. Понимаем в чем разница между «сопоставлением» и «сравнением».

Пополняем словарный запас:

  1. умение анализировать,
  2. умение классифицировать
  3. умение сравнивать

Играем в игры на развитие анализа, синтеза, классификации, сравнения.

После10 минут работы провожу физминутки.


(Методические приложения к занятию)

Готовят рабочее место.



Слушают учителя, рассуждают.


Играют в игры на развитие мышления:

  1. "Лишняя игрушка"
  2. "Сочини предложение"
  3. "Противоположность"
  4. "Определения"
  5. "Придумай загадку"
  6. "Парные картинки"
  7. "Угадай игрушку"


 (Методические приложения к занятию)

Подводим итоги занятия

 Развитие мышления -это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

Высказывают свое мнение.

Убирают рабочее место.

6.Кружки. Занятия по интересам 15.00-15.40

1.Организационный момент

Заполняю страницу учета посещения кружков.

 С остальными ребятами, не посещающими кружки, занимаемся индивидуально.

Дети посещают кружки, изостудии, спортивные секции. По индивидуальному расписанию. Если кружки в школе, ребят забирают и приводят обратно руководители. В остальных случаях -  родители.

7.Полдник15.40-16.00

Перед приемом пищи

1.Провожу беседу о поведении в столовой, правильное использование столовых приборов.

1.Выполняют гигиенические процедуры

 2.Обедают.

 Приводят в порядок

обеденный стол.

 8.Воспитательное занятие « Мы рисуем» 16.00-16.30

1.Организационный момент

1. Готовлю рабочее место: альбомы, краски и др.

2. Рисуем осень. Что мы видели, наблюдали на прогулке. Используем материал, который собрали на прогулке.

1. Рисуют, клеят. Оформляем выставку.

9.Прогулка. Подвижные игры на воздухе.16.30-17.30

1. Организационный  момент

1. Слежу, как одеты дети.

2. Провожу инструктаж:

  1. как выходим из школы
  2. об играх, в которые будем играть,
  3. о правилах  поведения.




4. Заканчиваем игры.

1. Одеваются по сезону

2.Строятся на постоянном месте группы

3.Играют на детской площадке в игры:

  1. Перемена мест,
  2. Съеобное, несъедобное
  3. Вороны и воробьи.
  4. Невод
  5.  И др.

4. Собирают инвентарь. Убирают территорию площадки. Идут  в школу





10.Трудовая деятельность. 17.30-18.00

Итоги дня.  

Провожу  индивидуальные беседы с родителями.

Убираем помещение: игрушки, наглядные пособия, работы.

Уходим домой.

Методические материалы к занятиям

Развитие мышления

Из книги И. В. Дубровиной «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми».

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Именно оно составляет основу успешного обучения в начальной школе.

                    Что такое сформированное наглядно-действенное мышление? Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где для решения поставленной задачи требуется умение работать по наглядному образцу, соотносить размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов).

                     Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу, прежде всего в плане представления и лишь затем – на конкретной предметной основе.

                      Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.

                      Наглядно-действенное мышление формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения игровой деятельностью.

                     Дети приходят в школу с разным уровнем общего психического развития, поэтому у них могут не только отсутствовать зачатки логического и наглядно-образного мышления, но и быть недостаточно развито мышление наглядно-действенное, формирование которого к моменту поступления в школу в норме должно быть завершено.

                  Что же делать, если у ребенка не сформировано наглядно-действенное мышление?

Самым эффективным способом его развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждой группе, каждом классе был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, металлических, деревянных и др.).

Развитию этого этапа мышления способствуют задания и упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, чтобы получить другую фигуру), а также задания с ножницами и бумагой.

                        Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.

                       Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

  1. «четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех (для этого упражнения удобно использовать карточки лото);
  2. придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию;
  3. загадки и логические задачи, головоломки, многочисленные примеры которых вы сможете найти в разнообразных методических пособиях.

