Программа для школы-дошколят
рабочая программа по теме
Программа для шолы -дошколят (5,5 лет - 7 лет) по предметам : математика, обучение чтению , логика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Перми
Рассмотрено на Утверждаю.
заседании МО Директор
Протокол № от МБОУ «СОШ №45» __
Руководитель МО ____________
_____________
Программа
подготовки
будущих первоклассников
« Школа дошколят»
(старший дошкольный возраст 5,5 – 7 лет)
С ноября по апрель
Учитель: Сухарева Елена Геннадьевна
г. Пермь
2012 - 2013
Пояснительная записка.
Программа представляет единую цепь непрерывного образования и является качественным подготовительным этапом для поступления в школу.
Отличительная особенность программы в том, что она реально решает проблему непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.
Цель программы: воспитывать и развивать у каждого ребенка:
положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность;
создать условия для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
Задачи подготовительного курса:
- Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- Помочь детям вжиться в позицию школьника;
Формирование и развитие у ребенка :
- необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности;
- познавательных способностей;
- образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;
- умений общаться со сверстниками и взрослыми;
- необходимого уровня монологической и диалогической речи;
- целостных представлений о мире.
* Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, О.А. Куревина, И.В. Маслова, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова.
Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста 5,5 - 7 лет и является одним из структурных компонентов Образовательной системы «Школа 2100».
Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
Цель программы состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку поступление в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Реализация цели предполагает решение ряда задач.
Разработка содержания, обеспечивающего воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;
развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
развитие эмоциональной сферы;
цельность детского мировоззрения.
Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.
Формирование опыта самопознания.
Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, готовность к школьному обучению.
Программа строится в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа 2100». Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.
Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.
a) Личностно ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
г) Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника: 1) формирование произвольного поведения, 2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, 3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека), 4) мотивационная готовность. Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования
Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» реализована в конкретных пособиях, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и методических рекомендациях для педагогов (см. список литературы в конце). Продолжение непрерывных курсов по всем образовательным линиям в начальной школе обеспечивается программами и учебниками тех же авторов.
Основные принципы работы:
- Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
- Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью
- Комплексный подход при разработке занятий
- Вариативность содержания и форм проведения занятий
- Систематичность и последовательность занятий
- Наглядность.
Режим проведения занятий:
На базе МБОУ «СОШ №45» с ноября по апрель, по субботам занятия по 30 минут.
Занятия проходят по расписанию:
1 урок 10-00 – 10-30 Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
2 урок 10-40 – 11-10 Введение в математику
3 урок 11-20 – 11-50 Развитие познавательных способностей
4 урок 12-00 – 12-30 Мир художественной культуры
Курс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста 5,5 – 7 лет.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа
- способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного мотивов;
- воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;
- обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;
- укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.
Программа включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:
- развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения);
- математика (счёт, геометрические фигуры, решение простых задач);
- развитие познавательных способностей (развитие у детей памяти, внимания, логического мышления, пространственной ориентации, конструкторских способностей, фонематического слуха, мелкой моторики, коммуникативных способностей);
- мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство)
Ожидаемые результаты:
- Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.
- Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.
