Программа внеурочной деятельности "LEGO-конструирование"
рабочая программа (1 класс) по теме
Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO DACTAв и аппаратно-программного обеспечения как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lego-konstruirovanie.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №88»
программа
«Лего-конструирование»
в год – 64 часа
в неделю – 2 часа
Руководитель:
Авилова С.Ю.
г. Тюмень, 2009
Пояснительная записка
Настоящий курс предлагает использование образовательных конструкторов LEGO DACTAв и аппаратно-программного обеспечения как инструмента для обучения школьников конструированию, моделированию и компьютерному управлению.
Основными задачами курса являются
1. ознакомление с основными принципами механики;
2. ознакомление с основами программирования в компьютерной среде моделирования LEGO DACTA Control Lab®;
3. развитие умения работать по предложенным инструкциям;
4. развитие умения творчески подходить к решению задачи;
5. развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
6. развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Обоснование курса
Работа с образовательными конструкторами LEGO DACTA® позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания - от теории механики до психологии, - что является вполне естественным.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце урока увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Курс "Лего-конструирования" условно разделен на две части:
- основы механики и конструирования
- основы автоматического управления
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Цель первой части курса заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой "на ты", познакомить с профессией инженера: изучение понятий конструкции и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), элементов черчения.
Вторая часть курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. Цель второй половины курса состоит в том, чтобы научить ребят грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.
Примерная структура занятия
- Организационный момент (1-2 минуты).
- Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 минут).
- Проверка домашнего задания (3-4 минуты).
- Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (10-12 минут).
- Физминутка (1 минута).
- Выдача домашнего задания с комментарием (2-3 минуты).
- Работа за компьютером (10-15 минут).
- Релаксация (1 минута).
- Подведение итогов (2-3 минуты).
По каждой теме учащимися выполняются самостоятельные работы, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал.
Программа предполагает проведение занятий 2 раза в неделю по 45 минут. Всего 64 часа в год.
Учебная программа курса "Лего-конструирования"
Простые механизмы ( 46 ч)
Разделы и темы | Количество учебных часов |
1.Введение в предмет "Лего-конструирование". | 1 |
Ознакомление с конструктором "Простые механизмы". Названия и назначения всех деталей конструктора. Виды соединений деталей. Изучение типовых соединений деталей. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
2.Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении | 3 |
Понятие конструкции, ее элементов. Основные свойства конструкции: жесткость, устойчивость, прочность, функциональность и законченность. Силы, действующие на сжатие и растяжение элементов конструкции. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
3.Ознакомление с принципами описания конструкции | 3 |
Понятие конструирования (постановка задачи). Способы описания конструкции (рисунок, эскиз и чертеж) их достоинства и недостатки. Условные обозначения деталей конструктора. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
4.Индивидуальный проект по теме "Конструкции" | 3 |
Самостоятельная творческая работа учащихся по заданной теме. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
5.Простые механизмы и их применение. Рычаги | 2 |
Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Примеры применения простых механизмов в быту и технике. Понятие о рычагах. Основные определения. Два вида рычагов. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
6.Построение конструкций по теме "Рычаги" | 1 |
Построение моделей с использованием технологических карт. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
7.Рычаги: правило равновесия рычага. | 1 |
Основные определения. Правило равновесия рычага. Решение задач с применением правила равновесия рычага. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
8.Построение сложных моделей по теме "Рычаги" | 2 |
Построение моделей с использованием технологических карт. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
9.Блоки | 2 |
Определение блоков, их виды. Применение блоков в технике. Применение правила рычага к блокам. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: |
10.Построение сложных моделей по теме "Блоки" | 1 |
Построение моделей с использованием технологических карт. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
11.Индивидуальный проект на тему "Простые механизмы" | 3 |
Учащимся предлагается самостоятельно разработать конструкцию или механизм с применением полученных знаний, умений и навыков. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
