Формирование профессиональных качеств педагога и ликвидация профессиональных дефицитов
статья

Игнатова Инга Владимировна

Доклад "Формирование профессиональных качеств педагога и ликвидация профессиональных дефицитов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игнатова И.В.

Формирование профессиональных качеств педагога и

ликвидация профессиональных дефицитов

Система воспитания и обучения – главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала.  

►Слайд 2.

Успешность работы учителя определяется не только методами воспитания и обучения, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу.

Личность учителя – основное условие и средство успеха педагогического процесса, её не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащать научные знания, педагогические умения, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование. Состав профессионально значимых характеристик личности учителя довольно обширен – он включает наряду с несколькими десятками социальных характеристик несколько десятков психологических.

►Слайд 3

Можно выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:

  1. Умственные.
  2. Дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять  и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь).
  3. Перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность).
  4. Организаторские качества.
  5. Коммуникативные.
  6. Тактичность.
  7. Волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность,    требовательность).
  8. Педагогическое воображение, способность к распределению внимания.
  9. Динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению.
  10. Эмоциональная устойчивость (способность владеть собой).
  11. Оптимистическое прогнозирование.
  12. Креативность.

►Слайд 4.

Педагогическое мастерство предполагает наличие у учителя как общих качеств (эрудированность, чувство нового, способность к анализу и самоанализу, гибкость мышления, активность, волевые качества), так и специфических педагогических способностей и качеств личности (наблюдательность, распределенное внимание, умение передавать другим накопленные знания, перцептивные качества, педагогический такт, умение проектировать развитие личности обучающегося), которые являются весьма существенными для творческой активности.

  ►Слайд 5.

В реальной жизни общие и специфические черты личности неразрывно связаны, поэтому можно выделить следующие интегральные характеристики личности учителя:

  1. направленность;
  2. знания;
  3. способность; 
  4. умение.

►Слайд 6.

Направленность личности учителя связана с системой педагогических целей и осознанием способов их достижения, с умением общаться с детьми, с желанием обучать и воспитывать их. Она определяется, прежде всего, мировоззрением учителя, его политическими и нравственными идеалами.

Под профессиональной направленностью имеют в виду интерес к профессии и склонность заниматься ею. Понятие направленность включает в себя представление о цели, мотивы, побуждающие к деятельности, и эмоциональное к ней отношение.

Направленность личности является основой саморазвития и профессионализма. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности.

  ►Слайд 7.

Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме: фактов, представлений, понятий и законов науки, это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

 ►Слайд 8.

Умения – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретённых навыков.

►Слайд  9.

Меняется содержание, формы, методы, средства, технологии педагогической деятельности, роли и позиции педагога. В первую очередь, он должен обладать предметными компетенциями. Под профессиональной компетентностью педагога мы понимаем интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщённых способов решения типовых задач. Но не менее важно формирование метапредметных компетенций педагога, которые обеспечивают способность и готовность педагога решать универсальные профессиональные задачи, выходящие за рамки предметного содержания образования и позволяющие педагогу повысить результативность работы с обучающимися.

►Слайд 10.

Под метапредметными компетенциями педагога мы понимаем освоенные им способы деятельности по решению универсальных профессиональных задач, связанных с ключевыми умениями и навыками работать с информацией, проводить исследование, выстраивать эффективную коммуникацию, реализовывать функции управления и самосовершенствоваться.

►Слайд 11.

На основе функционального психолого-педагогического анализа деятельности педагога в кластер матапредметных компетенций педагога были выделены, описанные ниже компетенции.

  1. Информационная компетенция – владение педагогом методами и технологиями работы с информацией, приобретение умений и навыков анализа, поиска, обработки, передачи информации, её использования для решения профессиональных задач: способность учитывать индивидуальные и типологические особенности обучающегося, обеспечивать его полноценное развитие, самоопределение и самореализацию, достижение его успеха в жизни.

