Занятие по риторике в 1 классе "Обращение - что это такое?"
методическая разработка (1 класс) по теме
Занятие кружка "Риторика" для первоклассников по программе Ладыженской Т.А. по теме "Обращение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrashchenie.zip | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ "Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа № 2
имени Н.А.Заболоцкого"
Занятие по риторике в 1 «б» классе по теме: Обращение – что это такое?
Юрьева Марина Витальевна,
учитель начальных классов
2012 г
Тема: Обращение - что это такое?
Цель урока: изучение понятия и отработка навыков применения «обращения». Формировать умения УУД.
Задачи:
Образовательные: - познакомить с понятием «обращение»;
Развивающие: - развитие речи и обогащение словарного запаса;
-умение разыгрывать ситуации по теме.
Воспитательные: - воспитывать культуру общения и вежливое обращение.
Предметные
- Формировать понятие обращение
- Формировать понятие значимости обращения в жизни
- Формировать умение находить обращения в тексте
- Формирование умение правильно пользоваться обращением в своей речи
Метапредметные
Регулятивные
- Осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению
- Планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию
- Контролировать процесс и результаты одноклассников и своей деятельности
- Оценивать свою и коллективную работу
Коммуникативные
- Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения
- Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
Познавательные
- Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, в словарях
Личностные
- Формирование положительного отношения к учению
- Формирование установки на здоровый образ жизни
Оборудование:
- Проектор
- Презентация
- учебник «Риторика» Ладыженская Т. А
- Карточки с заданиями
5. Магнитофон
Ход занятия
Организация
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. Активно поработать и узнать новое о нашей речи. Давайте поработаем с экраном настроения. Покажите на кружочках какое у вас настроение в начале урока.
/ Зеленый - хорошее, синий - равнодушны, красный – плохое. /
2слайд Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
3слайд
-А эпиграфом к нашему занятию будут слова великого русского ученого М.В. Ломоносова.
Риторика есть наука…
Красно говорить и писать.
Сообщение темы урока
Постановка проблемы
- Ребята послушайте внимательно предложения и скажите, что есть в этих предложениях?
Катя, ты уже сходила в больницу?
Саша, ты выучил считалочку к уроку?
Здесь есть обращения.
4слайд
-Тема нашего урока. Обращение.
Познакомимся…
Будем учиться…
5слайд
Речевая разминка
Чистоговорка
Ба-ба-ба – из окна торчит труба.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Му-му-му – молоко кому?
Ре-ре-ре – метём сор во дворе.
Су-су-су – очень холодно в лесу.
Чу-чу-чу – молоточком я стучу.
Та-та-та – у нас в классе чистота.
6слайд
Упражнение «лошадка»
В зимний холод всякий молод.
Скороговорка
Верзила Вавила весело
ворочал вилами.
7слайд
Проверка домашнего задания
-Дома вы, должны были выучить считалочку. Вот мы сейчас и проверим, кто какие считалки знает.
8 слайд
Физкультминутка «Зайчики»
Знакомство с новым материалом
Беседа:
- Начиная с первого дня рождения, каждый человек нуждается в общении. Люди общаются между собой не только в семье, но и на улице, в магазине, на работе, в общественном транспорте и в других местах. При этом в разговоре, они часто обращаются друг к другу.
- Давайте представим, что Ольга, Катя, Ваня, Валерия, Павлик - это имена ваших друзей. Обратитесь к ним с какой-нибудь просьбой или вопросом. (Саша, пойдем гулять. Ксюша, ты сделала уроки?)
- Хорошо, это ваши друзья. А как вы обратитесь к взрослому человеку? (по имени и отчеству)
- Как вы обратитесь ко мне? (Марина Витальевна)
- А как обратитесь к директору школы? (Марина Семеновна)
- А как бы вы обратились к президенту, если бы встретили его? ( Владимир Владимирович)
- Ребята, а какими словами может выражаться обращение, если мы разговариваем с близкими людьми, родственниками? (Бабушка, мама, дорогой, любимый.)
- Да, хорошо общаться с людьми, которых вы знаете. А если вдруг вы заблудились в незнакомом городе, как обратитесь к незнакомым людям? (молодой человек, товарищ милиционер)
- Вот видите, какое множество существует слов, благодаря которым можно обратиться даже к незнакомым людям. Однако и эти слова не всегда нас выручат. Бывают ситуации, когда вы не знаете имени и отчества взрослого, и все эти слова не годятся, но невежливо начинать разговор без обращения. Так, например, вы пришли в кабинет к врачу, некрасиво будет говорить «Гражданин или мужчина, можно войти?» В таких случаях, лучше начинать разговор с вежливых слов. Например, «Прошу прощения, можно войти? Будьте добры, подайте мне книгу».
Закрепление
Работа по учебнику:
- Так как выдумаете, что такое обращение? Для чего оно необходимо? (Это имена и отчества, которые нужны, чтобы один человек мог обратиться к другому.)
- Правильно. Но вот только ли именами и отчествами может быть выражено обращение?
Откройте свои учебники на стр.51. Посмотрите внимательно, кто изображён на верхнем рисунке? Что говорит рыбка? Что говорит старик?
-Старик просит рыбку «смилуйся» и может назвать её по-разному. Как? Прочитаем. / чтение детьми/
-Когда старик скажет «золотая рыбка», а когда – «государыня рыбка?» А может ли старик обратиться с просьбой старухи к рыбке и назвать её просто «рыбка?» - Нет, старик просит рыбку как морскую царицу - только царицу можно назвать государыней.
