Урок "Дружба" Модуль "Основы светской этики"
методическая разработка (4 класс) по теме

Расширить представление детей о дружбе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_14.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 1. Расширение знаний детей о дружбе.

2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения

 3.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу. 4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Виды работы: работа по учебнику, тестирование, работа в группах.

Оборудование:   песня В.Шаинского “ Дружба крепкая не сломается”, кроссворд, рассказ Н.Чабаевского«Одинаковые»,, « Дружба», цветик-семицветик, тест  «Настоящий друг»       1.Организационный момент

2Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

А чтобы тему урока узнать,

Нужно нам  кроссворд отгадать.

Кроссворд

1.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке ледяной.

                   2.Одной ручкой всех встречает,а другой провожает.

3.В лесу у пня с утра беготня,

Народ рабочий с утра хлопочет

                    4.С неба звездой,в ладошку –водой.

5.Стоит Антошка на одной ножке.

                     6.Из горячего колодца через нос водица льется

м

е

д

в

е

д

ь

д

в

е

р

ь

м

у

р

а

в

ь

и

с

н

е

ж

и

н

к

а

г

р

и

б

ч

а

й

н

и

к

Ответ: дружба

  1. Учитель: Молодцы! Тема нашего урока «Дружба». Сегодня  поговорим с вами о дружбе, доброте  и отзывчивости – о тех  человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.

3. Словарная работа

  1. Учитель: Обратимся к толковому словарю Ожегова и узнаем значение слова дружба

ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов..

4 .Просмотр  мультфильма  уроки тётушки Совы «Медвежонок Ых и настоящие друзья»

 -Каким должен быть настоящий верный друг                

5 Работа над произведениями Н. Чабаевского «Дружба», « Одинаковые»

Дружба.

                                                     «Дружба»

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Вася Сережа

      - Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных.        

      - Давай, - согласился Вася

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

       -Пожар! Пожар! – кричит

Подбежали другие ребята

      -Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

    -Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.

Подбежал к нему Сережа.

   -Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.

    -Давай, - согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

    - И меня примите.

    - Не примем, - сказал Сережа.

    -Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.

   -То – вчера, - сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагончиками. Сегодня я с ним дружу!

Вопросы:

1.Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?

2.Можно ли назвать Сережу настоящим другом?

                                                    «Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки – Соня и Вера. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятёрки.

- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

- Да ты стала хуже…

- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила Вера, а не я!

- Тройку получила Вера, но она получила её потому, что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!»

Вопросы детям:

1.        За что мама обиделась на  Соню?

2.        Что бы вы сказали Соне?

3.        Как ей надо было поступить? (ответы детей)

Правильно. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.

6.Чтение текста учебника страница 32- 33

- Назвать черты дружбы? Запишем на доске.( бескорыстность, взаимная симпатия и общность интересов, избирательность) –

 Избирательность – человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты».

- Бескорыстность – ещё одна отличительная черта дружбы. Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.  

- Взаимная симпатия и общность интересов – это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.

7  Работа иллюстрациями  в учебнике на с. 33.

С кем дружит мальчик? - Как догадались, что они друзья?

- Кого  видим на иллюстрации справа? Что можете о них рассказать?

- Можно ли сказать о детях ,что они друзья? Почему?

8 Игра “Кто с кем дружит”.

    Забавные бурундучки Чип и …(Дейл)

    Добрая Белоснежка и …(семь гномов)

    Забавный Винни Пух и …(Пятачок)

    Добрый Малыш и ….(Карлсон)

    Доверчивый Буратино и …(Мальвина, Пьеро)

    Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка)

9 Работа с пословицами

- Что же говорил народ о дружбе и о друзьях.

                                     работа в группах

Учитель: Собрать пословицы

1 группа

* Нет друга – ищи … …  /а нашёл – береги /.

* Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

* Один за всех … … /и все за одного/.

* Человек без друзей … …/что дерево без корней/.

* Дружба -  как стекло … … /разобьёшь  - не сложишь/.

* Недруг поддакивает, … … /а друг спорит/.

* Дружбой дорожи, забывать … … /её не спеши/.

2 группа

* Дерево живёт корнями, … … /а человек друзьями/.

* Друга – ищи, … … /а найдёшь – береги/.

* Друг за друга стой, … … /выиграешь бой/.

* Доброе братство … … /лучшее богатство/.

* Друг лучше старого,  …  … /а платье новое/.

* Старый друг … … / лучше новых двух/.

* Дружба не гриб, … … /в лесу не найдёшь/.

 

 10.Физминутка:  Встаньте  дети,  встаньте  в  круг

                           Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

                           Влево, вправо  повернитесь

                            И  друг  другу  улыбнитесь.

                            Руки  к  солнцу  протянули,

                            Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

                            С  этим  лучиком  в  груди 

                           Ты  на  мир  ясней  гляди

 11 Размышляем

-Что же может разрушить дружбу?

Конечно, дружбу может разрушить предательство. Дружбу могут разрушить обиды, ссоры, грубые, злые слова, взаимные оскорбления. Если находить друг в друге только недостатки, всё время критиковать друга, вспоминать все ошибки и промахи, которые были им когда-либо совершены – то это разрушит вашу дружбу.

 12.Рефлексия - Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?  

-Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом?

- Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?

13.Игра « Цветик – семицветик».

-  У меня на руках ромашка. Все, наверное, помнят сказку про волшебный цветок. Каждый возьмет по одному лепестку и напишет пожелание своему другу. И пусть как в доброй сказке исполнятся ваши пожелания. (Прочитаем некоторые пожелания)

14.Тест настоящий друг

-Ребята, а вы хотите узнать, являетесь ли вы настоящим другом. Тогда я предлагаю вам ответить на вопросы теста «Настоящий друг»(

Я считаю, что настоящий друг:

В бланке ответов нужно записать «да», если полностью согласен с утверждением, «нет», если не согласен, «не знаю», если не имеешь чёткого ответа.

1. Делится новостями о своих успехах.        

2. Оказывает эмоциональную поддержку

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Вовремя возвращает долги.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым, не надоедает.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15.Не стремится переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22.  Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга (с днем рождения…)

24. Помнит о друге, когда его нет рядом.

25. Ни в чем и никогда не завидует другу.

За каждый ответ «да» - 2 балла, за ответ «не знаю» 1 балл и за ответ «нет» - 0 баллов. Затем нужно сложить полученные балы.

        Если набрали до 14 баллов - еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

        От 15 до 35 баллов - есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

        От 36 до 50 баллов - вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же. 

15 Ритуал прощания.

- Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда. 

исполнение песни В.Шаинского “ Дружба крепкая не сломается”

16.Задание на дом: Напишите небольшой рассказ о своем друге. Рисование на тему «Портрет моего друга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"

Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...