                   И. В. Дубровина замечает,  такое разделение мышления на отдельные виды является искусственным и используется только в целях специальной диагностики уровня психического развития. В решении  же любой задачи участвуют все виды мышления, развести которые зачастую невозможно. Поэтому на развивающих занятиях в ГПД или внеклассных занятиях,  предлагается  целый ряд развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом, в том числе его творческой стороны.

К ним относятся: всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками или спичками. Например, выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение;  соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки.

Упражнения со спичками помогут также развитию пространственного мышления.  С этой же целью,  можно также использовать простейшие задания с бумагой и ножницами, условно называемые «Одним разрезом»: каждую из нарисованных геометрических фигур можно превратить в квадрат, сделав только один разрез ножницами (по прямой линии).

Наряду с этим можно использовать игры-головоломки, позволяющие всесторонне развить функцию мышления путем усложнения условий задания.

Подбор игр на развитие мышления

Доктор психологии И. В. Вачков предлагает такие упражнения:

1. Для развития анализа, синтеза и классификации.

 "ПЕРЕД УЧЕНИКОМ  воспитатель кладет  3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Нужно  определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч - нет".

2. Для развития анализа и синтеза.

 "По очереди берите картинки из детского лото и описывайте предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет".

3. Для развития анализа и сравнения.

 "Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные. Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант".

4. Для развития анализа и обобщения.

 "Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:

 - чашка, ложка, тарелка, вилка;

 - яблоко, груша, лимон, банан;

 - голубь, павлин, утка, цапля;

 - собака, корова, свинья, баран;

 - ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;

 - зима, весна, лето, осень".

 Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

"Лишняя игрушка"

Цель игры: развитие смысловых операций анализа, синтеза и классификации.

 Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2-3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть "из одного класса", а третья - из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.

 Входит первая группа и, посовещавшись, берет "лишнюю игрушку" - ту, которая, по их мнению, "не подходит". Так, в данном примере "лишняя игрушка" - это мячик (кукла и зайка - живые, а мячик - нет).

 Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4-5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками из детского лото (тогда игра будет называться "Лишняя картинка").

"Сочини предложение"

Цель игры: развитие мышления и фантазии.

 Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Примечания:

Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.

Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

"Противоположность"

Цель игры: развитие мышления и речи.

 Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце -это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т.д.

 Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

"Определения"

Цель игры: развитие мыслительных ассоциативных связей.

 Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

 Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.

"Придумай загадку"

Цель игры: развитие речи и мышления.

 Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т.д.

 Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

«Ну-ка, отгадай!"

Цель игры: развитие мышления и речи.

 Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только "да" или "нет".

 Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос ребенок из второй подгруппы: "Оно живое?" Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: "Да". Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: "Я его видел?" Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: "Да" и т. д.

 После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.

Примечания:

Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: "Оно живое (или мертвое)?"; "Оно находится в доме?"; "Оно находится на улице?"; "Это животное?"; "Это - человек?" и т. п.

Если в течение 8-10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.

Ребятам из первой подгруппы рекомендуется загадывать известные всем предметы.

"Картинки-загадки"

Цель игры: развитие мышления и речи.

 Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

 Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

 Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

"Парные картинки"

Цель игры: развитие мыслительных операций анализа и синтеза (сопоставления).

 Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.

 После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их. В целом происходят 4 смены ролей, соответственно четырем карточкам, имеющимся у каждого ребенка.

"Угадай игрушку"

Цель игры: развитие восприятия, наблюдательности и мышления.

 Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т.д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!".

 Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать "загадку". Если ответ неправильный, показать "загадку" предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.

Физкультминутки

Комплекс 1.

    (для расслабления кистей рук и мышц туловища)

  1. Выполняется сидя за столом.                                                                                  Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)                                                                   Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями перед грудью)                       

     Вот уж последняя стая                                                                                  

Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).

  1. Выполняется 2 раза сидя за столом, руки сжаты в кулаки. Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй - с мизинца.

                       1-2-3-4-5 будем пальчики считать.  

                       Крепкие, дружные.

