Урок "Дружба" Модуль "Основы светской этики"
методическая разработка (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цель: 1. Расширение знаний детей о дружбе.
2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения
3.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу. 4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Виды работы: работа по учебнику, тестирование, работа в группах.
Оборудование: песня В.Шаинского “ Дружба крепкая не сломается”, кроссворд, рассказ Н.Чабаевского«Одинаковые»,, « Дружба», цветик-семицветик, тест «Настоящий друг» 1.Организационный момент
2Сообщение темы и цели урока.
Учитель:
А чтобы тему урока узнать,
Нужно нам кроссворд отгадать.
Кроссворд
1.Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке ледяной.
2.Одной ручкой всех встречает,а другой провожает.
3.В лесу у пня с утра беготня,
Народ рабочий с утра хлопочет
4.С неба звездой,в ладошку –водой.
5.Стоит Антошка на одной ножке.
6.Из горячего колодца через нос водица льется
м | е | д | в | е | д | ь | ||
д | в | е | р | ь | ||||
м | у | р | а | в | ь | и | ||
с | н | е | ж | и | н | к | а | |
г | р | и | б | |||||
ч | а | й | н | и | к |
Ответ: дружба
- Учитель: Молодцы! Тема нашего урока «Дружба». Сегодня поговорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.
3. Словарная работа
- Учитель: Обратимся к толковому словарю Ожегова и узнаем значение слова дружба
ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов..
4 .Просмотр мультфильма уроки тётушки Совы «Медвежонок Ых и настоящие друзья»
-Каким должен быть настоящий верный друг
5 Работа над произведениями Н. Чабаевского «Дружба», « Одинаковые»
«Дружба»
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Вася Сережа
- Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных.
- Давай, - согласился Вася
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
-Пожар! Пожар! – кричит
Подбежали другие ребята
-Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
-Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками.
Подбежал к нему Сережа.
-Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.
-Давай, - согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
- И меня примите.
- Не примем, - сказал Сережа.
-Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.
-То – вчера, - сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагончиками. Сегодня я с ним дружу!
Вопросы:
1.Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?
2.Можно ли назвать Сережу настоящим другом?
«Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки – Соня и Вера. Обе они походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятёрки.
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:
- Да ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила Вера, а не я!
- Тройку получила Вера, но она получила её потому, что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!»
Вопросы детям:
1. За что мама обиделась на Соню?
2. Что бы вы сказали Соне?
3. Как ей надо было поступить? (ответы детей)
Правильно. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.
6.Чтение текста учебника страница 32- 33
- Назвать черты дружбы? Запишем на доске.( бескорыстность, взаимная симпатия и общность интересов, избирательность) –
Избирательность – человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты».
- Бескорыстность – ещё одна отличительная черта дружбы. Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.
- Взаимная симпатия и общность интересов – это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.
7 Работа иллюстрациями в учебнике на с. 33.
С кем дружит мальчик? - Как догадались, что они друзья?
- Кого видим на иллюстрации справа? Что можете о них рассказать?
- Можно ли сказать о детях ,что они друзья? Почему?
8 Игра “Кто с кем дружит”.
Забавные бурундучки Чип и …(Дейл)
Добрая Белоснежка и …(семь гномов)
Забавный Винни Пух и …(Пятачок)
Добрый Малыш и ….(Карлсон)
Доверчивый Буратино и …(Мальвина, Пьеро)
Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка)
9 Работа с пословицами
- Что же говорил народ о дружбе и о друзьях.
работа в группах
Учитель: Собрать пословицы
1 группа
* Нет друга – ищи … … /а нашёл – береги /.
* Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
* Один за всех … … /и все за одного/.
* Человек без друзей … …/что дерево без корней/.
* Дружба - как стекло … … /разобьёшь - не сложишь/.
* Недруг поддакивает, … … /а друг спорит/.
* Дружбой дорожи, забывать … … /её не спеши/.
2 группа
* Дерево живёт корнями, … … /а человек друзьями/.
* Друга – ищи, … … /а найдёшь – береги/.
* Друг за друга стой, … … /выиграешь бой/.
* Доброе братство … … /лучшее богатство/.
* Друг лучше старого, … … /а платье новое/.
* Старый друг … … / лучше новых двух/.
* Дружба не гриб, … … /в лесу не найдёшь/.
10.Физминутка: Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди
11 Размышляем
-Что же может разрушить дружбу?
Конечно, дружбу может разрушить предательство. Дружбу могут разрушить обиды, ссоры, грубые, злые слова, взаимные оскорбления. Если находить друг в друге только недостатки, всё время критиковать друга, вспоминать все ошибки и промахи, которые были им когда-либо совершены – то это разрушит вашу дружбу.
12.Рефлексия - Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?
-Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом?
- Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?
13.Игра « Цветик – семицветик».
- У меня на руках ромашка. Все, наверное, помнят сказку про волшебный цветок. Каждый возьмет по одному лепестку и напишет пожелание своему другу. И пусть как в доброй сказке исполнятся ваши пожелания. (Прочитаем некоторые пожелания)
14.Тест настоящий друг
-Ребята, а вы хотите узнать, являетесь ли вы настоящим другом. Тогда я предлагаю вам ответить на вопросы теста «Настоящий друг»(
Я считаю, что настоящий друг:
В бланке ответов нужно записать «да», если полностью согласен с утверждением, «нет», если не согласен, «не знаю», если не имеешь чёткого ответа.
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремится, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Вовремя возвращает долги.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым, не надоедает.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15.Не стремится переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга (с днем рождения…)
24. Помнит о друге, когда его нет рядом.
25. Ни в чем и никогда не завидует другу.
За каждый ответ «да» - 2 балла, за ответ «не знаю» 1 балл и за ответ «нет» - 0 баллов. Затем нужно сложить полученные балы.
Если набрали до 14 баллов - еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.
От 15 до 35 баллов - есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 36 до 50 баллов - вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
15 Ритуал прощания.
- Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:
Дружба настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остаётся с нами навсегда.
исполнение песни В.Шаинского “ Дружба крепкая не сломается”
16.Задание на дом: Напишите небольшой рассказ о своем друге. Рисование на тему «Портрет моего друга».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"
Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".
Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)
Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель: формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...