Итоговая работа "Православный храм и другие святыни в культуре православия"
статья на тему

Данная работа - итог обучения в Институте дополнительного профессионального образования образования ФГБОУ ВПО "Саратовский государственый университет им. Н.Г.Чернышевского" по программе "Актуальные вопросы преподавания учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных учреждениях". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………… 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………….4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………….14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……….15

Как бы не молчали родители и педагоги о Боге, дети рано или поздно начинают задумываться о смысле жизни, причинах и последствия смерти. Кто сможет дать им ответ на эти вопросы?

Молодой человек не воспитанный в рамках традиционной религиозной культуры, может быть воспитан в рамках западных или восточных деструктивных сект… Вот прямое следствие "Вырастет, сам выберет".

Вера твоих предков – ложная, а наши американские пророки правы! Что ответит юноша на их аргументы, если он ничего не знает о своей религиозной культуре?  Чтобы отличать религиозно доброе и худое, нужно иметь в себе некий стандарт, мерило, с чем можно сравнить "новые" духовные откровения.

Поэтому основы православной культуры – это возможность уберечь наших детей от безумных сект и лжепророков.

Храм — это дом Божий, дом молитвы. Бог Вездесущий присутствует везде, но в православном храме особенным образом: православный храм весь преисполнен Божественным светом, благодатью.

Первым христианским храмом была та самая сионская горница, в которой Господь совершал Тайную Вечерю со Своими учениками перед Своими крестными страданиями. И все мы, крещенные и живущие в вере православной, можем, подобно апостолам Христовым, в храме духовно соединяться со Христом, причащаться Его Тела и Крови, наследовать жизнь вечную. В храме все ведет нас ко спасению. В нем нет ничего лишнего. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение.

Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов.

Храм — воистину ковчег спасения для верующих людей. Подобно тому, как Ной спасал себя и свой род в бурных волнах потопа, закрывшись в ковчеге, так и Церковь, словно корабль, спасает христиан от греховного потопа среди бурных волн моря житейского, перевозит от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни, к тихому пристанищу Царства Небесного. Поэтому чаще всего храм строился в форме корабля, как повелевали апостолы, “продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим”.

Посмотрим на русский храм издали — это белоснежный корабль с высокой мачтой — колокольней и наполненными ветром парусами — куполами, движущийся на восток, к восходу солнца, к Солнцу Правды — Христу, Который Сам Себя именует Востоком свыше.

Встречаются на Руси храмы в виде креста — символ спасения, круга — символ вечности, но духовное значение ковчега спасения сохраняется и при этом.

Крестово-купольная форма православного храма является самой распространенной на Руси и пришла к нам из Византии. Однако и среди таких храмов существует большое архитектурное разнообразие. Строгие одноглавые храмы, подобно всемирно известному храму Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли; многоглавый собор Василия Блаженного; пятиглавый Успенский собор Московского Кремля и шатровые храмы, подобно храму Вознесения в Коломенском, Воскресенскому в Новом Иерусалиме.

Форма креста особенно наглядно просматривается в таких храмах, как Успенский собор в Кремле. Это пятикупольный храм. Пять его куполов символизируют Главу Церкви — Христа и четырех апостолов-евангелистов. Бывают храмы и двенадцатикупольные — в честь 12 апостолов. На соборе Василия Блаженного их десять — по одному над каждым алтарем и один на колокольне.

Внешняя архитектура православного храма не выражает полностью его богослужебной и мистической сути. Формы храма определяются внутренними задачами.

Главное в храме — это внутренняя гармония. Именно внутри храма раскрывается смысл того, что мы называем Церковью — Домом Божиим.

Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью.

Самая важная часть храма — алтарь. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня — престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Престол представляет собой особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю — из белого полотна и верхнюю — из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нем имеется трое врат. Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.

Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.

Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах, лежат на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.

По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров. Подле клиросов ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на позолоченных древках и имеющие вид знамен. Как церковные знамена они выносятся верующими при крестных ходах. В кафедральных соборах, а также на архиерейское служение посреди церкви ставится еще амвон архиерейский, на котором архиереи облачаются и стоят при начале литургии, во время молебнов и при некоторых других церковных службах.

В храме имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.

Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.

Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.

Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Именно в храме послы великого князя Владимира убедились в красоте православия. Церковная служба стала для них верным свидетельством истинности православной веры.

В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве была заложена первая каменная церковь (деревянный храм был в Киеве и до этого). Как повествует летопись, князь Владимир «помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы и, послав, приведе мастеры от грек». В 996 году постройка была завершена, и храм был торжественно освящен.