Учебно – тематический план
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
Дата | №- п\п | Название темы |
03.11 | 1 | Звук и буква А, звук и буква О |
10.11 | 2 | Звук и буква У |
17.11 | 3 | Звук и буква Ы, звук и буква Э |
24.11 | 4 | Чтение слов АУ, УА, закрепление пройденного материал |
01.12 | 5 | Звук и буква Л, чтение слогов |
08.12 | 6 | Звук и буква М, чтение слогов, чтение слов, ударение |
15.12 | 7 | Звук и буква Н, чтение слогов, чтение слов |
22.12 | 8 | Звук и буква Н, чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения |
05.01 | 9 | Буква Я, чтение слогов, слов, предложений |
12.01 | 10 | Буква Ю, чтение слогов, чтение слов |
19.01 | 11 | Буква Е, чтение слогов, чтение слов |
26.01 | 12 | Буква Ё, чтение слогов, чтение слов |
02.02 | 13 | Буква И, чтение слогов, чтение слов |
09.02 | 14 | Закрепление пройденного материала |
16.02 | 15 | Звуки Г-К, ГЬ- КЬ , буквы Г,К, чтение слогов, составление и условная запись предложения |
02.03 | 16 | Звуки Д – ДЬ, Т – ТЬ, буквы Д,Т, чтение слогов, предложений |
09.03 | 17 | Звуки В– ВЬ,Ф – ФЬ, буквы В,Ф, чтение слогов, предложений |
16.03 | 18 | Звуки З – З , С –СЬ, буквы З,С, чтение слогов, слов |
23.03 | 19 | Звуки Б –БЬ, П –ПЬ, буквы Б,П, чтение слогов, предложений |
30.03 | 20 | Звуки Х- Хь, буква Х, чтение слогов, слов, предложений |
06.04 | 21 | Звуки и буквы Ж – Ш, чтение слогов, слов |
13.04 | 22 | Звуки и буквы Ч – Щ, чтение слогов, предложений |
20.04 | 23 | Звук и буква Ц, чтение слогов, слов, стихотворных текстов |
27.04 | 24 | Звук и буква Й, чтение слов. |
Введение в математику
Дата | №- п\п | Название темы |
03.11 | 1 | Одинаковое, разное. Столько же. Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Знакомство с треугольниками. |
10.11 | 2 | Сравнение предметов по длине, ширине, высоте. Знакомство с тетрадью и разлиновкой на ее страницах. |
17.11 | 3 | Сравнение групп предметов. Понятия «больше, меньше». Знакомство с четырехугольником. |
24.11 | 4 | Взаимное расположение предметов в пространстве: налево, направо, вверх, вниз. |
01.12 | 5 | Временное представление: раньше, позже, за, перед, между, рядом. |
08.12 | 6 | Упражнения в счете предметов, расположенных по-разному. Порядковый счет. Закрепление пройденного. |
15.12 | 7 | Образование чисел. Цифры 1 и 2. |
22.12 | 8 | Числа 1 и 2. Знаки + и – о. |
05.01 | 9 | Числа 1, 2. Чтение и составление числовых выражений вида 1+1, 1+2, 2-1. |
12.01 | 10 | Числа 1, 2, 3. Цифра 3. |
19.01 | 11 | Числа 1, 2, 3, 4. Цифра 4. |
26.01 | 12 | Состав чисел 2, 3, 4. |
02.02 | 13 | Числа 1, 2, 3, 4, 5. Цифра 5. |
09.02 | 14 | Состав чисел 2, 3, 4, 5. |
16.02 | 15 | Числа 1 – 5. Соотношение числа и количества предметов ему соответствующих. |
02.03 | 16 | Число и цифра 6. Понятие «длиннее, короче». Решение задач. |
09.03 | 17 | Состав числа 6. Подготовка к решению задач. |
16.03 | 18 | Закрепление понятий «длиннее, короче». |
23.03 | 19 | Число и цифра 7. Состав числа 7. Подготовка к решению задач |
30.03 | 20 | Число и цифра 8. Решение простых задач. |
06.04 | 21 | Состав числа 8. Решение простых задач. |
13.04 | 22 | Число и цифра 9. Решение простых задач. |
20.04 | 23 | Состав числа 9. Решение простых задач. |
27.04 | 24 | Число и цифра 10. Состав числа 10. Решение простых задач. |
Развитие познавательных способностей
Дата | №- п\п | Название темы |
03.11 | 1 | Что ждёт будущих учеников в школе |
10.11 | 2 | Чему учат в школ? |
17.11 | 3 | Про звонок и про урок |