Современные школьники с раннего детства приобщаются к информационным технологиям, а это значит, что они уже с 1 класса готовы приобретать знания с помощью интерактивных программ и прикладных инструментов. Начальная школа имеет для этого все средства. Практически во всех школах кабинеты начальных классов оборудованы рабочим местом учителя: имеется компьютер или ноутбук, экран или телевизор, интерактивная доска или планшет. Мало какой урок проходит без подачи материала в виде интерактивной презентации или фильма.

Но обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается материал учащимися, как они применяют полученные знания на практике. Контроль знаний и умений учащихся – один из важнейших элементов учебного процесса. Для контроля усвоения учебного материала (не только текущего, но и промежуточного) учителя всё более активно используют тестирование. А с появлением системы VOTUM в нашей школе тестирование стало более интересным не только для учащихся, но и для учителей.

  1. Мотивирующая компетенция – готовность педагога осваивать способы деятельности по выявлению и формированию позитивной мотивации детей к образовательной деятельности; создавать ситуации, обеспечивающие позитивное принятие образовательной деятельности и достижение в ней успеха; использовать педагогические приёмы формирования внутренних установок обучающихся на реализацию образовательной деятельности и повышения их самомотивирования ;
  2. Организационно-управленческая компетенция комплексная система способностей педагога глубоко анализировать проблемы развития обучающихся, находить наиболее целесообразные и эффективные пути их решения относительно конкретной ситуации;
  3. Исследовательская компетенция – интегративное качество педагога, проявляющееся в его способности и готовности к организации и сопровождению процесса осуществления научных исследований детей для достижения социально значимых результатов;
  4. Коммуникативная компетенция – способность и готовность вступать в различного рода (невербальные и вербальные, устные и письменные) контакты для решения коммуникативных задач в профессионально-педагогической деятельности, способствующих формированию и развитию коммуникативных умений и навыков у детей;
  5. Методическая компетенция – интегральная многоуровневая профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога, предусматривающая знания, умения и навыки в области методики работы с детьми; способность не только выявлять и распознавать, но и решать методические задачи и проблемы, возникающие в образовательном процессе;
  6.  Тьюторская компетенция – готовность педагога к педагогическому сопровождению обучающегося через формирование его запроса на образовательную деятельность, помощь в её планировании, анализе и представлении результата развития ребёнка, решении его индивидуальных образовательных проблем;
  7. Креативная компетенция – готовность педагога к инновационной продуктивной деятельности и способность к развитию креативности одарённых детей;
  8. Компетенция самообразования и самосовершенствования – интегративная характеристика личности педагога, включающая в себя мотивацию к познанию, способность ставить цели и задачи саморазвития, владение методами и приёмами самосовершенствования, способность к саморегуляции данного процесса, адекватной самооценке и рефлексии уровня собственного развития, позволяющая развивать инструментальные и мотивационные признаки одарённости у детей. Учителя нашей школы активно используют онлайн-школы как платформу для дополнительного образования и саморазвития.

На основании данных компетенций, педагог выстраивает свой план развития, планирует свою педагогическую деятельность.

Индивидуальный план профессионального развития педагога представляет собой сформированную папку, состоящую из разделов «Мои профессиональные достижения», «Мои профессиональные дефициты», «Анализ результатов выполнения индивидуального плана профессионального развития», «План устранения дефицитов профессиональной деятельности».

►Слайд 12.

Именно выявление дефицитов позволяет педагогу эффективно анализировать свою деятельность.

Профессиональные затруднения или дефициты – своеобразный индикатор «белых пятен» в арсенале профессиональных компетенций педагога.

Материал наблюдений обнаруживает следующие профессиональные дефициты педагогических работников, затрудняющие достижение целей ФГОС.

Педагоги затрудняются в определении форм активности детей, за счёт которых возможно достижение ими метапредметных результатов.

Учителя не всегда различают метапредметные, предметные и личностные результаты, затрудняются в указании конкретного УУД, актуализирующегося в учебной ситуации, испытывают трудности в проектировании формы учебной работы, способствующей формированию конкретного УУД. Для многих учителей неясна логика взаимосвязи предметного и метапредметного результата.

