человек в религиозных традициях мира
план-конспект урока (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Человек в религиозных традициях мира»
Цели:
- Создание условий для развития основ аналитического и творческого мышления учащихся;
- Обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
- Развитие умения пользоваться различными источниками исторических знаний, анализировать информацию этих источников;
- Развитие представлений младшего подростка о способах общения человека с Богом в разных религиозных системах;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Воспитание гражданственности, толерантности, гуманизма, уважения к предмету.
Оборудование: тетради, иллюстрации
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Определите термин:
- в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы (имам)
- лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства (диакон)
- в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы (раввин)
- буддийская община (сангха)
- мусульманская община (умма)
- языческий религиозный деятель, служитель храма (жрец)
- буддийский монах (лама)
- человек, знающий Коран наизусть (хафиз)
- высший чин в христианской церкви (епископ)
- глава русской православной церкви (патриарх)
- профессиональные служители в той или иной религии (духовенство)
III. Изучение нового материала
Моли́тва — обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам, а также канонизированный текст этого обращения. Молитва часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. Молитва также часто принимает формы обряда.
Молитва в языческих культах
У древних греков и римлян молитвы играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к ним грозило гневом богов. На отдельные случаи (рождение, бракосочетание, испрошение урожая и т. п.) установлены были особые формулы молитвы, которые при общественных богослужениях произносились жрецами или магистратами. Молитвам приписывалась чудодейственная сила; обмолвки и запинки считались дурным предзнаменованием. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие молитву; к ней приступали, умыв предварительно руки. Во время молитвы древние воздевали руки к небу. Греки молились с непокрытою головою, римляне (и иудеи) — с покрытою.
Молитва в иудаизме
Ветхом Завете встречаются частые указания на факт совершения молитв, но точные формулы молитв установлены в нём лишь на случай представления десятины. Лишь в эпоху после вавилонского изгнания молитвы подверглись тщательной регламентации; ещё до н. э. установлены были часы для совершения молитв. Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, что и раньше, с покрытою головою. Мужчинами молитвы обыкновенно читаются на иврите и арамейском языке (есть специальные молитвы для женщин на идише); в числе их, помимо псалмов, много поэтических гимнов и многие имеют чисто повествовательный характер (информация для слушателей, а не просто обращение к Богу).
Молитва в индуизме и буддизме
Индусы считают свои молитвы по шарикам или кораллам, в чём усматривают прототип чёток, употребляемых мусульманами и христианами. Механическое отношение к молитве достигает крайних пределов у буддистов, у которых существуют молитвенные машины, или мельницы, впервые появившиеся в Индии около 400 г. по Р. Хр. Это — деревянные цилиндры, достигающие иногда громадных размеров, приводимые в движение вокруг своей оси руками или ветряными или водяными двигателями; на бумаге, обвитой вокруг цилиндра, много раз повторяется молитва ламаитов. Одному обороту цилиндра вокруг своей оси приписывается та же сила, как и произнесению этой молитвы столько раз, сколько раз она отпечатана на цилиндре. Одновременно с этим в буддийской традиции существует утверждение, что мантра или молитва, прочитанная с полной осознанностью, приносит больше пользы, чем «начитанная» миллионы раз. Индуисты также используют ранголи (рисунок-молитву). Рисунок, в виде орнамента, рисуется на земле цветным минеральным порошком. Подобной техникой пользуются и тибетские монахи для создания песочных мандал).
Обращение к Богу в христианстве
Иисус Христос, придя в мир, осудил как лицемерие молящихся напоказ, так и многословие в молитве, уподобив подобную молитву языческой. В связи с этим он установил правила моления, предусматривающие немногословность молящегося и сокрытие процесса моления от посторонних глаз, так как молящийся на публику уже получает свою награду на земле и Господь его прошения слушать не будет. Вместе с тем, он преподал «совершеннейшую из всех христианских молитв» (Отче наш). В древней церкви существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амаликитянами с воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма рано утвердился греческий обычай молиться с непокрытой головою; но для женщин установлено было противоположное правило.
