"Берегите природу! Защитим ель и сосну!"
методическая разработка (1 класс) на тему
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ
г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.
Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: "Берегите природу! Защитите ель и сосну!" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Берегите природу! Защитите ель и сосну!", аудиозапись песни "В лесу родилась елочка" и рекомендуется просмотр мультфильма "Как ежик и медвежонок встречали Новый год»".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ
г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.
Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: "Берегите природу! Защитите ель и сосну!" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Берегите природу! Защитите ель и сосну!", приложения к уроку «Берегите природу! Защитите ель и сосну!» и рекомендуется просмотр мультфильма "Как ежик и медвежонок встречали Новый год»".
Тема: «Берегите природу! Защитите ель и сосну!»
Цели:
-Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев;
-Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия;
-Упражнять детей в составлении связных рассказов, образовании множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много»;
-Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику;
-Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе, вырубая ели и сосны;
-Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Берегите природу! Защитим ель и сосну!», мультфильм «Как ежик и медвежонок встречали Новый год», аудиозапись песни «В лесу родилась елочка», цветные карандаши, альбомные листы.
Ход занятия:
I.Орг.момент.
II.Сообщение темы занятия. –Ребята, наш урок я хочу начать с разминки. Отгадайте загадки:
У меня в мешке подарки
Карамели, шоколадки.
Вокруг ёлки хоровод,
Что за праздник? … (Новый год)
***
Мы его сегодня ждём,
Так давайте позовём.
Он подарки нам принёс,
Ну-ка дружно! … (Дед мороз)
***
Мы сегодня так устали,
Пели песни и плясали.
Хоть зима, а здесь нам жарко.
И в мешке нас ждут … (подарки)
***
Время ёлку зажигать,
Веселится и плясать.
Крикнем мы на раз-два-три
Дружно ёлочка … (гори)
***
Вся нарядная в игрушках,
Вся в гирляндах и в хлопушках,
Не колючая ни сколько,
Ну конечно это … (ёлка)
-Все загадки были о прекрасном новогоднем празднике. Самым ярким атрибутом Новогоднего праздника, традиционно устанавливаемым в каждом городе и доме, является, конечно, Новогодняя елка. И сегодня мы с вами поговорим о новогодних деревьях и узнаем от кого и почему их надо беречь.
- Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь? Как вы думаете, почему эти деревья я назвала новогодними? (Ответы детей).
- Сосна и ель друг на друга похожи. - Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:
Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна. (Дети повторяют хором, затем по одному).
Взгляните на эти две картинки на слайде. - Какая из этих веток сосновая, какая еловая?
- Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).
Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели (показ на слайде), а это шишка сосны (показ на слайде). Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево.
Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить».
-Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).
Дидактическое упражнение «Один-много»
К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.
Ель – много елей.
Сосна – много сосен.
Снег – много снега.
Хвоя – много хвои.
Шишка – много шишек.
Древесина – много древесины.
Ветка – много веток.
Дерево – много деревьев.
Корень – много корней.
Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.
- Ребята, почему нельзя срывать шишки с дерева? - Кому очень нужны шишки? (Ответы детей). Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ на сладе). Птицы полакомились семенами этой шишки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.
Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А у сосны корни очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.
Динамическая пауза «В лесу родилась елочка»
Динамическая пауза проводится под песню «В лесу родилась елочка». Дети берутся за руки и встают в хоровод, а один ученик становится в центр хоровода и исполняет роль елочки. Под звучание песни дети напевают знакомые слова и водят хоровод.
***
- Ребята, а для человека есть ли польза от этих хвойных деревьев? Какая?
Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни.
Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои. Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого».
- Давайте подумаем, почему? - Чистый ли в городе воздух? - Чем он загрязняется?
- А как деревья очищают воздух? (Ответы детей).
Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.
Творческая игра «Сказка про елку»
Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения.
«Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.
Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?)
Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»
Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас получится настоящая книга.
***Конец***
И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.
-Ребята, как можно сохранить елочки и сосны во время новогодних праздников?
(Купить искусственную ель или нарядить живую ель во дворе).
***
«Живи, елочка!»
(стихотворение Ирины Токмаковой)
Мне елку купили!
Мне елку купили
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто — ветру, метели,
Такой же красивой
Не спиленной ели!
Пальчиковая гимнастика «Елка»
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локоточки поднимите,
Ну а пальцы – разведите.
(Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются).
-Ребята, а теперь нарисуйте свою новогоднюю елочку (Дети рисуют).
Игра «Елка»
(Елена Благинина)
Есть одна игра для вас: я начну стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте! Хором дружно отвечайте:
На дворе снежок идет, скоро праздник… (- Новый год!)
Мягко светятся иголки, хвойный дух идет …(- От елки!)
Ветви слабо шелестят, бусы яркие… (- Блестят!)
И качаются игрушки - флаги, звездочки, … (- Хлопушки!)
Нити пестрой мишуры, колокольчики…(- Шары!)
Рыбок хрупкие фигурки, птицы, лыжницы,…(-Снегурки!)
Белоус и краснонос под ветвями …(- Дед Мороз!)
Ну а елка, просто диво! Как нарядна, как …(-Красива!)
Вот огни зажглись на ней, сотни крошечных …(- Огней!)
Двери настежь, точно в сказке, хоровод несется в…(-В пляске!)
И над этим хороводом говор, песни, звонкий смех…Поздравляю с…(-Новым годом!)
С новым счастьем сразу…(- Всех!).