Педагоги испытывают серьёзный дефицит средств и способов оценки метапредметных результатов, не готовы не только к самостоятельной разработке инструментов и процедур оценки предметных грамотностей и метапредметных результатов, но и к корректному использованию имеющихся измерительных средств.

Учителя недооценивают важность координации усилий ансамбля педагогов, а также внеурочных ресурсов в достижении планируемых образовательных результатов.

Педагоги испытывают трудности в анализе эффективности урока (в том числе, и собственного). Вместо содержательного анализа они попросту пересказывают план урока, добавляя к этому пересказу формальные перечисления использованных ими методов, приёмов и т.д. Анализ эффективности урока невозможен без наличия у учителя средств диагностики образовательного результата, в том числе включённых в ход урока.

►Слайд 13.

Педагоги затрудняются в разработке сценария (а не жёсткого плана) урока. Сценарный ход не предполагает от педагога чересчур подробного прописывания всех возможных шагов и направлений разворачивания урока. Сценарный ход требует указания ключевых точек урока, связанных с обнаружением знания/незнания, умения/неумения детей и диагностикой уровня класса в отношении формируемого способа действий.

Педагоги неохотно используют формы и методы обучения, выходящие за рамки уроков: лабораторные эксперименты, уроки на свежем воздухе: наблюдение на изменениями природы, чтение во внутреннем дворике, рисунки мелками на асфальте. Ведь в подобных образовательных формах и типах деятельности содержится большой ресурс достижения всех планируемых результатов.

Педагоги испытывают недостаток средств и технологий для включения в образовательный процесс всех обучающихся – с повышенными познавательными потребностями и со специальными потребностями в образовании, одарённых и отстающих, а также учащихся с ограниченными возможностями и т.д.

Хотя разнообразие форм оценивания образовательной успешности является необходимым условием полноценной реализации ФГОС, педагоги по-прежнему предпочитают учительский контроль в форме самостоятельных, контрольных и тестовых работ прочим формам, не придавая должного значения воспитанию оценочной самостоятельности, формирующему оцениванию школьников.

►Слайд 14.

Проблему педагогического творчества и совершенствования профессионального мастерства учителя следует решать комплексно, в процессе творческого саморазвития учителя. Каждый учитель может стать творческим педагогом при большом стремлении, ясной цели, при упорстве и трудолюбии, при непрекращающейся работе по самообразованию, развитию общей культуры личности.

►Слайд 15.

Постоянное творческое профессионально-личностное самовоспитание поможет учителю развить в себе необходимые качества и умения для того, чтобы овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, создать собственную творческую лабораторию.

►Слайд 16.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф о р мир о в ани е про ф е сс ион а л ь н ы х к а ч е с тв п е д а г ога и лик в и д ация про ф е сс ион а л ь н ы х д е ф ици т о в Учит е л ь н а ч а льны х кл асс о в М Б О У «Ш к о л а -лиц е й » № 3 И гна т о в а И нга Владимировна

Слайд 2

У с п е ш н о с т ь р аб о т ы у ч и т е л я о п р е де л я е т ся н е то ль к о м е т о да м и в о с пи т а ни я и о б у че ни я , а в б о льш е й с т е п е ни о б у с л а в л и в ае т ся е г о ли ч но с т ь ю , х аракт е р о м , м а с т е р с т в о м , в з аи м о о тнош е ниям и с у ч ащими с я , т в о р ч е с ки м о тнош е ни е м к де л у .

Слайд 3

О с н о вн ы е про ф е сс ион а л ь н ы е к а ч е с тв а ли ч но с т и у ч ит е ля : у м с т в е нны е; д и да к ти ч е с ки е; п е рц е птивные к а ч е с т в а; орг а низ а т ор с кие к а ч е с т в а; к о ммуни к а тивны е; т а к ти ч н о с ть; в о л е вые проф е сс ион а льные к а ч е с т в а; п е да г оги ч е с к о е в оо б р а ж е ни е; д ин а ми з м ли ч н о с ти; э моцион а льн а я у с т ой ч и в о с ть; оптими с ти ч е с к о е прогнозиро в а ни е; кр е а тивн о с ть.

