культура профессионального общения педагога
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…авторитет проистекает только от ответственности» А.С.Макаренко Важным компонентом творческой атмосферы в школе является ответственность каждого учителя за коллектив и всего коллектива за каждого. Творческая атмосфера всегда предполагает наличие в коллективе понятия «взаимно». Если каждый учитель поймет, что ответственность равна авторитету, то он сможет по степени полезности своей деятельности определить свое место в коллективе…
Всякий, кто думает одно, а учеников наставляет в другом, кажется мне, также чужд обучению, как и понятию о честном человеке . Император Юлиан Творческая атмосфера – это профессиональные споры, борьба мнений, деловые разногласия. Отсутствие их ведет к разрушению творческой атмосферы. Это средство повышения производительности труда. Анализ, сделанный психологами и учеными, показывает, что коллективы, в которых бурлит мысль и учителя идут навстречу сложным вопросам обучения и воспитания, не боясь столкновений, не испытывают тягостных ссор, мелочных дрязг, без паники готовы преодолеть непредусмотренные затруднения, рождаемые жизнью.
Однако споры полезны, когда они принципиальны, иначе создают отрицательный эмоциональный климат, порождающий взаимные обиды. Несмотря на то, что в основном наш коллектив женский, мы всегда умели обойти сплетни и мелочность, и этого правила постараемся придерживаться дальше.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А . Дистервег Составной элемент творческой атмосферы – признание лидерства лучших учителей, мастеров. Творческий коллектив предусматривает совершенствование на примере самых преданных делу, талантливых педагогов. Задача же лидера – увлечь своими идеями, открытиями коллег. Если учитель не увлекает других, «сам себе режиссер», то он не воспринимается окружающими как лидер.
Писатель Ю.Олеша говорил: «Творчество радиоактивно » В школе часто действует известный психологический закон «заражения»: окружающих начинает беспокоить собственная пассивность, однообразие своей работы, появляется здоровая неудовлетворенность собой. И когда в учительской появляется рейтинг по итогам за какой-то период или приказ о поощрениях, а вас в нём нет, не стоит обижаться на весь свет и считать обиды, следует задуматься о себе.
- Учитель, а что такое чистоплотность? О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо. И ни с кем вслух не обсуждают недостатки коллег. Тем более их не обсуждают с родителями или учениками. А если на родительском или классном собрании только назревает конфликт, то его следует сразу же погасить, не дав разгореться. И , наверное, в некоторых случаях об искре конфликта надо сообщить администрации, но сделать это открыто, а не за спиной коллег!
Для того, чтобы понять, есть ли у вас проблемы с коллегами, пройдите предлагаемый тест. Внимательно прочтите следующие утверждения и определите, какие из них описывают ваше поведение. 1. Вы иногда бросаете провокационные фразы либо для того, чтобы завязать диалог, либо с той целью, чтобы уколоть кого-то. 2. Вы употребляете сленг и бросаете громкие фразы. 3. Вы коллегам даете клички и обращаетесь далее лишь по кличкам, а не по имени. 4. Ваше рабочее место занято фотографиями членов вашей семьи. 5. Вы держите на своем столе фотографию знаменитости с вклеенной рядом вашей фотографией. 6. Вопросы, которые вы поднимаете на собраниях, часто сопровождаются лишь исключительно вашим монологом, вашими доводами. 7. Вы вызываете легкую панику и напряжение у некоторых коллег по работе.
8. Вы позволяете себе жевать и одновременно общаться с коллегами по работе. 9. Вы злоупотребляете парфюмом . 10. Вы считаете, что абсолютно всем будет интересно знать о ваших проблемах. 11. Вы частенько перебиваете коллег в ходе разговора. 12. Вы – человек настроения, поэтому, обидев кого-то, вы просто говорите, что это вызвано плохим настроением, и не считаете нужным извиниться. 13. Вы постоянно даете коллегам по работе задания, когда те уже собираются уходить домой, спешат на поезд, на обед и т. д. 14. Вы часто берете со столов ваших коллег то ручку, то ножницы, то карандаши, то линейку и всегда забываете возвращать эти предметы их обладателям. 15. Ваш диалог с коллегами часто заканчивается фразой «Я уже больше не могу! Вы меня просто раздражаете!».
Результаты теста . Если к вам можно отнести всего 2-3 утверждения , можно сказать, что вы не вызываете раздражения у коллег. Отношения между вами можно расценивать как ровные и дружественные . Если можно сказать, что 4-6 утверждений – про вас, следует быть повнимательнее к коллегам. В противном случае именно вас скоро начнут расценивать как сотрудника, который вызывает постоянное раздражение . Если к вам относятся 6 и более утверждений , можно сказать, что вас уже считают основным «раздражителем». Значит, пришло время полностью менять свою манеру общения с коллегами по работе.
Каждый день учителя собираются в учительской, и уже по атмосфере в ней можно во многом судить о нравственных отношениях в коллективе: грубость или доброжелательность, ворчание и угрозы или искренность, раздраженность или внимательность и т. п.— уже какой-то показатель этих отношений. А практика показывает, что даже настроение из учительской учитель несет в класс, и раздраженность, возникшая в ней, влечет за собой недостаточную педагогическую продуктивность на уроке. Плохое настроение испытывают на себе и дети.
Все мы работаем в коллективе. А он, как известно, состоит из людей. И многим знакомо то чувство, когда в школу идти нет ни желания, ни сил из-за напряженных отношений с коллегами. Дабы с вами такого не случилось, соблюдайте некоторые правила общения, рекомендуемые психологами.
Отношения "УЧИТЕЛЬ - КОЛЛЕГИ" 1. Быть добрым, дружелюбным и чувствительным к своим коллегам 2. Владеть тоном и тактом общения с коллегами 3. Не завидовать успехам коллег 4. Делиться своим опытом с коллегами 5. Не стесняться учиться у коллег 6. Не смотреть на коллег сверху своего "полета" 7. Хранить доброе имя своих коллег 8. Не пытаться поднять авторитет своего предмета через унижение других 9. Быть непримиримым к фактам антипедагогичного поведения коллег
Педагогический коллектив — сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников.
Подготовка к конкурсу «Учитель года»
Подготовка к семинару школьных библиотекарей
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов
"Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выс...
Культура общения педагога "Давайте говорить - красиво изъясняться"
Культура речи. Компоненты профессиональной речи педагога. Требования к речи педагога...
«Роль общения в профессиональной деятельности педагога».
Доклад «Роль общения в профессиональной деятельности педагога» и презентация к нему раскрывает стили педагогическогообщения и руководства учителя с учащимися, указывает на важную роль устано...
Профессиональные компетенции педагога начальной школы в свете нового "Профессионального стандарта".
О рофессиональных компетенциях учитля нчальных классов в новом "Профессиональном стандарте"...
Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта
Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из сис...
Тренинг для педагогов. Тема: «Проблемы общения педагога с родителями»
План занятияТренинг взаимодействия педагога с родителями:- Первый этап тренинга посвящен применению психологических знаний при общении с родителями в своей педагогической практике.- Второй этап посвящ...
Формирование профессиональных качеств педагога и ликвидация профессиональных дефицитов
Доклад "Формирование профессиональных качеств педагога и ликвидация профессиональных дефицитов"...