12.Ременные передачи | 2 |
Виды ременных передач; сопутствующая терминология. Применение и построение ременных передач в технике. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
13.Построение конструкций по теме "Ременные передачи" | 2 |
Построение моделей с использованием технологических карт. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
14.Зубчатые передачи | 1 |
Назначение зубчатых колес, их виды. Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: |
15.Построение конструкций по теме "Зубчатые передачи" | 1 |
Построение моделей с использованием технологических карт. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
16. Виды зубчатых передач | 2 |
Назначение зубчатых колес, их виды. Зубчатые передачи под углом 90°, их виды. Реечная передача. Применение зубчатых передач в технике. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
17.Построение сложных моделей по теме "Зубчатые передачи" | 2 |
Построение моделей с использованием технологических карт. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
18.Индивидуальный проект по темам "Ременные и зубчатые передачи" | 2 |
Самостоятельная творческая работа учащихся по заданной теме. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
19.Энергия | 2 |
Понятие энергии и ее формах. Примеры. Экономия энергии. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: |
20.Построение конструкций на тему "Энергия" | 2 |
Построение моделей с использованием технологических карт. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
21.Преобразование и накопление энергии | 2 |
Способы накопления энергии и ее передачи в механике. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
22.Построение сложных моделей по теме "Энергия" | 2 |
Построение моделей с использованием технологических карт. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
23. Индивидуальный проект | 4 |
Учащимся предлагается самостоятельно разработать конструкцию или механизм с применением полученных знаний, умений и навыков. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
Часов в разделе | 46 |
Управляемые машины (18 ч)
Разделы и темы | Количество учебных часов |
1.Ознакомление с набором "Управляемые машины" | 1 |
Названия и назначения всех деталей конструктора. | |
Учащиеся должны знать: | |
2.Типовые соединения | 2 |
Виды соединений деталей. Изучение типовых соединений деталей. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
3.Электричество. Понятие программирования. | 2 |
Понятия электричества, напряжения и его полярности, электрической цепи. Понятие команды, программы и программирования. Ознакомление с пультом управления. Правила работы с пультом. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
4.Модель "Вращающаяся сцена" | 2 |
Сборка модели. Зубчатые передачи: передаточное число, его расчет. Изучение червячной передачи, ее свойств. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
5.Модель "Лифт" | 2 |
Сборка модели. Изучение блоков, ременной передачи и их свойств. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
6.Индивидуальный проект | 2 |
Самостоятельная творческая работа учащихся на заданную тему. |
7.Модель "Машина для разметки дорог" | 2 |
Сборка модели. Изучение способов передачи движения под углом 90 градусов (зубчатые передачи). Анализ принципа управления машиной. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
8.Модель "Динозавр" | 2 |
Сборка модели. Применение нескольких видов передач движения в одной модели. | |
Учащиеся должны знать: | |
Учащиеся должны уметь: | |
6.Индивидуальный проект | 3 |
Часов в разделе | 18 |
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата |
1. | Знакомство. Введение в предмет. Правила техники безопасности. | 1ч | |
2. | Возможности персональных компьютеров. | 1ч | |
3. | Развитие внимания. Курсор. | 2ч | |
4. | Развитие внимания. Курсор. Замкнутая область. Клавиши Enter, Backspace, Пробел, клавиши стрелок | 2ч | |
5. | Решение задач на развитие внимания. Безопасное обращение с компьютером. Функциональные клавиши F1, F2, F3. | 2ч | |
6. | Использование манипулятора «мышь» при работе с программой «Внимание». Решение задач на развитие внимания. | 2ч | |
7. | Предназначение клавиш F1, F2, F3 в программе “Внимание”. Решение задач на развитие внимания. | 1ч | |
8. | Понятие множества. Работа с прикладной программой «Множества» | 1ч | |
9. | Множества. Вложенность в множества. | 1ч | |
10. | Общий признак для группы предметов. Поиск «лишнего» предмета в группе предметов. | 1ч | |
11. | Выделение существенного признака предмета. | 1ч | |
12. | Выявление существенного признака группы предметов | 1ч | |
13. | Выявление закономерностей в расположении предметов | 2ч | |
14. | Решение логических задач. Выявление закономерностей в расположении предметов | 2ч | |
15. | Урок загадок. | 1ч | |
16. | Логика и конструирование | 2ч | |
17. | Подготовка к проверочной работе | 1ч | |
18. | Проверочная работа | 1ч | |
19. | Устройство компьютера. Решение логических задач. | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.
Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...