Слайд 4

П е д а г оги ч е с к о е м а с т е р с т в о пр е д п о л а г ае т н а ли ч ие у у ч ит е ля к а к о б щих к а ч е с тв: э р у д иро в а нн о с ть, ч у в с т в о но в о г о, с п о с о б н о с ть к а н а ли з у и с а мо а н а ли з у , ги б к о с ть мышл е ни я, а к тивн о с ть, в о л е вые к а ч е с т в а и т . д., т а к и с п е цифи ч е с ких п е да г оги ч е с ких с п о с о б н о с т е й и к а ч е с тв ли ч н о с ти: п е да г оги ч е с к а я н а б л ю д а т е льн о с ть, р ас пр е де л е нн о е вни м а ни е, у м е ние п е р е да в а ть д р угим н а к опл е нные зн а ни я, п е рц е птивные к а ч е с т в а, п е да г оги ч е с кий т а к т , у м е ние пр о е к тиро в а ть р а звитие ли ч н о с ти у че ни к а.

Слайд 5

Ха р акт е р и с тики ли ч но с ти у ч ит е ля: н а п р а в л е нн о с ть ; з н а ни я ; с п о с о б н о с ть ; у м е ни е .

Слайд 6

Н а п р а в л е нно с т ь ли ч но с ти у ч ит е ля с в я з а н а с с и с т е м о й п е да г о ги ч е ск их ц е л е й и о с оз н а ни ем с п о с о б о в их д о с т и ж е ни я , с у м е ни ем о б щ а ть ся с де ть м и, с ж е л а ни ем о б у ч а т ь и в о с пи ты в а т ь и х . О н а о п р е де л я е т ся м и ро в о з зр е ни ем у ч и т е л я , е г о п о л и т и ч е ск и м и и н р а в с т в е нн ы м и и д е а л а м и.

Слайд 7

Знания – э т о о т р а ж е ни е че ло в е к о м о б ъ е к т и в н о й де й с тв и т е ль н о с т и в ф о р м е: ф а к т ов , п р е дс т а в л е ний, п о н я т ий и з а к о н о в н а у к и, э т о к о лл е к т и в н ы й о п ы т че ло в е ч е с т в а , р е з у л ь т а т п оз н а ни я о б ъ е к т и в н о й де й с тв и т е ль н о с т и.

Слайд 8

У м е ния – э т о г от ов н о с т ь с оз н а т е ль но и с а м о с т о я т е ль но вы п о л н я т ь п р а к т и ч е ск и е и т е ор е т и ч е ск и е де й с тв и я н а о с н о в е у с в о е нн ы х з н а ний, ж и з н е нн о г о о п ы т а и п р и о б р е т е нн ы х н а вы к ов .

Слайд 9

П р о ф е сс ион а л ь ная к о м п е т е нтно с т ь – э т о ин т е г р а т и в н о е к а ч е с т в о л и ч н о с т и с п е ци а л и с т а , в к л ю ча ющ ее с и с т е м у з н а ний, у м е ний и н а вы к ов , о б о б щ ё нн ы х с п о с о б о в р е ш е ни я т ип овы х з ад а ч .

Слайд 10

М е т а п р е д м е тная к о м п е т е нтно с т ь – э т о о с в о е нн ы е п е да г о г о м с п о с о б ы дея т е ль н о с т и по р е ш е нию у ни в е р с а ль н ы х п ро ф е сс и о н а ль н ы х з ад а ч , с в я з а нн ы х с к л ю че вы м и у м е ни я м и и н а вы к а м и р аб о т а т ь с инф о рм а ци е й, п ро в о д и т ь и сс л е д о в а ни е , вы с т р а и в а т ь эф ф е к т и в н у ю к о мм у ни к а ци ю , р е а л и з овы в а т ь ф у н к ции у п р а в л е ни я и с а м о с о в е рш е н с т в о в а ть с я .