24.11 | 4 | Семицветная дуга |
01.12 | 5 | Рисуем бусы |
08.12 | 6 | Развиваем фонематический слух |
15.12 | 7 | Поговорим о временах года |
22.12 | 8 | Отличительные особенности осени как времени года |
05.01 | 9 | Отличительные особенности зимы как времени года |
12.01 | 10 | Отличительные особенности весны как времени года |
19.01 | 11 | Отличительные особенности лета как времени года |
26.01 | 12 | Что такое русская народная сказка? Популярные герои русских народных сказок. Р.н.с. «Лиса и Волк» |
02.02 | 13 | Дни недели |
09.02 | 14 | Развиваем мелкую моторику |
16.02 | 15 | Размеры предмета |
02.03 | 16 | Геометрические фигуры |
09.03 | 17 | Тестируем и тренируем внимание |
16.03 | 18 | Ещё о геометрических фигурах |
23.03 | 19 | Развиваем воображение и фантазию |
30.03 | 20 | Трудные задания от Василисы Премудрой |
06.04 | 21 | Еще несколько трудных заданий от Василисы Премудрой |
13.04 | 22 | Эстафета занимательных заданий |
20.04 | 23 | Предмет в пространстве |
27.04 | 24 | Трамвайчик «Первоклашек» |
Мир художественной культуры
Дата | №- п\п | Название темы |
03.11 | 1 | Для чего нужен карандаш. Учимся рисовать точки, палочки, кружочки. |
10.11 | 2 | Складывание из бумаги. Оригами «Золотая рыбка». |
17.11 | 3 | Дымковская сказочная страна. |
24.11 | 4 | Лепка с натуры чашки. |
01.12 | 5 | Конструирование из геометрических фигур и рисование. Фигуры из треугольников. |
08.12 | 6 | Работа с бумагой. Конструирование из геометрических фигур. Аппликация «Корзинка». |
15.12 | 7 | Складывание из бумаги. Вырезание снежинок. |
22.12 | 8 | Аппликационная работа из кругов и полукругов. «Страусенок». |
05.01 | 9 | Лепка с натуры матрешки. |
12.01 | 10 | Работа с бумагой. Аппликация «Олененок». |
19.01 | 11 | Рисование и аппликация. «Радуга». |
26.01 | 12 | Рисование восковыми мелками «Снеговик». |
02.02 | 13 | Складывание из бумаги. Оригами «Елочка». |
09.02 | 14 | Рисование и аппликация. «Снегирь». |
16.02 | 15 | Складывание из бумаги. Коробочка. |
02.03 | 16 | Поздравительная открытка к 8 марта. |
09.03 | 17 | Работа с бумагой. «Китенок». |
16.03 | 18 | Аппликация «Золотая рыбка». |
23.03 | 19 | Аппликация из геометрических фигур. «Ракета». |
30.03 | 20 | Поздравительная открытка к 8 марта. |
06.04 | 21 | Оригами «Бабочка». |
13.04 | 22 | Работа с бумагой. Выпуклый цветок. |
20.04 | 23 | Объемная аппликация «Зонтик» из белой бумаги. |
27.04 | 24 | Раскрашивание изготовленной модели «Зонтик». |
Содержание программы.
1. Введение в математику.
Количество и счёт:
• закрепление навыков счёта в пределах 10 и выше;
• счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;
• количественный состав числа из единиц в пределах 10, а также замена одного числа двумя меньшими; порядковый счёт в пределах 10;
• образование натуральных чисел в пределах 10 из предыдущего числа и единицы;
• сравнение натуральных чисел первого десятка;
• присчитывание и отсчитывание, начиная от любого числа в пределах 10; счёт группами (по два, по три и так далее); знакомство с цифрами;
• знакомство со структурой задачи (условие, вопрос), составление и решение простых задач, раскрывающих конкретный смысл действий сложения и вычитания (когда второе слагаемое меньше первого и вычитаемое меньше остатка);
• классификация множеств как по отдельным признакам, так и по их сочетаниям;
• развитие логического мышления.
Величина:
• измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной
мерки;
• развитие глазомера.