                       Все такие нужные.

                       На другой руке опять 1-2-3-4-5.

                        Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.

3. Выполняется сидя за столом.                                                                         

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)                                       

 Даже ветер не шумит.                                                                                          

 Рано утром солнце встало,                                                                                    

Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами) 

Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) 

Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо) Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)                         

  Солнце клонится всё ниже.                                                                              

  Вот и спряталось за тучи,                                                                                    

Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

Комплекс 2.

    (для предупреждения зрительного утомления)

  1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.

  1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.

  1. И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

  1. И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.



Предварительный просмотр:

Ежедневный план работы в  ГПД

 1 класс

Понедельник

1. Прием детей  12.00-12-10

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность учащихся

1

2

3

Организационный момент

1.Слежу за тем, чтобы дети организованно собрались в  кабинете.

2.Приветствуем друг друга.

3. Сообщаю план работы на день.

1. Организованно занимают свои места.

2. Прогулка-экскурсия «Наблюдения за осенними изменениями в природе»  Спортивный час.  12.10-13.10

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность учащихся

1. Организационный  момент

1. Слежу, как одеты дети.

2. Провожу инструктаж:

  1. как выходим из школы
  2. о времени и цели прогулки
  3. о правилах поведения на прогулке

1. Одеваются по сезону

2.Строятся на постоянном месте группы






Прогулка

Двигаемся по намеченному маршруту - по школьному парку. Беседуем о теме прогулки. 1. Наступил первый осенний месяц − сентябрь. В народе его еще называют  «листопадник», «хмурень», «ревун».

 Сентябрь совмещает лето и осень.

Ушли жаркие денечки.

2.  Обращаем  внимание на погоду. Если это солнечный день, то предлагаю детям протянуть ручки к солнышку, ощутить его тепло, напомнив при этом, что осеннее солнышко светит, но мало греет. И обращаем внимание на прогулке на то, как одеты люди. Говорим о сезонной одежде, обуви. Вспоминаем, что мы одевали или обували летом, сравниваем с одеждой сейчас.

3. Прогулка в парке  может принести много положительных эмоций.  Показываю детям многообразие красок золотой осени, знакомимся с «листопадом».

Обращаем  внимание, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Уточняем, что листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю — это листопад.

Соберите опавшие листья. Из них можно изготовить множество интересных поделок.

4. Рассказываю ребятам, что по Лесному календарю Бианки до 20 сентября в лесу «Месяц стай», певчие птицы собираются в стайки, готовят молодежь к полету. Летят они далеко, нередко за 5-6 тысяч километров. Говорим с ребятами  о перелетных и зимующих птицах.  

Рассказываю об игре «Перелетные и зимующие птицы». Играем в игру. Определяем ЮГ. Туда будут улетать перелетные птицы. Ведущий  называет  любую птичку. Если она перелетная, то все должны бежать в то место, где у нас обозначен юг. Ребята убегают. Ведущий говорит: «Пришла весна». Ребята  возвращаются назад. Если же названа  зимующая птичка, то ребята «летают» около ведущего.


Говорим с ребятами о том, как животные готовятся к зиме.

 

Кончилось лето, жаль расставаться с ним. Пришло время встречать осень, задумчивую, цветастую, щедрую. Сентябрьская природа так же радушна, как и летняя. Всего в ней вволю: и орехов, и грибов, и ягод.



Выполняют предусмотренные задания. Отвечают на вопросы.

1. Почему сентябрь называют «листопадник», «хмурень», «ревун»?

Названия месяца отражают осенний сезон:

  1. Ревун − идут дожди, непогода;
  2. Хмурень − угасание солнечного света, хмурое небо.

2.Вспомните, что мы одевали и обували летом?

3. Почему осень называют «желтой», «золотой»?

  1. Осенью  землю покрывают листья — все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой.

4.Наблюдают за листьями. Собирают листья. Выполняют упражнения:

  1. набрать в руки листочки, подбрасывать их вверх и смотреть, как они кружатся;
  2. растереть сухой листочек между ладошками. Это упражнение развивает моторику рук ;
  3. походите ножками по листьям, послушайте, как они шелестят.