Слайд 11

М е т а п р е д м е тн ые к о м п е т е нции: Ин фо р м а ционн а я к о мп е т е нция М о тиви р ующ а я к о мп е т е нция Орг а низ а ционно-упр а в л е н ч е с к а я к о мп е т е нция И сс л е д о в а т е ль с к а я к о мп е т е нция К о ммуни к а тивн а я к о мп е т е нция М е т о д и ч е с к а я к о мп е т е нция Т ь ют ор с к а я к о мп е т е нция Кр е а тивн а я к о мп е т е нция К о мп е т е нция с а моо б р а з о в а ния и с а м о с о в е рш е н с т в о в а ния

Слайд 12

П р о ф е сс ион а л ь н ые з а т р у д н е ния или д е ф ицит ы Не в с е г д а р а зли ча ю т м е т а пр е д м е тны е, пр е д м е тные и ли ч н о с тные р е з у л ь т а ты, з а т р у д н я ю т с я в у к а з а нии к онкр е тно г о У У Д. И с пыты в а ю т с е рь е зный д е фицит с р е дс тв и с п о с о б ов оц е нки м е т а пр е д м е тных р е з у л ь т а т ов. Н е д ооц е ни в а ю т в а жн о с ть к оо р д ин а ции у с илий а н с а м б ля п е да г о г ов, а т а к ж е вн е ур о ч ных р е с ур с ов в д о с ти ж е нии пл а ни ру е мых о б р а з о в а т е льных р е з у л ь т а т ов. И с пыты в а ю т т р у д н о с ти в а н а лизе эф ф е к тивн о с ти уро к а.

Слайд 13

П р о ф е сс ион а л ь н ые з а т р у д н е ния или д е ф ицит ы И с пыты в а ю т т р у д н о с ти в р а зр аб о т к е с ц е н а рия уро к а. Н е о х о тно и с п о ль з у ю т фо р мы и м е т о д ы о б у че ни я, вы х о дя щие за р а мки уро к ов. И с пыты в а ю т н е д о с т а т ок с р е дс тв и т е хн о логий д ля вкл ю че ния в о б р а з о в а т е льный проц е с с в с е х у ча щи х ся. По -пр е жн е му пр е д п о ч и т а ю т у ч ит е ль с кий к он т р о ль в фо р ме с а м о с т о я т е льных, к он т р о льных и т е с т овых р аб о т пр о ч им фо р м а м.

Слайд 14

Про б л е му п е да г оги ч е с к о г о т в о р ч е с т в а и с о в е рш е н с т в о в а ния проф е сс ион а льно г о м ас т е р с т в а у ч ит е ля с л е д у е т р е ш а ть к о мпл е к с но, в проц е с с е т в о р ч е с к о г о с а мор а звития у ч ит е л я. К ажд ый у ч ит е ль м о ж е т с т а ть т в о р ч е с ким п е да г о г о м при б о льш о м с т р е мл е нии, яс ной ц е ли, при упор с т в е и т р у д о лю б ии, при н е пр е кр а щ а ющ е й с я р аб о те по с а моо б р а з о в а нию, р а звитию о б щ е й к у л ь т уры ли ч н о с ти.

Слайд 15

П о с т о я нн о е т в о р ч е с к о е проф е сс ион а льно-ли ч н о с тн о е с а мо в о с пи т а ние п о м о ж е т у ч ит е лю р а звить в с е б е н е о б х о д имые к а ч е с т в а и у м е ния д ля т о г о, ч т о б ы о в л аде ть п е да г оги ч е с ким м ас т е р с т в о м и с т а ть м ас т е р о м п е да г оги ч е с к о г о т р у да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка профессиональных качеств педагога.

Самооценка профессиональных качеств педагога.Инструкция. Прочтите приведённые утверждения, уясните и оцените, в какой степени каждое из них соответствует вашей профессиональной деятельности, по ...

Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов

"Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выс...

Формирование профессиональной компетентности педагогов, связанной с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в начальных классах.

Формирование  профессиональной компетентности  педагогов, связанной  с применением  электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в  начальных классах....

Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС

Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Об этом мы и поговорим в даной статье....

Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта

Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из сис...

Формирование профессионального имиджа педагога как фактор повышения компетентности

Грамотно созданный имидж современного педагога помогает в решении профессиональных задач....