III. Итоги урока. - Чем отличается ель от сосны? – Какова польза хвойных деревьев? – Почему их нужно беречь?
IV. Просмотр мультфильма «Как ежик и медвежонок встречали Новый год».
Подписи к слайдам:
Отгадай загадки
Мы его сегодня ждём,Так давайте позовём.Он подарки нам принёс, Ну-ка дружно! … ***Время ёлку зажигать,Веселится и плясать.Крикнем мы на раз-два-триДружно ёлочка …
Отгадай загадки
Вся нарядная в игрушках,Вся в гирляндах и в хлопушках,Не колючая ни сколько,Ну конечно это … ***Один раз в году одевают нарядИз бус разноцветных, шаров и гирлянд.Сверкают огнями цветные иголки,Как звать тех красавиц, скажите мне?
Отгадай загадки
Все загадки были о прекрасном новогоднем празднике. Самым ярким атрибутом Новогоднего праздника, традиционно устанавливаемым в каждомгороде и доме, является, конечно, Новогодняя елка. И сегодня мы с вами поговорим о Новогодних деревьях и узнаемот кого и почему их надо беречь!
«Берегите природу! Защитите ель и сосну!»
Игровая экология 1-2 класс
- Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь? - Как вы думаете, почему эти деревья называют новогодними?
- Сосна и ель друг на друга похожи. - Подумайте чем? У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку: Елочка – короткая иголочка.Сосна – игла длинна.
- Какая из этих веток сосновая, какая еловая? - Почему вы так решили?
Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели, а это шишка сосны. Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить».-Как вы понимаете эту поговорку?
Ель – много елейСосна – много ….Снег – много …Хвоя – много …Шишка – много …Древесина – много …Ветка – много …Дерево – много …Корень – много …
Дидактическое упражнение «Один-много»К предложенным словам добавьте слово «много» и назовите заданное слово во множественном числе.
Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.
Ребята, почему нельзя срывать шишки с дерева? - Кому очень нужны шишки? Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев. А медведь любит лазать по этим деревьям и точить свои когти об стволы деревьев.
Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А у сосны корни очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.
Динамическая пауза проводится под песню «В лесу родилась елочка». Дети берутся за руки и встают в хоровод, а один ученик становится в центр хоровода и исполняет роль елочки. Под звучание песни дети напевают знакомые слова и водят хоровод.
Динамическая пауза «В лесу родилась елочка»
- Ребята, а для человека есть ли польза от этих хвойных деревьев? - Какая?Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни.
Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои. Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». - Давайте подумаем, почему? - Чистый ли в городе воздух? - Чем он загрязняется? - А как деревья очищают воздух?
«Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?) Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»
Творческая игра «Сказка про елку»
И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат ели и сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.-Ребята, как можно сохранить елочки и сосны во время новогодних праздников?
Мне елку купили! А елка лесная осталась живая,Мне елку купили Стоит на опушке, макушкой кивая.В лесу на опушке ее не рубили. - Кому? – Никому! А сделали елку на добром заводе Просто – ветру, метели,Хорошие дяди, веселые тети. Такой же красивой не спиленной ели!Скорей приходите,Скорей поглядитеНа елку из тонких серебряных нитей:Вся в хвое мохнатой,Блестящей и пышной,Задень -И она зазвенит еле слышно.
«Живи елочка!»Стихотворение И. Токмаковой
Елка быстро получается,Если пальчики сцепляются.Локоточки поднимите,Ну а пальцы – разведите. - Ребята, нарисуйте свою Новогоднюю ель!
Пальчиковая гимнастика «Елка»
Есть одна игра для вас: я начну стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте! Хором дружно отвечайте:На дворе снежок идет, скоро праздник… Мягко светятся иголки, хвойный дух идет …Ветви слабо шелестят, бусы яркие… И качаются игрушки - флаги, звездочки, … Нити пестрой мишуры, колокольчики…Рыбок хрупкие фигурки, птицы, лыжницы,…Белоус и краснонос под ветвями …Ну а елка, просто диво! Как нарядна, как …Вот огни зажглись на ней, сотни крошечных …Двери настежь, точно в сказке, хоровод несется в…И над этим хороводом говор, песни, звонкий смех…Поздравляю с…..С новым счастьем сразу…
Игра «Елка»(Елена Благинина)
- Чем отличается ель от сосны? – Какова польза хвойных деревьев? – Почему их нужно беречь?
Итоги урока
Просмотр Мультфильма «Как ежик и медвежонок встречали Новый год»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН "Береги природу!"
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Цель данного мероприятия: 1.Углубить знания учеников о природе; 2.Учить оценить свои поступки и поступки окружающих в природе; 3.Учить...
Берегите природу.Классный час . 4 класс Презентация
Классный час . 4 класс Берегите природу...
Экологический урок-игра в 4-м классе "Берегите природу"
Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей. Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, ...
Викторина во 2 классе "Берегите природу"
Викторина во 2 классе "Берегите природу" ...
Открытый урок: "Природа в опасности! Берегите природу!"
На этом открытом уроке использованы компьютерные технологиии, работа в группах, групповая работа, проектная деятельность по программе Школа России, 3 класс, Плешакков. Отличный урок, который можно исп...
Берегите природу! Берегите!
Мероприятие полно раскрывает бережное отношение окружающих к природе. Рассказывает о том, почему необходимо беречь природу....
«Береги природу! Берегите свою планету»
Внеклассное мероприятие по экологии по теме: «Береги природу! Берегите свою планету».Форма проведения итерактивный урок. Цель мероприятия: воспитывать бережное чуткое отно...