5. Играем в игру «Перелетные и зимующие птицы»

6.  Отвечают на вопросы. Расскажите, как животные готовятся к зиме?

  1. Многие строят и утепляют норы, делают запасы.
  2. У зайцев пополнение − зайчата-листопадники.
  3. У лосей-самцов идут битвы.
  4. Сентябрь это время заготовки «продуктов» на зиму у барсуков, бобров, кротов, белок, ежей. Ведь предстоит длинная и  холодная  зима!
  5. А еще все звери линяют – меняют летние шубки на зимние.

У зимних шубок мех гуще и пышнее, да и цвет  более подходит к зимней природе.

4. Кратко подводим итоги прогулки.

Осень прекрасная пора. Происходят изменения в жизни людей, в животном мире и в мире  природы.

Делают выводы  самостоятельно.

Спортивный час

Организационный момент

 Прогулка завершается на стадионе школы.

Сегодня разучиваем две игры  с мячом. И закрепляем уже разученные игры.

Объясняю первую игру «Перестрелка»

1.ПЕРЕСТРЕЛКА

В этой игре могут участвовать дети, хорошо владеющие мячом. Посередине площадки проводят черту, которая делит площадку на две равные части. На расстоянии 2—2,5 м от каждой из коротких сторон площадки проводят еще по черте. Таким образом, площадка представляет поле, состоящее из четырех полос: две полосы широкие две узкие. Широкие полосы — это «города». Здесь размешаются игроки. Узкие полосы являются местом для «плена».

Играющие делятся на две команды. Каждая команда размещается в своем городе (на широкой полосе) в произвольном порядке. Воспитатель выходит на середину площадки и подбрасывает мяч. Игроки стараются, не покидая своих «городов», завладеть мячом, и между командами начинается «перестрелка». Игроки каждой команды бросают мяч в игроков противника, чтобы выбить их из «города» и взять в «плен».

Каждый игрок, задетый мячом, становится «пленником». После этого он переходит на полосу, помещающуюся за «городом» другой команды. «Пленник» может подбирать или ловить залетающий на его полосу мяч и бросать его в игрока чужой команды.


«Пленных» можно освобождать. Для этого надо бросить любому из них мяч так, чтобы тот мог поймать его с лёта. Если «пленник» поймает мяч, то, держа его в руках, беспрепятственно переходит в свой «город». Оттуда он может кинуть мяч в противника или прийти на выручку другому «пленнику», перебросив ему мяч. Обе команды мешают «пленникам» поймать мяч и стараются перехватить или задержать его. Игра продолжается в течение установленного времени.

Выигрывает команда, сумевшая взять в «плен» всех игроков другой команды или большее их количество.

Правила:

1. Не разрешается заходить за очерченные линии, кроме случаев, когда игрок идет в «плен» или возвращается из него. Не разрешается брать мяч, находящийся на другой полосе, бегать с мячом, делать нарочито сильные броски, попадать мячом в участника выше бедер, отбивать летящий мяч ладонями.

2. В случае нарушения правил, другая команда получает право брать обратно в свой «город» любого из своих игроков, попавших в «плен», или не отдавать в «плен» задетого мячом игрока.

3. Если игрок поймает мяч, брошенный в него, или мяч, посланный «пленному» игроку, то это попаданием не считается; если же при попытке поймать мяч игрок выпустит его из рук, то попадание считается действительным и игрок идет в «плен».


Объясняю правила игры «Передай мяч»

ПЕРЕДАЙ МЯЧ

По считалке выбирают водящего. Все остальные игроки становятся таким образом, чтобы образовался круг. Расстояние от одного играющего до другого должно быть не более одного шага.

Водящий находится за кругом. Одному из игроков дают волейбольный мяч. Играющие передают мяч друг другу. Водящий, бегая за кругом, старается коснуться мяча рукой. Если это ему удалось, он становится в круг, а водит тот, у кого в руках был запятнан мяч.