Жертвовать на храм всегда было доброй православной традицией. В ветхозаветные времена на нужды Иерусалимского храма каждому предписывалось отдавать десятую часть своих доходов. Ввиду особого значения новой церкви князь Владимир также жертвует построенному им храму «десятину», и с этих пор церковь входит в народную память и летописи как Десятинная церковь.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная) была разрушена во время взятия Киева монголо-татарами и стояла в руинах до XIX века.

Десятинная церковь на многие десятилетия определила облик русского храмового зодчества. По данным археологических раскопок, именно по ее образцу возводились на Руси главные храмы городов и монастырей.

Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храмы на Руси посвящались Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги. Фамилии многих людей также происходили от наименований храмов, особенно это касалось фамилий выходцев из духовного сословия: Вознесенский, Покровский, Успенский…

Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество.

Благодаря храмам и храмостроительству на протяжении более чем десяти веков развивались русская архитектура и все виды церковного искусства, связанные с богослужением, обычно совершаемым в храме. Лучшие русские храмы стали славой России. Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Владимирский собор Киева и многие другие храмы России.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.

Церковные песнопения помогали усваивать и запоминать очень многое из книг: книги громогласно читались, молитвы пелись, многие элементы службы часто повторялись и, благодаря этому, усваивались важнейшие положения веры и жизни.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

Говорят, что русских невозможно вывести на улицы. Это — правда, особенно когда дело касается различных митингов и демонстраций. Здесь несколько сотен человек обычно – потолок. Больше не ходят. Но есть одно исключение.

В последние годы десятки, сотни тысяч русских выстаивают многочасовые очереди и вышагивают километры и километры в процессиях по российским дорогам, невзирая на погоду, будь то снег или дождь, мороз или жара. И выводят их на эти демонстрации не кто-нибудь, а Божья Матерь и великие святые, жившие столетия назад.

Я имею в виду колоссальную популярность мощей, чудотворных икон и других святынь. Это явление практически забыто на Христианском Западе, вполне живо на Христианском Востоке, и просто расцвело в современной России

Уже стало доброй традицией несколько раз в год привозить в наш город для поклонения верующих мощи святых или чудотворные иконы. Эти события всегда сопровождаются большим стечением народа к месту пребывания святыни. Отрадно видеть, что в эти дни даже те, кто редко посещает храм, приходят в него, чтобы помолиться. Но обидно, что мощевики и иконы, находящиеся в саратовских храмах постоянно, часто остаются незамеченными многими саратовцами. А ведь они доступны в любой день. Итак – о духовных сокровищах нашего города.

Главная святыня Саратова, которая издавна считалась хранительницей всей саратовской земли, – образ Спаса Нерукотворного. Он находится в Троицком соборе города с его основания. По свидетельству историков и краеведов эта икона была принесена из Москвы в Саратов в конце XVI века стрельцами.

В 1934 году образ был изъят и передан в краеведческий музей, где хранился до 1942 года. Икона была возвращена Церкви в тяжелейшем состоянии, понадобилась масштабная и очень серьезная реставрация, которая завершилась в 2006 году. В настоящий момент она находится в нижнем соборном храме в честь Успения Пресвятой Богородицы у алтаря слева.                  В верхнем Троицком храме собора хранится ковчег с частицами мощей 132 святых. В советское время мощевик хранился в запасниках Саратовского областного музея краеведения. В ковчеге хранятся частицы мощей святых апостолов Андрея Первозванного, Матфея, Марка, Луки, преподобного Сергия Радонежского, святого пророка Даниила, святого Лазаря Четверодневного, святой равноапостольной Марии Магдалины, святого великомученика Пантелеимона, святых великомучениц Варвары и Екатерины, святой мученицы Татианы, а также песок реки Иордан, в которой крестился Спаситель, камень пещеры Гроба Господня, камень пещеры, где родился Христос, камень Голгофы.

Еще одна святыня Свято-Троицкого собора – Казанская икона Божией Матери. Это один из древних списков с чудотворного образа, обретенного в Казани в 1579 году. Она является не только чтимой святыней, но и памятником искусства.

В Свято-Троицком соборе находится также чтимый образ преподобного Серафима Саровского с частицей погребального облачения святого. Преподобный Серафим избрал монашеский путь на 19-м году жизни и почти пятьдесят пять лет жил безвыходно в Саровской пустыни. Неся суровые подвиги, он сохранял дух глубокого смирения. Преподобный стяжал богатство добродетелей и обилие даров благодати Божией. Он поучал вере и наставлял в благочестии многие тысячи людей, которые ежедневно стекались в Саров из разных стран, чтобы получить благословение отца Серафима и выслушать его совет.