Форма:
• закрепление представлений об элементарных геометрических фигурах,
• правильное их название (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб,
куб);
• использование геометрического материала в качестве средства классификации и
сериации множеств.
Ориентировка в пространстве:
• ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
Ориентировка во времени:
• закрепление представлений о последовательности дней недели, название сезонов и месяцев года;
• развитие «чувства времени» у детей.
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
Речь (устная и письменная) - общее представление.
Предложение и слово.
Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение.
Деление слов на слоги, ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы.
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преград в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слогозвуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характер, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слогозвуковую структуру.
Обучение чтению.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определение ориентиров в читаемом слове, место ударения в нём (по знаку ударения).
Чтение с паузами и интонациями, соответствующими знаками препинания в конце простого предложения и в середине при перечислении однородных членов.
Развивать умение слушать и понимать читаемую детям художественную литературу; умение слышать педагогов, слушать других, умение вникать в содержание их речи.
Развитие устной речи.
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков:
обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос).
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
Пересказ знакомой сказки или невольного пересказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке определённого количества предложений, объединённых общей темой или невольного рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображённым или последующих.
Развёрнутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, её точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Основные результаты обучения
В результате обучения к концу года дети должны знать:
- количественный и порядковый счёт в пределах 10 (в прямом и обратном порядке);
- понимать образование каждого числа из предыдущего и единицы (5=4 + 1) и из последующего и единицы (4=5 - 1);
- состав чисел в пределах 10;
- обозначение числа с помощью цифр (от О до 9);
- понимать конкретный смысл действий сложения и вычитания;
- структуру задачи (условие, вопрос);
- иметь представление об элементарных геометрических фигурах;
- все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие (звуки произносим, буквы пишем);
- гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
- написание некоторых строчных и заглавных букв.
дети должны уметь:
- производить простейшие арифметические действия вида 1, а так же сложение и вычитание по частям: 2, З, 4;
- решать простейшие задачи на нахождение суммы и остатка, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания;
- измерять длину с помощью условной мерки;
- правильно называть и распознавать элементарные геометрические фигуры;
- писать цифры от О до 9;
- сравнивать количество элементов в двух множествах путём установления взаимнооднозначного соотношения;
- классифицировать множества по таким признакам как размер, цвет, форма;
- вычленять слова из предложения;
- делить слова на слоги;
- вычленять звуки в словах, определять их последовательность;
- чётко, без искажений писать некоторые строчные и заглавные буквы;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным шрифтом;
- грамотно (без пропусков) писать (печатным шрифтом) под диктовку слова, написание которых не расходиться с произношением;
- правильно, без ошибок читать по слогам предложения, небольшие по содержанию рассказы.
3. Развитие познавательных способностей.
Задания, которые позволят научить:
- слушать, наблюдать,
- запоминать и перерабатывать полученную информацию;
- определять различные и одинаковые свойства предметов;
- узнавать предметы по заданным признакам; описывать предметы;
- сравнивать предметы между собой;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- обобщать;
- классифицировать;
- работать по образцу;
- действовать в соответствии с принятым намерением;
- развивать ловкость и подвижность рук.
ЛИТЕРАТУРА
Бортникова Е. Ф. Развиваем математические способности (рб.тет. в 2 ч.) - Екатеринбург: ООО « Литур», 2012.
БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.
Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО«Центрполиграф», 2003.
Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988.
Колесникова Е. В. Весёлая грамматика для детей 5 – 7 лет (Раб.тет) – М.: Ювента, 2010.
Колесникова Е. В. От А до Я (раб.тет.) - М.: Ювента, 2012.
Колесникова Е. В. Ну-ка, буква, отзовись! (раб.тет) - М. :Ювента, 2009
Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес,2000.
Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз- ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации – М.: Ювента, 2008
Холодова О.А. за три месяца до школы: задания по развитию познавательных способностей – М.: изд. РОСТ, 2012
Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.
Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.
Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...