Выигрывают те участники, которые ни разу не были водящими или побывали и этой роли меньше других. Роль первого водящего при подсчете результатов игры во внимание не принимается.


Правило: не разрешается ронять мяч, а также перебрасывать его через одного или нескольких игроков. В таких случаях игрок, совершивший ошибку, становится водящим.


Чтобы усложнить игру, можно расположить детей по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Тогда мяч не передают, а перебрасывают. Водящий может касаться мяча как в руках игроков, так и на лету. Если водящий коснулся мяча на лету, то идет водить тот, кто последним бросил мяч.


Играем в игры «Волки и овцы», «Аисты», «Глуби».




Слушают правила игры. Играют в игру «Перестрелка».






























































Слушают правила игры. Играют в игру «Передай мяч».


























Играют в знакомые игры  «Волки и овцы», «Аисты», «Глуби».

Возвращение в школу.

Слежу, чтобы дети переоделись после прогулки, выполнили гигиенические процедуры.

1. Строятся  в пары. Организованно идут в школу.

2.Переодеваются, выполняют гигиенические процедуры.

3.Обед 13.10-13.40

Перед приемом пищи

1.Провожу беседу о поведении в столовой, о  правильном использовании столовых приборов.

1.Выполняют гигиенические процедуры

 2.Обедают.

 Приводят в порядок

обеденный стол.

4.Отдых. Свободное время.13.40-14.40

Организационный момент



Тихие игры

1. Психологический настрой на отдых. Этюд для души «Сотвори солнце в себе»  

Включаю спокойную музыку.


В природе есть солнце. Оно всем светит, и всех любит, и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло, всеем-всеем, (руки в стороны перед собой).


Солнышко

— Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаю внимание детей на дыхание).

Представьте живот, как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

2. Включаю спокойную музыку

3. Провожу индивидуальные беседы.

Заходят в игровую комнату. Рассаживаются где кому удобно.



Закрывают глаза.

Релаксируют.























Говорят друг другу добрые слова.

Отдыхают.



Играют в настольные игры: шашки, шахматы, лото, «лего» и др,

 читают.

5.Развивающее е занятие в помещении 14.40-15.00

Организационный момент


Проветриваю помещение. Переходим в учебный кабинет.

Развивающее занятие «Развиваем мышление».

Рассказываю что такое мыслительные умения. Понимаем в чем разница между «сопоставлением» и «сравнением».

Пополняем словарный запас:

  1. умение анализировать,
  2. умение классифицировать
  3. умение сравнивать

Играем в игры на развитие анализа, синтеза, классификации, сравнения.

После10 минут работы провожу физминутки.


(Методические приложения к занятию)

Готовят рабочее место.



Слушают учителя, рассуждают.


Играют в игры на развитие мышления:

  1. "Лишняя игрушка"
  2. "Сочини предложение"
  3. "Противоположность"
  4. "Определения"
  5. "Придумай загадку"
  6. "Парные картинки"
  7. "Угадай игрушку"


 (Методические приложения к занятию)

Подводим итоги занятия

 Развитие мышления -это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

Высказывают свое мнение.

Убирают рабочее место.

6.Кружки. Занятия по интересам 15.00-15.40

1.Организационный момент

Заполняю страницу учета посещения кружков.

 С остальными ребятами, не посещающими кружки, занимаемся индивидуально.

Дети посещают кружки, изостудии, спортивные секции. По индивидуальному расписанию. Если кружки в школе, ребят забирают и приводят обратно руководители. В остальных случаях -  родители.

7.Полдник15.40-16.00

Перед приемом пищи

1.Провожу беседу о поведении в столовой, правильное использование столовых приборов.

1.Выполняют гигиенические процедуры

 2.Обедают.

 Приводят в порядок

обеденный стол.

 8.Воспитательное занятие « Мы рисуем» 16.00-16.30

1.Организационный момент

1. Готовлю рабочее место: альбомы, краски и др.