Сообразно заповеди Христа о непрестанной молитве христиане молились во все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день и ночь на 12 равных частей и дневные часы делили на 4 части: 1-й (соответствует 7 часам утра), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то в христианской церкви, сверх литургии, издревле установлены 8 ежедневных служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы с междучасиями. В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой, так что верующие, особенно в монастырях, собирались на молитву по 8 раз в день. С течением времени церковь ввиду занятий христиан в частной и общественной жизни начала совершать эти службы большею частью три раза в течение суток: утром (полуночницу, утреню и последование первого часа), перед полуднем (последование 3-го и 6-го часа и божественную литургию) и вечером (последование 9-го часа, вечерню и повечерие).
Различают молитву, совершаемую без слов и других внешних знаков — одним умом и сердцем (молитва внутренняя, духовная, сердечная), и молитву, которая произносится словами и сопровождается разными знаками благоговения (молитва внешняя, наружная). По содержанию своему молитва распадаются на славословия, прошения и благодарения; есть ещё молитва ходатайственная за других. В отношении формы, молитвы распадаются на три главные группы: ектении, псалмы и песнопения.
Таинства церкви по учению христианской церкви есть священнодействие (обряд), в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Божия:
- Крещение — погружение крещаемого в воду или обливание его водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;
- Миропомазание — освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро);
- Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу и тем самым освобождаются от грехов (в Православной церкви и миряне, и духовенство причащаются хлебом и вином, в католической: духовенство — хлебом и вином, миряне, как правило, лишь хлебом);
- Исповедь (покаяние) — раскрытие верующим своих грехов священнику и получение прощения, «отпущения грехов», от имени Христа;
- Брак (венчание) (в Католической церкви не подлежит расторжению);
- Елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, больному прощаются грехи, которые он забыл или не успел исповедать);
- Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства).
Молитва в исламе
Обычно русским словом "молитва" переводят два исламских богослужения, обозначающихся разными арабскими словами:
1. Дуа, то есть молитва-просьба, обращенная к Аллаху.
2. Салят или намаз (на персидском и тюркских языках Намаз), то есть ритуальная молитва, состоящая из определенных действий.
У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама:
Пророк Мухаммед сказал:
«Совершайте молитву так, как вы видите, как я её совершаю».
Отсюда следует, что Мухаммед, посланник Аллаха в исламе, установил все обряды касающиеся молитвы. Мусульмане должны читать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва совершенная в мечети имеет наибольшую ценность, за него молящийся получает больше награды от Бога. Каждый мусульманин отвечает сам за свою молитву. Во время молитвы мусульмане обращаются лицом к Каабе (Мекке). Мусульманская молитва должна совершаться пять раз в день (перед восходом солнца, в полдень, во второй половине дня, после заката солнца и ночью). В пятничный день каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия, необходимо слушать проповедь в мечетях.
IV. Закрепление знаний
Составить рассказ из 10 предложений о молитве в одной из рассмотренных религий. Совместное обсуждение 2-3 работ.
V. Итог урока
Бог
Человек
Молитва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Человек в религиозных традициях мира
Презентация к уроку РКСЭ модуля Основы мировых религиозных культур...
Конспект урока по теме "Человек в религиозных традициях мира".
Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка рассказа.Основные термины и понятия урока - молитва, таин...
Человек в религиозных традициях мира. 4 класс.
Презентация предназначена для урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Человек в религиозных традициях мира"....
Урок по ОРКСЭ "Человек в религиозных традициях мира".
Авторская разработка....
Человек в религиозных традициях мира
Однажды Иисуса Христа спросили о том, какая самая главная среди множества заповедей. Он сказал, что важней всего любовь к Богу и к человеку: «Люби ближнего, как самого себя»....
Конспект по предмету "Основы мировых религиозных культур", тема: "Человек в религиозных традициях мира"
Данный конспект является зачётной работой курса повышения квалификации "Научно-методические основы преподавания модуля "Основы мировых религиозных культур" комплексного курса ОРКСЭ"...
Человек в религиозных традициях мира
ОРКСЭ модуль ОМРК...