-А теперь, на той же 51 стр. рассмотрите следующий рисунок. Кто здесь изображён? /отв. дет./ В каком случае старик говорит: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка!», а когда – «Здравствуй, грозная царица!» Что отвечает старуха? Как она называет старика? /"Мужик!"/ Как это её характеризует?
Хорошо. А сейчас откройте стр.52,53. Рассмотрите рисунки и скажите, о каких сказках А.С.Пушкина напомнили вам они. /отв. дет./
- Выберите стихотворные строки из «Сказки о царе Салтане», а затем - из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Кто из героев этих сказок и как произносит слова - обращения, какие обращения использует? Прочитайте эти строчки выразительно.
-Рассмотрим другой рис. Кто изображён на нём? Как по-разному обращается царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце»; «мерзкое стекло»; «зеркальце».) Почему? О чём говорят нам эти разные обращения?
9,10,11слайды
12 слайд
Физкультминутка «Гуси»
13 слайд
Вывод.
Обращение: слово или сочетание слов, называющее лицо (или предмет), к которому обращена речь.
Ну, ты, пошел вперед!
Жизнью пользуйся, живущий.
Мама, а мама, разреши мне немного погулять!
14слайд Работа в парах
15слайд Правила работы в парах
16слайд Работа в парах
1 ряд:
- Вы и мама. Вы просите маму купить игру, которая вам очень нравится. Не забывайте об обращении и о слове "пожалуйста".
Инсценировка. Побасенка «Андрейка»
2 ряд:
- Вы и учитель. Вам нужно выйти из класса.
Инсценировка. Н.Сладков «Лисица и ёж»
3 ряд:
- Вы и ваш(а) друг (подруга). Вы хотите пригласить его (её) в гости.
17слайд
Творческая работа
Работаем в группе
-Вставьте подходящие обращения
Митя идет на рыбалку
Митя выходит из дома и слышит от мамы:
- …, приходи к обеду!
На улице Митю уже ждет Серёжка.
- Здорово, …! Наживку взял? – говорит он.
- Привет, … . Много. А ты жвачку не забыл? –
спрашивает Митя.
- Забыл, …, - отвечает Серёжа.
- Ну, …, смотри в следующий раз обязательно принеси,
сердится Митя.
На озере они встречают своего учителя и говорят ему:
- Здравствуйте, …!
- Доброе утро, …, - отвечает он. – Я уже давно здесь. Садитесь, …, здесь хорошо клюёт, а я пошёл.
Митька, ребята, Мить, сынок, Серёга,
Сергей, Николай Иванович, рыбаки.
18 слайд Проверка
Выбрать того, кто будет отвечать у доски.
Подведение итогов:
- Ребята, что вы можете мне рассказать об обращении?
/Обращение нужно нам, чтобы один человек мог обратиться к другому. Обращения бывают разные, они могут состоять из одного или нескольких слов. К своим друзьям можно обращаться по имени, к взрослым по имени и отчеству, а если не знаешь человека – вежливыми словами, к родственникам – ласковыми словами./
19слайд Рефлексия
-Понравилось ли вам наше занятие?
-Оцените свою работу на занятии.
-Какое теперь у вас настроение?
-Поняли вы, что такое обращение?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке? /Кружочки/
- Молодцы! Сегодня я очень довольна вашими успехами. И надеюсь, что обращаться друг к другу, а тем более к взрослым вы будете в соответствии с правилами, которые мы с вами изучили.
Д/З: На доске небольшая выставка книг. В каждой из них есть обращения. Вы должны прочитать любой рассказ или сказку. Найти в них обращения.
Список литературы:
1.Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1класс. Методические рекомендации Москва ООО «С-инфо», ООО «Баланс». 2004.-92с.
2.Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя. Москва «Просвещение». 1991.-367с.
3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по риторике "Давайте договоримся"
Занятие разработано к курсу внеурочной деятельности "Риторика" для 1 класса.Цели занятия:Формировать умение договариваться со сверстниками, прислушиваться к мнению других людей.Развивать умения связно...
Презентация к занятию по риторике № 2. Чему учит наука риторика
Риторика 2 класс. Занятие № 2. Тема: Чему учит наука риторика...
Презентация к занятию по риторике № 3. Надо ли учиться риторике (2 класс)
Презентация к занятию по риторике № 3. Надо ли учиться риторике (2 класс)...
Презентация к занятию по риторике № 4. Речевая ситуация. Кому - кто. Речевые роли. (2 класс)
Презентация к занятию по риторике Занятие № 4. Тема: Речевая ситуация. Кому - кто. Речевые роли. (2 класс)...
Презентация к занятию по риторике № 5. Речевые роли. Кто кого и как приглашает.
Презентация к занятию по риторике. Занятие № 5. Тема: Речевые роли. Кто кого и как приглашает....
Презентация к занятию по риторике № 6 Как мы говорим. Темп (2 класс)
Презентация к занятию по риторике. Занятие № 6 Тема: Как мы говорим. Темп (2 класс)...
Презентация к занятию по риторике № 7. Как мы говорим. Громкость. (2 класс)
Презентация к занятию по риторике. Занятие № 7. Тема: Как мы говорим. Громкость. (2 класс)...