2. Рисуем осень. Что мы видели, наблюдали на прогулке. Используем материал, который собрали на прогулке.

1. Рисуют, клеят. Оформляем выставку.

9.Прогулка. Подвижные игры на воздухе.16.30-17.30

1. Организационный  момент

1. Слежу, как одеты дети.

2. Провожу инструктаж:

  1. как выходим из школы
  2. об играх, в которые будем играть,
  3. о правилах  поведения.




4. Заканчиваем игры.

1. Одеваются по сезону

2.Строятся на постоянном месте группы

3.Играют на детской площадке в игры:

  1. Перемена мест,
  2. Съеобное, несъедобное
  3. Вороны и воробьи.
  4. Невод
  5.  И др.

4. Собирают инвентарь. Убирают территорию площадки. Идут  в школу





10.Трудовая деятельность. 17.30-18.00

Итоги дня.  

Провожу  индивидуальные беседы с родителями.

Убираем помещение: игрушки, наглядные пособия, работы.

Уходим домой.

Методические материалы к занятиям

Развитие мышления

Из книги И. В. Дубровиной «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми».

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Именно оно составляет основу успешного обучения в начальной школе.

                    Что такое сформированное наглядно-действенное мышление? Ребенок с высоким уровнем развития наглядно-действенного мышления хорошо справляется с любыми видами продуктивной деятельности, где для решения поставленной задачи требуется умение работать по наглядному образцу, соотносить размеры и формы предметов (блоков конструктора, деталей механизмов).

                     Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу, прежде всего в плане представления и лишь затем – на конкретной предметной основе.

                      Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.

                      Наглядно-действенное мышление формируется в дошкольном возрасте в процессе овладения игровой деятельностью.

                     Дети приходят в школу с разным уровнем общего психического развития, поэтому у них могут не только отсутствовать зачатки логического и наглядно-образного мышления, но и быть недостаточно развито мышление наглядно-действенное, формирование которого к моменту поступления в школу в норме должно быть завершено.

                  Что же делать, если у ребенка не сформировано наглядно-действенное мышление?

Самым эффективным способом его развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Поэтому желательно, чтобы в каждой группе, каждом классе был набор самых разных конструкторов (пластмассовых, металлических, деревянных и др.).

Развитию этого этапа мышления способствуют задания и упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, чтобы получить другую фигуру), а также задания с ножницами и бумагой.

                        Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.

                       Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

  1. «четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех (для этого упражнения удобно использовать карточки лото);
  2. придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию;
  3. загадки и логические задачи, головоломки, многочисленные примеры которых вы сможете найти в разнообразных методических пособиях.

                   И. В. Дубровина замечает,  такое разделение мышления на отдельные виды является искусственным и используется только в целях специальной диагностики уровня психического развития. В решении  же любой задачи участвуют все виды мышления, развести которые зачастую невозможно. Поэтому на развивающих занятиях в ГПД или внеклассных занятиях,  предлагается  целый ряд развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию мышления в целом, в том числе его творческой стороны.

К ним относятся: всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками или спичками. Например, выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение;  соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки.

Упражнения со спичками помогут также развитию пространственного мышления.  С этой же целью,  можно также использовать простейшие задания с бумагой и ножницами, условно называемые «Одним разрезом»: каждую из нарисованных геометрических фигур можно превратить в квадрат, сделав только один разрез ножницами (по прямой линии).

Наряду с этим можно использовать игры-головоломки, позволяющие всесторонне развить функцию мышления путем усложнения условий задания.

Подбор игр на развитие мышления

Доктор психологии И. В. Вачков предлагает такие упражнения:

1. Для развития анализа, синтеза и классификации.

 "ПЕРЕД УЧЕНИКОМ  воспитатель кладет  3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Нужно  определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч - нет".

2. Для развития анализа и синтеза.

 "По очереди берите картинки из детского лото и описывайте предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет".

3. Для развития анализа и сравнения.