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей хранится также в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Свято-Алексиевского женского монастыря.

В Духосошественском кафедральном соборе города хранится ковчег с мощами Киево-Печерских святых и ковчег с мощами Радонежских святых. Оба они были переданы в Саратовскую епархию зимой 2003 года. В ковчеге – частицы мощей преподобного Максима Грека, преподобного Серафима Саровского, святителя Филарета Московского, святого блаженного Василия Московского, святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Ковчег с мощами преподобных отцов Киево-Печерских с марта текущего года находится и в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Свято-Алексиевского женского монастыря. Здесь же икона и ковчег с частицами мощей святых старцев Оптинских. Святыни были переданы в дар обители по просьбе настоятельницы игумении Феодосии (Бессоновой) в декабре 2006 года.

В храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» находится икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей его мощей. Святыню храму передал епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Мощи святого, который обладает особой благодатью исцелять душевные и телесные недуги, Владыка получил в дар от митрополита Неврокопского Нафанаила (Болгарская Православная Церковь) во время своей паломнической поездки по Болгарии и Греции в 2006 году.

В Сергиевском приделе храма находится икона преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары с частицей мощей. В 2004 году прихожанин «Утоли моя печали» совершил паломничество в Иерусалим, привез частицу святых мощей преподобномученицы Елисаветы и передал ее в дар приходу.

Икона с частицами мощей святых преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары есть и в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» Свято-Алексиевского женского монастыря и в храме в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В храме во имя преподобного Серафима Саровского есть икона святой Матроны Московской с частицей мощей. От рождения Матрона была слепой, но Господь даровал ей духовное зрение. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях.

Икона четырех святых: святых блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской и святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского находится в храме в честь Покрова Божией Матери.

В храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы находится икона с частицей тапочка святителя Спиридона Тримифунтского. На Руси святой Спиридон издревле почитался наравне со святителем Николаем Чудотворцем.

Ковчег с частицей мощей великомученика Георгия Победоносца хранится в храме святого великомученика Георгия в пос. Солнечный. Он считается покровителем воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом – «древним змием».

Ковчег с частицей мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника Крымского, пребывает в храме во имя святителя Луки, который располагается на территории 3-й городской клинической больницы г. Саратова. Икона святителя Луки с частицей его мощей находится в храме во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского Чудотворца. Святитель Лука показал пример сочетания служения архипастыря и врача, исцеляя душевные и телесные недуги. Он автор богословских трактатов, которые способны пробудить веру и убедить сомневающихся в истинности бытия Божия.

И  в заключение, хочется сказать, что святыней является каждый храм, ибо в нем совершается величайшее из всех возможных таинств – преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Приступая к этому Таинству, человек соединяется с Самим Господом. Любая святыня и всё, что нас окружает в каждом храме, призвано обратить человеческое сердце к общению с Богом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. А.В.Кураев «Основы православной культуры  4-5» Москва «Просвещение» 2010

2. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

3. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через культуру православия"

Роль православной культурыГосударству нужны законопослушные граждане. Они формируются на базе православной культуры.Обществу нужны порядочные люди, профессионалы своего дела. Они растут на ниве правос...

Итоговый урок по курсу «Основы мировых религиозных культур».

Итоговый урок по курсу «Основы мировых религиозных культур».«Наши знания и открытия о религия»....

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм и другие святыни. Монастырь".

Конспект ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры". Тема: " Православный храм  и другие святыни. Монастырь".Ссылка на презентацию (архив):https://cloud.mail.ru/public/7a0ce9641294/%D0%A3%D1%80...

Итоговый тест за год по предмету физическая культура 3 класс.

2 варианта тестов по физической культуре с ответами....

Открытый урок по основам культуры Православия «Сохраняем культурное наследие. Святыни России» 4 класс

ЗАДАЧИ УРОКА:- повторение и синтез изученного материала на уроках православной культуры на основе заданий  личностно-развивающего характера рубрик «Обсуждаем-размышляем»- повторение г...

Экскурсия в Свято-Ильинский храм на уроке Основ православной культуры по теме «Пасха» 4 класс

Цель: Познакомить детей с основными правилами и традициями православной церкви. Познакомить с русским народным праздником «Светлой Пасхи».Задачи: - Углубление знаний учащихся об основных п...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой друг - компьютер" (информационная культура) 1 класс

В рабочей программе отражены цели, задачи,планируемые результаты и содержание  курса для 1 класса...