 "Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные. Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант".

4. Для развития анализа и обобщения.

 "Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:

 - чашка, ложка, тарелка, вилка;

 - яблоко, груша, лимон, банан;

 - голубь, павлин, утка, цапля;

 - собака, корова, свинья, баран;

 - ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;

 - зима, весна, лето, осень".

 Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления. Удивления, открывающего дверь в мир, который можно познать.

"Лишняя игрушка"

Цель игры: развитие смысловых операций анализа, синтеза и классификации.

 Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2-3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть "из одного класса", а третья - из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.

 Входит первая группа и, посовещавшись, берет "лишнюю игрушку" - ту, которая, по их мнению, "не подходит". Так, в данном примере "лишняя игрушка" - это мячик (кукла и зайка - живые, а мячик - нет).

 Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4-5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками из детского лото (тогда игра будет называться "Лишняя картинка").

"Сочини предложение"

Цель игры: развитие мышления и фантазии.

 Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Примечания:

Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.

Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

"Противоположность"

Цель игры: развитие мышления и речи.

 Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце -это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т.д.

 Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

"Определения"

Цель игры: развитие мыслительных ассоциативных связей.

 Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

 Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.

"Придумай загадку"

Цель игры: развитие речи и мышления.

 Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т.д.

 Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

«Ну-ка, отгадай!"

Цель игры: развитие мышления и речи.

 Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только "да" или "нет".

 Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос ребенок из второй подгруппы: "Оно живое?" Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: "Да". Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: "Я его видел?" Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: "Да" и т. д.

 После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.

Примечания:

Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: "Оно живое (или мертвое)?"; "Оно находится в доме?"; "Оно находится на улице?"; "Это животное?"; "Это - человек?" и т. п.

Если в течение 8-10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.

Ребятам из первой подгруппы рекомендуется загадывать известные всем предметы.

"Картинки-загадки"

Цель игры: развитие мышления и речи.

 Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

 Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

 Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

"Парные картинки"

Цель игры: развитие мыслительных операций анализа и синтеза (сопоставления).

 Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.

 После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их. В целом происходят 4 смены ролей, соответственно четырем карточкам, имеющимся у каждого ребенка.

"Угадай игрушку"

Цель игры: развитие восприятия, наблюдательности и мышления.

 Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т.д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!".

 Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать "загадку". Если ответ неправильный, показать "загадку" предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.

Физкультминутки

Комплекс 1.

    (для расслабления кистей рук и мышц туловища)

  1. Выполняется сидя за столом.                                                                                  Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)                                                                   Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями перед грудью)                       

     Вот уж последняя стая                                                                                  

Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).

  1. Выполняется 2 раза сидя за столом, руки сжаты в кулаки. Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй - с мизинца.

                       1-2-3-4-5 будем пальчики считать.  

                       Крепкие, дружные.

                       Все такие нужные.

                       На другой руке опять 1-2-3-4-5.

                        Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.

3. Выполняется сидя за столом.                                                                         

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)                                       

 Даже ветер не шумит.                                                                                          

 Рано утром солнце встало,                                                                                    

Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами) 

Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) 

Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо) Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)                         

  Солнце клонится всё ниже.                                                                              

  Вот и спряталось за тучи,                                                                                    

Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

Комплекс 2.

    (для предупреждения зрительного утомления)

  1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.

  1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.

  1. И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

  1. И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ежедневный план воспитателя в группе продлённого дня.

План  составлен  на  понедельник  и  вторник....

Ежедневный план воспитателя

Подробный ежедневный план воспитателя мл. группы в школе - интернате....

Ежедневный план воспитательной работы

рабочий план воспитателя на каждый день...

Учебные тексты для ежедневных контрольных работ по технике чтения.

Учебные тексты для ежедневных контрольных работ по технике чтения....

План работы по воспитанию и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2017-2018 год (план работы на 2017 - 2018 г. )

Цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компете...

Памятка по составлению ежедневного планирования работы воспитателя

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями является строгое соблюдение распорядка дня.  Необходимо ежеминутно вовлекать дете...